Даже жонглирование у нас было: Чем живут галереи Барнаула

Тревожная кнопочка, алтайские классики и конский навоз


Барнаул — город с богатой художественной средой. Только в местном отделении Союза художников России состоят почти 150 человек, и им есть, где показать свои работы — есть и государственные музеи с фокусом на классическом искусстве, и небольшие галереи, которые формируют современную художественную среду города.
Часто новые выставочные пространства открывают местные энтузиасты. Эти места становятся точками притяжения для творческого сообщества, но лишь на ограниченный промежуток времени. Так открылись и закрылись, например, галерея «Проспект» и галерея Sol’. Однако в городе постоянно открываются новые выставочные пространства. В прошлом году открылась галерея Code, а этим летом экспозиционное пространство появилось в «Доме купца Морозова».
Небольшое помещение в центральном районе города, где гостей встречает пара котов
Екатерина Витвинова, куратор галереи (2009-2018)
«Бандероль» открылась в 2009 году. Идея «Бандероли» появилась у Натальи Владимировны Тананушко. У нее скопилась достаточно большая коллекция художественных произведений — ей много дарили картин, вся квартира была завешана, все стены. Так появилась идея сделать пространство, где можно было бы эту коллекцию разместить.
Когда думали над названием, почему-то пришло в голову, что «бандероли» — это этикетки к работам. На самом деле этикетаж иначе называется, но тогда мы были очень уверены, что эти этикетки называются «бандероли».
Первым арт-директором «Бандероли» был Юрий Юрасов (художник, член Союза художников России — прим.ред.). Он тогда уже жил в Москве и в галерее бывал набегами, что-то рекомендовал. Вообще «Бандероль» была знаковым местом в городе, где могли собираться разные художники, которые сейчас уже составляют историю культурной жизни Барнаула. Юрасов тогда нам сказал не брать с художников денег, а брать лучше картинами. Мы брали по одной-две картины на каждой выставке. Так формировалась коллекция галереи.
Вход на выставки всегда был свободным. Это была четкая позиция Натальи Владимировны. В основном зарабатывали за счет мастер-классов — их проводила Женя Октябрь. Мы ее как-то позвали, и она очень много лет проводила мастер-классы по живописи. Это вообще были первые в принципе в городе мастер-классы. Тогда это было еще не так популярно, а потом уже все начали проводить. Мы чаще всего уходили в ноль, нам хватало там на коммунальные услуги. Это, можно сказать, такой был акт меценатства, душевный подарок жителям города.
Галерея, конечно, менялась на протяжении лет. Очень много зависело от людей, которые там работали. Пока я работала, сменилось 35 админов в «Бандероли». Кто-то приходил, вносил что-то свое, свои интересы, свои увлечения. Это была площадка, где ты мог реализовать все, что хочешь. Кто-то любил поэтов, поэтому у нас проводились чтения поэтические. Были литературные и музыкальные вечера, киноклубы, даже было жонглирование одно время — ребята арендовали помещение. Когда мы только начинали работать, это было место совершенно необычное, очень душевное и теплое, которое привлекало самых разных людей. Иногда даже людей не совсем здоровых, и, когда начиналась весна или осень, мы, конечно, клали кнопочку тревожную поближе к себе. Они, безусловно, были какие-то одухотворенные, воодушевленные, иногда это просто выглядело странно. Было немножко тревожно, особенно вечером. Но чаще всего это были все равно какие-то чудесные истории, когда люди забредали, из других городов даже приезжали, рассказывали очень интересные истории.
Тогда галерея нужна была барнаульцам, чтобы посмотреть художников из разных городов, чтобы не засыхать, не застревать в этом пространстве алтайской пейзажной школы, потому что то, что покупается в основном людьми, — это, конечно, натюрморты и пейзажи. Нам хотелось чего-то нового, чего-то другого. И в Барнауле, конечно, когда появлялся кто-то яркий, интересный, как Ваня Дмитриев или Ваня Быков, мы тоже с ними всегда стремились самыми первыми познакомиться и предложить им выставку. Кто-то сам просился, да. Даже когда нам предлагали какие-то деньги за выставки, и были достаточно слабые работы, мы чаще всего отказывали людям. Когда совсем стало непросто с деньгами, мы, конечно, соглашались. Но мне было не очень комфортно находиться в «Бандероли».
