Провожаем 2023-й вместе с художниками, кураторами, музыкантами, галеристами, режиссерами и другими творческими деятелями.


Когда приходит время подводить итоги года, нам всегда хочется отдать микрофон самим сибирякам.
Нет, не потому что у нас самих совсем ничего не происходило — в этом году мы провели фестиваль сибирских короткометражек и показали его в семи городах, во многих из которых побывали впервые. Собрали на мероприятия фестиваля более 2200 зрителей и познакомились в процессе с кучей прекрасных людей, с которыми, без сомнения, будем делать что-то в будущем. В общем, нам есть чем гордиться!
Просто мы верим, что главные герои «Мастеров Сибири» — не мы, те, кто рассказывает, а те, о ком мы рассказываем. Художники, музыканты, режиссеры. Галеристы, кураторы, организаторы. Поэтому им слово — узнаем у них, какой это был год, хороший или не очень, сложный или удачный, веселый или совсем нет. И, конечно, будем ждать новых встреч в следующем году — новых проектов, новых открытий, новых идей. С наступающим, ваши «Мастера Сибири»!


Удивительно, но в этом году было довольно много хорошего. Произошли очень нужные события, которые позволили продержаться год. Все они связаны в основном с исследовательской работой. Мы с командой Сибирского филиала Пушкинского музея и «Академии Фотографии» выиграли грант на междисциплинарный исследовательский проект «Новое поколение. Художники из Сибири. Томск». И уже более полугода исследуем жизнь и творчество томских художников, рожденных после 1980 года. Мы фотографируем жизнь художников, снимая их за работой и документируя на пленке мастерские и произведения, собираем биографические справки, записываем глубинные текстовые и емкие видеоинтервью, проводим артист-токи и выставки в мастерских. Весной будет выставка, а когда-нибудь, я надеюсь, выйдет книга.
Другое значимое событие — меня пригласили стать участницей проекта RAAN (Russian Art Archive Network/онлайн-каталог документов о российском современном искусстве). И сейчас я занимаюсь архивацией биографий десяти томских художников. Для меня много значит тот факт, что художники из Томска попадут в историю. Кроме этого, я исполнила свою мечту — записала интервью для другого проекта RAAN «Мастер-фигура» c художником Петром Гавриленко. Это ключевая фигура для томского искусства начиная с 1980-х. Оказалось, что в тяжелое смутное время, самое подходящее занятие — это работа с уже имеющимися архивами и архивация сегодняшнего дня.
В архивах я утонула и при подготовке выставки «Художники все помнят» Сибирского филиала Пушкинского музея (бывший ГЦСИ). Я рада, что мне удалось поработать в одном проекте с мэтрами современного искусства, такими как Вячеслав Мизин и Василий Слонов, и с новым поколением художников — Наташей Юдиной, «Малышками 18:22», Николаем Исаевым. А еще соединить их в одном выставочном пространстве.
Я стала номинантом ежегодной российской премии в области современного искусства имени Сергея Курехина с текстом «Как современные сибирские художники работают с локальной историей». Это исследование — попытка ответить на вопрос, в чем состоит уникальность сибирского современного искусства, и почему сибирские художники обращаются в своих произведениях к локальной истории. Премию я не получила, но здесь важен сам факт того, что за пределами региона узнали о том, что существуют современные сибирские художники.


В 2023 году галерея «Республика ИЗО» не закрылась. И это чудо. Мы пережили ковид и ремонт моста. Представьте, власти закрыли мост, разделяющий город на две части. Наконец его открыли. Зря я надеюсь на то, что открытие моста вселит в барнаульцев жажду приобщиться к искусству, но надо на что-то надеяться.
Сам я не видел, но министр культуры Алтайского края уверяет, что региональную выставку «Сибирь XIII», прошедшую летом 2023 года в Барнауле, посетили 40 тысяч человек. Как после этого не верить в культурного человека.
В прошедшем году нам не принесли денег на блюдце с голубой каемкой, и в конверте не принесли; мы сами зарабатываем и тратим на культур-мультурные проекты. И так каждый год. Дедушка Мороз, когда это кончится? Когда на нас прольется денежный поток? Передай вселенной, что мы 100500 раз посылали ей запрос. У нас лампочки перегорают.
Мне приснился Аллах, Будда и Бог с ними, они хором сказали, что добро восторжествует. Я верю, что люди любят искусство, что все хотят быть культурными.


