В ноябрьской подборке «Альбомов Сибири и Дальнего Востока» есть альбом, который называется «Экзистанцы». Экзистенциализм и танцы — хороший перекресток, на котором можно встретить не только непосредственно группу Necromantic, записавшую альбом с таким названием, но и множество других сибирских коллективов. Задаваться основополагающими вопросами жизни, вселенной и всего такого или танцевать — для многих наших героев это ложное противопоставление, не требующее однозначного выбора. Зачем выбирать, если можно совместить?

якутск

Я настаиваю — в нашей жизни все еще недостаточно панк-альбомов, на обложке которых можно встретить девушку в ушанке на фоне заиндевевшей многоэтажки. На этой записи якутская группа F.A.M.E. фиксирует свое самое первое живое выступление — интересно, оно реально длилось целых восемь минут? Тут звучит хаотичный (ну а каким еще он будет на самом первом выступлении?) панк, поверх которого вокалистка что-то бодро и немного невпопад выкрикивает. Самая длинная песня длится две минуты, самая короткая — вдвое короче. В том, как подходят к панку F.A.M.E., есть свое обаяние, но все же этот альбом — документ скорее исследовательский, чем музыкальный. В смысле, это прекрасное очередное доказательство того, как якутская панк-сцена продолжает развиваться и искать способы вдохнуть новую жизнь в давно забронзовевший на своем пьедестале жанр. Но для того, чтобы получать от этой записи чисто музыкальное удовольствие, в ней все-таки маловато музыкальной информации.


тюмень

Неутомимый тюменский электронщик Игнат Логачев, выпускающий альбомы практически ежегодно, продолжает исследовать свою фирменную звуковую территорию. На его записях звучит гулкая, басовитая электроника, обживающая непростой перекресток между дабстепом, техно и брейкбитом. Новый миньон продолжает исследования этой области — «Mosaic» тревожно вибрирует цифровыми басами и вписывает эти электронные гудения в слегка сбивчивые ритмы. В то же время Ilhhesher старается не терять из виду и мелодические элементы — в лучшие моменты этой короткой записи в музыке можно услышать отголоски творчества хорошего бразильского музыканта Амона Тобина, а для электроники это вполне комплимент.


красноярск

Новый альбом красноярской группы «Монголоид» выходит с внушительным концептуальным сопровождением. В дело идет не только обложка, на которой гостят красноярские художники Андрей Шмалий и Женя Иль — придуман и запущен целый арт-проект в виде сайта, прикидывающегося сайтом вымышленного жилого комплекса. Выглядит все довольно здорово и концептуально цельно — жаль только, что нельзя сказать того же о музыке на альбоме. Три из пяти песен нового альбома «Монголоида» — повторения и переработки пройденного ранее, и не сказать, что комплиментарные; что «Призракология», что «Экскурсовод» производили куда более сильное впечатление на недавнем акустическом альбоме.

Плотный постпанковский саунд «Монголоида», которым они оперируют на этой записи, вроде бы довольно богат различными деталями — тут есть и нервный гитарный шум, и уместный слой электроники, периодически переключающий внимание на себя, и трогательный саксофон, и занятная театрализованная отрешенность вокалистов. Но в песнях сумма отказывается складываться — скажем, если в акустике тот же «Экскурсовод» вполне вырастал в мистический эпос, соответствующий драме собственного припева, то здесь он кажется вписанным в аранжировку какой-то другой песни. В заглавной песне встречается схожий эффект — лагутенковская мелодия припева поддерживается шумной гитарной партией, как будто заглянувшей из соседнего жанра.


ачинск

Второй за год альбом ачинского музыканта венчается номером под названием «История будет продолжаться бесконечно» — в принципе, это хорошее описание для того, как устроена эта музыка. «Теневой рекрут» специализируется на даб-техно, которое работает в первую очередь как процесс, а не как сюжет — эта размеренная музыка существует на свете не для того, чтобы следить за хитрой траекторией ее развития, а чтобы погружаться в ее ходящие по кругу пульсации, как в теплую ванну. В музыке тут толком ничего не происходит, но да, так и было задумано, и да, это заметно ограничивает сферу ее применения. В смысле, слушать это имеет смысл только тем, кто готов принять правила игры — с остальными тут, в общем, никто и не собирался разговаривать.


