По версии художников, кураторов, музыкантов и журналистов из Сибири


Этот момент неотвратимо настигает каждую редакцию под конец каждого года — когда перед ней опять встает необходимость придумать, каким же образом надо подводить итоги уходящего года и как сделать это так, чтобы не повторять предыдущие подходы к теме. Мы в «Мастерах Сибири» в этом году подумали вот о чем — нам так часто приходилось говорить о том, что одной из наших главных долгоиграющих целей является консолидация сибирского художественного сообщества, что мы решили посвятить этому и наш итоговый материал об уходящем 2021 годе. В нем итоги подводим не мы, редакция журнала «Мастера Сибири», базирующаяся в Санкт-Петербурге, а наши партнеры, коллеги и друзья из Сибири, непосредственные представители того самого сибирского сообщества — художники, кураторы, музыканты, журналисты и многие другие.
Каждого из них мы попросили назвать три самых важных сибирских события, случившихся за год — подразумевая, что термин «событие» можно трактовать так широко, как потребуется: это может быть мероприятие, или серия мероприятий, или выпуск альбома, или, в общем-то, что угодно, что произошло. Поскольку наши участники сами участвуют в создании таких событий, можно было называть и свои проекты — но не больше одного из трех. Получившаяся в результате картина, как нам представляется, должна быть точней любого нашего редакторского выбора — ведь здесь о Сибири говорят не наблюдатели, как мы, а непосредственные участники, люди, находящиеся в эпицентре событий, формирующие сибирское культурное пространство своими руками и умами.
Мы также попросили наших читателей предложить свои варианты самых важных сибирских событий за год. Упоминались самые разные проекты — и выставка в Красноярске, организованная музеем «Площадь Мира» в заброшенном особняке в рамках художественной лаборатории, и метал-фестиваль в Новокузнецке, и наш собственный «Мастера.Forum» в Омске (спасибо, нам было очень приятно!). В лидеры уверенно выбились два проекта — «мУкА. Склады искусства» из Томска и «48 часов Новосибирск».
Оксана Будулак

Куратор, замдиректора по развитию Музейного центра «Площадь Мира»


От печали до печали — вот так прошел год. Кто-то закрылся важный, где-то город стал больше и интереснее, а где-то палкой гоняют. В гостинице ныряешь в портал с розовым небом, над тайгой пролетают рыбы-капли. Радость была без радости. В этом году как-то больше открытий и событий произошло лично для меня в Омске и Томске, в рамках работы с «Крепким пальцем», Юрой Кузьменко и Машей Алейниковой (Взакусь). В Томске весной случился исход «Котельной»: галерею-найденыш прикрыли какие-то пиджаки, что повергло томский андеграунд в депрессию. Родное томичам чувство, правда, никак не отразилось на внутренней повестке. Раздираемый странными войнами арт-мирок не пошатнулся, прирос новыми выставками в подпольях и даже официально первым урбан-фестивалем на поверхности «мУкА. Склады искусства». Это хорошо, ведь возможно роща ТГУ станет чище, историчнее, безопаснее. Отдельно хочется сказать, что открытие года для меня — художница Взакусь, хладнокровно сшивающая тела для живописания русского застолья, где пьют без закуси и не пьянеют. Такая мрачная Нарния с рыбами-каплями и мишками-косолапыми глазами и руками дочери томского дерматовенеролога.
Хочется не забыть и кураторский проект Филипа Крикунова и Ерога Зайцве на фестивале «48 часов Новосибирск», заселивших гостиницу «Центральная» остроумным, проницательным и ироничным искусством. Я так и не поняла, правда, был ли Новосибирск ошибкой выжившего, времени еще пока не хватило. Про официальное и институциональное имеется сказать лишь то, что, хоть ничего выдающегося не случилось, но все живы и слава богу. «48 часов» подтянул уровень организации феста и подружил искусство с новосибирским гетто и не только. Приятно было попасть на немодную разбомбленную улицу Фабричную, где история зияет в разбитых окнах и облупившейся краске. Казалось, что фестиваль передружил всех со всеми, но при этом из-за карантина на вернисаже собираться всем в одном месте нельзя было — поэтому тоска от невозможности увидеться здесь и сейчас лично для меня была симптоматичной.
В Красноярске бьющая в нерв карантинного образа жизни «Очумелая выставка» Тибо де Ройтера показала, как можно сделать биеннале по инструкции. Для меня как фаната Fluxus вообще такой кураторский маневр кажется приятным и, что уж там, очевидным. Но как невозможна поэзия после Холокоста, так и невозможна биеннале в заснеженном нигде после Covid-19. Sic, конечно, но жизнь больше не будет прежней. В мой личный нерв ударил разгон нашего кочующего уютного маркета художников «Пушка». С 2019-го молодые художники по воскресеньям летом продают свое искусство на проспекте Мира, но вдруг напористые и молодые ребята в офисном попросили наших художников уйти — ведь теперь воскресенье и проспект Мира принадлежат бренду «В центре Мира». Неясно, как идея сделать пешеходную улицу решила убить последнее, что оставалось живым в этом карантинном мире.


