«Фотография для меня — форма медитации»: Финалисты MoS Photo Prize о фотографии и о себе. Часть II

Теперь рассказываем о финалистах в одиночной категории


19 октября в Омске откроется итоговая выставка фотоконкурса Makers of Siberia Photo Prize — в ней примут участие работы 17 фотографов из Сибири, отобранные из 620 заявок. Семеро из них представят серии, и с ними мы уже познакомились. Остальные 10 выставляют по одиночному снимку, и пора узнать что-то о них — что вдохновило их заняться фотографией, какими были их первые шаги, что им хочется запечатлеть в кадре. Отдельно отметим, что в оформлении материала использованы другие работы финалистов, не те, что были отобраны для выставки — чтобы увидеть их, нужно будет прийти в музей «Искусство Омска». Вход бесплатный, по регистрации.

«Как не снимать, если вдохновение на каждом шагу?»: Анна Каурова

Омск, 20 лет



Снимать Анна Каурова начала с появлением первого смартфона — сначала просто документировала собственную жизнь для Instagram, но постепенно стала не только вглядываться в красоту окружающего мира, но и захотела ее фиксировать. «Я живу в Омске, где часто встречаются здания, будто бы принадлежащие к разным эпохам, — рассказывает Анна. — Избушки, хрущевки, советские многоэтажки — все эти сливается в удивительное архитектурное явление, и это настоящая золотая жила для творческих людей». Каурова учится на экономиста, но увлекается не только фотографией, но и изобразительным искусством. Участие в выставке MoS Photo Prize станет для нее первым.

«Купил у знакомого за 300 рублей ворованный фотоаппарат»: Ренат Латышев

Омск, 33 года



Первый фотоаппарат в жизни Рената Латышева был игрушечным — ему нравилось «снимать» на него все подряд и воображать, какие потом получались бы кадры. Первый настоящий купил лет в 20 с рук: «Вышел во двор, попробовал сделать пару кадров, понравилось — с тех пор снимаю все подряд». Ренат снимает постоянно, на любую технику: «Хоть на какую-нибудь полную ерунду, один мегапиксель, телефоны всякие — чем хуже, тем лучше». Когда в 2015 году Латышев открывал паблик JVCR, им руководило в первую очередь желание создать платформу для омских фотографов, где можно было бы показывать свои работы. За эти годы начинание разрослось — сейчас JVCR проводит выставки, торгует собственным мерчем с работами омских художников и в целом превратился практически в синоним современного искусства Омска. Но фотография не теряет своих позиций в жизни Латышева. «Фотография для меня, как живопись — форма медитации, — объясняет он. — Занимаясь этим, я погружаюсь в состояние, в котором происходят некие химические процессы, приносящие счастье».

«До сих пор до конца не понимаю, что делаю»: Павел Лимонов

Красноярск, 29 лет



Фотографии Павла Лимонова публиковались на страницах The Calvert Journal, The Guardian, INRUSSIA, а также на Makers of Siberia. У Лимонова была одна персональная выставка, но пускаться в размышления о собственном творчестве он не стал. «Не думаю, что у меня есть какие-то заслуги в области фотографии, — жмет плечами Павел. — Могу сказать, что сейчас я занимаюсь фотографией не по тем же причинам, что и 10 лет назад. Почему захотел этим заниматься, не помню». Лимонов предпочел бы позволить фотографии говорить за себя — от себя он готов добавить разве что то, что в самом процессе фотографии его более всего привлекает «медитативность процесса».

«Насмотрелась искусства, и тоже захотелось»: Карина Елисеева

Красноярск, 31 год



«Не понимаю, как смогла попасть на ваш конкурс, — признается Карина Елисеева. — Прочитала статью с рассказами об остальных участников и задумалась, что я среди них делаю. У них опыт, регалии всевозможные, а я...». Фотографирует Карина, по собственным словам, крайне редко, пользуется все той же цифровой камерой, что ей десять лет назад подарили родители: «Даже к ручным настройкам не приноровилась». Желание снимать самой появилось во время учебы на факультете искусствоведения и культурологии, постепенно фокус интереса сместился в область документальной фотографии. «Мне нравится снимать обыкновенный быт и людей в быту, там больше проявляется суть человека, — размышляет Карина. — Он расслаблен, не строит из себя не пойми кого, не старается быть лучше, чем он есть. В этом прелесть фотографии — она ловит суть и дает зрителю возможность ее увидеть». MoS Photo Prize — не только первая выставка, но и в принципе первый конкурс для Карины; и вероятность того, что не последний, довольно велика. «Вчера получила письмо, что прошла кастинг в крутую школу фотографии, которая пройдет в Красноярске впервые, — делится она. — Набирали только восемь человек, самых креативных, и я оказалась в их числе. Наверное, стоит задуматься».

«Начал фотографировать, потому что не умею рисовать»: Александр Нерозя

Красноярский край, 37 лет



«Сколько я себя помню, была потребность рисовать. Все тетрадки были изрисованы, а художественной школы в нашем городе не было», — рассказывает Александр Нерозя, выросший в небольшом городке к востоку от Красноярска. Фотокружков тоже не было, как и знакомых фотографов — так что первые эксперименты в области визуального искусства начались только с приходом нового века и появления первого компьютера с Photoshop. Уже в нулевых появилась первая цифровая «мыльница», а снимать профессионально Александр начал только с 2010 года. Процесс пошел, судя по всему, довольно удачно, потому что уже два года спустя работы Александр попал на выставку «Сокровища России. Глазами фотографа», проходившую в аэропорту «Шереметьево», а позже трижды становился финалистом фотоконкурса The Best of Russia. Два основных направления деятельности фотографа — портреты и пейзажи, и в каждом жанре он находит что-то свое. «Я побывал на кухнях крупных ресторанов и в кабине лайнера, в операционной и на заводах, в тайге у староверов, в кузнице, за кулисами театра, — делится Александр. — А в природном пейзаже меня каждый раз зачаровывает, как меняется все вокруг — как меняется свет, все просыпается или, наоборот, засыпает».

