Учились на интуитивном уровне: 6 битмейкеров из Сибири

Музыка из старых пластинок, стаканчиков под кофе и сэмплов


Как часто вы задумываетесь о том, кто автор музыки вашего любимого трека? Эти люди остаются в тени, хоть и пишут биты для популярных артистов. Пока одни выбирают классическое образование в музыкальной школе, другие исследуют звук методом проб и ошибок. Мы пообщались с битмейкерами из разных уголков Сибири, чтобы узнать о комьюнити музыкантов, влиянии климата на музыку и значении образования.


Моисей Молитва
Тюмень
Мое знакомство с созданием музыки началось с любопытства и желания экспериментировать. Летом 2018 года подруга пригласила на школу создания комиксов от Гоши Елаева. У меня появился интерес к творчеству. Рисуя, слушал музыку. Обращал внимание на то, как разные жанры и исполнители влияют на изображение, появился вопрос: как это будет работать, если перевернуть процесс в обратную сторону? Как будет писаться музыка, если параллельно концентрироваться на чем-то визуальном — рисунках других художников, кадрах из фильма, виде из окна. В тот период наткнулся на часовую работу Арки «@@@@@», которая стала главной в моем понимании экспериментов в музыке.
Уже четвертый год занимаюсь музыкой и чем-то связанным с созданием звуков. Изначально друг помог мне скачать программу на ноутбук, я начал изучать ее интуитивно, я бы сказал по-ребячески, — нажимать на все кнопки подряд и смотреть, что каждая из них делает, какие функции можно совмещать друг с другом. Не хотелось просто смотреть гайды на Ютубе. Методом проб и ошибок я мог сидеть часами и делать что-то, пока оно не начнет мне нравится. Мне хотелось знать, в чем заключается функционал того или иного плагина, чтобы понимать, какие у них существуют лимиты и как с ними можно играться. Поэтому первые наработки — это множество различных звуков и ритмов, слепленных в одну структуру, выдававшую себя за «песню».
Чаще всего я не задумываюсь о создании музыки, во многом это зависит от моего настроения. Я внимательно слушаю звуки, одновременно думаю, как они звучат, что с ними произошло, почему они стали так звучать и как их звучание может потенциально измениться. О том, как я воспринимаю это сочетание звуков и как бы его воспринял человек с «неподготовленным ухом». Часто у меня нет идеи и представления о том, что я хочу сейчас написать. Мое рабочее пространство — лаборатория для экспериментов, к которым я возвращаюсь спустя время, чтобы понять и подумать над использованными звуками, их эффектом отдельно и в сочетании друг с другом. Я люблю переслушивать свои работы, каждый раз вижу в них что-то новое.
У начинающих музыкантов все зависит от того, что и как они делают, где это может быть применено. Мне интересно коллаборироваться с кем-то или шокировать людей, заставлять их забываться, но не теряться. Для этого нужен диалог: если тебе нечего сказать людям, то вливаться в эту сферу будет тяжелее. Не могу себя ассоциировать со сферой музыки, я вроде подхожу под описание музыканта, но в то же время делаю много другого. Музыку делаю один, но мне нравится, когда кто-нибудь сидит рядом и также привносит свое видение.
По большей части меня вдохновляют эксперименты и постоянное движение. В мгновение, когда получается сделать что-то новое, чувствую будто нахожу новый поворот в огромном лабиринте. Добраться до центра — задача второстепенная, главное пройти лабиринт. Вдохновляют моменты, когда нахожу в работах любимых артистов какие-то техники, похожие на мои. На меня производит приятное впечатление, когда в компании включаю свою музыку и люди удивляются что это написал я.
Особенность моих работ — отсутствие узнаваемого элемента. Думаю, он еще не выработался или я его не замечаю. Последнее время мне нравится играться с человеческой речью, манипулировать записанными фразами, чтобы слова потеряли изначальный контекст и обрели новый. Первое время написание музыки было хобби, но после двух лет в институте звук и музыка стали одними из главных академических интересов. Мне даже удалось написать несколько работ про отношение технологий к звуку и речи, про техники слушания и слышания.
