Любить свой город, соседа и кошку: Креативные пространства Сибири, часть 2

Как собрать команду и не поругаться? Как зарабатывать деньги? Как снять зеленую краску с бетонного потолка?


Полина Абраменко продолжает исследование творческих пространств, действующих в сибирских городах. В этом выпуске — выставочное пространство в помещении, пережившем пожар, тонкая грань между творчеством и едой, красные кони, театр горожан и многое, многое другое.


Ханты-Мансийск
Каролина Шибко, руководитель

Центр современных горожан «Культштаб» в сегодняшней концепции открыт с 24 мая 2023-го. Но все началось за два года до этого: Илья Кириченко, основатель и единственный инвестор проекта, предложил мне совместную работу. У Ильи за спиной — большой предпринимательский опыт и много реализованных проектов в сфере культуры, медиа и ивент-индустрии. Я много лет руководила проектами в сфере творчества и неформального образования. Мы решили объединить накопленный опыт и создать из этого что-то мощное.

Мы начали собирать команду: искать дизайнеров, декораторов, продюсеров, фотографов, видеографов и проектных менеджеров. Когда нас стало шестеро, мы поняли, что в имеющемся у нас формате нам тесно. У нас был офис в подвальчике, где периодически проходили камерные события, а нам хотелось масштабности, узнаваемости и большей социальной пользы; хотелось площадки, которая вместила бы разные культурные инициативы и много горожан.

Название появилось через муки поиска и долгих мозговых штурмов. Мы давно называли наш подвальчик «штабом»: так сложилось стихийно, нам было комфортно именовать его так. Слово «культура» стало дополнением штаба. Речь тут про культуру жизни в сообществе, дружбы, любви к своему городу, соседу и кошке. Так получился «Культштаб»

Пространство открыто каждый день. Важная и неотъемлемая часть «Культштаба» — кафе. Когда еще только прорабатывали концепцию, понимали, что мероприятия — дело непостоянное, а пить кофе, завтракать и обедать люди хотят всегда. Поэтому «Культштаб» — единое пространство, где равноценны друг другу культурная программа и еда. Нет стен и перегородок — можно прийти перекусить, а можно занять столик, открыть ноутбук и работать весь день, при этом никто не будет обязывать заказать еду или напиток.

В маленьком городе оказалось непросто быть первопроходцами с проектом такого гибридного формата. Как строить рекламную кампанию? Как объяснить людям, кто мы? Иногда действительно проще сказать, что мы кафе. Потом уже горожане детально вникнут в концепцию и поймут, что все гораздо глубже. У многих так и завязывается дружба с «Культштабом»: сегодня человек пришел попробовать вафли, а завтра он резидент и делает свое еженедельное культурное событие.

Мы открыты к проведению событий на нашей площадке, особенно если это связано с направлениями креативных индустрий: кино, музыка, театр, медиа, дизайн, туризм и так далее. Чаще всего события бесплатные — платными бывают мастер-классы и музыкальные концерты. Но важно понимать, что и мы, и резиденты не рассматриваем мероприятия как основной источник дохода. Это скорее возможность самовыражения, полезность обществу. Нам часто говорят, что мы стали домом для тех, кто не знал, куда прибиться. Наши ребята, курирующие событийную программу, тщательно подходят к организации этого процесса. Нам важно быть уверенными в качестве — если нужно, мы своими силами «докручиваем» мероприятия.

Мы делаем и свои мероприятия как команда: своп-маркеты, не- и фейл-конференции, культурные вечеринки, народные гастровечера. Последнее особенно полюбилось: уже лепили с горожанами пельмени и готовили пирожки под просмотр фильма «Любовь и голуби». Это очень простые формы событий, но такие человечные, душевные.

У нас есть еще одно важное направление — маркет локальных мастеров. Это постоянный магазин с товарами местных ремесленников: керамика, одежда, украшения, игрушки. Здесь больше 20 резидентов из Ханты-Мансийска и региона. Это притягивает туристов, потому что людям хочется увезти с собой что-то душевное и локальное. Типовые сувениры, брелоки и магниты уже никому не нужны — покупают простое, стильное, сделанное руками человека, а не техникой.

