Лиза Медведева: «Девчонка с гитарой — как же это круто!»

О роли нефтяников, скинхэдов и голых мужиков в становлении гитаристки и певицы


Лиза Медведева — одна из самых заметных исполнительниц на омской сцене. Ее психоделическая игра на гитаре и бас-гитаре — фундамент сразу для нескольких ярких локальных команд. Слава Пацев обсудил с гитаристкой, басисткой и певицей детство в неблагополучном районе, роль телевизора в ее музыкальном становлении, а также ее внезапный хип-хоп-проект.
«ПОДВОДИЛА ГЛАЗА, ХОДИЛА В БЕРЦАХ, ТУСИЛА СО СКИНХЕДАМИ»


Где ты росла в Омске?
Сначала мы жили за городом, в поселке Береговом, а когда мне исполнилось пять лет, переехали в Нефты (микрорайон Городок Нефтяников, — прим. авт.). Я «баба с Нефтов», как мне раньше говорили (смеется). Место во многом определило деятельность: я жила рядом с ДК «Звездный» и именно там впервые попала на рок-концерт. Там ежегодно проходил фестиваль «Rock-весна». Меня тогда сильно впечатлило.
Сколько тогда тебе было?
14, а с 11 я уже играла на гитаре.
Помнишь, как у тебя появилась гитара?
Насмотрелась клипов по «РЕН ТВ». Помню, играет клип Red Hot Chili Peppers на песню Californication, я танцую, и в комнату заходит мама: «Лиза, тебе, что, нравятся эти голые мужики?»
У Аврил Лавинь был клип Complicated — я его увидела и подумала: «Девчонка с гитарой — как же это круто!» — пошла к маме и начала просить гитару. Она скептически относилась к этому, но согласилась. Так мы начали бренчать вместе с подругой, которой тоже все нравилось. Я ездила к ней, и нам преподавал частный учитель музыки. Позже отдельно брала уроки в ДК Малунцева.
Нас увлекла музыка — мы всю классику рока с ней переслушали. Я не покупала еду в столовой и откладывала деньги, чтобы купить себе диски. Увидела клип Aerosmith на песню Jaded — мне понравилось, и я купила их музыку. Так было со многими группами. У меня до сих пор есть все эти диски, храню как память.
Забавно, но я в первый раз вижу историю, когда Аврил повлияла именно на желание заниматься музыкой. Помню, было много девочек, которые одевались так же, как она, покупали себе тетрадки с ней, но это был только внешний образ, а до гитары никто не доходил.
Я тоже одевалась, как она. У меня были длинные белые волосы, я подводила глаза и ходила в берцах, но у меня это еще немного с другим связано: я тогда тусила со скинхедами в Нефтах (смеется).
Ого, как тебя занесло?
Я не знаю, почему они меня, малолетку, полюбили, но я просто часто проводила с ними время. Не особо в курсе была, чем именно они занимались, и потом только стали доходить какие-то жесткие истории. Парни постоянно ходили с разбитыми бошками после какого-нибудь мочилова.
Вообще, по поводу Нефтов есть какое-то предубеждение, что это опасный спальный район. У меня вся жизнь спокойно прошла там, и я очень люблю это место. В ДК Малунцева, например, прошла вся моя юность. Да и музыканты, с которыми я впервые начала играть, жили в соседних домах.
В какой момент ты начала играть?
Проходила мимо ПТУ и услышала, как вживую играли песни Nirvana. Я написала об этом своему другу из омского форума, и оказалось, что там играет его знакомый. Решила пойти к ним. В какой-то момент они говорят, что у них уходит басист: «Давай, может, ты с нами на басу поиграешь?» Я в первый раз взяла в руки бас, сыграла с ними пару песен Nirvana, потому что знала их на гитаре. Это была моя первая группа, она называлась «Аневриzма». С ними я заметно прибавила как музыкант: мы репетировали по четыре часа три раза в неделю.
Ты долго играла с ними?
