8 тенденций в современном культурном пространстве Сибири и кое-что еще


«Мастера Сибири» заканчивают еще один год на вахте наблюдения за культурной жизнью Сибири — и делают это с приятным чувством удовлетворения от проделанной работы. Мы не торопимся утверждать, что созданная нами за этот год картина сибирского творческого ландшафта была исчерпывающей — зато точно можем сказать, что она была насыщенной и разносторонней, и что обрисовывать ее было ужасно интересно. От идеи выделять в конце года отдельные проекты как самые-самые мы решили отказаться, в первую очередь потому, что считаем, что все молодцы. Вместо этого мы посмотрели на все, о чем писали за этот год, и нашли несколько общих тенденций, которые радовали нас особенно — о них в этом тексте и поговорим.

Современного искусства становится больше

Фото Алисы Аив с фестиваля «48 часов Новосибирск»



Это происходит каждые два года — когда красноярский музейный центр «Площадь Мира» проводит свою музейную биеннале, она более-менее автоматически становится одним из важнейших событий сибирского культурного пространства. Тем более что в этом году биеннале активнее развернулась в сторону самого города, вступила в диалог с его историей и будничностью, дворами и архитектурой. В то же время уверенная заявка на проект сопоставимого масштаба поступила в этом году из Новосибирска — там внушительно дебютировал фестиваль «48 часов Новосибирск», в рамках которого ЦК 19 совместно с «Гёте-институт Новосибирск» организовал городу двухдневное погружение в современное искусство.

Входят в моду междисциплинарные мероприятия

Фото Алисы Аив с вечеринки «Свод» в Новосибирске



Примеру больших синтетических мероприятий вроде биеннале или «48 часов Новосибирск» в этом году регулярно следовали и организаторы, работающие в более скромных масштабах. Музыканты и художники объединяли в этом году усилия чаще остальных — инсталляции и выставки работ стали практически регулярным сопровождением крупных (впрочем, не только) музыкальных мероприятий в духе новосибирских «Плоскости» и «Свода» или томской «Ноосферы». В общем, есть ощущение, что милый термин «арт-вечеринка» в следующем году будет нам встречаться еще чаще.

Художники организовывают арт-маркеты

Фото с открытия галереи Locus в Томске



Хватит ждать, когда кто-то нас сможет заметить и куда-то продвинуть, пора брать дело в свои руки — примерно так, если обобщать, решили в этом году сибирские художники и рьяно взялись за дело организации собственных арт-маркетов. В этом году они запускались повсюду — в Омске, Томске, Новосибирске, Красноярске. Некоторым даже удалось превратиться в регулярно действующее мероприятие, как маркету в томской галерее Locus или красноярской «Пушке», которая исправно собиралась раз в неделю с лета и завершила год триумфальным аккордом проведения арт-маркета на центральном городском рынке.

Сибирские комиксы едут за границу

Фото с фестиваля Comic Arts Tyumen 2019



«В 2019 году вышло рекордное количество русских комиксов», — пишет паблик «Дух русской комикс-школы», и хотя никаких конкретных цифр они не приводят, мы готовы поверить им на слово. Уверены, что сибирские художники и адепты комикс-культуры тоже приложили к этому свои усилия — комиксы в этом году удостоились сразу нескольких собственных мероприятий, были важной частью новосибирского фестиваля детской литературы «Другие книги» и публичной программы нашей презентации результатов фотоконкурса Makers of Siberia Photo Prize в Омске. В общем, регулярно заявляли о себе как о все более важной составляющей сибирского культурного ландшафта. Ну, и не будем забывать о Comic Arts Tyumen, конечно — приятно, что единственный в своем роде независимый фестиваль комиксов, вышедший в этом году на международный уровень, проходит в Сибири. «Дух русской комикс-школы» тоже делают наши сибирские ребята.

О культуре разговаривают все чаще

Фото Нади Драган с четвертой «Эхолокации»



Еще одно важное стремление, отлично проявившее себя в этом году — не только сделать что-нибудь, но и поговорить об этом. Об искусстве и разных сопутствующих вещах в этом году разговаривали везде. В Томске проводились серии встреч Creative Mornings и FlatCast. В Омске обсуждали искусство в галерее «Левая нога» и на встречах, инициированных девушками из «Наденьки», а также слушали рассказы участников Омской арт-резиденции об их проектах. В Новосибирске говорили о музыке на встречах с музыкантами, организованных лейблом Echotourist, в Красноярске проходили «Опыты искусства» и разговоры о медиа в литературном музее, и так далее и тому подобное. Это очень классная тенденция — что художественная коммуникация выходит из поднадоевших рамок «экспонат — зритель» и становится более непосредственной и живой. Приятно и то, что всем участникам процесса, кажется, становится все более важно договориться между собой, найти точки соприкосновения.

Границы между искусством и активизмом стираются

Работы красноряской художницы Валерии Тыняная



Жизнь вокруг полна вызовов и сложностей, и на них необходимо как-то реагировать, что-то предпринимать — так можно было бы сформулировать коллективное отношение художественного сообщества Сибири к окружающей действительности. Сибирская творческая прослойка поднимала в этом году вопросы, связанные как со своими городскими, так и с общесибирскими проблемами, размышляла о домашнем насилии и исчезновении русской деревни, в общем, всячески демонстрировала, что не собирается жить и творить в вакууме собственной фантазии. Если кому-то в наше не очень безоблачное время нужен повод заново поверить в людей — вот он.





Осваиваются новые форматы и площадки

Фото с шестого фестиваля «Дрожь»



Культура в Сибири постоянно рвется из привычных рамок, словно неусидчивый джин из надоевшей бутылки. Едва ли не самое интересное в этом году происходило зачастую в каких-то не самых приспособленных для этого местах — в коридоре, на рынке, на горе, на озере, в лесу. Опять же, весь год неистово работал новосибирский проект Aktrue, весь смысл которого заключается в постоянном поиске новых и неожиданных площадок для организации там танцев.

Сибирские проекты выходят за пределы региона

Фото Федора Кривцова с московского концерта-шоукейса «Новый сибирский порядок»



Сибирская идентичность — вещь для сибирских творцов важнейшая, но кто сказал, что демонстрировать ее можно только в рамках самой Сибири? Сибирские музыканты, например, в этом году активно выбирались на столичные площадки и даже удостоились отдельного шоукейса в рамках Moscow Music Week. Еще более интересным оказался кейс акции «Не виновата», придуманной в Томске — в этом году к ней присоединилось еще 15 городов, и уже сейчас вдвое больше готово повторить акцию в следующем. В общем, предлагаем название сибирского шоукейса «Новый сибирский порядок» считать пророческим.

Бонус-трек: Makers of Siberia Photo Prize

Фото Алисы Аив с открытия нашей выставки в Омске



Под занавес хочется все же немножко похвалить и самих себя за наш скромный вклад в развитие сибирской культуры — мы организовали и провели фотоконкурс Makers of Siberia Photo Prize, собрали и отсмотрели более 600 заявок и сделали выставку с работами 17 финалистов. Выставка и сопутствующая публичная программа, проходившие в Омске, собрали в музее «Искусства Омска» полные залы — но важней, пожалуй, даже не это, а тот факт, что благодаря конкурсу и выставке завязались всяческие новые творческие связи и запустились разные процессы. Красноярские фотографы из числа участников конкурса, например, объединились и выпустили печатный зин с фотографиями, сделанными на пленку; у некоторых финалистов прямо сейчас готовятся персональные выставки.