У меня не было опыта написания музыки для какого-то исполнителя. В 2021 году выпала возможность дебютировать на фестивале «Закат», после которого захотелось больше активничать и светиться в Тюмени. Я несколько раз участвовал в комикс-читках с видеоработами, для которых писал музыкальное сопровождение. Проводил два мероприятия на резиденции «Вход здесь», организованной книжным «Никто не спит» в 2022 году. Этим летом удалось побыть в роли диджея на фестивале «Топь» и поделиться с людьми музыкой, ритмы которой на первый взгляд не кажутся танцевальными.
Не могу дать точный ответ на вопрос о развитости музыки в Сибири, я нахожусь больше в роли наблюдающего. Слежу за некоторыми чатами локальных тусовок, которые публикуют ссылки на другие события. В Сибири происходит много интересных вещей, но не могу сказать, насколько эти вещи качественные.
Планы на будущее у меня интересные! Хочу поработать с написанием и исполнением текстов, разработать концепт визуальной работы, с которой можно было бы прийти в местный кинотеатр, посмотреть и порассуждать про формирование восприятия фильма через аудио. Говоря про фильмы, хотелось бы однажды попробовать сделать саундтрек. Еще у меня есть дичайшее желание поработать с местными рэперами, которые готовы экспериментировать с исполнением, звучанием, текстами. Мне кажется, музыкальные ритмы, которые у меня получается делать, создавали бы непривычный, экзотический эффект в сочетании с рэп-манерой исполнения текста. И в целом интересно, насколько сильно можно изменить структуру рэп-трека, чтобы его звучание было непохожим на привычное, но он оставался в жанре. Также у меня есть SoundCloud, где я делюсь своими работами.


Nuki Fingеrs
Томск
С самого детства было пристрастие к хип-хопу 90-х годов. У брата была коллекция кассет, типа Bеastiе Boys, Cyprеss Hill и так далее, мой интерес вызывала инструментальная составляющая, что и привело меня к написанию музыки. Осознано заниматься битмейкингом начал в начале 2010 года, до этого пробовал написать несколько битов, которые после удалил.
В то время не было так много уроков, как сейчас, в основном они были англоязычные, приходилось крутить самому, методом проб и ошибок. Обменивался опытом на форумах, читал литературу про сэмплинг и написание битов. В 2013 году я приобрел свою первую винтажную драм-машину и виниловый проигрыватель, собрал все пластинки, которые нашел у отца: от советских сказок до Lеd Zеppеlin. Вышел на новый уровень, который понравился еще больше.
Создание битов начинается с прослушивания музыки. Я слушаю много джаза, соула, фанка, ищу в треках подходящие фрагменты. Затем на студии начинаю нарезать и подгонять в один или несколько треков. Работаю один, так комфортней и проще. Как правило, образование в моем деле не требуется, но приветствуется. Битмейкингом заниматься может любой, важно желание, усидчивость и немного терпения. Сейчас много туториалов в сети — купил бюджетный набор битмейкера и в путь.
Меня вдохновляет музыка. Есть неубиваемые артисты и альбомы, слушая которые хочется творить. Самое главное — любовь к музыке, своему делу. Нужно слушать хорошую, качественную музыку, это дает фундамент для будущего продукта. В бум-бэпе есть особенность звучания, полученная благодаря драм-машине и винилу, некая винтажность, виниловый треск, песочный звук, плотные фанковые барабаны, жирный бас и джазовые рифы. В российском бум-бэпе пользуется популярностью вставки скитов из советских фильмов и песен, хоть это тема уже немного избита, сам иногда пользуюсь такими приемами — они должны подчеркивать бит, вносить драму или иронию. Мой почерк все же какой-то меланхоличный, гнетущий, но бывает и наоборот, очень добрые, даже романтичные биты. Быть может, это влияние сибирского климата — из крайности в крайность. Музыка даже не хобби, а часть жизни, без этого себя уже не вижу. Есть, конечно, основной, стабильный источник дохода, но и битмейкинг приносит иногда дивиденды.
