Вспоминаем о корнях, обращаемся к небу, останавливаем сердца


Вечный постовой сибирской пустыни — так говорит о себе в песне один из героев очередных «Альбомов Сибири». Это любопытное описание самоощущения музыканта и его роли — тот, кто стоит на посту, наблюдает за происходящим и в случае необходимости вмешивается, пытаясь исправить. Понятно, что это «исправить» не стоит воспринимать буквально — речь не столько о пресечении неправомерных действий и привлечении тех, кто их совершает, к ответственности. Речь о других вещах — сказать правду, посмотреть ужасу в глаза, протянуть руку помощи, встать рядом со слабым. Воспеть и отпеть. И вот это правда работает, неважно, в каком жанре кто выступает — рэп, рок, импровизированный нойз, что угодно. В той же песне про постового лирический герой в какой-то момент обращается к ангелам с просьбой не переставать петь для нас — нам же, в свою очередь, хочется переадресовать эту просьбу самим музыкантам. Пойте нам.

омск/томск/красноярск

Приятно наблюдать, как сибирские экспериментальные музыканты буквально воплощают тот дух межсибирского сотрудничества, который мы приветствуем и всячески пытаемся продвигать. Заехав с совместным концертом в Омск, музыканты красноярской группы «Бескультура» и томского проекта «Узница совести» зашли на огонек к Дмитрию «Крамбу» Лапутину и нашли время отбить совместную импровизационную сессию. Свежая кровь как будто бы порядком взбадривает и самого Лапутина — формально это все тот же гитарно-нойзовый около-краут-овый импров, что и обычно, но в новом составе музыка временами бросается на слушателя стремительней и опасней, чем обычно. «Вступление» за свои неполные полчаса успевает сменить направление минимум шесть раз, чередуя темпы, интенсивность и настрой — в какой-то момент сквозь гитарные шумы довольно захватывающим образом пытается пробиться что-то вроде фортепианной баллады, разваливающейся на ходу. «Отступление» вмещает в себя всего две части, исследующие более по-лапутински привычные среднетемповые грувы, но в этот раз секретным оружием становится даже не многослойность гитар, а расхристанный хриплый вой Юлии Данкевич из «Узницы». В общем, вместе с новыми участниками появляются и новые звуки, и новые интонации, и все это идет стоическому гитарному импрову только на пользу. Больше коллабораций богу коллабораций, короче говоря.


братск

Брутальный дэт-метал из Братска. Альбом вдохновлен романом Оруэлла «1984», но с наскоку этого, конечно, не понять — эта музыка живет в постоянных сложносочиненных конвульсиях, будто бы у тебя на глазах бесконечно быстро пересобирается какой-то чудовищный механизм, что-то вроде шкатулки из «Восставшего из ада», только размером с монолит из «Космической одиссеи». Штука для сильных духом и способных правильно настроиться на такой экстремальный музыкальный язык. К тому же Accidental Death Benefit регулярно нащупывают в своей гуттаперчевой лютости некоторый свирепый грув, так что временами в ощущении, что тебя тащат в ад озверевшие демоны, удается немного насладиться ветерком в лицо.


новосибирск

Упаднический эмо-рэп от дуэта из Новосибирска о том, как непросто быть молодым, украшенный выразительной гитарой. Сформулировано все с дельной виртуозностью и даже некоторой романтичностью. Хотя автор периодически порывается выступить в роли пресыщенного плейбоя-мизогина, меняющего девчонок, как перчатки, но все равно ничего не чувствующего, покалеченное, но все еще бьющееся сердце поэта-романтика все-таки прорывается тут и там на поверхность сквозь напускной нигилизм текстов. Лучше всего получается, когда автор перестает с отвращением смотреть в зеркало и пробует (безрезультатно) разглядеть повод для какой-то иной эмоции в окне в окружающий мир. В какой-то момент на альбоме случается почти девятиминутный титульный трек, снабженный завораживающе-сомнамбулическим гитарным грувом, который постепенно вырастает в без дураков мощнейшее обращение к небу — достаточно трезвое и горькое, чтобы понимать, что оно останется безответным. Номер такой силы на альбоме всего один, но его уже вполне достаточно, чтобы констатировать — эти ребята нам еще покажут.