С 16 до 19 лет. Барабанщик уехал в Беларусь, и мы не смогли найти ему замену.
Вы каверы играли?
Нет, свой гранж. Мы, конечно, играли и каверы, например, на день рождения Кобейна, но выступали всегда со своим материалом. Даже выигрывали «Rock-весну» в клубе XL.
«ЭТО ХИМИЯ — С ПАРНЯМИ ТАКОГО НЕ БЫВАЕТ»


Когда у тебя начал появляться собственный материал?
Лет в 16 я стала делать первые наработки. Плюс как раз в то время папа подарил мне iMac, и я стала изучать Garage Band и писать какую-то электронщину.
У тебя рано началась такая свободная жизнь.
Да, как только начала играть в «Аневриzме» в 10 классе, успеваемость пошла под откос. Я сейчас обучаю игре на гитаре и поражаюсь некоторым ученикам. Они в столь юном возрасте знают, чего хотят от жизни. В юности я вообще не понимала, что происходит и чего я хочу, мне просто нравилось творчески самовыражаться. Тогда же, кстати, появилась в моей жизни фотография.
Давай подробнее об этом.
У меня взгляд начал фиксировать происходящее как фотки. Стала видеть много красоты. В 15 лет была такая мыльница Canon PowerShot, и я много снимала на нее. Друзья стали подмечать, что у меня хорошо получается — я попросила у родителей зеркалку, и папа купил. Даже сейчас смотрю свои старые снимки, и некоторые мне нравятся.
Что было после «Аневриzмы»?
Я типа взялась за ум. Пошла учиться, у меня были отношения, работа. Ненадолго мы с той подружкой из детства создали группу, но быстро перестали играть. И в 20 лет я вообще прекратила заниматься музыкой. У меня начались токсичные отношения, мне говорили: «Рок-музыка — это грязь!» Я тогда поддалась манипуляциям и восемь лет вообще не играла.
Как появилась «Курица по-пекински»?
У меня окончились эти отношения, и я сразу же начала наверстывать упущенное. Это была мечта детства — собрать девчачью группу! И хотелось играть что-то тяжелое.
Еще в юности на каком-то концерте увидела Свету (вокал и бас-гитара «Курицы по-пекински», — прим. авт.), она тогда играла на барабанах в группе «Секвойя».Потом увидела ее на басу в группе «Мальта». Смотрела на нее, открыв рот: она пианистка по образованию и круто играет вообще на всем, к тому же была редкой девочкой на омской сцене вместе со мной. Подхожу к ней и стесняюсь, думаю, что недостаточно хороша для нее, и предлагаю поиграть вместе. На тот момент она уже играла с Аней (барабанщицей «Курицы по-пекински», — прим. авт.), и мы собираемся вместе. Я беру гитару впервые после огромного перерыва, мы джемим, и я офигеваю от своей игры и игры девочек! Это химия — с парнями такого не бывает. У нас сразу поперло играть вместе. Мы могли из джема сделать несколько песен — часто так и получалось. Люблю джемить с музыкантами и удивляюсь, когда это не умеют делать. Видимо, все зависит от мышления.
С Аней вы где познакомились?
Мне как-то случайно попалась ее VK-страница. У нее фотка, где она сидит за барабанной установкой, и я удивилась, что до сих пор ее не знаю. Я же люблю снимать творческие фотопроекты — делала фотки с ней, которые до сих пор не выложила.
Как вы начали писать?
На одной из первых репетиций Света начала играть песню She Lied группы The Rockin’ Ramrods, я тут же начала обыгрывать в джазовой манере — так у нас появилась своя аранжировка на этот трек. Затем стали писать свое. Все участвовали в создании музыки, а тексты песен писала Света.
Вы прям подружились тогда?
Да. Со Светой сейчас меньше общаемся: она в другом городе, а с Аней постоянно на связи. Мы бы и продолжали играть с Аней вместе: я вижу, как ей хочется, но мы не можем найти басистку.
Есть ощущение, будто ваше трио прекратило существовать на пике.