На мероприятиях не обсуждаем вопросы политики и религии. Мы не против, чтобы ребята из разных сообществ встречались у нас, но не будем проводить это как наше публичное мероприятие. Чтобы прийти гостем, нужно зарегистрироваться на сайте. Горожане, как нам кажется, уже привыкли, что по понедельникам у нас выходит афиша и нужно зайти на сайт.

Для резидентов тоже система прозрачная: либо заявка через сайт, либо сообщение в соцсети. Все работают оперативно, хотя поток запросов и вопросов в наш адрес довольно высокий — приходится делать акцент, что отвечаем на запросы только в рабочее время. Творческие люди иногда не знают границ — могут и ночью звонить и писать, если муза посетила и хочется как можно скорее это обсудить с организаторами.

Для рабочей команды сейчас важны системность и структурность процессов. Это уже не просто краткосрочный творческий проект, а большой механизм: в команде сейчас 23 человека. Если говорить про управление проектом, то во главе стоят три человека. Илья Кириченко — основатель; на нем финансовая ответственность, контроль и корректировка экономики проекта. Я — соавтор и руководитель; занимаюсь организацией событий, работой с резидентами, медиаосвещением и партнерскими проектами. Наташа Кириченко — соавтор и руководитель кафе «Культштаба». Это самый неожиданный путь человека внутри проекта: Наташа пришла в команду как декоратор, позже вместе с ребятами занималась разработкой дизайн-концепции, а когда нужно было набирать персонал в кафе, как-то судьбоносно вышло, что это выпало на долю Наташи. Сейчас она курирует штат сотрудников кухни и бара, разбирается в сложных системах и программах организации работы.

У нас есть мечта — благоустроить территорию, примыкающую к «Культштабу». Нам очень повезло с расположением: центр города, пешеходная улица, большая поляна перед входом и веранда. Огромное место для творчества — нужно только финансирование найти. Хочется больше влиять на внешний облик города. Это наша точка роста.

В 2023-м мы провели фестиваль «Местные». Через него хотели показать горожанам неочевидные, но такие важные причины любить Ханты-Мансийск. В рамках мероприятия зародился театр горожан, которые сделали уличную постановку про город. В этом году будем делать второй фестиваль при поддержке компании «Газпром нефть» и программы социальных инвестиций «Родные города».


Салехард
Екатерина Лукина, руководитель

«Полярис» — первая резиденция на Ямале; мы начали работу в 2021 году по инициативе губернатора. Сейчас на Ямале развивается сеть арт-резиденций, но «Полярис» позиционируется как флагман: за три года нашими резидентами стало около 60 молодых авторов, больше 20 их проектов мы поддержали своими грантами. Мы включены в Ассоциацию арт-резиденций России (AiR of Russia), в которую входят также «Выкса», мастерские музея «Гараж» и другие.

Арт-кластер — точка притяжения для творческих людей, которые хотят создавать смелые, новые проекты и менять жизнь в городе. Авторы здесь обмениваются опытом, формируют вокруг себя комьюнити, создают культурную среду. Именно арт-кластеры превращают северные, отдаленные города в центры культурной жизни, места, где хочется жить, творить и возвращаться. Мы стремимся стать одним из крупных культурных центров на Крайнем Севере и сократить культурную дистанцию с центральными регионами. Это предполагает не только развитие местного творческого сообщества, но и вовлечение ямальцев в диалог на темы современного искусства.

«Полярис» — резиденция не классическая в общем понимании. Мы нацелены на развитие молодых ямальских авторов от 14 до 35 лет. Сейчас в составе резидентов «Поляриса» 13 человек, все они реализуют проекты в разных направлениях: современное искусство, театр, импровизация, стендап, вокал, хореография, история искусств и жестовый язык. Кстати, впервые в этом году нашими постоянными резидентами стали два творца не из Ямала — ребята из Тюмени и Магнитогорска. Для нас это показатель, что резиденция может составить конкуренцию другим креативным пространствам России.

При этом мы делаем успешные проекты и в формате классической резиденции. В 2022 году на первый в регионе фестиваль паблик-арта «Место рождения» подали заявки 100 творцов из 26 городов России и стран СНГ. Мы отобрали шесть художников, среди которых — Владимир Абих, арт-группа «Фрукты», Илья Мозги. В результате недельной резиденции они разработали стрит-арт-проекты, которые стали частью городской среды Ямала.