комсомольск-на-амуре/хабаровск/сербия

Название этой дальневосточно-международной группы можно перевести как «Нечестивое болото» — догадайтесь с одного раза, как она при таком названии звучит. Да, в этом болоте нечестиво закипает метал — сырой, злейший, царапающий, интересно сделанный мимо понятных жанровых маркеров. Тут можно расслышать отголоски и блэка, и дэта, и сладжа, и дума, но в то же время все эти жанры в музыке Unholy Slough как будто очищаются от всего лишнего, доводятся до чистой (вернее, нечистой) своей эссенции. Группа оперирует даже не приемами, а этакими общими очертаниями жанров — в музыке «Болота» есть структура, но их риффы устроены сознательно минималистично, как будто группе больше всего нравится постоянно балансировать на грани, за которой начинается уже чистый шум. Периодически они даже с этой грани съезжают — четвертьчасовой монстр «Atomic Sky» в середине проваливается во что-то вроде адского эмбиента, правда, ненадолго. У Unholy Slough получается играть метал так, что он снова становится страшным — это неуютная, безжалостная, царапающая музыка, чья едва сдерживаемая хаотичность воздействует примерно как наждачная бумага по недавно сбитым костяшкам. Очень круто, в общем.


якутск

Замечательный дебют из Якутии — рэп-дуэт с пристрастием к звукам родом из 90-х и экзистенциальным размышлениям, ловко замаскированным под остроумные, пересыпанные отсылками к самым разным уголкам мировой поп-культуры байки. Под бодрые олдскульные биты, спаянные с ленивой альт-роковой гитаркой, дуэт разворачивает перед нами энергичные, лихо сколоченные истории, в которых малоосмысленная провинциальная будничность (попили пивка, пошли на шашлыки) постоянно прорастает абсурдом.

Тут беседуют о жизни с растениями, превращаются в животных и насекомых (салют, Франц, как сам?), сочиняют небылицы и сами же над ними иронизируют. На «Эрудитах», с одной стороны, царит несколько расслабленная атмосфера, примерно как на будничном вечере с лучшим другом, когда вы собрались без особой цели, чего-нибудь накатили (а, может быть, дунули) и теперь радостно несете всякую чушь, от которой вам двоим ужасно смешно, но которую будет очень сложно объяснить кому-то еще. С другой, за этим вроде бы легкомысленным словоплетением вполне ощущаются всамделишные тревога и боль. Магистральный сюжет этих песен, явно сочиненных довольно начитанными людьми, можно описать примерно так: талантливый человек ворочается в слишком маленькой и тесной для него роли, предлагаемой ему его жизненными обстоятельствами. Пока у него хватает остроумия и энергии иронизировать над этим и сочинять вокруг подобной коллизии фантасмагорические сценарии, но уже слышно, что проблема ни фига не шуточная. В принципе, сочинить про это классные песни, которые могут услышать другие — уже шаг в верную сторону.


новосибирск

Дебют новосибирского дрим-поп-дуэта. Драм-машинка, медовый девичий голос, гитара, торжественно утопающая в море эха (само собой, на закате, прямо как на обложке) — рецепт давным-давно знакомый; «Оттенки» пытаются сделать его своим, делая ударение на слове «поп». В том смысле, что в фокусе у «Оттенков» — не безразмерный гитарный саунд и не чарующая атмосфера, а сама песня, ее мелодия, куплет и припев. Это благородный подход, который дуэту пока на вырост — на то, чтобы песни звучали атмосферно и красиво те четыре минуты, что они плавятся перед нами в воздухе, мастерства им вполне хватает. А вот на то, чтобы они оставались в сердце после того, как отзвенит последнее эхо гитары, пока нет.


красноярск

С таким названием от проекта впору ожидать какого-нибудь экстремального металла с готическим уклоном (вот примеры, почему). Но нет, красноярский Necromantic смотрит совсем в другую сторону — в какую, немножко подсказывает хвост названия альбома, если знать немецкий. Если совсем грубо, то перевести это можно как «Экзистанцы» — есть ощущение, что на пересечении экзистенциализма и танцев и должна получиться примерно такая музыка, как у Necromantic. Здесь звучит мелодичный, слегка вычурный синти-поп европейской готической школы — в том смысле, что в пульсирующий синтезаторный звук, вполне подходящий для дискотек, тут закатаны степенные, наигранные, держащие театральную мину песни. Получается такая дискотека для начала хэллоуиновской вечеринки, когда и танцевать уже тянет, но и костюмы еще жалко портить.