Моя «боль галериста» была в том, что все имеет свойство разваливаться, и там я пыталась следить за тем, чтобы все не разваливалась быстро. Это происходило ежедневно, ежеминутно, ежесекундно. Там перегорали лампочки, пачкались диваны, что-то отваливалось, крали картину из туалета. На самом деле «боль галериста» еще и в том, что художники — непостоянные люди. Срывались какие-то сроки, задерживались выставки, нужно было что-то придумывать. Иногда не могли отравить работы — мы сами за ними приезжали. Иногда мы не могли найти никого на новую выставку. Иногда приходили люди, говорили: «Что это у вас здесь висит? Как-то ужасно». Был проект «Чрево», художники были авангардные, искали себя. Там была простыня с красным пятном. И была такая реакция: «Вы же выставляли [Валерия] Октября! Почему у вас висит это? Грязная какая-то простыня». Но нам хотелось и такое выставлять, потому что это тоже было частью среза искусства тех времен.
Все держалось на добросердечности Натальи Владимировны. Она была готова поддерживать всех художников, какими бы они ни были, как бы они ни срывали сроки, как бы они себя ни вели. Это была атмосфера принятия, ты мог прийти и просто там посидеть на диване, когда у тебя случалось в жизни что-то плохое. Я помню, как я приходила домой выжатая, как лимон, потому что приходили люди, у которых было горе. Или это были художники, у которых был творческий кризис, которые пили беспробудно. Это было страшно, некрасиво. Но, с другой стороны, они могли прийти и рассказать, что у них на душе. Мне кажется, художники того времени были очень одинокими. Особенно мужчины. Это было чувство какой-то внутренней депрессии, которая не прекращалась. Я думаю, что в маленьких городах у художников это накатывает очень часто, особенно если ты перерос уже этот город, а ты вынужден жить здесь и творить, когда ты не можешь просто уехать. Честно скажу, с выставок работы очень редко покупали, хотя мы не накручивали цены. Наталья Владимировна сама на свои деньги покупала какие-то работы у художников, чтобы их поддержать. Это желание поддержать художников у нее всегда было, и мне кажется, многие художники благодарны ей за это.
«Боль галериста» была еще в том, где найти деньги. Потому что вход не хотели делать платным. Думали зарабатывать на кофе — купили кофемашину. В какие-то моменты было непросто. Нас затапливали. Мы переезжали в другое помещение. Было всякое за эти годы. Творческая жизнь с творческими людьми — это всегда не просто.
Когда я начинала работать, все вспоминали «Темную галерею», Юрия Эсауленко, Вадима Климова, Дениса Воробьева. Все собирались, вспоминали, как тогда было классно. А я сейчас рассказываю и понимаю, что тогда тоже сотворялась история. История культурной жизни Барнаула, которой сейчас нет. Сейчас что-то другое. Каждое время приносит что-то свое.


Небольшой выставочный зал внутри художественного салона
Екатерина Левина, куратор галереи
Галерея «Турина гора» была открыта 21 год назад при одноименном художественном салоне. Так же называется и народно-художественный промысел, на котором фокусируется салон. В марте 2002 года собственники салона открыли галерею на месте, где раньше были административные помещения, — их переместили в полуподвал, а освободившиеся пространства объединили с уже работавшим салоном.
«Турина гора» — это первая частная галерея Барнаула. После нас открылось еще очень много галерей, многие поныне существуют. Я этому несказанно рада. Турина гора— это место недалеко от Барнаула, где наши художники-керамисты брали первую глину для своих произведений. Там же нашими университетскими археологами производились раскопки. Там были найдены древние предметы керамики и гончарные мастерские. Поэтому сам Бог велел назвать промысел в честь наших предков и коллег по цеху керамическому.
Вход в галерею свободный. Даже если бы он был платным, это была бы чисто символическая сумма, которая не окупила бы содержание галереи. Это такой наш акт доброй воли. Нам эти билеты по 50 рублей погоды не сделают, но это будет здорово для города. Это наша миссия в том числе. На этой площадке проходит множество акций благотворительных и общественных. Это здорово, что мы по сию пору можем позволить себе эту площадку. И мы хотим, чтобы в городе были галереи, чтобы их становилось больше, чтобы народ любил декоративное, изобразительное и какое угодно искусство.