Взаимодействовал, в основном, с локальными исполнителями, но это не моя история. Разные взгляды, разные мнения. Есть единомышленники, но это такие же битмейкеры. В планах новый альбом, надеюсь, в 2023 году успею доделать. Ютуб канал дал активность, буду развивать его небольшими видео процесса продакшена.


КОПКА ЗЕМЛИ (Иван Чеботарев, саунд-продюсер)
Томск
Музыкой занимаюсь с 2011 года. В школе были проблемы из-за неусидчивости, а вот в музыкальной группе все были такие. Там я сразу начал писать. Сначала просто учился писать музыку, делая множество попыток. Потом пошел учиться играть на гитаре к Марату Нугаеву. Он достаточно быстро поставил мне технику игры и перешел к композиторству. Так я занимался года два, с каждым разом получалось все лучше и лучше. Через какое-то время я задушнился от общества корщиков, продал гитары, подошел к вопросу со стороны хип-хопа. Пришлось начинать все сначала.
У меня есть несколько подходов к написанию музыки: бывает, отталкиваюсь от идеи, концепта или уже готового текста, пишу от желания как-то потупить за компом и побаловаться, а иногда — от хорошей атмосферы общения с интересными творческими людьми, приправленной джемами или фристайлами. Самое главное — отсутствие творческой дизморали. Каким входить в это состояние — вопрос не первой важности.
Чтобы писать музон, нужно писать музон. Если музыкальное образование не подавляет желание писать, а вдохновляет на это, значит круто. Если наоборот, то оно не нужно. У меня музыкального образования нет, и мне по кайфу. Иногда работаю один, иногда в команде. Могу сам вести проект и руководить, а могу на подхвате. У меня есть особенность, которая делает музыку неповторимой, — маниакальная одержимость зацикливанием сэмплов и леерингом (добавлением звуков в несколько слоев — прим.ред.) амен-брейков.
Вдохновляет музыка. Хочу отметить, что контент, который нравится, не всегда способен вдохновлять, а вот бесячие произведения могут знатно натолкнуть на мысль. Я периодически возвращаюсь к творчеству раннего Kuntеynir и Канье Уэста — у каждого набор исполнителей будет своим. Иногда вдохновляют люди, близкие. Это о поддержке и принятии чужих идей и взглядов. Если понимаешь, что твоя задача — что-то создавать, ты должен понимать, что окружающий мир должен склонять к созиданию: если нужно вырастить хорошую морковь, нужно создать правильный состав и структуру почвы, а от сорняков и паразитов нужно избавляться. Это твоя задача, ответственность лежит на тебе. Поэтому, Копка земли!
Музыка — не моя профессия, я не живу на доход от нее. Но большую часть времени голова занята ей, это уже привычка. Все деньги уходят на музыкальный стафф, так что я могу назвать музыку основной деятельностью. Для своей группы «Копка земли» я писал всю музыку. С альбомом «Подземный» «Копка» стала авторским проектом. Писал с Сашей Огородниковым для «Узницы Совести». Альбом «Синяки на коленях» — наша совместная работа, а трек «Консуммация» составлен из моих битов. Музыка на альбоме «Сокрытый во второстепенном» группы «Сашина плешь» тоже моего сочинения, кроме трека «Просьба о лучике и кое-чем еще». Также мою музыку можно услышать в альбоме «Регресс» группы YNDXSMRT.
Насколько развита в Сибири сфера музыки, не знаю как отвечать. Я не специалист в данном вопросе. Я просто пишу музыку, пока пишется. У меня есть телеграмм канал, где я описываю релизы и делюсь планами на будущее.


