«Я в Москве в туфлях с пакетом еду к Кате на метро»


«Я не ошибка!» — кричат участницы группы «Жабий камень», героев мартовской подборки «Альбомов Сибири». Этот импульс встречается в огромном количестве музыки, которая проходит через нашу рубрику — встать и заявить о себе, сказать: «Смотрите, я — человек, такой же, как вы, даже если чем-то отличаюсь от вас. Мне тоже бывает больно, как и вам. Увидьте меня». Что хочется сказать: ребята, мы видим вас. Видим и рассказываем о вас. Возможно, кто-то прочитает о вас и станет рассказывать о вас дальше. Это уже кое-что, что мы можем друг для друга сделать.

якутск

Бодренький поп-панк из Якутска с широко распахнутыми глазками — простенький, но душевный. Первая песня называется «Твой парень», вторая — «Психолог»; темы здесь, в общем, самые понятные, любовь и душевные мытарства обычного молодого человека, и музыка сделана так же в лоб. Отметим, впрочем, что в некоторых песнях проглядывает талант рассказчика, способного на небанальные детали и любопытные повороты. Скажем, тот же «Твой парень» начинается с прекрасной строчки «Где найти мне место для себя? Может, сесть мне где-то у ручья?», а дальше разворачивается сюжет, не все повороты которого можно предугадать заранее. Короче, здесь может вырасти что-то славное, такой вердикт.


бийск

«Мое сердце как попкорн — если взорвется, будет вкуснее!» Бийское трио «Жабий камень» продолжает свой курс на радикальную искренность, озвученную энергичным нойз-панком. Их новый альбом, снабженный изумительно безумной обложкой, продолжает нападать на всякие близкие каждому маленькие (и не очень) несправедливости этого мира (стереотипы о том, как надо и как не надо выглядеть и себя вести, домашнее и сексуализированное насилие, собственная неспособность разглядеть хорошее в окружающих) под музыку, в которой звонкие девчоночьи кричалки энергично прорезают убедительно-плотный гитарный звук.

Наверное, самое важное, что ваш обозреватель всегда любил в музыке этой дружной бийской артели (басист Артем и поющая барабанщица Регина делают еще около полудюжины локальных проектов в самых разных сферах искусства) — это мощнейший позитивный заряд, заложенный почти во все, что они делают. Даже когда они поют и кричат о том, от чего тяжело и больно, они делают это так, что эти боль и тяжесть разлетаются во все стороны разноцветными брызгами, как в психоделически-двинутом мультике. Эта добрая веселость, которую ни в коем случае не надо путать с легкомысленностью, не теряется даже тогда, когда песня заканчивается повторяющимися хоровыми выкриками «Пошел на**й!» (есть тут и такое). В общем, от «Порчи» хочется встречать все жизненные невзгоды так же, как это делает «Жабий камень» — в разноцветных колготках, прыгая и вопя.


красноярск

Интересный зверь — красноярский трэш-метал, занятно вписывающийся в привычную для жанра идеологическую модель. Это музыка антивоенная (пока все по классике), антикапиталистическая (тут тоже) и, сюрприз, прокоммунистическая. Трэш, в принципе, всегда был музыкой более приземленной, чем большинство его соседей по тяжелым гитарным жанрам, и среди тех его практиков, кто стал заметными фигурами, хватает выходцев из рабочего класса. Но «Смерш» идут дальше и переходят от разговоров от лица рабочих, как, например, у их томских соседей из группы «Стахановцы», к максимально прямолинейным лозунгам. «Завтра должно стать красным! — чеканит вокалист, гитарист и, кажется, единственный постоянный участник проекта Сергей Крючков. — Иначе завтра может и не быть!» Отметим, что коммунизм в версии «Смерша» понимается не столько как реставрация Советского Союза и установка памятников Сталину на каждом углу, сколько как возвращение к его изначальному утопическому импульсу — власть рабочим, свобода, равенство и братство, это вот все. Хотелось бы думать, что призывы красного завтра озвучиваются с полным осознанием всего того, чем порадовало наших предков за свои 70 лет красное вчера.