Ангелина Бурлюк

Продюсер, куратор, cо-инициатор реформации Центра культуры ЦК19


Закрылась «арс-котельная» — и это абсолютный провал официальной томской культурной политики. Как следствие — часть активных участников местного художественного процесса покинули город.
«48 часов Новосибирск» — один из немногих крупных проектов современного искусства в России, который ориентируется не на привозы, а на сильное присутствие сибирских кураторов и художников и новый продакшн.
Третий пункт — ужесточение «охранительной логики» в отношении образовательных. общественных и культурных инициатив. В конце декабря 2020 одобрили закон, позволяющий признавать «иностранными агентами» физические лица и организации без юридического лица. В 2021 году списки инагентов пополнялись еженедельно. Этот закон уже влияет на работу любых культурных проектов, в этом отношении Сибирь не является исключением. Меня поймут все, кто пытается делать проекты с международным участием или кого проверяли на предмет законности международного сотрудничества.
Плюс принятие законопроекта № 1057895–7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"». На мой взгляд, это «спящий» закон — мы не понимаем принципы его правоприменения и что от него ожидать, как это было ранее с инагенством, раскрутившимся в последнее время. Думаю, мы засвидетельствуем в будущем немало случаев жесткого регулирования и отмен.


Герман Преображенский

Томско-тюменский философ, куратор и преподаватель


Во-первых, хочется отметить фестиваль городской культуры Zakat, прошедший 27–29 августа в Тюмени. Это полностью горизонтальный проект, организованный в ангаре на 1300 м² в Речпорте. Выставка работ тюменских художников, сайт-специфик-проекты, лекции и мастер-классы, музыкальная программа. В создании участвовали более 60 художников, а само мероприятие посетили 1500 человек. Сбор средств на осуществление шел через чаты. Вход свободный, без охраны и цензуры.
17–19 сентября в Новосибирске прошел масштабный фестиваль «48 часов Новосибирск» — с хорошей программой и дивным составом участников. Мероприятие очень важное для Новосибирска, где традиционно не сложилось объединенного художественного сообщества, при всем обилии мест и хороших художников. «48 часов Новосибирск» позволяет это сообщество консолидировать и делать видимыми некоммерческие и низовые художественные инициативы. В этом году фестиваль, который проходил во второй раз, был еще более горизонтальным и прозрачным в плане отбора и организации.
Серия акций под общим названием «Бьюти-вандализм» проходила в Томске в течение года. Сестры Аксинья и Вероника Сарычевы (арт-группа «Малышки 18.22») развивают сцену независимого искусства в Томске с 2015 года. К своим акциям в формате паблик-арт они добавили очень узнаваемый ход: розовый цвет и блестки. Получились смелые акции на актуальные темы — феминизм, провинциальность, закомплексованность восприятия, любовь. Сарычевы — мыслящие, рефлексирующие, хорошо подготовленные художницы, как технически, так и чувственно.