2023 год стал для нас первым годом жизни: наша галерея «ООО Водопад» появилась весной. Все началось с давней мечты создать свою галерею и внезапной встречи с местом. Мы были в гостях у наших коллег, в мастерской Крепкого Пальца, и они рассказали, что в этом же дворике сдается помещение без туалета, но с отдельным входом. Мы влюбились в это место сразу несмотря на то, что пространство было завалено хламом, стены выкрашены зеленой эмалевой краской, а часть из них была в аварийном состоянии. Против был только Юра, единственный мужчина в нашем коллективе, он пытался мыслить рационально. Но все же и он постепенно растаял от наших мечтаний и планов.
Потом начался долгий ремонт. Он растянулся на месяцы. Мы все делали сами и только потом поняли, что, учитывая сумму, которую мы отдавали за аренду, было бы дешевле нанять специалистов и сделать ремонт за несколько дней. Хотим сказать отдельное спасибо нашему первому меценату Жене Бойченко — он дал нам 10000 рублей на ремонт, и мы почти что в них уложились.
И вот наконец наступило лето, и мы открыли первую выставку! В этот день усталость вмиг рассеялась, и мы ощутили счастье от того, что пришли люди, от того, что мы медитировали вместе в соседнем дворе (это было тематически связано с выставкой), от того, что стали появляться планы на будущее и желающие сделать следующие выставки.
Вход на все события у нас свободный; художников, которые делают выставки, мы не можем поддержать материально, но и не берем денег за аренду и тому подобное. У нас прошло уже шесть выставок, и есть планы на ближайшие полгода. Надеемся на долгую и счастливую жизнь.


Итак, чего было хорошего, несмотря на весь беспросветный трэш вокруг? Просветы все же были. Этот год начался выставкой в Улан-Баторе с магистрами Академии искусств Монголии, которую я курировал вместе с Алексеем Мыслицким. Там же я почитал курс лекций для студентов; получил классный новый скил — работать, когда все (кроме Алексея) не идеальны в английском.
Год продолжился выставкой в Берлине, которую я сокурировал вместе с немецкими друзьями и где выставлялся сам. А еще я встретил в Берлине буквально всех: с кем учился, у кого учился, кого выставлял как куратор. Даже один художник из той выставки в Монголии, с которой год начинался, помогал на монтаже.
А заканчивается год огромной выставкой в Индии, но там я только автор одной из работ, без каких-либо кураторских влияний. Такое чувство, что я везде и одновременно нигде конкретно. Первое, что у меня спрашивают в переписке — а где я сейчас? Первый вопрос знакомых на улице: «А ты уже вернулся?». И студенты регулярно спрашивают, почему я все еще здесь, пишут трогательные прощальные письма, если я куда-то собираюсь, как будто я уже не вернусь. Но я возвращаюсь. А еще я вернулся к своей первой специальности и начал частную психологическую практику, и мне это нравится.


2023 год (как и 2022-й) был сложным, сбивающим с ног, срывающим маски, обнажающим скрытое. Как ни парадоксально, для меня это оказалось временем не только тяжелых перемен, но еще и обновления. Это время переосмысления, внутреннего диалога с самой собой. Такие периоды неопределенности вынуждают тебя жить в моменте и «вдруг» замечать то, что раньше, в бесконечном забеге по жизни, казалось мелочью, несущественной деталью или совсем упускалось из вида. Такое чувство, будто протер запыленные, забрызганные очки и по-другому увидел мир... Сегодня сильнее ощущается поддержка друзей и семьи, лучше понимаешь, что их присутствие в твоей жизни — уже само по себе хорошая история.
Еще это очень важный для меня год в профессиональном плане. Благодаря фестивалям нам удалось показать наш фильм «Под вечным синим небом» на площадках в России — в первую очередь в Сибири и родном для меня Байкальском регионе. В конце года мы выложили его в свободный доступ в сети интернет. Также мы с соавторами написали сценарий полнометражного фильма. Пока это только черновая версия, требующая доработки, но процесс идет активно, и в обозримом будущем мы планируем его завершить. Надеюсь, 2024-й станет годом поиска путей реализации нашего кино.