В работе резидентам помогает тьютор — наставник со стороны «Поляриса». Вместе с ним ребята прорабатывают концепцию и организуют события. Он занимается их комплексным развитием. В этом году готовим для резидентов недельный интенсив, который будет нацелен на создание совместных проектов. Лучший мы совместно реализуем. Мы также финансово поддерживаем проекты резидентов — в этом году грантовую поддержку по 100 тысяч рублей получили пять создателей. Все резиденты могут получить стипендии по итогам каждого квартала. В начале года мы вместе разрабатываем систему KPI — когда участники достигают этих показателей, получают дополнительную финансовую поддержку. Это хорошая мотивация для развития своего проекта. Большое внимание уделяем совместной работе резидентов и профессионалов креативных индустрий федерального уровня. Такие коллаборации развивают не только участников, но и локальное сообщество в целом. Подать заявку и стать резидентом можно на сайте.

У нас есть медиастудия, театр, творческая студия, студия звукозаписи, коворкинг. Все площадки многофункциональны и легко трансформируются под каждый проект. Так, театральное пространство, которое оснащено модульной сценой и выдвижными трибунами, используется и как выставочное.

В феврале мы открыли первую масштабную выставку современного искусства «Весь этот мир» под кураторством Жени Чайки. Работа началась в сентябре 2023 года: 12 художников из разных городов России отправились в экспедицию по семи городам ЯНАО. Они создали 13 художественных работ. Выставка знакомит с тем, каким Ямал увидели художники.

Три года проводим фестиваль-лабораторию «Дело тела». В прошлом году четыре любительских театральных коллектива из разных городов Ямала поставили несколько новых спектаклей. Они создавались вместе с приглашенными режиссерами из Москвы и Петербурга — Александром Пронькиным, Михаилом Мещеряковым и Дмитрием Мульковым. Закрыли фестиваль показом спектакля «Квадрат» от петербургского «Плохого театра».

В резиденции ежегодно проходит кинофестиваль, на котором салехардцы вместе с экспертами киноиндустрии смотрят и обсуждают новинки авторского кино. В 2023 году программу дополнила кинолаборатория «Местные». В результате участники под руководством экспертов разработали и сняли пять документальных короткометражных фильмов.

Мы стараемся отражать в наших проектах локальную идентичность места, в котором живем. Мы хотим, чтобы горожане больше вовлекались в среду, а в городе развивались сайт-специфичные проекты и арт-интеграции. В марте 2023 года мы смогли организовать биеннале современного искусства, и жители Салехарда поучаствовали в создании каждого из пяти проектов. Например, был создан городской маршрут «Житель сам себе художник», основанный на воспоминаниях и интервью горожан, а также разработана палитра «Эталонные цвета Ямала», куда вошли такие цвета, как «Брусничный джем», «Самолетный серый» и «Поле ягеля». Команда биеннале также записала аудиопрогулку по Салехарду «Дотянуться до Солнца». Она посвящена всем, кто изучал изменчивое небо Ямала, начиная с конца XIX века. Мы планируем проводить такой проект до 2025 года и дополнять его новыми работами.

В прошлом году мы сотрудничали с тюменским мультицентром «Контора пароходства» — вместе создали спецвыпуск журнала Contour, посвященный культуре и деятелям искусства Ямала. В журнале можно прочесть материал о наших проектах, исследующих локальную идентичность, и интервью Кристины Трубчениновой, фотографа, резидентки «Поляриса» 2023 года. В этом году планируем реализовать крупный арт-объект совместно с художником Ильей Мозги, провести образовательную программу для ямальцев в области стрит-арта.


Иркутск
Зикрацкая Лилия

История арт-завода началась в 2017 году с дерзкой и новаторской идеи о создании креативного кластера в Иркутске. Переосмыслив здание пиво-медоваренного завода, мы создали новое культурное пространство для творческого развития, самовыражения и развития креативной экономики. В «Доренберге» есть бары и  рестораны, кофейни и кафе, караоке и шоурумы дизайнеров, интерьерные бюро и фотостудии, небольшие мастерские и digital-агентства — полноценная экосистема для комфортной работы и интересного отдыха. Летом можно отдохнуть на специальных площадках, устроить тренировку на лужайке или закатить техновечеринку.