Существует галерея за счет нашего основного бизнеса — художественного промысла. Я всегда говорю, что галерея — это дивиденды не быстрого порядка, но длинного. Галерея — это лаборатория для нашего художественного промысла. Потому что у нас есть традиция, главная изюминка нашей галереи — на каждую нашу выставку, персональную или тематическую, наши художники-керамисты создают свои произведения. Это для них стимул творить в том или ином ключе. Второй момент — галерея всегда на слуху, и это такая бесплатная реклама. Художественный салон работает на галерею, а галерея работает на художественный салон. Так или иначе, в галерее продаются произведения, она что-то зарабатывает. Не скажу, что галерея как ярмо на шее висит. Все нормально. Это то, чем мы живем. Для меня и Владимира Михайловича Москвитина (руководителя и основателя — прим.ред.) галерея — это часть жизни. Как ребенок, я бы даже так сказала. И расставаться с ним никогда бы не хотелось. Поэтому до последнего, пока будет хватать сил и возможностей, наша галерея будет существовать.
Я бы сказала, наша галерея не скучная. Она интересна зрителю, всегда на открытиях много людей. Всегда есть внимание к выставкам, особенно тематическим. Это тоже изюминка «Туриной горы». У нас нет глубокомысленных творческих проектов. У нас выставки занимательные, интересные, раскрывающие ту или иную тему. Опять же персональные выставки наших знаковых художников. То есть они очень разноплановые, импонируют всегда зрителю, а иначе никак. Пространство небольшое, поэтому надо всегда удивлять людей, чтобы они зашли и задержались не на три секунды, а все-таки провели там время. И еще у нас на выставках, это мое условие, 70% — это новые работы. Чтобы они не были взяты из запасников, не выставлялись уже по всем площадкам города, и к нам приплыли. Зрителю будет неинтересно.
Один месяц в году всегда есть для начинающих авторов либо для самодеятельных художников. А в основном выставляются только профессиональные художники, которые интересны зрителю, которым есть, что сказать. Запоминающимся был весь 2022 год. Он был юбилейным. Самой запоминающейся была мартовская выставка, она была посвящена искусствоведам Барнаула. Там были представлены портреты наших ведущих искусствоведов, галеристов, кураторов. Она была очень яркая, выразительная. Это отметили все музейщики.
В сентябре у нас будет выставка заслуженного художника России из Томска Сергея Лазарева. Он участник зональной выставки «Сибирь XIII». Там мы с ним познакомились, пообщались и пригласили. Так что барнаульский зритель сможет увидеть томского художника. Очень интересный будет проект.


Соседи «Туриной горы» с коллекцией работ алтайских классиков
Анатолий Щетинин, владелец галереи
Мой отец был профессиональным скульптором. Я стал заслуженным художником. Ирина (супруга — прим.ред.) — тоже член Союза (художников России — прим.ред.). А дочь у меня непосредственное принимает участие в издании каталогов к выставкам. Она кандидат искусствоведения, научный сотрудник Эрмитажа. Кандидатскую защищала как раз по нашей галерее.
Специально построенную галерею с дневным светом я открыл 27 октября 2003 года. В этом году ровно 20 лет будет. А коллекции уже 70 лет. Ее собирали мои родители со дня свадьбы. С деньгами было сложно в то время, поэтому друзья-художники дарили на свадьбу картины. Сейчас в коллекции больше 1000 работ, не считая произведений семьи. Это работы признанных алтайских и сибирских художников: Будкеев, Кортиков (мама купила у него натюрморт за два своих оклада), Иванов, Дементьев, Смагин, Жеребцов, Борунов, Будкеев, Затеев. Алексеев с отцом в одном классе учился, а потом стал народным художником, академиком. Наших всех классиков работы есть. Сейчас у меня как раз проходит в галерее выставка художников, которые первыми начали проводить сибирскую зональную выставку.