красноярск

Grima верны себе — новый год, новый альбом, одновременно укрепляющий уже освоенные позиции и аккуратно вводящий в привычный саунд какие-то новые элементы. На «Frostbitten» красноярские блэк-металлисты понемногу расширяются как будто бы во все стороны сразу — становятся, с одной стороны, мелодичней и тоньше, с другой, стремительней и свирепей. За первое направление отвечают, например, «Into the Twilight», в котором имеется, неслыханное дело, целый чистый вокальный пассаж, и лирический финал «Mana»; второе воплощается в грандиозном номере-берсерке «Hunger God», возможной высшей точке всей дискографии коллектива — в момент на отметке 01:40, когда размашистое интро уступает место основному риффу, просто останавливается сердце. Опять же, все глубже проникает в музыку Grima аккордеон — он особо украшает эпический номер «Winter Morning Tower», успешно объединяющий в себе оба направления развития этого альбома. Grima на сегодняшний день — пожалуй, наиболее известный в металлическом мире (не только на уровне России) сибирский проект, и их новый альбом — максимально доступное 50-минутное объяснение, почему в этой позиции находятся именно они, а не кто-нибудь другой.


тюмень

Есть прикольная тенденция среди молодых исполнителей — разговор о дерзкой молодой жизни наотмашь (ну, там, вечеринки, тусовки, наркотики, секс) обязательно должен подкрепляться такой же отчаянной искренностью, с которой повествуется об обратной стороне подобного образа жизни. Тюменский поп-панк-ансамбль «Завтра брошу», ведомый вокалистом Валерием Штейнбоком, подходит к этому вопросу не самым банальным образом — посвятив первой теме пять альбомов и не меньше дюжины синглов за последние четыре года, на новой записи они целиком окунаются во вторую. Смену направления можно угадать и по заголовкам — «Океан холодных слез», «На улице дождь», «Зал опустел». Занятно при этом, что музыкально «Завтра брошу» опираются все на тот же бодрый и мелодичный поп-панк-саунд, что и в песнях про вечеринки, может самую чуточку погрустневший. Это размашистые, цепкие гитарные боевики — особенно удался центральный номер «Дом», посвященный воспоминаниям о своих корнях.


красноярск

Дебютный альбом 18-летней красноярки открывается довольно обезоруживающим номером о тяготах школьного алкоголизма, выполненным в стилистике аккуратной камерной поп-песни под фортепиано. На альбоме «Вещие сны», в принципе, есть довольно много штук, которые приятно обезоруживают. Простодушная искренность текстов, романтичная, но без приторности. Точная работа со звуковым образом песен, уверенно переходящих от баллад с привкусом дружелюбного альт-рока в духе поп-героинь 90-х типа Натали Имбрульи или группы Sixpence None the Richer к задорному, чуть карикатурному поп-панку (кажется, нынче такое по следам певицы Доры принято именовать «кьют-роком»). Проникновенный тембр голоса самой Василины Вершининой, наконец. Песен тут всего пять, так что это пока не столько масштабное творческое заявление, сколько первый робкий звоночек о том, что у нас есть новый интересный талант. Что ж, сигнал принят.


хабаровск

Сборник треков хабаровского исполнителя, записанных в разные годы. Выдержано все в основном в духе романтично-меланхоличного рэпа, периодически заимствующего из соседних жанров искристые поп-мелодии и мерцающие гитарки. Есть пара песен, опирающихся не столько на биточки, сколько на гитарные аккорды — одну из них, «ЛСД», наверное, можно счесть самым обаятельно-беспечным примером песни о разбитом сердце. В общем, прелести этой записи, с одной стороны, довольно скромны, но в то же время в безалаберно-дворовом подходе исполнителя есть какая-то приятная честность.


тюмень

Дебютный мини-альбом тюменских металкорщиков, желающих ухватить все самое яркое от жанров, которыми они вдохновляются. В этих четырех песнях сталкиваются как будто бы заметно противоречащие друг другу импульсы — после самого прилипчивого и проникновенного припева, какой только возможен, следует самый сокрушительный рифф. Группе довольно ловко удается воплотить в музыке ощущение, будто они каждую секунду находятся на пике своих возможностей, вкладывают все, на что физически способны, в каждый свой жест, как мелодический и эмоциональный, так и наоборот. Показательный в этом плане момент — как мелодический надрыв в припеве довольно-таки доступного номера «Мы никто» врезается в ломовой заход следующей за ним песни «Нет пути назад». То есть мостик между двумя разными мирами Desires Dawn вполне перекинули — и теперь как будто бесконечно по нему бегают туда-сюда вместо того, чтобы осваивать какую-то собственную промежуточную территорию.