еLеVеNth
Иркутск
В детстве мне нравилось слушать музыку, представлять, что я — звезда. Мама — музыкант, она передала мне слух, возможно, поэтому у меня такое рвение. Музыкой начал заниматься в 2017 году, как сейчас помню, хотелось сделать что-то свое. Играть на инструментах не умел, но был компьютер с программой FL Studio, она погрузила меня в мир музыки с головой. Первый бит был плохим, но тогда казалось, что я гений!
Со временем пришло понимание, что делаю полную шляпу — звучало грязно и не слушабельно. В России только зарождался битмейкинг, я натыкался на мастеров этого дела, тщательно изучал их. Мне хотелось делать как они, даже лучше, плюс можно зарабатывать хорошие деньги. Решил прокачивать навыки, покупал курсы, пересмотрел все гайды в Ютубе. Круглыми сутками писал биты, не спал, даже пропускал учебу. Я сделал свои биты коммерческими, их покупали, но результат меня не радовал. Тогда решил писать для себя песни, текста, записывать и сводить музыку. Девиз был: «Никто не знает как будет лучше мне, кроме меня самого».
В основном, все делаю дома самостоятельно. Я чем-то вдохновляюсь, записываю идеи, строчки, ритмы. Сначала сделаю бит, потом текст, все это запишу, сведу и начинаю слушать в течение дня, потом вношу правки. Процесс доведения до идеала может затянуться на месяцы. Главное в моей деятельности — наслаждаться. Творчество всегда кажется каким-то необычным. У меня нет какого-то стиля, из жанров делаю что нравится — поп, рок, хип-хоп в авторской подаче.
Моя основная деятельность связана с медициной. Музыка — больше хобби. Днем лечу людей, а ночью — пишу музло. Поэтому считаю, что образование не главное в нашей сфере. Если ты действительно любишь творить музыку, то у тебя получится что-то сделать, главное упорство. В Сибири развивается хип-хоп-культура, у нас есть люди, которыми можем гордиться.
В планах — развиваться и достигать новые высоты. Покорять чарты, поработать с какими-нибудь крупными лейблами и артистами — мечта каждого начинающего музыканта. Я не буду мечтать, я буду ставить цели и идти к ним потихоньку. Все будет, но не сразу. К сожалению, с известными артистами пока что не работал, но хотелось бы. Многое писали с единомышленниками: и отечественными, и зарубежными.


SMAKI SMAK
Омск
Раньше мне ничего не было интересно, я отрицал все, что делают люди вокруг меня. Не понимал, что здесь происходит. Вдобавок, нужно было учиться и работать, но на кого и кем, решить не мог — ничего не привлекало. Я понимал, что нужно зарабатывать деньги на еду и выживать. Это понимание уничтожало с каждым днем все больше и больше. Я не хотел ничего делать и не видел в этом смысла продолжать поддерживать эту бренную жизнь и обслуживать эту систему. В этом ли смысл человеческой жизни? Вопрос, над которым я размышлял с тринадцати лет. Когда дошел до конца, когда отрицание всего достигло пика и я не знал что делать, музыка вошла в мою жизнь. Она была единственным, что давало мне возможность жить, до сих пор остается моим источником.
Написание композиций — не всегда занятие музыкой. Самое главное — иметь свой стиль и не допускать постороннего вмешательства. Ты можешь прислушиваться к советам, но судьбу своей музыки не следует полностью отдавать в руки других людей. Заниматься музыкой значит быть и продюсером, и менеджером, и стилистом, и звукорежиссером, и еще много кем. Это путь постоянного становления личности. Хорошо, когда рядом есть адекватная команда.