По меркам жанра на третьем альбоме «Смерша» музыкально все устроено довольно здорово. Крючков играет трэш выразительно и всерьез — у него отличные риффы и соляки, убедительно-озлобленный вокал, здорово устроенные композиции, периодически залетающие на территории смежных жанров. Ну, и вот что — с какими-то идеологическими позициями коллектива вполне можно и нужно спорить, но альбом, венцом которого является истошный вопль «Живи!», обращенный к будущему, нам сегодня, безусловно, нужен.


новокузнецк/томск/екатеринбург/стамбул

Сольный проект уроженца Новокузнецка Эдуарда Латшина, бодрый альт-рок в духе обобщенной гитарной Британии. Где-то Arctic Monkeys, где-то шугейз, где-то Placebo, где-то (ого) The Fall, где-то (куда без них) Radiohead, в таком ключе. Спасибо, что обошлось без Muse.

Для проекта, на котором абсолютно все сыграно одним человеком, альбом звучит на удивление увесисто и бодро — Эдуард умеет не только играть с грувом и драйвом, что на гитаре, что на ударных, но и сохранить эти грув и драйв в записи. Драйв выручает — существенная часть здешних песен не в состоянии выбраться из тени своих предшественников и вдохновителей, что особенно заметно, когда исполнитель переходит в задушевный режим. Но когда гитары начинают фигачить электричеством (как, например, в «It’s All in My Head»), на этом электричестве вполне можно проскочить. По-настоящему удачные песни тут тоже есть — классный постпанк с нервным речитативом «Where Is Judy», реально забойный косплей «Мартышек» «Data Worm», затейливый альт-прог открывающего номера «I Am Better (Off) Alone», финал «Now It’s All Gone», стартующий как абсолютно Radiohead’овский, но успевающий за свои семь минут заехать в пару внезапных уголков. В общем, если вам нужен рок, как у больших, то The Thirteen это умеют. Но в целом хотелось бы больше услышать ту музыку, которую может написать нам Эдуард Латшин. Какую музыку пишут нам Arctic Monkeys, Placebo, Radiohead и далее по списку, мы уже довольно неплохо знаем.


омск

Все более редкий зверь в ландшафте современного рэпа — коллективный альбом, на котором несколько исполнителей объединяются под общим названием. В главных ролях — Трувонт и Соник, но помимо них в деле еще пятеро исполнителей, у каждого из которых от одного до четырех выходов. Название новоиспеченного коллектива (позаимствованное у сольного альбома Трувонта) уже настраивает на нужный лад — здесь звучат байки с темной стороны улицы, в которых рэперские бахвальства своими успехами пересыпаны сюжетами про выживание в безденежье и размышлениями о жизни в неблагополучных районах. То есть «Пираты» держатся такой традиционалистской для жанра уличной аутентичности — «Я обитаю на низах», «Гони наличные, ничего личного, я гопник», все такое. Никакой красивой жизни, короче, сплошная суровая Сибирь.


новосибирск

Пульсирующий электрический индастриал с нервными песнями, в которых экзистенциальный ужас бытия проживается через фантазии о различных телесных трансгрессиях и трансформациях. Нужная атмосфера тут схвачена верно — это дискомфортная, тревожная запись, от которой порой испытываешь что-то вроде душевного аналога зубной боли.

В то же время саунд-дизайн тут выходит удачней собственно песен. Проблемной точкой остается вокал — периодически автору проекта удаются треки, в которых его ограниченный диапазон выразительности вполне может повернуться своей сильной стороной («Плетеный человечек»), но чаще все же возникает ощущение недожатости, неуместности («Человечина искажение», «Слава справа слюни»). К лирике тоже есть вопросы — временами кажется, что тексты держатся на желании не столько рассказать историю, сколько собрать на кучу побольше шокирующих физиологических образов. Это уже шестой альбом исполнителя, выпущенный за последний год с небольшим. Если судить по тем сильным местам, которые можно найти на этих альбомах, то подытожить можно так — при более тщательном контроле качества у нас мог бы быть один альбом вместо шести, но зато заметно более мощный и четкий.


кемерово

Музыка кемеровского дуэта держится на двух константах — отрешенный синтетический постпанк под драм-машинку, сбежавший из паблика Russian Doomer Music, встречает гитару, одинаково увлеченную блэком и «Гражданской обороной». Это любопытное сочетание, но его одного на 40 минут все-таки не хватает — в какой-то момент первый альбом «Траурных лент» начинает провисать под тяжестью одинаковых синтетических пульсаций и отсылок к «Кино» и The Cure, первейшим пунктам в мануале для создателей русской думерской музыки. Тут приходится к месту секретное оружие группы — ирония, почти незаметно прошивающая привычные для жанра хроники древнерусской тоски.