Арт-галерея — место, где показываются картины. Коллекция — это нечто большее. Особенно активно я начал заниматься ей, когда стал членом Союза художников. Многие художники, которые делали у меня персональные выставки, дарили по одной-две работы, потому что тоже все было бесплатно. Сейчас я провожу большую работу, вышел на Государственную Думу, чтобы создать музей, где была бы представлена вся наша коллекция. Все эти работы я буду дарить государству, чтобы дальше это все проходило под фамилией нашей семьи. Жизнь же короткая.
Вход свободный на все выставки — это моя принципиальная позиция. Мимо нашей галереи ходят студенты, заходят будущие искусствоведы, дизайнеры. И у меня даже рука не поднимается брать какие-то гроши за вход, потому что это сразу отбило бы желание. Я никогда не продавал билеты. Мы живем за счет художественного салона и багетной мастерской.
В новом сезоне будет много юбилейных выставок. Галерее 20 лет, потом 100 лет со дня рождения Николая Иванова. Я постоянно провожу выставки юбиляров из нашей коллекции. Потом мой юбилей наступает — 70 лет. Будет моя персональная выставка. Потом Ирине 65, будет ее юбилейная выставка.


Экспозиционное пространство при городской библиотеке
Евгения Наборка, директор библиотеки
Павильон современного искусства был открыт 25 марта 2003 года. В этом году в марте мы отметили свое двадцатилетие — открыли юбилейную выставку, на которую пригласили авторов, которые в разные годы у нас выставлялись.
Павильон открыт на базе городского молодежного информационного центра. Так в то время называлась Мемориальная библиотека имени Башунова. Тогда вообще открывалось очень много галерей. И «Турина Гора», и галерея «Кармин», потому что были авторы, которые хотели показать свое искусство, были горожане, которые хотели на него посмотреть. Поэтому большая потребность в выставочных площадях спровоцировала открытие вот таких сильных галерей с уже большой историей.
Почему павильон современного искусства? Потому что выставляются здесь наши современники, живущие рядом с нами. Разного возраста — и молодые, и уже зрелые авторы у нас есть. И профессиональные художники, и самодеятельные. Поэтому павильон вообще очень органично вписался в библиотеку. У нас в библиотеке разнообразный фонд, и большая часть его в общем-то примыкает по смыслу к павильону. У нас большой фонд по искусству, что дополняет наши выставки и создает среду, интересную для горожан.
Изначально «Открытое небо» славилось тем, что здесь не было цензуры как таковой. Проекты были такие провокационные очень, обсуждаемые. Опять же, как требовало время. Это не коммерческий проект. Я думаю, что он нужен для самовыражения, в первую очередь, для возможности поучаствовать всем желающим. Всем, кто хочет проявить себя. Конечно, у нас много желающих, но принять участие, выставиться, высказаться может практически любой человек.
За 20 лет у нас сформировалась своя коллекция — работы художников, которые выставлялись в галерее на протяжении этого времени. Есть такая традиция, что автор дарит работу галерее, в которой выставляется. У нас достаточно небольшая, но очень ценная для нас коллекция. Мы иногда ее показываем частично, но полностью еще ни разу. У нас есть великолепные работы Затеева, Югаткина, Боженко.
Конечно же, художники на нас могут сами выйти и предложить сделать выставку. Иногда это коллективные выставки, иногда это выставки персональные. Иногда у нас выставляются люди с ограниченными возможностями здоровья, много социальных проектов за годы накопилось. Помещение в центре города находится, у нас много посетителей. Зал пользуется популярностью, поэтому, конечно же, сюда хотят попасть, поэтому мы, конечно, свою деятельность планируем: отбираем авторов, проекты, которые нам подходят.
У «Открытого неба» было два состава сотрудников. Первый состав — это те, кто открывал павильон, а второй — уже мы. И библиотека за это время поменяла название, и коллектив сменился. Интересно, что художники приходят, с теплом с нами общаются, знакомятся, и многие рассказывают, как у них здесь была первая выставка. Очень приятно встречать таких гостей. У нас есть согласованный выставочный план, достаточно большой и серьезный. Делается он на год вперед, и, конечно, бывают в нем какие-то подвижки небольшие, где мы можем взять какого-то автора, потому что все-таки на год вперед планировать достаточно тяжело. Иногда бывают какие-то моменты, при которых автор совсем не может выставиться, тогда мы открываем другую выставку. Наибольшее количество выставок в год — 12, но обычно 10.
