Дивная музыка из пирамид: Альбомы сентября, часть 2

Взрослость, злость и балалайка


Вторая часть сентябрьской подборки «Альбомов Сибири» радует (или оглушает, в зависимости от ваших музыкальных симпатий) разнообразием громких гитарных звуков. Классический стоунер, хардкор, индастриал, поп-панк, постпанк и блэк-метал — все это есть, и все это гремит, шумит и ярится, позволяя музыкантам выразить свою злость и боль, которых сегодня у многих, уверены, в избытке. Если вам подобные жанры непонятны, смотрите на них с такой точки зрения — как минимум, это прекрасная терапия. Да и как музыка это тоже довольно здорово, если правильно настроиться.

якутск

Современная якутская музыка продолжает прямо на наших глазах расширять свои границы. В прошлый раз мы говорили об альбоме здорово сделанной электронной поп-музыки, а сегодня слушаем нечто куда более сокрушительное. Дебютный альбом группы Kuturar — это семь случаев упругой, пружинистой гитарной тяжести, настоянной на бесконечной любви к наследию группы Black Sabbath (со стратегическими вкраплениями любви к головотяпскому хардкору). С коллегами по якутской панк-сцене Kuturar роднит редкое умение оперировать риффами, которые, с одной стороны, звучат абсолютно классически, а с другой, сыграны с таким заразительным оттягом, что заново становятся свежими. Музыка Kuturar — не про открытие новых творческих территорий, а про задорное освоение старых. Да, мы много раз слышали такой рок, как на этом альбоме, но на эти 30 минут он снова становится классным и драйвовым.


кемерово

Свой новый альбом кемеровский битмейкер Роман Алексеевнин называет своим дневником. Если вздумать отнестись к этакому описанию буквально, то можно будет предположить, что дни Романа проходят в целом приятно, но как-то не особенно насыщенно. Созерцательный инструментальный хип-хопчик, что заполняет эту запись, словно находится в вежливом ожидании каких-то более ярких музыкальных событий — голоса, солирующей партии, еще чего-нибудь, что вот-вот должно ворваться в музыкальную ткань и придать ей насыщенности и яркости, но этого так и не происходит.

С концептуальной точки зрения в этом, наверное, можно найти этакую честность художника — мол, разве не так же обстоят дела и у нас в жизни, где обычные дни размеренно текут один за одним, пока мы терпеливо ждем, когда же произойдет что-нибудь интересное? Но если все-таки смотреть на «Days» как на музыкальное произведение, то это не та запись, что способна, образно говоря, схватить слушателя за грудки и устроить ему какую-то эмоциональную встряску или хотя бы заставить внимательно к себе прислушаться. Скорее, нужно будет самому пойти ей навстречу — в правильных обстоятельствах, например, в наблюдении мира через окошко какого-нибудь уютного заведения, с кружечкой чего-нибудь горячего или бокальчиком чего-нибудь горячительного, вполне может сработать на отлично.


омск

Взросление — магистральная тема для огромного количества молодых музыкантов; вот и омский исполнитель Wenot не избежал ее притяжения. Альбом называется «Взрослость», открывается песнями «Детство» и «Отрочество»; выглядит так, словно нас ждет концептуальное высказывание про то, как нелегко быть молодым, но дальше это ощущение испаряется, когда альбом распадается на серию наблюдений на довольно разрозненные темы. Музыка Wenot существует в том современном межжанровом пространстве, в котором условный пост-панк осваивает те же демократические принципы организации звука, на которых держится хип-хоп. В смысле, вот биток от драм-машинки, вот что-то минимально-гармоническое, вот микрофон, в который можно начитать отрешенным монотонным голосом — готово, у нас есть музыка.

Сила Wenot — в том, каким взглядом он смотрит на свои сюжеты из жизни молодого бессмысленного балбеса; в нем интересно переплетаются злая ирония, сардонический юмор и чистосердечная нежность. Скажем, тут есть нарочито-дурацкий гимн «Балтике» номер девять, а в следующем за ним номере «Трэш-контент» исполнитель сначала вроде бы только усиливает ерничество, а потом внезапно делает разворот в сторону пронзительной драмы. Эти неожиданные виражи на эмоциональных американских горках — самый интересный аспект «Взрослости», который выдает в ее авторе умелого и ловкого рассказчика.


