Как я упал в чан с кино: Максим Габула о том, что и как снимают в Тюмени

Основатель кинокомпании «Пушка» о шагах в вечность, атмосфере на площадке и несмелых знакомствах с коллегами


Мы продолжаем знакомиться с кинематографистами из Сибири. В этот раз мы говорим о кинокомпании в Тюмени, которая обеспечивает производство полного цикла, начиная с обучения актерскому мастерству. Директор ООО «Мир кино» и основатель группы компаний «Пушка» Максим Габула рассказал Николаю Кондакову о том, как обычная киношкола в Тюмени переросла в пять отдельных компаний, к которым вскоре прибавится и шестая.
«Я ЧАСТО СЕБЯ СРАВНИВАЮ С ОБЕЛИКСОМ, КОТОРЫЙ В ДЕТСТВЕ УПАЛ В ЧАН С ВОЛШЕБНЫМ НАПИТКОМ»
В кино я попал в одиннадцать лет, два съемочных лета провел на площадке. Часто себя сравниваю с Обеликсом, который в детстве упал в чан с волшебным напитком, а я так упал в чан с кино. Там была очень классная атмосфера, я это очень сильно прочувствовал, и это навсегда определило мою жизнь. Два года я проснимался, потом отучился в Театральном институте в Екатеринбурге, после чего вернулся в Тюмень и открыл здесь киношколу.
Лично я не хочу снимать кино — это, наверное, такой парадокс. Я в большей степени продюсер. Мне больше нравится развитие индустрии, процесс ее становления; как это все закручивается на глазах, как кино становится все больше. Построить такую индустрию в своем городе — дорого стоит, как я считаю.
Кино меня увлекает своей уникальностью и сложностью. Киношкола, с которой все началось, уже восемь лет постепенно воспитывает детей-актеров. Мы знакомим молодежь с индустрией, погружая в этот чан кинематографа: водим на площадку, показываем съемочный процесс. Чтобы они понимали, что кино — это не где-то там, далеко, оно здесь и сейчас, рядом, у нас в городе. Здесь любой может оказаться.
В 2015 году мы начали работу над большим сериалом «Новый мир» в рамках открытия киношколы — параллельно сами учились снимать, но процесс шел, мы привлекали все больше людей, все четче выстраивали процессы. Пять лет мы работали только над этим сериалом, снимали-переснимали, набивали руку и шишки. Были очень большие амбиции, а в итоге сериал просто ушел в интернет в качестве полнометражки на YouTube. Но огромный опыт, который был приобретен в процессе, бесценен.
За последние три года я переориентировался на короткий метр, где уже начал оттачивать работу людей в команде и более систематически подходить к процессу работы над проектом. Кроме короткометражек также снимаю веб-сериалы.
«Я СОБРАЛ ЧЕЛОВЕК 20, И ВСЕ ЗАКРУТИЛОСЬ»
Официально кинокомпания «Пушка» появилась в конце 2022 года. У нас был первый проект «Двенадцать», детский новогодний фильм. Вообще, все началось чуть больше года назад, когда я собрал единомышленников из «Тюменского кино» (объединение кинематографистов города с группой во «Вконтакте» — прим. ред.). Сообщество тогда было немного в упадке, и вот я собрал человек 20, после чего все закрутилось — люди начали присоединяться и притягиваться за счет создаваемого нами движа.
В первую очередь удалось собрать потрясающую команду профессионалов, в которой я абсолютно уверен. За год мы отработали порядка восьми проектов. Я понимаю, что с ними уже сейчас можно идти снимать полный метр. «Пушка» — это компания людей, которые неравнодушны к кино и хотят развивать его в регионе. К тому же это люди, которые несут образование — ну, об этом чуть ниже.
Чтобы снять фильм, нужны люди и их компетенции, техника, а также деньги — хотя бы 150 тысяч рублей для какого-нибудь коротыша. Если есть техника и есть люди, то можно поднатужиться, найти деньги на еду и трансфер — и можно работать. Еще желательно иметь административный ресурс. Техника в Тюмени есть, ее все больше. Есть люди — их тоже все больше, и их компетенции растут. То есть, это огромный потенциал. Если говорить о деньгах, я использую личный ресурс; мы также привлекаем инвестиции и гранты.