сургут

Такое название группы как будто предлагает какую-то темную сторону, которая будет выскакивать на свет в самый неподходящий момент. Плохие новости — за все 13 песен альбома сургутского коллектива ничего похожего так и не произойдет. Хорошие — вроде у «Джекилла и Хайда» получается нащупать свой голос и без этого. На повестке дня — мелодичный рок с песнями про эмоции и припевами типа «Ты мне безумно нравишься», «Дышать не могу, когда нет рядом тебя» или «Улетай, прощай, прощай». Затяни группа болтики своего гитарного саунда чуть потуже, и мог бы получиться не то альт-рок, не то поп-панк, в зависимости от конкретной песни — но «Джекилл и Хайд» не затягивает, что можно рассматривать как недостаток, а можно и как сознательное творческое решение. Этакая мечтательность вполне подходит этим записным романтикам, совершенно не стесняющимся своего романтизма — «Коли песни о тебе, то обязательно о нежном», как замечают они сами в одной из песен. Приятное соответствие формы и содержания, короче.


красноярск

Три новых песни красноярских поп-романтиков. «Юность и печаль просят об одном, чтобы навсегда лето за окном», — поет вокалист Сергей Пастух в одной из здешних песен, и в этих строчках вполне можно разглядеть всю творческую вселенную группы «Твое далеко». В титульном треке есть и такой пассаж: «Просто заходи, обниму тебя за плечи»; реально кажется, что Сергей обращается уже не к кому-то из героев песни, а непосредственно к слушателю. Песни «Твое далеко» — такой поп коллективного утешения, музыка даже не столько ностальгическая, сколько утопическая; если то лучезарно-простодушное место, из которого «Твое далеко» обращаются к нам, где-то и существовало, то не столько в прошлом, сколько в воображении. Занятно, что и сама музыка группы чем дальше, тем больше впитывает этот утопический посыл — если начинали «Твое далеко» с ясноглазого синти-попа для дискотек, то на «Как ты?» уже можно встретить чистосердечную эстраду (см. заглавный трек).


улан-удэ

Бурятская металкор-команда переходит на своем третьем альбоме на русский язык. Играют Earon Fox с убедительной брутальной размашистостью — сильно далеко за рамки жанра не выпрыгивают, но дело свое знают и выступают уверенно, не давая особых поводов для претензий. Интересней на этом альбоме наблюдать за метаморфозами лирики. С одной стороны, альбом пересыпан привычными для тяжелых жанров готическими фантазиями (оборотни, повелители снов, сумасшествие); с другой, в какой-то момент Earon Fox заводят максимально серьезную и пронзительную балладу о том, как из отношений потихоньку улетучивается любовь, а заканчивается все и вовсе эпическим прощанием с близким человеком, перешедшим в мир иной. В этих местах хочется, чтобы группа почаще обращалась за вдохновением к собственным переживаниям.


омск

«Может быть, я не смог себя переломать и стать лучше?» Еще один альбом, на котором молодые люди разбираются в собственных эмоциях под гитары в духе Sonic Youth. От большинства собратьев по эмо-панку «Хандра» отличается большим спокойствием и прямолинейностью — в их песнях есть драйв и энергия, но нет истерики и надрыва (хотя в последней песне группа таки срывается на крик, но там повод вполне заслуживает), они не разлетаются рикошетами по сложным песенным построениям, а летят себе стремительными электричками из точки А куплета к точке Б припева. Больше особо добавить тут нечего.


новосибирск

Первая половина заголовка альбома тут к тому, что на нем (редкий случай для рэп-исполнителя) тексты не написаны самим чтецом, а позаимствованы откуда-нибудь. Вернее, есть один собственный, а остальные взяты у кого-то еще — у мамы, у брата. Стоит отметить, что тексты были написаны сами по себе, не для использования в песнях — так что вышли коротенькими, и песни выходят такими же, скорее зарисовками, нежели полноценными треками. По настроению Гранул копает в сторону эмоционального хип-хопа про чувства и добавляет в музыку элементы, подсмотренные в рок-музыке — «Последняя электричка», собственный трек о пустоте, которая наступает сразу за тем, как проходит любовь, качается на волнах романтичной гитарной партии, песня «Я так вижу» на текст брата о попытках совладать с фундаментальной неправильностью мира вокруг снабжена полноценной рок-кодой. За целые восемь минут этого альбома сложновато сделать какие-то далеко идущие выводы об исполнителе и его талантах. Что точно можно сказать — в этих четырех номерах тут и там раскидано достаточно интересных музыкальных решений, чтобы было интересно послушать, на что еще способен человек, их принявший.