«Фотография говорит на универсальном языке — даже когда сообщаешь о том, что невозможно увидеть»: Юлия Алтухова

Новосибирская область, 28 лет



«Точной причины, почему захотелось заниматься фотографией, не припомню, — говорит Юлия Алтухова. — Как историки, мы размышляли о различных явлениях нашей жизни, и в какой-то момент захотелось эти мысли выразить. Фотография и видео были идеальными инструментами». На историка Юлия училась в Новосибирске, и уже на третьем курсе поняла, что хочет больше времени уделять фотографии. Возможно, именно историческое образование оказало влияние на то, что к фотографии Юлия подходит комплексно и аналитически. «Я обожаю что-то исследовать, — объясняет она. — Анализировать информацию, формировать концепцию, размышлять». Первый собственный проект Алтухова реализовала вместе с однокурсницей Елизаветой Дрёмовой, соавтором работы, отобранной для финала MoS Photo Prize — их мультимедийный документальный проект «Разлом» был представлен в Новосибирске четыре года назад. За плечами у исследовательницы также участие в коллективных выставках в Новосибирске, Барнауле и Санкт-Петербурге.

«Фиксирую момент и обстоятельства, в которых нахожусь»: Иван Ларионов

Томск, 31 год



«Фотографирую только на мобильные устройства, — предупреждает Иван Ларионов. — У меня интересная жизнь, я часто оказываюсь в таких ситуациях, где никогда не окажется фотограф, и я фиксирую быт молодых людей десятых годов, от студентов до преступников». При таком подходе мобильная фотография обладает очевидным преимуществом легкости и быстроты использования: «Достал, сфотографировал, убрал. С профессиональной камерой я бы не успел». Собственно, применять слово «фотограф» к своей деятельности Ларионов не спешит: «Я скорее архиватор. Перед смертью я точно не буду грустить, что моя жизнь была недостаточно яркой — в моем архиве десятки тысяч снимков». Выставка Mos Photo Prize станет первым случаем, когда работа Ивана будет выставляться.

«До сих пор самое притягательное для меня — ожидание результата»: Артем Владимиров

Красноярск, 33 года



Фотография заинтересовала Артема сначала как технический процесс, который можно освоить и контролировать: «Помню бесконечную скупку устаревших фотоаппаратов, оптики». Постепенно пришел интерес и к тому визуальному образу, который формируется в процессе. Но называть себя художником Владимиров все равно не торопится. «Каждый человек творит, и, наверное, это важно», — жмет плечами он. Выставка MoS Photo Prize для Артема — первый выход на новый профессиональный уровень.

«Снимал в 53 странах мира»: Сергей Русанов

Тюмень, 47 лет



Самый старший из финалистов нашего конкурса, Сергей Русанов прошел довольно типичный путь для фотографов его поколения. Сначала фотокружок Дворца пионеров (потому что тетя подарила на день рождения фотоаппарат «Вилия-авто»), потом молодежный фотоклуб «Зоркий глаз», журналистский факультет и должность фотокорреспондента в «Тюменском комсомольце». Затем работа военным корреспондентом в горячих точках. Сейчас Сергей является главным редактором информационного агентства «Тюменский меридиан» и одним из идеологов и кураторов конкурса репортажной фотографии «Имени Александра Ефремова», названного в честь коллеги Сергея — фотокорреспондента, погибшего в Чечне. За плечами Русанова несколько персональных выставок, не только в Тюмени, но и, например, в Сиднее, на съезде Международного паралимпийского комитета, и четырехкратное вхождение в число финалистов фотоконкурса The Best of Russia. «Я родился в нужное время и в нужном месте, — уверен Сергей. — Успел отснять и показать зрителям удивительные метаморфозы истории СССР и новейшей России. Фотография как машина времени, главное в ней — это остановленный миг истории».

«Фотография открывает двери»: Артем Чернов

Томск, 39 лет



«Искусство в фотографии рождается как бы из ниоткуда — его же нет, если просто взять камеру и сделать снимок», — размышляет Артем Чернов. Его увлечение фотографией началось рука об руку со спортивным туризмом — хотелось фиксировать открывающиеся в походах виды. «Необыкновенная природа, сильно впечатляющая в живую, в кадре может смотреться блекло, — поясняет Артем. — Поэтому пришлось глубже вникать в аспекты съемки». Вникать получается довольно удачно — на счету Чернова есть работы, попавшие в коллекцию Русского музея (Артем участвовал в организованном музеем конкурсе). «Мне нравится искать кадр, — говорит фотограф. — Иногда даже само ощущение, что кадр найден, доставляет больше удовольствия, чем дальнейший просмотр и презентация готовой фотографии».

Рассылка

Мы не рассылаем дайджесты с материалами,
но организовываем стажировки и конкурсы.
Хотите узнавать о них первыми — подписывайтесь.

Подписывайтесь на нас в