Конечно же, планов у нас много. Хочется знакомиться с новыми авторами. Все художники интересные, все разные. В августе открылась персональная выставка члена Союза художников России Ельникова Владимира Петровича. Хочется продлить лето и насладиться видами Горного Алтая. Я думаю, что наши посетители будут очень рады. Павильон, конечно, изменился, потому что все меняется, жизнь идет. Но то, что неизменно, — это, наверное, цель. Развиваться, показывать разных художников, предлагать зрителю прикоснуться к разному искусству, на разных авторов посмотреть. Жизнь в павильоне очень интересная, надо сказать. Она никогда не замирает, никогда не останавливается.


Галерея-лаборатория при Алтайском государственном университете
Елена Русакович, куратор галереи
Галерея Universum была основана в 2000 году как учебно-экспериментальная база лаборатории «Изобразительное искусство и архитектура» при АлтГУ под руководством профессора Тамары Михайловны Степанской. Сейчас галереей занимаются ее ученицы.
Изначально галерея располагалась в учебной аудитории. Некоторые выставки проводили в холлах университета. Со временем произведениям искусства потребовалось больше места. Тамара Михайловна сделала все возможное, чтобы у Universum появилось отдельное просторное и светлое помещение. Сейчас галерея удачно располагается на Площади Советов, рядом с администрацией и центральной гостиницей.
План выставочной деятельности и мероприятий формируется заранее, перед последующим учебным годом, с сентября по июнь. Каждый месяц происходит смена экспозиции. В любой будний день у посетителей есть возможность ознакомиться с текущим проектом, побеседовать на темы искусства и изучить литературу об искусстве, каталоги масштабных выставочных проектов края, монографии ученых искусствоведов в литературном фонде галереи.
Здесь ежегодно проводят выставки студенческих работ, проходят защиты дипломных работ, встречи с деятелями искусства и культуры. В первую очередь всегда хочется поддержать начинания именно наших студентов, дать и возможность научиться на текущих профессиональных проектах, и попробовать свои силы в собственных. В целях просвещения мы сотрудничаем с Алтайским отделением СХР, Союзом кинематографистов, выставочными залами и галереями, ВУЗами края, объединениями художников-любителей, готовы к межвузовским, межрегиональным, краевым проектам, презентациям, творческим встречам.
Несмотря на заранее сформированный план работы галереи на учебный год, который подразумевает смену экспозиции каждый месяц, в течение года тут проходит множество вузовских, городских, кафедральных, студенческих проектов, встреч, интервью, презентаций, показов, круглых столов, промежуточных выставок и других мероприятий.


Самая большая частная галерея в городе, расположенная в ТЦ среди заводов и ТЭЦ
Вадим Климов, комиссар галереи
В 2012 году, кажется, 28 января, была открыта галерея «Республика ИЗО». Всем почему-то любопытно знать, когда появилась галерея. Я думаю, что это неважно. Главное, что она работает. Я даже не вспомню, какой была первая выставка. Вся эта информация никому не нужна. Никто не помнит, когда была открыта Третьяковская галерея или Guggenheim Museum. Все помнят, кто их основал. Я не такой, и поэтому в названии галереи нет моего имени. На самом деле организация галереи — это интересная история, но она касается всего двух человек: меня и моего друга.
Так как галерея находится в торговом центре «Республика», то называть ее еще как-то было просто неудобно. Все равно пришлось бы говорить, например, галерея «Эстет» в торговом центре «Республика». Я решил, что «Республика ИЗО» — это простой маркетинг. Есть же магазин «Мир ковров, трусов и детских колясок», почему не быть «Республике ИЗО». Можно было назвать «Республика АРТ», но это совсем плоско. Был соблазн назвать галерею «Достояние Республики», но воспитание и скромность меня остановили. Правда, оказалось, что не всем понятно, что такое «ИЗО», приходится часто объяснять, что «ИЗО» — это изобразительное искусство.
Я называю себя комиссаром галереи, потому что так принято в большом мире арт-бизнеса. Например, есть комиссар Biennale di Venezia, или комиссар «documenta». В галерее работает несколько кураторов, а я только уполномоченный галереи. Директор Республики звучит коряво. Можно было назвать себя президентом «Республики ИЗО», но кто-нибудь начнет говорить про выборы и демократию, а я диктатор. У меня в галерее диктатура искусства, а я только комиссар. Стою такой, в очках и шляпе, в центре зала, по колено в конском навозе и по локоть в крови художников.