Во всех зданиях арт-завода располагаются офисы резидентов; их деятельность связана с творчеством и креативным предпринимательством. Учредителем и идейным вдохновителем кластера стал Евгений Ефремов. На территории арт-завода регулярно проходят мероприятия городского и даже федерального формата: фестивали, бизнес-форумы, ярмарки, показы мод, лектории. Особого внимания заслуживает стрит-арт-музей под открытым небом. Каждый уголок арт-завода стал «холстом» для талантливых художников, реализующих свои идеи.

Целевая аудитория разная; она формируется в зависимости от формата мероприятия. Мы проводили фестивали татуировки и крафтового пива, выставку лидеров загородного строительства, винные пикники, детские модные показы, танцевальные шоу и даже фестивали мыльных пузырей. Арт-завод создает сообщества, объединяющие людей с общими интересами и целями.

С декабря 2023 года «Доренберг» вступил в Союз креативных кластеров России. Планируем участвовать, организовывать и проводить профессиональные дискуссии, просветительские мероприятия, конференции, лекции и мастер-классы, а также создавать тематические программы, чтобы обмениваться опытом.

В пространстве мы не обсуждаем сплетни и негативные комментарии, политику и религию. Соблюдение этических принципов и поддержка уважительного отношения — наш приоритет.

Мы выделяемся своим творческим духом, который пронизывает все аспекты деятельности. Внутри креативного кластера ценятся свободное мышление и творчество. Это не просто рабочее пространство, а настоящая экосистема, где резиденты воплощают свои самые смелые идеи.

В будущем хотим заполнять кластер новыми постоянными резидентами и создать музей Ф. Ф. Доренберга, в честь которого назван наш арт-завод. Сейчас мы создали «Семью компаний „Доренберг“» — это группа проектов, объединенных общей философией. Здесь будем развивать креативную экономику и запускать новые проекты.


Красноярск
Элина Гусарова, основательница пространства, художница и креатор

История «Ядра» началась весьма спонтанно осенью 2019-го. Я тогда планировала уезжать в Москву — поступать на режиссуру, но этот год отвела на подготовку и работу. Именно тогда я влилась в местную художественную тусовку — стихийный арт-маркет «Пушка», проживавший в то время свой рассвет. Там у меня получилось сильно проникнуться не только комьюнити, но и общей обстановкой локального современного искусства, ощутить его голос и боль.

«Ядро» начиналось с моего манифеста об арт-пространстве в Красноярске. Это был мой ответ на внезапное предложение художникам «Пушки» занять третий этаж постсоветского ТЦ «Квант». Перспектива была туманной, но сообществу действительно не хватало своего места. Там, на диванчике древнего ТЦ, придумали название «Ядро» — потому что из «Пушки». От «Кванта» мы в итоге отказались, и проект нашел место совсем рядом, в тех же зданиях бывшего завода «Квант», но уже в другом корпусе. Мы оказались под крылом частной дизайн-группы ArtStyle в лице ее директора Игоря Башкатова, мечтавшего, как и мы, о создании творческого кластера в Красноярске.

С февраля 2020 года началась «великая стройка». Весь год в пандемию мы делали пространство своими руками, как умели, и многому учились на поле боя: ни организаторского, ни строительного опыта у нас не было. Грантов еще боялись, да и не наш это был путь. Людей и деньги собирали за одну идею: слова имели силу. Как строить арт-пространство? Как собрать команду и не поругаться? Как придумать систему работы, когда так много задач и нет ресурсов? Что такое современное искусство? Как зарабатывать деньги? Как снять зеленую краску с бетонного потолка? На многие из этих вопросов мы отвечаем до сих пор. Потолок ребята три месяца шлифовали болгаркой в противогазе.