Начал заниматься музыкой где-то с конца 2009 или начала 2010 года, окончательно забил на учебу и прогуливал школу у друга. После школы куда-то поступил, чтобы родители отстали, принес им диплом и ушел из дома. Мне нужно было где-то жить, что-то есть. Большую часть времени занимало социальное становление, я оказался на первом уровне — выживание. Потихоньку начали появляется средства на музыкальные инструменты. Я стал собирать свой сетап: покупал винтажные сэмплеры, создал студию. Взял почти миллионный кредит, думал, что смогу заниматься музыкой как хочу, но все получилось по-другому. Я досрочно закрывал кредит, от чего выгорел и продал все инструменты, а деньги потратил на восстановление психического состояния.
Я не учился писать музыку, просто понимал, чего хочу. Конечно, нужно было изучить софт и железо, понять, где какая кнопка находится. Я занимаюсь классическим сэмплированием — создаю аудиоколлаж. Ты должен чувствовать, как ляжет сэмпл, ловить вайб. Сведение и мастеринг делает другой человек. Я создаю форму и композицию, вытаскиваю звук из головы. Процесс может быть разным. Первый альбом «Evry Day Music Vol — I» написал в свободное время с помощью айфона и стандартной программы GaragеBand. Работал над ним везде: на работе, в пути, перед сном, даже во время еды и готовки. В основном ищу сэмплы или создаю музыкальную составляющую, добавляю эффекты, создающие нужную атмосферу. Одно из главных правил — не переусердствовать с эффектами. Иногда вырабатываю звук, опираясь на идею или название. Например, если звучит как «нуар», я и называю его «нуар».
Сейчас музыку можно писать хоть как: через ИИ или специальные программы, которые выставят голос и ноты в гармонию, даже аккордов знать не надо. Можно сделать фит с Дрейком — все делается одним нажатием кнопки. Никакого образования не нужно, важно желание проявляться и просто творить, наслаждаться процессом в моменте, не сравнивать себя ни с кем, ничего от этого не ждать. Образование дает образ и показывает как якобы надо, направляет. Если у человека нет самоосознания, то эта программа собьет его с творческого пути, накидает клишированного мышления, ограничит оригинальность и органичность звука. Можно знать базу, этого достаточно. Отпусти, что знаешь, и позволь руке писать.
В контексте хип-хоп-культуры каждому позволяется выразить свои мысли и идеи через музыку и инструменты, установить коммуникацию независимо от возможностей или денег. Поэтому мы создали среду под названием «Lofi Culture» — площадку для развития в разных областях искусства. У нас есть команда, и если кажется, что мы работаем одни, всегда есть люди, с которыми можно сотрудничать, узнавать новое и развиваться!
В моей деятельности нет ничего принципиально главного. Каждый элемент механизма имеет значимость. Каждый винтик выполняет свою функцию, все они вместе поддерживают целостность моей работы и осуществление поставленных задач. Меня вдохновляет вайб. Все и ничего. Момент. Сейчас. Пик. Острие жизни. Меня может вдохновить летающая бабочка, и я постараюсь передать через звук ее полет. Может вдохновить бездомный, спящий утром на лавочке, тогда создам «доброе утро», хотя мог бы написать рэп, как плохо у бездомных на улице и тому подобное. Мой фокус направлен на передачу созерцательного и созидательного настроя, чтобы освещать комфортные моменты в жизни моих слушателей! Это не хобби и не основная деятельность — это часть моей жизни, как выпить стакан воды.
Я создаю музыку, которую не надо специально слушать! Следует лишь включить ее на фоне с громкостью от 40% до 60% и продолжать делать свои дела. Каждый воспринимает что-то свое, кто-то открывает нового себя. В моих композициях присутствует тот самый первобытный ритм, примитивизм, минимализм, атмосфера лоу-фай, которой многим так не хватает. Играю музыку и наблюдаю, как люди не могут ее понять, но затем незаметно проникаются и погружаются в трансовое состояние, продолжая взаимодействовать друг с другом в ресторане или на фуд-корте.