В целом, у нас производство кино довольно неплохо поставлено на поток, потому что есть Тюменское агентство развития креативных индустрий — это городское образование, структурное подразделение, которое настраивает связь между креативными индустриями, в том числе и кино, с государством. С их помощью можно получить письма поддержки, либо отправить необходимые запросы, например, для согласования съемок в общественных местах. Они очень нам помогают.
Конечно же, нужны актеры. У меня есть киношкола, где я их готовлю. Мы также создали «Актерскую базу» — посмотрели на одном из фестивалей, как сделали башкиры, и сделали так же. Это отдельный сайт, где можно выбирать актеров для работы на площадке. База регулярно пополняется.
Следующий проект нашей кинокомпании — короткометражный пост-хоррор «Незримое». Для него мы собрали команду в двадцать человек и полноценно отработали от начала и до конца. Под ним я могу поставить подпись, что это моя работа, я его спродюсировал. Сейчас мы ездим с ним по фестивалям — стали победителями Международного кинофестиваля Zilant в Казани, в августе покажем фильм в Китае, а в следующем марте во Франции. Благодаря этому люди понимают, что в Тюмени можно снимать кино, которое будут смотреть в других регионах и странах, что оно получает признание, что мы здесь делаем хорошо. Оценка со стороны всегда важна: и для специалистов в сфере, и для актеров, и для зрителя.
Еще один проект мы сняли это весной, он называется «Деньги на дорогу». В нем нам удалось поработать с заслуженным артистом России Леонидом Окуневым. Сейчас фильм на пост-продакшене, идет работа над звуком. На лето у нас запланированы два проекта. Первый — сделать тизер-трейлер для проекта «Печальный парень», про музыканта Юрия Барабаша, более известного как Петлюра. Очень интересная работа, поскольку режиссер связался с мамой музыканта; будем делать заявку на полный метр. Вторая работа — «Деревня проклятых», пост-хоррор от режиссера «Незримого». Это будет выезд-экспедиция, скорее всего в Челябинск. В эту работу мы привлекли актера Влада Канопку из сериала «Молодежка». А в качестве продюсера у нас участвует Александр Златопольский.
Также в работе у выпускного курса киношколы веб-сериал под названием «Трудные» — что-то по вроде «Реальных пацанов», которых отправили на реалити-шоу по типу «Пацанок». Будет сниматься в начале августа. Сейчас я целюсь в цифру «шесть» — каждые два месяца выпускать проект, делать пять-шесть работ в год. Думаю, это будет хороший результат.
«ВСЕ ТОЛЬКО ЗАХОДЯТ В ЭТУ ПЕСОЧНИЦУ»
Киносообщество в городе, на мой взгляд, зародилось в 2015 году, благодаря активной деятельности Андрея Зубова и его команды. Тогда появился продюсерский центр «База», появился «Медиаполис», который получал поддержку от региона. Потом произошел небольшой спад, а в 2022 году это знамя поднял уже я. Тогда же «Тюменское кино» получило своего нового лидера в лице Ирины Урбант, которая активно взялась за развитие сообщества, включилась в грантовые истории и уже порядка десяти проектов на темы кино организовала.
Для сообщества очень важны лидеры. Люди охотно стягиваются, включаются в работу, но на данный момент мне лично не хватает самостоятельной жизни сообщества — все время приходится организовывать людей для каких-то общих движух. У нас мало неформального общения, возможно, есть какая-то ревность по отношению к творчеству, не знаю. Но я уверен, что со временем это придет.
Все только начинают, только заходят в эту песочницу и еще не понимают, кто чего стоит, кто чем занимается, кому какую нишу занять. Я уверен, что, когда у сообщества появится более интересный бэкграунд, мы сможем более открыто друг с другом общаться. Сейчас потихонечку знакомимся, но пока несмело. Очень много людей снимают кино, но не всегда принимают участие в общих собраниях или движухах. Каждый сам себе на уме пока.
Не знаю, чем мы отличаемся от других регионов. Тюмень — купеческий город, и это накладывает свой отпечаток, но какой именно сложно сказать. В планах налаживать отношения с другими регионами. Тюмень — это, конечно, ворота в Сибирь, но и с Уралом можно взаимодействовать.