Летом мы разместили наш книжный магазин «Сибирь на страницах» в нестандартном объекте — Памятнике Трамваю № 13, что находится в Новосибирске в сквере за Оперным театром. По пятницам у нас проходили поэтические вечера, которые вел поэт и переводчик Владимир Светлосанов. В ту памятную пятницу вечер был посвящен грузинской поэзии в переводах Владимира Сергеевича. Мы настроились на грузинский лад, прикупили вина, само собой грузинского, даже говорить стали с грузинским акцентом. Народу пришло немного. Один из посетителей оказался чистокровным грузином, зашел случайно и был приятно удивлен, что в Трамвае его встречают грузинской речью и вином (пусть в пластиковых стаканчиках).
Самое интересное началось, когда Владимир Сергеевич стал читать. Надо отметить, что он не только талантливый поэт и переводчик. Он родился, чтобы поэзию читать. Слушатель не просто слышит, он начинает стихотворение чувствовать. И вот читает Владимир Сергеевич, а нас уносит в грузинские дали. В разгар вечера в трамвай зашла пара, молодой человек с девушкой. Оба в татуировках, пирсинге. Явно не поклонники грузинской поэзии, скорее, таланта Моргенштерна. Но заходите, ребята, присоединяйтесь. Думали, посидят, уйдут. А молодой человек минут через 20 говорит восхищенно: «Знаете, это странно. Я слушаю, и мне нравится!»
Тут мы все поняли, за это точно надо выпить!


Я записал два новых трека для своего проекта «Дневная доза дискомфорта»; один из них вышел на сплите с краснодарской группой Mrmraum, на него мы сняли клип, который я еще и смонтировал. Мы отыграли с десяток, а то и больше, концертов с «Дозой», один из них выездной в Красноярске. Еще я отыграл четыре концерта на басу с группой Tesalado и два концерта с Blixakiss. Сочинил и записал три трека для своего реп-проекта «ЛЭП», выложил один и скоро выложу остальные. Свел ипишки группам «Пытка» и La Nuit и сыграл с «Пыткой» все их концерты в этом году в качестве одного из гитаристов. Как звукоинженер участвовал в записи барабанов и гитары для нового трека «Пытки». В качестве звукоинженера записал альбом группе Kalal и сейчас свожу его.
Еще мы купили многоканальный пульт/звуковуху, и теперь наш Панк-гараж «Глотка» не просто реп-база и концертная площадка, а полноценная студия. Мы записываем почти все выступления, что у нас проходят, и параллельно снимаем видео, потом я все это свожу и монтирую. Это позволило нам сделать свой канал на YouTube с концертными и не только видео в нашем гараже; подпишитесь, пожалуйста.
Мы провели 14 концертов в «Глотке» в этом году, что для нас рекордное количество, причем половина из них — с приезжими группами. Также мы организовали фестиваль «Сибирское подполье 2», который прошел просто шикарно. А еще ПГ «Глотка» в этом году отметил свое десятилетие! Это очень важная психологическая отметка, подтверждение того, что все не зря — и мы сейчас, и организаторы гаража до нас, что-то делаем и делали правильно. Конечно, это даже не половина того, что хотелось успеть в этом году, но я не планирую останавливаться.


В этом году было две важных для меня работы, которые, так получилось, тематически объединены. Во-первых, это документальный спектакль с подростками «Мой папа» — потому что ребята от 10 до 17 лет делились для него своими непростыми личными историями, и потому что для меня самой он стал очень личной историей. Моего папы не стало девять лет назад, и мне кажется, что в этой работе у меня получилось как-то довольно глубоко зайти в тему отцов и детей. Не только режиссерски, но и по-человечески. Мне кажется, у нас получилась искренняя и глубокая работа, важная и для нас всех, и для зрителей.
А вторая история связана уже с темой мамы. Одна из ведущих актрис нашего театра Лена Половинкина поделилась со мной послевоенными дневниками своей мамы и своими тоже. Это воспоминания самых обычных людей. Из них родился афтофикшен-спектакль «Все как у всех» — этот жанр популярен в литературе, но в театре в нем практически никто не работает, и для нас это был эксперимент. Получилась трехчастная история — воспоминания Лениной мамы, Лены, и еще мы попросили поучаствовать дочку Лены. Я бы сказала, что для Лены это был настоящий актерский подвиг. С документальными спектаклями, когда нужно выходить на сцену, не придумывая себе персонажей, актерам всегда очень сложно. А у Лены здесь получается двойной подвиг, ей приходится быть самой собой, а это очень непросто. Поэтому она вполне заслуженно была номинирована с этим спектаклем на «Золотую маску».