новосибирск

У новосибирского коллектива D.Prize для слушателей приготовлено довольно уникальное предложение — а вот кому блэк-металла с балалайкой, налетай, не боись! Концепт классный, без вопросов, но реализации немножко недостает полета. Вместо того, чтобы воспользоваться балалайкой как разрешением распотрошить блэковский исходный код и пересобрать его заново через призму, например, чего-то русского и фолкового, D.Prize используют балалайку в качестве периодического звукового украшения, выкатываемого скупердяйски-редко. Блэк в версии D.Prize сыгран поджаро и бодро, с адекватным жанру уровнем энергии и злости, но в то же время без каких-то сюрпризов и выходов за рамки — ценителям всего блэкушного будет, чему согласно кивнуть, но новой, недостаточно знакомой с жанром аудитории вряд ли будет, за что зацепиться. Балалайка в эту музыку вводится даже не как ведущий или солирующий инструмент, а как способ время от времени чуть подбавить красок — периодически на ней дублируются гитарные риффы песен, и этим ее использование благополучно исчерпывается. Нет, когда это происходит, это действительно придает песням какую-то новую, симпатичную окраску — но все же трудновато абстрагироваться от того, что с такими вводными данными можно было в результате иметь на руках куда более захватывающую и необычную работу.


тюмень

Женских голосов не хватает что в российском, что в сибирском хип-хопе, поэтому особенно приятно встречать появление каждого нового. Тюменская исполнительница Тикси Ти заходит в хип-хоп со стороны такой несколько обобщенной молодежной городской культуры — получается бодрая танцевальная музыка широкого радиуса поражения, озвучивающая простецкие истории о поиске себя, романтических трудностях и всяком таком. Некоторый недостаток специфичности содержания в этих песнях компенсируется формой — у Тикси (в миру Ирины) уверенный флоу и бездна исполнительского обаяния, и читает и поет она под приятный продакшен, в котором грамотно сочетаются драйв и легкость.


барнаул

На своей страничке в ВК барнаульский коллектив «Шары» отрекомендовывается как «Единственная в мире эмо-кабаре-поп-панк группа». Не сказать, что все в этом самоопределении стопроцентно по делу — как минимум, на «единственных в мире» точно должен укоризненно нахмуриться из-за океана панк-кабаре-дуэт The Dresden Dolls. Но в то же время логика попытки придумать себе какое-то многосоставное определение вполне понятна — для коллектива, промышляющего, грубо говоря, гитарной альтернативой с цепляющими припевами, «Шары» освоили приятно разнообразный набор приемов. Они легко прыгают от размашистого поп-панка с припевами к нервно-ершистому индастриалу в духе второй половины 90-х, а оттуда — в тревожный поп с акустической гитарой и фолковыми сэмплами. Они одинаково уверенно выстраивают и взрывы гитарной агрессии, и минималистично организованное напряжение, когда все инструменты сдерживаются и тревожно тлеют. Ближе к финалу альбома «Шары» и вовсе все смелее вытаскивают на авансцену акустические инструменты, как струнные, так и ударные, и заруливают и в баллады, и во что-то вроде фолк-рока в духе «Мельницы» (только хорошего). В общем, почти каждая из 10 песен этого альбома разворачивается в какую-то свою, неожиданную сторону, и это классное умение для группы.


иркутск

Сквозной сюжет этого обзора — любовь к эпическим гитарным тяжестям; вот еще один коллектив, с удовольствием расписывающийся в подобном. «Горе», с одной стороны, многое объединяет с Kuturar, например, святая вера в бесконечную силу гитарного риффа, помноженная на уверенность в том, что риффу этому негоже быть особенно сложным. С другой стороны, если Kuturar несут свои музыкальные подношения к алтарю с изображением группы Black Sabbath, то у «Горе» на алтаре скорее пришпилены портреты чуть более поздних героев, влиятельных британских метал-панков Discharge, стартовавших в 1980-е. Еще одна группа, о которой невольно вспоминаешь при встрече с альбомом «Горе всем» — это московский коллектив IFK; в первую очередь потому, что на их записях использовалась такая штука, как «трактор-бас», как было подписано в буклете. На альбоме «Горе всем» эту приставку «трактор» можно смело приделать ко всем инструментам, в том числе, в общем-то, и вокалу; здесь все рокочет и рычит, как в том самом пресловутом К-700, что пошел на взлет.

С этаким тракторным звуком «Горе» играют максимально нехитрый металлизированный хардкор, который они умудряются раздуть до эпических пропорций. Три из пяти здешних номеров длиннее шести минут — еще более удивительно, что один из них, самый огромный, однозначно претендует на звание лучшего на альбоме. «Горе» играют не только тяжело, но и грузно — временами им ощутимо не хватает того грува, который присутствует на альбоме Kuturar даже в самые ломовые моменты. Но к середине альбома, там, где «Гладиатор» и «Клык» суммарно отвечают практически за половину альбомного хронометража (ну, ладно — три седьмых!), группа, что называется, выходит на крейсерскую скорость. Два этих номера пролетают мимо с такой интенсивностью, что только свистит в ушах — такое ощущение дорогого стоит, когда его испытываешь от трека длиной 10 минут.