Да, мы выступили на фестивале в «Мачтах» в Питере, тогда публика очень хорошо приняла нас, и нам тут же стали писать разные организаторы. Нас позвали на фестиваль в Таллине, Илья Лагутенко хотел нам концерт сделать. Мы ездили выступать по Сибири и в столицах, были на слуху. Я не ожидала такого. К сожалению, все прекратилось, когда Света ушла из группы. Еще столько хорошего невыпущенного материала осталось.
Из-за чего?
У нее был непростой период, и ее начало это триггерить. Ей не хотелось играть и выступать. Спустя какое-то время она переехала и вообще не занималась музыкой. Сейчас играет в группе «Несладко».
Вы еще как-то выступали вчетвером. Помню, смотрел ваш лайв во время пандемии.
Да, это была практически разовая акция. Просто собрались по приколу и сыграли. Там мы звучим иначе.
«ПРИ ВСЕМ УВАЖЕНИИ, БАС — НЕ ЖЕНСКИЙ ИНСТРУМЕНТ»


Расскажи про «Нигеллу».
Это мой проект, где уже я писала текст и музыку. На выступлении в «Стереоклубе» мы играем той же троицей, что и в «Курице по-пекински», но Света — как сессионный музыкант: я ее попросила. К сожалению, в Омске сложно найти музыканта, который соответствовал бы моим ожиданиям. У нас же все равно маленькая тусовка, и даже если техника позволяет, то может не сложиться химия: это сложный процесс.
У проекта будет продолжение?
Да, работаю над новым альбомом, и он будет жестче, чем предыдущий: тот получился «стерильным» из-за записи на студии. Сейчас собрала себе студию дома и буду записывать у себя все, кроме барабанов. Наверное, альбом будет некоммерческим и андеграундным, но мелодичные треки там тоже будут.
Как-то сложилось, что у нас мало девушек на музыкальной сцене, даже не в контексте Омска, а в целом по стране.
Да, и Света еще и поэтому на вес золота была, не только потому, что хороший музыкант.
У тебя были какие-то гендерные столкновения именно в музыкальной среде?
Ну, даже в «Аневриzме» были постоянные подколы и прессинг, типа я пацан с длинными волосами. А я вообще цветочек, который никого не хочет обидеть! Я тогда впервые ощутила, что люди могут быть говнистыми. Была ситуация, когда мне сказали: «Ты очень хорошо играешь на басу, но, при всем уважении, это не женский инструмент!» Какой-то странный и непонятный скептицизм.
Может, их смущает не твоя короткая юбка, а хороший уровень?
Короткая?
Просто во время ваших выступлений ты визуально акцентируешь внимание именно на ногах.
Да, у меня красивые ноги, почему бы и нет? (Смеется). Концерт — вообще отличный повод нарядиться. У меня есть платья, которые я покупала только ради выступления и больше потом не носила. Каждый раз одеваюсь по-разному.
Как ты оказалась в Magic Tape?
Когда еще существовала «Курица по-пекински», я хотела поиграть на басу. Во время моего 8-летнего перерыва я продала свою басуху, а потом занялась поиском нового инструмента. Мониторила всяких музыкальных барыг и увидела во Владивостоке розовый бас — раритетный инструмент басиста одной японской группы, создавшего свое маленькое производство басух. Дождалась его и сразу начала искать, с кем играть!
Все произошло случайно. Я зашла на репетиционную базу, чтобы играть с «Курицами», и слышу в комнате неподалеку интересную психоделическую гитару. Открываю дверь, а там Анри (вокалист, гитарист и создатель группы Magic Tape, — прим. авт.). Они играли вместе с Ярославом и назывались иначе. На следующий день я пишу в социальных сетях о желании поиграть на басу, и тут мне пишет Анри. Мы играли втроем, но довольно скоро из группы ушел Ярослав.