«Ядро» — это свободные мастерские. То есть в первую очередь художественное производство, а затем нетворкинг и событийность. Но суть «Ядра» — во взаимодействии; это «база», хаб молодого искусства города. В пространстве есть открытая художественная мастерская с офортным и шелкографским станками, где днем и ночью кипит работа. Есть керамическая мастерская с муфельной печью, небольшой уютный коворкинг, рядом — общая кухня. Для событийных практик у нас есть «Куб» — небольшой blackbox, где регулярно проходят кинопоказы, джемы, лекции, читки, квартирники и так далее.

В 2021 году у «Ядра» появилась своя маленькая галерея современного искусства Core&doors («Ядро и двери»). Из названия ясно, что галерея — это коридор, ведущий к пространству через весь этаж. Это, конечно, не коммерческий формат галереи, но он свой; там можно свободно делать небольшие выставки.

Пространство живет своими резидентами. Они — костяк проекта, они разделяют его идеи и ценности. За небольшой ежемесячный взнос они имеют круглосуточный доступ в пространство, принимают посильное участие в событийной и хозяйственной жизни, являются организаторами разных мероприятий, выставок, кружков или мастер-классов. Все они — практикующие художники, работающие в разных медиумах.

Однако наше сообщество — это не только резиденты. Художественное комьюнити имеет более сложную внутреннюю организацию. Поэтому пространство открыто к разным формам взаимодействия. Вокруг «Ядра» всегда были люди, глубоко заинтересованные и задействованные в его формировании, — близкие друзья и завсегдатаи, наставники и помощники, люди, откликающиеся на вайб пространства, нашедшие в нем место для своего дела и души. Каждый из них внес свой вклад в становление проекта на разных этапах его существования. Если хотите что-то у нас организовать, можно написать или позвонить нашему управляющему. Все контакты есть в картах или социальных сетях.

Основное и интенсивное взаимодействие у «Ядра» происходит с улично-барным арт-маркетом «Пушка». За три года работы «Ядро» сформировало дружественные связи со многими творческими институциями и площадками города: это Музейный центр «Площадь Мира», «Каменка», Молодежный Союз художников, Дом искусств и другие. Полноценного взаимодействия с кластерами из Сибири пока не случалось, но знакомства и приятельские отношения установлены! Пламенный привет ребятам из ЦСИ «Огонь»!

Для сибирского искусства всегда стояла проблема «провинции». В Москве и Санкт-Петербурге кипит такой крепкий «культурный бульон», в который тянет повариться почти всех людей, связанных с искусством, что в целом весьма естественно. «Ядро» — наша попытка немного замедлить эти процессы оттока и дать молодым авторам пространство для старта, коммуникации и роста в их родном городе. Креативные пространства способны собирать в себе творческую, движущую силу города, давать возможность создавать, расти, обучать и показывать, выходить за рамки, быть увиденными и услышанными, найти единомышленников и развивать любимое дело, а затем войти в профессиональную среду. Деятельность таких пространств заметно сказывается на городском сообществе и его внешнем статусе. В Красноярске есть и уже сформировавшиеся сильные мастера, и начинающие авторы, для которых крайне важен доступный вход в среду. Сообществу необходимо свое безопасное место действия и коммуникации, иначе оно постепенно утечет в столицы.

Изначально «Ядро» имело лиминальное положение относительно коммерции. С одной стороны, у нас была льготная аренда, что давало возможность чувствовать себя свободно и сделать цену резидентского взноса минимальной. С другой — у проекта не было никакого другого финансирования на развитие, поэтому необходимо было что-то зарабатывать. Большая часть мероприятий и еженедельных практик были платными, но стоимостью 100–200 рублей или donation. Строить экономику на реализации современного искусства, как оказалось, было невозможно, потому что рынка в Сибири почти не было, а выходить на московский — слишком сложно. Все люди работали за идею, даже мы с Ильей Воеводиным никогда не получали с него денег как основатели пространства, да и это никогда не было целью. Нам досталось огромное нематериальное богатство: бесценный опыт, новые компетенции и важные социальные связи. Однако финансовая стабильность и поиск этического баланса остаются важными направлениями площадки.

Так как мы самоорганизация, то и цензура у нас всегда была саморегулируемой. Каких-то запретов никогда не звучало, но все имели понимание о личных и коллективных границах, за которые лучше не идти. Обсуждают художники все, и как раз отсутствие жестких табу при общей культуре взаимоуважения создает внутри коллектива поддерживающую и безопасную среду.