Всегда задавал себе вопрос, зачем люди рисуют, а другие на это смотрят? Согласитесь, ровно покрашенная стена в белый или в черный цвет намного прекраснее, чем стена, на которой висит картина. Если не нравится однотонная стена, то нанесите на нее синюю полосу. Если вы фанат «Спартака», то нарисуйте красную. Зачем люди рисуют, это большой секрет мироздания. И как ни странно, художников с каждым годом становится больше. Их даже искать не надо, они сами в галерею приходят, как осы на виноград лезут.
«Республика ИЗО» — не единственная в Барнауле галерея, которая собирает коллекцию и занимается продажей произведений искусства. Есть еще галерея «Турина гора» и галерея Щетининых. Я их ценю и уважаю. Хотя правильнее было бы сжечь всех конкурентов. Пока мне только удалось договориться со строителями, и они заморозили стройку Государственного художественного музея.
Если вы такой умный человек и доросли до того, что вас интересует изобразительное искусство, и вы даже готовы купить картину, приходите ко мне! Я расскажу вам, какую картину купить, и почему она такая дорогая. А спрашивать, за счет чего удается выживать, это бестактно. Но я вам отвечу. Мы много молимся и просим у Господа помощи, а Господь наш щедрый и не дает нам сгинуть. Бог велик.
Наверное, я откажусь от ежегодных проектов. Была у нас выставка молодых художников Барнаула «Собрание», мы проводили ее 10 лет подряд. Потом я придумал выставку несоюзных художников старшего возраста «Слет», то есть тех авторов, кто не состоит в постсоветском «Союзе художников». Было несколько попыток организовать ежегодную выставку фотографии, но современные фотографы не понимают смысла выставочной деятельности. Я называю их жертвами интернета. Я не знаю, какой из наших ежегодных проектов самый релевантный. Может быть, зал коллекции? Это постоянно действующая выставка из собрания галереи. Наверное, это самый значительный проект.
Ничего галерея не дает начинающим художникам. Если это хороший художник, то мы у него забираем картины. Если художник желает показать свои работы, то галерея предоставляет место для выставки. Наблюдая за участниками выставки молодых художников, я понимаю, что все это баловство, но такое интересное и полезное баловство, что от него всем только хорошо и приятно.
Галерея — это серьезный процесс организации выставочной деятельности, мы сталкиваемся с огромным количеством проблем и сложностей. То крыша протечет, и я переодеваюсь в Ван Гога и брожу по этажам торгового центра с перевязанным ухом. То придет в галерею дебил, и начнет спрашивать, где тут продают славянский шкаф. Мне кажется, что в Барнауле любым делом сложно заниматься. Легко только, сидя на завалинке, семечки щелкать. Наверное, я скоро закрою галерею. Я не живу в Барнауле, управляю галерей дистанционно. С Барнаулом меня ничего не связывает, кроме хороших друзей и веселого прошлого. Пришло время серьезно подумать, и может быть закрыть галерею «Республика ИЗО». Или повесить там фотокопии картинок Никаса Сафронова. А что?
У меня в Барнауле есть друзья. Есть люди, которые понимают нужность галереи, иногда они оказывают поддержку. Был удивительный случай, когда молодой человек помог финансами. Большое спасибо, Савелий. А еще мне везет на кураторов. Уже 4 года в галерее работает Юля Ломакина, она делает огромный объем работы, старается быть в курсе мировых трендов и брендов. Благодаря ее профессионализму появились новые выставки, интересные авторы и другие культур-мультурные проекты. А до этого с галерей сотрудничали Алена Воеводина, Александр и Лидия Рыжовы. Всем спасибо.
Этот сезон будет очень тяжелым. Надо принять решение, оставлять галерею или закрыть этот проект. Пока есть план на несколько выставок. Есть договоренность с авторами, и я не хочу их подводить. Попробуем работать. Могу точно сказать, что выставки молодых художников Барнаула «Собрание» в этом году не будет. Все молодые художники пусть идут в музей «Город».