«АВТОРСКОГО КИНО СЕЙЧАС В РОССИИ В ИЗБЫТКЕ»
В середине обучения в театральном институте я нашел себя в образовании. Для меня образование — личный способ остаться в вечности. У меня был очень хороший мастер в институте, Жуков Сергей Константинович. На его занятиях я понял, что преподавать — это круто. Можно сказать, что киношкола зародилась на его занятиях.
У моего знакомого тогда была своя киностудия с оборудованием, которая занималась производством рекламных роликов и сдавала технику в аренду. На его базе мы совместными усилиями открыли киношколу. С 2015 года потихонечку начали погружать ребят в кино, а с 2021 года я полностью забрал проект на себя. Впоследствии он переименовался в продюсерский центр, который в итоге перерос в группу компаний «Пушка». Сейчас «Пушка» состоит из кинокомпании, киношколы, продакшн-студии, сервиса по аренде техники и актерского агентства; в планах сделать свою локацию для съемок.
В основном в киношколе занимаются дети и подростки. Идеальная аудитория для нас — это 12+, потому что в этом возрасте ребята уже понимают, чего хотят, и более серьезно относятся к образовательному процессу. Но вообще у нас занимаются с 6 до 17 лет. Для общего развития киношкола — очень хороший вариант.
Программа у нас авторская. Мы ее долго разрабатывали путем проб и ошибок. Есть взрослая группа, которая пользуется у нас большим спросом в других проектах, потому что некоторые взрослые, которые к нам приходят, уже с опытом в кино и уже снимались. Еще мы сотрудничаем с Институтом кино Высшей школы экономики. Весной мне позвонили со словами: «Здравствуйте. Мы ищем киношколы, где воспитывают именно киноактеров». Мы так долго боролись и отстаивали позицию, что мы воспитываем именно киноактеров, что мы не театральный кружок, поэтому этот звонок для нас — одно из лучших событий за последнее время.
Мне очень нравится подход Института кино к кинопроизводству и к работе с актерами — они направлены не на авторские фильмы, а на кино для зрителя, которого в России сейчас катастрофически не хватает. Я думаю, сложно переоценить значимость института с таким уклоном, где воспитывают специалистов, способных закрыть любые задачи по производству именно массового кино. Специалистам авторского кино давно занимается ВГИК. Мне кажется, что такого кино в России сейчас в избытке.
Сотрудничество заключается в обмене опытом, специалистами. Институт с нами делится программой, подсказывает нам. Мы постоянно в диалоге, обсуждаем эту волшебную разницу между театральными и киноактерами, я езжу смотреть, как устроен образовательный процесс. Готовим наших детей к поступлению в институт, чтобы они дальше попадали в индустрию и развивались.
Недавно у нас появились «Киносмены» (двухнедельные интенсивы во время школьных каникул — прим. ред.). Мы долго обсуждали их с Институтом кино, думали, как лучше сделать. Тут мы еще сильнее погружаем ребята в процесс кинопроизводства — в течение двух недель они узнают обо всех этапах производства. Я привлек порядка пятнадцати специалистов для этой программы, которые рассказали о кино фактически все: о сценариях, о том, как работают свет и звук, про грим, художников-постановщиков и все-все-все. Я думаю, такой формат сильнее увлекает детей. По результатам первой смены мы сняли две небольших короткометражки. Дети сами придумали, сделали раскадровки и сняли.
2023 год в России является «Годом Наставника», поэтому для нас в индустрии и в регионе он тоже станет образовательным. Сейчас я очень сильно погружен в образовательный процесс на уровне ВУЗов и формирую команду с необходимыми компетенциями для высших учебных заведений. Первая наша точка дислокации — направление «Медиакоммуникации» в Тюменском государственном университете, где мы на элективах будем готовить бакалавров и магистров, специалистов для индустрии. Это первый шаг для создания кафедры кинопроизводства в нашем городе.
Что касается съемочного процесса, осенью я хочу реализовать полный метр — довольно камерный, в рамках двух-трех локаций, но с командой. Для меня каждый проект — новый шаг, чтобы понять и попробовать, что мы можем. И вот на 2023 год мой вызов — снять полный метр. Я понимаю — все приходит, когда этому приходит время. Обязательно в городе будет и киностудия, и полные метры, и проекты на финансировании Минкульта и Фонда кино. Для меня это настолько очевидно, что это все вопрос времени.