Музыку ни для кого не писал, а если забыл, не обессудьте. Помню, бит на районе продал за 500 рублей в 2012 году. В Сибири музыкальная культура достаточно развита, преобладает более классический стиль, включающий гитару, барабаны и другие атрибуты рока. Скорее всего, это связано с наследием, оставленным Егором Летовым. Электронная музыка также развивается по-своему. Есть чат, где ребята из Омска обмениваются опытом работы с музыкальными инструментами, встречаются, общаются, импровизируют.
Ныне сибирская музыка находится в глубоком... андеграунде, который безжалостно пережевывает сотни музыкальных групп и тысячи рэперов-битмейкеров каждую секунду. Только единицам удается сохранить свое уникальное звучание и выбраться из андеграунда, оставаясь в нем. Хорошо подумайте, желательно два раза, стоит ли вам идти в эту сферу и заниматься музыкой!
Планирую выпустить 10 тейпов и сделать к ним NFT-коллекции, дать возможность заработать своим слушателям. Продолжу изучать и погружаться в инструмент Roland SP404 mkII, снимать видео в интересных местах Омска, интегрировать музыку в различные сферы жизни и развивать платформу «Lofi Culture». Не могу сказать, что хотел бы какое-то конкретное сотрудничество или что-то подобное, но с удовольствием посидел бы рядом и просто, как младший брат, посмотрел на воркфлоу Yе, Wun Two, Mujo, ILLAG, Flying Lotus, Conductor Williams, Cookin Soul, Kuddiе Frеsh, Maya G, Dibiasе и Madlib.


PCHBLK
Кемерово
Я рос в семье музыкантов, был окружен музыкой. Это было лишь вопросом времени, когда я сам стану играть. В 8 лет познакомился с синтезатором, я в него залип — начал все пробовать, просил папу показать несколько мелодий, а потом без конца их наигрывал. Попросил отдать меня в музыкальную школу. Мне сразу хотелось экспериментировать, делать что-то свое, искать сочетание нот. Были попытки каких-то джемов, неосознанные эксперименты.
Учился писать музыку с 12 лет самостоятельно, интуитивно. Тогда мне попалась демо-версия программы FL Studio 21, там записывал первые аудиозаписи. Да, я учился в музыкальной школе и что-то понимал, отталкивался от базовых знаний, но в дальнейшем большую роль сыграло просто влияние прослушанной музыки, а также попытки ее копировать и моя любовь к экспериментам. Я освоил фортепиано, потом гитару, бас-гитару, попал в рок-тусовку, потом к джазменам. По-серьезному начал писать, когда играл джаз. Где джаз и импровизация, там свобода — прямой путь к максимальному творчеству. Влияние оказала и электронная музыка. Был период, когда играл в клубах, диджеил; хаус, техно — весь опыт и наслушанность слились в желание что-то писать.
Процесс проходит по-разному: мелодия появляется в голове и зациклено играет, вокруг нее строятся другие идеи. Чаще всего это просто гармония: я сажусь, нажимаю несколько аккордов, и все начинает завязываться. Я их записываю, накидываю барабанную партию — так и создается трек. Иногда работаю со окружающими звуками, провожу с ними манипуляции, эффекты, обработки — получается сэмпл. Однажды записал трек с помощью кофейного стаканчика: стучал и шуршал по нему по-разному, звенел ключами на заднем фоне. Я проповедую максимальную открытость разума в музыкальной работе: никогда не знаешь, откуда придет идея. Самое главное в моей деятельности — бит, грув и вайб. Чтобы все качало, пульсировало, чтобы было кайфово. Нужно, чтобы все делалось с удовольствием и любовью.
Через определенные попытки получить музыкальное образование пришел к выводу, что оно вообще не играет роли. Важно, чтобы внутри горело! Должна быть жажда экспериментировать, пробовать новое, выражать себя при помощи звуков — рано или поздно желание преобразуется в тягу к знаниям. Сейчас все есть в открытом доступе, главное — найти, что нужно именно тебе, впитать это, усвоить практически.