Ни на секунду не сбиваясь с невозмутимо-отрешенной интонации, «Ленты» цитируют не только мастодонтов жанра, но и марш «Звезды смерти», параллельно потихоньку подпуская в свои тексты всякие любопытные разворотики. И вот уже глобальный экзистенциальный кризис прогнившего насквозь мира оказывается простым алкогольным делирием, а выходом из тупика, в который весь этот мир уперся, оказывается уход в лес, где «зеленый мягкий лапник нам с тобой укажет путь», или визит к Кате, к которой «я в Москве в туфлях с пакетом еду на метро». Это переключение с пафосного на будничное, поданное с легкой издевкой, с «Гражданской обороны» на «Звуки му», происходящее в какой-то незаметный момент, порядком подкупает.


новосибирск

Новосибирцы So Far as I Know уже больше десятилетия хранят верность одному и тому же саунду — динамичному пост-року, сыгранному поджаро и напористо, без потери нужной для жанра драматичной выразительности. За почти 30 лет, что прошли с ее открытия, эта территория была исхожена вдоль и поперек, и найти на ней что-то новое и неожиданное практически невозможно. Поэтому на новом альбоме So Far as I Know пытаются взять слушателя драйвом, что им практически удается — звучит альбом размашисто и бодро даже тогда, когда набор приемов группы знаком целиком. Плюс они все же пытаются искать внутри своего базового саунда какое-никакое разнообразие — в «Tana Mao» группа здорово играется с голосом приглашенной вокалистки Кати Злобиной (и подсматривает аккорды у Radiohead), «When Stars Collide and Fall Upon Us» берет чистым рокерским напором, в то время как «For the Heart Seems Hollow», наоборот, стремится к поп-симфоничности, отдавая важные роли клавишным.


томск

Хотите знать, как устроена динамика развития творческих сообществ в сибирских городах? Спросите томский импровизационный ансамбль Strangelet Ensemble. Пять лет назад они выступали и записывались всемером — а новый альбом выпускают в качестве дуэта. Впрочем, именно Алиса Ефромеева и Вадим Дикке обычно числились продюсерами на их коллективных записях, так что, можно сказать, Strangelet Duo просто сжался до самого своего костяка.

Новый альбом — сборник элегантных импровизационных пьес для клавишных и гитары. Где-то Ефромеева и Дикке ведут прямолинейный диалог солистов, проходя по тонко натянутому канату между академическим аскетизмом и джазовой свободой, где-то сообща работают на создание тревожной атмосферы. Независимо от выбранного подхода, у Strangelet Duo получается музыка вдумчивая и строгая. Если проводить параллели с изобразительным искусством, то импровизация дуэта похожа не на абстракцию и не на яростный бесформенный экспрессионизм, а на что-то вроде каллиграфии, использующей не до конца понятный язык.


новосибирск

Славный дебют из Новосибирска, выбирающийся на редкую для суровых сибирских земель территорию поп-музыки с упором на чувственность и грув. Где-то фанк, где-то соул, где-то такая специальная поп-вкрадчивость — в общем, танцевальная музыка строго для двоих, как раз для того момента, когда с дискотеки уже ушли, до спальни еще не добрались, но общая траектория уже ни у кого не вызывает сомнений. Попадание в нужный регистр у «Оркестра Хоффмана» выходит на редкость удачное — есть даже ловкие находки в области остроумно придуманных нежных глупостей в текстах, что для русскоязычной поп-группы равносильно попаданию в десятку с завязанными глазами.

Нельзя не отметить и то, что музыкально группа тоже работает изящно и стильно. Тут есть и ультрасовременные электронные биты, и старомодные блюзовые баллады, и уместные вкрапления томной тропической перкуссии. Есть и множество случаев, когда аранжировочные ходы одного стиля там и сям проникают в другой — вот посреди стильно пульсирующего танцпольного электричества заводится электрогитара, вот баллада под гитарные аккорды изящно размечена нарезанными в программке вокальными петлями. Отличный, короче, дебют, и обложка очень хорошая.