новосибирск

Музыка на предыдущем релизе анонимного новосибирского проекта существовала в неуютной точке где-то между сибирским панком и чем-то более грозным, не то блэком, не то индастриалом. С точки зрения жанровой принадлежности новые песни «Червленой» устроены заметно проще — здесь играет примитивистский готический пост-панк, звучащий как будто бы откуда-то из сырого подвала, как в плане устройства самих песен, так и их шумно-шершавого звучания. Единство материала и звучания «Червленая» выдерживает очень точно, но в то же время за этой монолитностью теряется чувство опасности. Если раньше ты не представлял, куда конкретно тебя может на их альбоме занести, то теперь «Червленая» весь альбом играет во все те же ворота, что и с самого начала.


омск

Омская банда именует свой подход «зомби-метал», но к ним также подойдет и термин «дэт-н-ролл», изобретенный для команд, которые обращаются к очень тяжелым формам метала, но делают это с таким же задором и грувом, какие разделяли пионеры рок-н-ролла. То есть Smerdead играют жуткую и громкую музычку, сопровождающую кровожадные истории про монстров и расчлененку, но исполняют это все с забубенной лихой энергией, предполагающей не столько благоговение перед непостижимыми тайнами вселенной или погружение в экзистенциальный ужас, сколько активные коллективные игрища на свежем воздухе. С альбома, иначе говоря, выходишь не столько приплюснутым, сколько размявшимся.


горно-алтайск

И снова с вами вестник фетишизации устаревших носителей информации — в прошлом выпуске мы говорили о группе «Кинопленка», а в этом встречаем «Аудиокассету». Название альбома дуэта из Горно-Алтайска отсылает к еще более старой технологии — ко временам, когда советские меломаны для распространения любимых записей нарезали звуковые дорожки на рентгеновских снимках. Музыкально, впрочем, так далеко в прошлое они не заглядывают — как и у «Кинопленки», на повестке дня минималистичный пост-панк в духе 80-х. Только если новосибирцы склоняются к стоической героической позе в духе «Кино», то «Аудиокассету» больше тянет в сторону чистосердечной дискотеки в пионерлагере. Здесь гораздо более важную роль играют синтезаторы — настолько, что впору периодически вспомнить не только «Технологию», но и какой-нибудь «Сталкер». «Аудиокассета» прилежно воспроизводит все жанровые движения, добавляя от себя, быть может, лишь чуточку вокальной мрачности (в интонациях вокалиста периодически прорезается что-то сибпанковское, особенно в кратком номере «Урод» с выразительной концовкой). Но, вот честно — если спросить, что именно хочет нам рассказать «Аудиокассета», кроме того, какую музыку участники группы считают самой классной, будет трудно сформулировать что-то связное. Быть может, в будущем группе стоит меньше стесняться своих поп-инстинктов — сразу после нервного «Урода» альбом венчается коротенькой зарисовкой «Ты», в которой появляется и нежность, и уязвимость, и еще что-то трудно ухватываемое, чего было не так уж много во всей предыдущей увлеченной игре в 80-е.


омск

Омский композитор и исполнитель Богдан Ташкин, кажется, не встречал еще на своем творческом пути инструмента, звучание которого он не мог бы превратить в облако звездной пыли. На своем новом альбоме, втором за год, Ташкин все больше работает голосом в самых разных направлениях — поет, шепчет, торжественно декларирует, ритмично скандирует, часто накладывая друг на друга сразу несколько вокальных дорожек. Эффект при этом остается тот же — музыка все равно звучит так, словно ты бесконечно медленно дрейфуешь в межзвездном пространстве, любуясь разворачивающимися перед тобой космическими красотами, звездными кластерами, грациозными галактиками. Просто теперь с тобой еще разговаривают на непонятных языках духи космоса (и иногда поют тебе ангельским хором). Впрочем, есть в ташкинском макрокосмосе и другие новости, помимо включения голосов — в номере «Astronomic Pattern», к примеру, слушателя торжественно и страшно (хотя все на той же скорости) засасывает в черную дыру, а в финальном «Hello I’m Here», кажется, выносит прямиком в солнце.