За четыре года в пространстве уже произошло столько всего, что сложно мечтать о чем-то большем. Я, находясь сейчас под чарами ностальгии, хотела бы провести что-то из стандартных «ядерных» мероприятий, когда происходит практически все возможное: выставка, музыкальный джем, кинопоказ, кружок набросков, арт-маркет, одни ребята варят кофе, другие заваривают чай, все вокруг общаются и светятся.

Сейчас в пространстве происходят перемены во всех планах. Посвятив «Ядру» четыре года и поставив его на ноги, я отправилась заниматься собственным образованием и художественной практикой. Сейчас «Ядром» руководит мой друг и коллега Роман Килларджян; он занимается улучшением финансовой системы и вопросами дальнейшего развития.


Тюмень
Сергей Попов, сооснователь кластера

Все началось в 2016 году. Пространство появилось благодаря усилиям трех коллег-дизайнеров — Владимира Кислицына, Андрея Власова и меня. Идея творческих кластеров витала в воздухе, потому что на всю страну гремели московский «Флакон» и идеи джентрификации. Тогда очень удачно освободилось пространство Тюменской мебельной фабрики. Я организовал встречу с коллегами, мы посмотрели помещение и поняли: это оно — нужно действовать.

Open space в 550 квадратных метров мы поделили на несколько помещений при помощи фанерных перегородок. Забавно, что фанеру нам выделил Тюменский фанерный комбинат: мы просто решили написать, что создаем классное креативное пространство, и ребята согласились помочь. Мы двигались вперед, и к нам начали приходить арендаторы, интересоваться, что у нас за «лофт». Постепенно помещения заполнились — мы стали проводить тусовки и мероприятия. Так и получилась «Фабрика». У Энди Уорхола была своя фабрика, а у нас — своя.

Пространство сейчас живет благодаря арендаторам, которые своими силами развивают локальные истории. Арт-кластер подразумевает много маленьких помещений и много разных направлений — это более инфраструктурное решение, чем одно заведение. Творческие люди могут арендовать маленькое пространство, но стать частью большого комьюнити, — в этом и концепция. Арт-кластер нужен для создания коммуникаций между творчеством, бизнесом и населением. У проекта есть постоянные резиденты — среди них фотостудия, бары, магазин дизайна и различные мастерские: гончарные, мебельные, декора.

Хотим, чтобы в стенах «Фабрики» прошел проект Siberian Fashion Week. Чтобы организовать что-то свое в пространстве или найти помещение в аренду, можно написать нам в личные сообщения. Мы не взаимодействуем с городской средой, а скорее влияем на нее. Район, где мы расположены, сейчас стал «молодежным», а раньше был более промышленным. Мы стали точкой притяжения горожан и туристов, и так район стал развиваться.

Иркутск
Алексей Талатай, заместитель директора по внешним связям

Центр современного искусства «Огонь» открылся 25 декабря 2021 года. Мы расположились в центре Иркутска, на втором этаже объекта культурного наследия «Дом призрения бедных имени М. А. Сибирякова». Раньше там находилась Вальдорфская школа — в 2019 году она переехала в новое здание, а в 2020-м в опустевшем помещении по непонятным причинам произошел пожар.

В 2021 году в городе заработала креативная лаборатория Five’s House (сейчас «Фонарь»). В ней не только развивали креативную индустрию региона, но и собрались люди, которые вошли в команду будущего «Огня». Иркутский художник Анатолий Дмитраков предложил провести выставку в послепожарных интерьерах — это стало своего рода сигналом, после которого команда лаборатории решила открыть центр современного искусства, потребность в котором ощущалась не первый год.

За формирование концепции центра взялась художница Екатерина Лазарова (раньше она была директором «Огня»). Мы решили оттолкнуться от самого значимого события этих помещений — пожара. Тогда и получился «Огонь». Некоторые последствия пожара — обгоревший потолок и обнаженный дореволюционный кирпич — решили оставить. Средства на открытие собирались через платформу Planeta.ru, где за месяц набрали 309 тысяч рублей. Имена тех людей, которые захотели этого, мы вынесли на стене нашего лектория.