Саша Огородников

Томский музыкант, опубликовавший свой первый сольный мини-альбом в 16


Фестиваль «Новый сибирский порядок» — да, мероприятие прошло в Москве, но идеологически важно оно именно для сибирской музыкальной сцены. Многие провинциальные (в хорошем смысле этого слова) музыканты возлагают неоправданно большие надежды на концерты в столицах, но отрицать важность таких мероприятий в жизни музыканта как минимум глупо. На «Новом сибирском порядке» можно было увидеть такую картину — это был не просто сельский провинциальный гиг, на который обычно никто не приходит, а целый фестиваль с программой от сибирских коллективов. Даже я, человек, убежденный в переоцененности модного андерграунда двух столиц, не могу не радоваться таким вещам.
5–12 июня в Томске, после пары лет перерыва и переносов из-за ковида, произошло возвращение действительно легендарного фестиваля Street Vision. Тут и сказать нечего, это Street Vision!
Сам себя не похвалишь, никто не похвалит — третьим в списке назову выпуск собственного альбома «Black Pop». Запись далась мне тяжело, но сейчас я вспоминаю весь процесс с большим теплом. Помню, как ко мне пришла идея этого альбома в состоянии крайней нетрезвости, как я писал первые демки на одной квартире в Томске, потом на второй, на третьей... И как дописывал уже в Екатеринбурге. Помню, как мы снимали тизер, где кеили (использовали хромакей — Прим.Ред.) мой смеющийся рот, обматывая всю остальную голову ярко-синим пледом, как снимали обложку... Для меня это событие не столько культурное, сколько личное (как и все мое творчество пока), хотя могу сказать, что, по-моему, «Black Pop» намного интереснее музыкально, чем большая часть того, что я слышал из русскоязычной музыки в этом году.


Елена Аносова

Фотограф и художница родом из Иркутска, призер LensCulture и World Press Photo


26 февраля в Улан-Удэ открылся центр современного искусства «Залуу». Помимо самого факта открытия центра современного искусства в Улан-Удэ, хочу отметить команду Bargtokumproject и ее работу в Республиканской Типографии там же в Улан-Удэ.
В 2021 году прошла вторая кураторская школа «Немосква». Кураторы и художники из Сибири — Эржена Найданова, Дарья Гомбоева, Светлана Гунгарова и Надежда Абзаева (Улан-Удэ), Мария Александрова (Омск), Анна Болсуновская (Новосибирск), Гоша Елаев (Тюмень) и я — были среди участников. Школа работала весь год в режиме онлайн, но две недели в июне мы провели на Байкале (с. Сухая) на офлайн-сессии. После ряд мох коллег по школе, а также несколько европейских экспертов и тьюторов, приехали в Иркутск на несколько дней, чтобы провести открытую встречу с арт-сообществом города в НОА-студии.
Наконец, в Сибири во второй раз прошел конкурс для lens-based художников — Makers of Siberia Photo Prize. В этом году параллельно с итоговой выставкой в Омске был также организован форум и множество мероприятий, объединивших предпринимательство и искусство. Подобные системные вещи невероятно важны для наших регионов, особенно в сложное пандемийное время.


Гриша Шаров

Автор стрит-арт фестиваля «Один за всех», номинант государственной премии в области современного искусства «Инновация» в категории «Куратор года»


Вторая выставка Гаражного Центра Современных Искусств (ГЦСИ) «Гараж:гараж» прошла в Красноярске 25 сентября. Ребята сняли обычный гараж, объявили open call с двумя условиями: прислать сочинение на тему «Как я провел лето» и свою работу — и так сделали выставку. В которой не знаю, чего больше: сарказма, современного искусства или тоски провинциального художника.
25 декабря в Иркутске открылся центр современного искусства «Огонь». Точнее вот-вот откроется под самый занавес года. С лекторием, библиотекой и выставочным пространством. Проект независимый, и его можно поддержать на «Планете».
Отмечу также Лену Сисилеву и ее стрит-арт проект «Голыебеспередые». Лена рисует волосатых и цветных персонажей на улицах Иркутска. Ее герои читают объявления, ужасаются тэгами и любуются ЖКХ-артом.