Мы как-то случайно оказались с Анри на выступлении нескольких команд, и нам не особо нравилось, что там происходит, и тут я услышала, как играет Тим. Такое звучание американских гаражных команд, и оно сильно отличается от местных музыкантов. Я удивилась, почему до сих пор не знаю этого крутого парня. Пошла знакомиться, хотя мне тяжело это делать самой, особенно с мужчиной. Начинаем говорить, и я слышу его акцент и сразу думаю: «Надо хватать! Это бриллиант среди всей этой тусовки!» (Смеется).
Тебе комфортно с парнями?
Ребята действительно хорошие музыканты. Сложилась синергия, и мы хорошо чувствуем друг друга. Думаю, я добавляю какую-то изюминку в группу, именно музыкально. Например, Анри приносит какую-то структуру, а я предлагаю добавить какой-нибудь психоделический кусок.
«Я ВСЕГДА ЧТО-ТО РИФМУЮ В ГОЛОВЕ»


В конце марта у тебя вышел новый проект — Lisa Panda, — который отличается от твоих предыдущих. Это такой хип-хоп с добавлением психоделики и вокала, гитара в нем тоже есть, но ее совсем мало. Ты сама писала биты? Как вообще появился проект?
Я всегда что-то рифмую у себя в голове, читаю рэп самой себе, отсюда и вышел этот проект. Например, текст песни «Ноябрь» родился мгновенно из-за моих переживаний. Это большой эксперимент для меня: захожу на другие территории, хотя там чувствуется весь мой бэкграунд. Биты писал знакомый.
Ты много музыки слушаешь?
Нет такого дня, чтобы я не слушала музыку. Сейчас благодаря рекомендациям открываю для себя очень много любопытного. Во многом Lisa Panda случилась из-за моих свежих открытий. Я офигеваю от того, что казахи делают охренеть какой хип-хоп! У них будто это в крови, как у темнокожих делать нео-соул. Сейчас вот думаю съездить на концерт «Масла черного тмина» в Екатеринбург.
Год назад я начала преподавать игру на гитаре и теперь слушаю много музыки от учеников, когда мы разбираем песни, которые им нравятся. Иногда попадаются интересные команды.
Как ты начала учить музыке?
Ну, я преподаю фотопозирование детям в модельном агентстве уже несколько лет и решила: раз уж я что-то умею и понимаю в музыке, буду прививать хороший вкус детям. Кто-то приходит с «КиШ», а потом слушает Майлза Дэвиса, например. Сначала была не уверена в своих силах: у меня же нет профильного образования. Потом думаю: «Да какого фига? Всякие ребята без навыков открывают свои курсы или даже школы, а я ведь действительно хороший музыкант!»
У меня есть ученик, который меньше чем за год с нуля научился хорошо играть и уже импровизирует. А есть несколько детей, которые пришли ко мне из студий, и я их переучиваю. Они приходят практически без навыка, и сразу видно, что их обучали, не вовлекаясь в процесс. Я так не могу: мне совесть не позволяет — стараюсь все делать качественно. Еще это развивает собственное музыкальное мышление: ты думаешь, как показать, как сыграть, да и в целом больше практикуешься.
Кто тебе нравится из местных музыкантов?
Михаил Колесник — всегда с уважением относилась к нему. Нравятся его проекты «ПЫЛЕSOS», «#PRSCHKNN» — мы даже с ними турили по Сибири с «Курицами». «Азбука Мо» — кайфовые ребята, у них есть трек «Если ты забудешь меня», который я могу петь постоянно. «Печатная машина». Уважаю Ярослава из «Конца солнечных дней». У него же еще есть музыкальное образование, и я рада, что ему удалось сохранить неординарное мышление под грузом нот и он остался личностью. И Даня Белоусов, хотя не скажу, что слушаю «Закаты» (бывшая TAYGA, — прим. авт.): меня дудка напрягает.
Пару лет назад в интервью «Стереоклубу» ты сказала, что желаешь сохранить в себе творчество и не растерять его в бытовой жизни. Удается это сделать?
Да, наконец-то нашла баланс. Я раньше много работала — не оставалось времени на музыку. Сейчас выстроила работу так, что есть время на все.