У нашего ЦСИ есть несколько основных направлений работы. Во-первых, это выставочно-экспозиционное пространство: мы проводим выставки современного искусства, на которых стараемся развивать кураторские практики в Иркутске, стремимся познакомить автора и зрителя через художественные высказывания. Какие-то выставки организуем и курируем сами, какие-то приходят к нам самостоятельно на аренду.

Во-вторых, это «Сияние» — открытая студия упомянутого выше художника Степана Шоболова, уникальный проект, занимающий два помещения в глубине ЦСИ. Первое — шоурум, где можно купить работы Степана и других авторов; второе — мастерская, где художник создает работы. В «Сиянии» проходят разные мероприятия: запись подкастов, музыкальные и киновечера, авторские неформальные экскурсии, перформансы. Еще у нас есть лекторий, где мы проводим мероприятия, и библиотека с книгами, которые нам дарили «Гараж», Екатеринбургский ГЦСИ и некоторые частные дарители. Эти книги можно читать здесь, а можно брать домой — все как в большой серьезной библиотеке. В свободное время эти локации работают в качестве коворкинга.

При «Огне» сейчас работают мастерские. Одна носит название «Штиль», где своей художественной практикой занимается Василий Кузнецов (также известен под псевдонимом «Впишите Имя») и можно вести шумные и грязные работы. Вторая мастерская расположена в служебной части и предполагает более чистые работы, в том числе проведение занятий для небольших групп. Например, Екатерина Лазарева, когда оставила пост директора ЦСИ, проводила там курсы современного рисования для детей и взрослых. В прошлом году местные киношники снимали там и делали декорации; время от времени также создаются декорации для самого ЦСИ и наших выставок.

С начала этого года у нас формируется небольшая театральная труппа под руководством Валерии Мамонтовой, молодого театрального режиссера. Актеры каждую неделю репетируют будущий спектакль. С нами также сотрудничает иркутская перформер-танцовщица Анастасия Лоншакова — проводит на базе ЦСИ перформативные практики. В целом у нас могут состояться абсолютно разные мероприятия. Мы всегда открыты к предложениям организации событий и выставок. Можно написать нам на почту и подробно рассказать о будущем мероприятии.

У нас небольшой опыт взаимодействия с другими площадками, хотя много кого знаем, много кто приходил к нам в гости. Желание взаимодействовать, безусловно, есть — у нас уже есть опыт работы с новосибирским книжным проектом «Корешки» и выставкой «Внутри», спасенной из Абакана. Мечтаем провести биеннале современного искусства федерального масштаба и комплексную образовательную программу в области современного искусства и культуры совместно с каким-нибудь университетом. Мечтаем провести биеннале современного искусства федерального масштаба и комплексную образовательную программу в области современного искусства и культуры совместно с каким-нибудь университетом. С городом и городской средой мы сейчас из-за ограниченности ресурсов не взаимодействуем. В будущем надеемся расширить сотрудничество с другими организациями и городской администрацией.

Окупаться нам непросто. Частично это зависит от сезона и стечения обстоятельств: например, летом посещаемость меньше. Организовать хорошую современную выставку — это дорого: логистика, строительно-монтажные и художественно-оформительские работы, расходники, дизайн и полиграфия, кураторское сопровождение и так далее. При этом многие выставочные проекты — нишевые. Помогает, что у нас проводятся платные мероприятия и периодически пространство берут в аренду. Это позволяет более-менее стабильно достигать окупаемости. С другой стороны, ощущение дефицита средств — реальность, в которой мы пребываем. Это в том числе и наш выбор, поскольку намеренно не уходим в заработок на «всем и вся». Очень значимую поддержку оказывает наш учредитель, покрывая ряд постоянных ежемесячных расходов.

В пространстве не обсуждаем запрещенный в РФ контент и держимся в стороне от политических тем. В этом отношении держим нейтралитет и не допускаем мероприятия, так или иначе посвященные политике. В будущем хотим развивать коллаборации с другими пространствами, больше продавать произведений искусства, участвовать в арт-ярмарках, выставлять собственные проекты в других городах и принимать коллег у себя.