Елена Носова

PR-менеджер Гёте-Института в Новосибирске


Наконец-то, многие институции вернулись в офлайн с классными проектами и событиями. По сравнению с прошлым годом этот показался очень насыщенным и активным. Естественно, мы внимательно следили за культурными событиями в рамках Года Германии в России 2020/21, которые в большом количестве организовывались по всей стране, включая Сибирь. С нашей поддержкой, например, прошла 14-я Красноярская музейная биеннале: ее центральный проект — «Очумелая выставка» куратора Тибо де Ройтера — настоящий «пандемийный» эксперимент, демонстрация того, как можно организовывать международные выставки при закрытых границах.
Самым эмоциональным проектом года (по разным причинам) стал, пожалуй, первый персональный выставочный проект новосибирского художника Евгения Гаврилова о пограничных эффектах сна — «Sleepers Club». Правда, увидеть выставку можно было пока только в Санкт-Петербурге. Очень ждем показа и в сибирских городах!
Конечно, нельзя обойти вниманием и проекты наших хороших друзей и партнеров — Центра культуры ЦК19 в Новосибирске. В качестве проекта-спутника нашего совместного фестиваля современного искусства «48 часов Новосибирск» ребята организовали и провели мини-конференцию инициатив современного искусства «Настойчивое присутствие. (Не)устойчивое развитие». Она подняла важные для сообщества вопросы и наметила новые интересные коллаборации.


Екатерина Зырянова

Шеф-редактор городского общественно-политического издания Иркутска и Иркутской области «Верблюд в огне»


В 2021 году общественная организация «Мой Байкал» и агентство SLD открыли интернет-магазин мусора, собранного на берегах Байкала. Можно найти батарейки за 10560 рублей и пакет за 304 — предметы оценены с точки зрения ущерба природе. Проект призван привлечь внимание к проблемам озера, средства идут на уборку берегов Байкала.
В конце октября в Иркутске впервые прошел масштабный фестиваль уличной культуры, который собрал 450 зрителей и 16 художников из разных городов России. На Baikal Art Fest граффитисты расписали шесть автомобилей, два трамвая и троллейбус, создали баннеры для остановок, рассказали начинающим художникам об уличном искусстве. Фестиваль оживил стрит-арт сообщество Иркутска, которое не первый год находится в стагнации, и показал обычным горожанам, как уличное искусство может сделать город привлекательнее.
В середине марта на Байкале произошло историческое событие — ученые запустили крупнейший в Северном полушарии глубоководный нейтринный телескоп Baikal-GVD, который строили с 2015 года. Осенью «Верблюд в огне» совместно с фондом «Озеро Байкал» сделал большой мультимедийный спецпроект об этом. Мы готовили его более четырех месяцев: снимали видео и фото, собирали информацию и переписывали ее простым языком. Читайте в материале о том, зачем ученые погружают стеклянные шары на глубину в сотни метров и как Байкал помог реализоваться проекту мирового масштаба.


Валентин Устюжин

Музыкант иркутского творческого объединения U Sin


Фестиваль Radi Sveta Baikal, прошедший на Ольхоне в конце лета, поразил своими масштабами и уровнем организации. Для меня это самое важное и долгожданное событие 2021 года! Фестиваль совместил в себе множество направлений современного искусства. В этом году он включал в себя онлайн и офлайн программу. Radi Sveta Baikal меняет представление о современном искусстве и расширяет его границы, но самое важное, что он проходит в лучшем месте — на берегу озера Байкал.
Baikal Art Fest — первый фестиваль уличного искусства, прошедший в Иркутске. Это событие важно не только своими масштабами и количеством участников, но и своей идеей. Ребята действительно заняты важным делом — они преображают город, место, в котором живут. Большой респект команде организаторов, которым удалось за короткий срок организовать столь масштабное мероприятие.
Третий проект, который хотелось бы отметить — это 2-я Иркутская молодежная самоорганизованная горизонтальная миркобиеннале (3)2 дня «Рамки». С командой организаторов я знаком давно и наблюдал практически все проекты, к которым ребята приложили руку — они большие молодцы. Для меня это событие важно количеством молодых и талантливых художников, которых организаторы привлекают к участию в своих проектах. Многие из них не имеют возможности выставлять свои работы в коммерческих галереях — в этом году у них, наконец, появилось собственное пространство.