Это был плодотворный год — мы давали много концертов и много гастролировали. Весной мы решили, что надо поехать на гастроли по улусам республики. Мы были в Сунтаре и Чурапче. В Сунтаре мы выступали на юбилее лидера группы «Айтал» — легенды саха-рока, а в Чурапче приняли участие в конкурсе вокально-инструментальных ансамблей, где мы были единственными волосатыми чуваками среди школьников и пенсионеров из досугового центра. Наши барабанщик и гитарист стали лучшими в конкурсе!
Потом мы записали наш дебютный альбом. Процесс был небыстрый — мы искали свой звук, настраивали аппарат, материал пришлось записать дважды. На фестивале «Холбон!» в Якутске мы выступили на одной сцене с группой «Чолбон». От этого мы просто офигели — выступать на одной сцене с кумирами своего детства! Потом мы поехали в тур на «Газели Смерти» — сначала у нас была пробная вылазка на четыре города, во время которой мы увидели, что вполне реально выступать в российских городах с песнями на якутском языке, а потом начался большой тур. В нем было 35 городов и пять стран — это был утомительный, но очень классный опыт. Мы окончательно поняли, что именно этим и хотим заниматься: записывать альбомы, давать концерты. Мы, кажется, еще не отошли от этого тура — до сих пор хочется взять гитару, педали, пару трусов и пару носков и еще куда-то поехать.
В туре про нас снимали документальный фильм, не знаем пока, когда он выйдет. Это были уже третьи наши съемки за год — нас снимали для документального фильма про группу «Чолбон», мы там были просто участники, давали интервью, и еще мы снялись в фильме «Звуковой ландшафт». Еще мы запустили свой кассетный лейбл Dargyl Records, хотим издавать местных ребят — не только рок-музыкантов, но и весь андеграунд, электронику, рэп, неважно. Пора начинать экспансию якутской музыки!


2023 год прошел в череде проектов, посвященных изучению места, где мы живем, и того, как мы с этим местом взаимодействуем. Мой кураторский год начался с открытия в Музейном центре «Площадь Мира» групповой выставки «Меланхолия». Во время подготовки к ней у меня появилась пара седых волос. Сейчас это уже не имеет значения, так как мне удалось создать в музее безопасное место для принятия себя и рефлексии над происходящими событиями. Я поняла это по отзывам посетителей, которые благодарили за появление такого пространства. Полутемная экспозиция включала работы художников на тему переживания горя, как личного, так и коллективного. Это была моя первая выставка такого масштаба на площадке музея. Еще мне греет душу новость о предстоящей поездке выставки в Тюмень, в «Контору пароходства».
Лето запомнилось работой в полях: наш кураторский сектор совершал художественные интервенции в Енисейск. Мой проект «Купальница Кытманова» родился в ходе изучения истории города и фигуры Александра Игнатьевича Кытманова, который составил гербарий с образцами местной растительности и растениями со всего мира. В результате появилось гибридное общественное пространство во дворе Енисейского музея-заповедника, которое будет функционировать и в следующем году, и в котором, самое главное, будет место современному искусству.
И завершающее этот год событие — конечно же, XV Красноярская музейная биеннале «АВЕНИСЕЕСИНЕВА» в музее «Площадь Мира» этой осенью. Наш кураторский сектор отвечал за параллельную программу «Идущие к реке» и занимался художественными исследованиями акватории Енисея. Я решила «услышать» Енисей и пригласила саунд-художников для создания аудиального портрета реки. Итогом проекта стали объектные инсталляции, познакомиться с которыми можно в речной галерее музея до 25 февраля. Отдельная гордость — это кассета «Голоса Енисея» с записями художников, которая будет выпущена в начале следующего года в рамках совместного проекта на лейбле экспериментальной электроники «Картаскважин».