Иван Ларионов

Продюсер культурных проектов, основатель фестиваля Street Vision


Акция «Выход в город» фестиваля Street Vision — это, конечно, странно, но мы впервые решили выйти на улицу и создать несколько муралов в городе, обычно мы рисовали только на территории фестиваля. Это было отличным решением, так как в Томсĸе остались на память хорошие работы, сильно полюбившиеся местным и туристам. Два мурала из пяти попали в скандал, связанный с их нелегальным появлением, но и это дало свои плоды: во-первых, нас показали по федеральному каналу в моей любимой передаче «Вести. Дежурная часть», а во-вторых, по итогам этой шумихи в Томске быстренько сформировали регламент, благодаря которому теперь можно легально рисовать на согласованных стенах (раньше это было невозможно).
Появилось пространство «Место силы креативных индустрий». В Томске уже год существует ĸреативное сообщество, состоящее из дизайнеров, архитекторов, программистов, журналистов, урбанистов и продюсеров культурных проектов. Я в нем состою, и этим летом мы создали своими руками отрытое пространство на территории томского архитектурно-строительного университета, реальный плейсмейĸинг. Здесь можно проводить презентации, выставки, ĸинопоĸазы, чилить, тусить, работать и общаться.
Серию выставок «Сквозь дворы» сделали заряженные молодые ребята — фотографы, ĸоллажисты, диджеи, дизайнеры и все неравнодушные ĸ ним люди. Они организовали несколько выставок в Томске в самых неожиданных местах, с дерзким подходом ĸ организации и интересным контентом. Горжусь!


Анна Яковлева

Директор новосибирского «Книжного магазина Перемен»


На контрасте с двадцатым этот год показался фантастически плотным на события — вернулись книжные фестивали (случился лучший на моей памяти КРЯКК), концерты, в Новосибирске без передышки идут один за одним кино-, театральные и художественные фестивали. При этом выбрать три значимых события оказалось очень легко — отчасти из-за причастности к ним, но в большей степени из-за сопутствующей и не до конца прошедшей радости их создания или наблюдения за. Второй фестиваль актуального театра «Хаос» — еще одно напоминание о том, что Новосибирск не провинция, которой иногда везет на столичные гастроли, но один из важных центров культурной жизни. Едва ли не интереснее собственно сценического репертуара была предваряющая пиар-программа фестиваля, начавшаяся за полгода: лекции (в том числе Юрия Сапрыкина и Анны Виленской), паблик-токи, подкасты, лаборатории, фотопроекты, концерты. Запущенные процессы продолжаются, и «Хаос» — точно из тех событий, влияние которых становится понятным при взгляде издалека, и на его участников, и на весь город.
Второй же раз прошел фестиваль современного искусства «48 часов Новосибирск», организованный Гёте-институтом. И если на большинстве площадок мне не хватило подсказок — буквально объяснений на карточках, что хотел сказать автор, то новая, более масштабная выставка объединения новосибирских художниц «Грязные женщины» сработала и в визуальном плане, и в объяснительных текстах, порой сшибающих с ног парой строк, и в перформативном пласте. Тема выставки — «Я не знаю» — через личные истории художниц об их возможных жизнях, причудах восприятия, точках бифуркации в прошлом, без которых мир был бы совсем иным, отозвалась в, кажется, тысячах зрителях за три дня (я впервые видела очередь на выставку совриска, выходящую далеко на улицу). А возможность увидеть, как создание выставки перемолотило его создательниц, срикошетила и на меня и продолжает меня менять. Наверное, так и должно работать искусство.
И главная радость года для нас, для магазина «Перемен» — конечно, пятый фестиваль «Другие книги», который удалось провести в офлайне. Еще в марте я не знала ни даты, ни генеральной темы, но внесение законопроекта о просветительской деятельности дало такой мощный пинок, что последние выходные мая мы в фантастической компании говорили о цензуре и самоцензуре в литературе, комиксах и медиа, с такой содержательной плотностью, что никакие убытки от проведения фестиваля (а мы по-прежнему делаем его полностью за свой счет и донаты) ни на секунду не дают подумать, что все зря — и мы уже вовсю думаем о программе шестого фестиваля в 2022 году.


Евгений Князев

Директор по развитию digital-студии Mojo


Сильнее всего меня впечатлил полный провал с кампанией вакцинации в РФ. Мне от этого очень грустно. Знакомые и незнакомые медики жалуются, как им тяжело, а люди покупают QR-коды. Понимаю, что корона всех достала и попахивает политикой, но это то, что реально затрагивает жизни всех и каждого.
Затем — окончание 2-ой Триеннале российского современного искусства в Музее «Гараж» в Москве. Там было много омских художников, и я этим горжусь. Я хотел приехать, но, видимо, недостаточно сильно, потому что так и не попал.
И последнее — Mojo попали в зал славы соревнования продуктовых команд. Первые из Омска, и мы этим гордимся. Конкурс всероссийский, а судьи из крупных корпораций: X5 Retail Group, «Лента» и «Перекресток».


Мария Борцова

Директор по маркетингу Skuratov Coffee и куратор «Камергерского переулка»


2021 год для меня был знаковым. Все дело в том, что 2020-й меня достаточно сильно выбил из колеи, заставил сильно пересмотреть все происходящее вокруг. 2021-й прошел на запредельных скоростях, но это, скорее, касается личных радостей и командных достижений. Вот три события из 2021-го, запомнившиеся в различных срезах. Во-первых, это пожары в Омской области и Сибири. Уже не первый год у нас стоит невероятно жаркое и засушливое лето, что конечно, провоцирует сильные лесные пожары. Честно говоря, для меня это какая-то безумная боль, после которой удивляешься, как можно не обращать внимание на природные и климатические изменения в мире. Все это ведет и к переосмыслению твоих ежедневных привычек; хочется проявлять больше заботы к тебя окружающему.
Самым радостным и объединяющим событием стала, конечно, победа нашей команды в чемпионате КХЛ. Для Омска «Авангард» — это как для Питера «Зенит»; кем бы ты ни был, победа команды объединяет абсолютно всех. Для многих, как и для меня, одним из самых радостных воспоминаний детства была победа «Авангарда» в 2004-м. Два года назад, в связи с аварийным состоянием местного ледового дворца, команда переехала в Балашиху, и честно говоря, в наших и так нерадостных настроениях из-за этого наступил период настоящей глубокой депрессии. А вот победа «Авангарда», мне кажется, вернула жителям города какую-то безоговорочную радость и веру в то, что все изменится. Ну, и в подтверждение, просто посмотрите видео в сети, как в ночь чемпионства жители Омска перекрыли центральную улицу для массовых гуляний.
Ну, и последним для себя выделила бы форум «Мастеров» в Омске. Честно, было очень круто собрать таких интересных и крутых спецов из разных сфер креативных индустрий вместе. Обмен опытом, классные знакомства, неформальная атмосфера — все это отъединяет и вдохновляет местное сообщество. Хотелось бы еще!


Денис Русаков

Художник и основатель тарской галереи современного искусства «Сугроб»


21–22 августа в Омске прошел open-air «Лето заново» во дворе театра «Заново» — музыка, секонд-хэнд, маркет, мастер-классы и так далее. Уютная атмосфера, люди — было прекрасно. Проект примечателен еще тем, что все было сделано своими силами, на чистой самоорганизации.
Фестиваль-выставка современного искусства Street Vision — это, конечно, уже известный фестиваль, в этом году прошедший в девятый раз. Посчастливилось в этом году побывать и поучаствовать. Особо хотел отметить крутое решение с художественной площадкой в коттедже на берегу реки.
PubLab (Public Art + Laboratory) — красноярский двухлетний образовательный эксперимент в области музейной практики, прикладной урбанистики и независимого образования. В марте этого года я впервые побывал в Красноярске по приглашению Оксаны Будулак и она же, как куратор Музейного центра «Площадь Мира», рассказала о предстоящей лаборатории. Я сам не участвовал, но интересовался, следил за проходящими в этом году. По-моему, хороший уровень и масштаб.