Живое техно, крупные формы, сибирское бессознательное и ослепительный драйв


Весь год в рубрике «Альбомы Сибири» мы наблюдали за звукозаписывающей и издательской деятельностью сибирских музыкантов — и выводы у нас по этому поводу есть разные, как оптимистические, так и не особо. Начнем с того, что музыка в Сибири — на случай, если кто-то до сих пор еще сомневается — есть. Ее много, она разная — в Сибири играют панк и хип-хоп, блэк-металл и фолк-рок, дарк-эмбиент и лоуфай-хаус, электронный поп и харш-нойз — в общем, практически все, что захотите, и кое-что сверх этого тоже.

Что же касается поводов для потери оптимизма, то тут дело в основном в том, что записать и выложить альбом — только первый шаг долгого и сложного пути, шаг, который вовсе не гарантирует возможности куда-то на этом пути добраться. Независимые сибирские музыканты томятся в собственном соку изолированных локальных сцен, а то и просто собственных спален. В этом списке есть артисты и коллективы, которые прикладывают все усилия к тому, чтобы выступать, выезжать в другие города — а есть и те, кто пишет музыку дома и не собирается двигаться куда-то дальше, и даже те, кто, выпустив пару отличных пластинок, решил завязать с этими творческими глупостями и сосредоточиться на зарабатывании денег, потому что «нам 25, какая музыка, кушать же тоже надо». Что ж, остается только надеяться, что попадание в топ «Мастеров Сибири» станет для всех его участников каким-то маленьким, но нужным шажком в сторону достижения своих творческих целей, как масштабных, так и не очень.

томск

Злой и острый томский фем-панк уверенно принимает эстафету группы «Позоры», переместившейся в Москву. Не только тематически, но и персонально — за емкие и точные гитарные панк-риффы «Зачарованных» отвечает Егор Вольф, бывший басист «Позоров», оставшийся в Томске. Главный голос в «Зачарованных» все же принадлежит вокалистке Алене Альковой — журналистка по профессии, Алена находит массу интересных нарративных способов зайти на известную тему столкновения мужского и женского, от максимально лобовых слоганов сопротивления навязанным нормам до метафоричных и мрачных рассказов-погружений в темные уголки психики. Ну, и звучит очень круто тоже.


омск

Омский дуэт «Электрическое кафе» делает двигательную электронику, которой свойственна приятная степень внутренней свободы. Часто, когда мы имеем дело с электроникой, это подразумевает идеально выверенные звуковые конструкции для танцполов, в которых катарсис наступает по расписанию — здесь же при формальном обращении к тем же базовым звуковым элементам (техно-бит, пульсирующие синтетические басы и так далее) выходит совсем другой результат. Это музыка хаотичная и живая, разболтанная и сырая, словно все эти биты и синтетические звуки постоянно убегают из-под контроля сочинителей.


бийск

На дебютной записи бийской панк-группы MrZolin всего три песни, и записаны эти песни, скажем сразу, не то, чтобы очень качественно. Но через эти понятным образом ограниченные технические возможности все, что важно, все-таки пробивается. Желание вырваться из рамок обыденности, обжигающее изнутри, стремление развести гитарный пожар до самого неба и радостно сигануть в самое его сердце — в таком духе. Особенно когда музыканты начинают все вместе орать нестройными голосами — в этих местах (которых на этом слишком коротком альбомчике сразу несколько) становится совсем хорошо.


омск

Дмитрий «Крамб» Лапутин, ветеран омской экспериментальной сцены, уже много лет исследует возможности импровизированного гитарного дроуна. Его новый альбом, кажется, самая громкая и яростная его запись. Тут на слушателя неотвратимо надвигается инструментальный пост-рок крупных форм, набор монолитов могучего гитарного шума, вздымающихся прямиком к небу, совсем как непознаваемый объект из знаменитого фильма «Космическая одиссея 2001 года». Слово, которое в первую очередь приходит в голову в связи с этим альбомом — «сокрушительный»; запись, которой оно полностью подходит, встречаешь не каждый день.


бердск

Егор Клочихин сочиняет в своем сольном проекте Foresteppe (переводится как «лесостепь») рукотворный пасторальный эмбиент, звучащий так, словно нежный лесной фолк бесконечно блуждает в зеркальных лабиринтах аналоговых и цифровых эффектов. Недавно он отслужил год в ракетных войсках, и его новый альбом был вдохновлен этим, без сомнения, непростым опытом. Музыка на «Karaul» понятным образом стала шумней, тревожней, мрачней — но в то же время не потеряла и своей тонкой композиторской выделки, всегда свойственной работам Клочихина.


омск

Лютый и бескомпромиссный панк на восьмибитной подложке от дуэта из Омска, ведущего дикий, обильно пересыпанный кровожадными подробностями репортаж откуда-то из самого сердца сибирского провинциального бессознательного. «На скотобойне батя ест отчима, паника почвы, сибирское одиночество» — типичный образ для «Выходок»; легко понять любого, кого от этакой мамлеевской лютости укачает. Просто «Выходки» — про все то самое бессмысленное и беспощадное, что с легкой руки Александра Сергеевича скрывается в изнанке всего русского. Страшно, конечно, как без этого, но все же про нас.


красноярск

Дуэт братьев-близнецов Сысоевых выкатывает блэк-металлический эпос, пронизанный благоговением перед первозданной мощью сибирской природы и воспевающий глухие леса и безжалостные морозы, реки и снежные бури, языческие лесные божества и сказочных персонажей. Сибирская тематика ложится на блэк-металлическое звучание как влитая — жанр, в принципе, зародился в близких природных условиях, в Скандинавии, так что ничего удивительного тут нет.


кемерово

Хип-хоп из Кемерово — энергичные и страстные репортажи потерявшихся на злых улицах, отчаянные песни городского одиночества, злой и хлесткий двойной флоу, индустриальный чад, вторгающийся в аранжировки. Грубо говоря, APYAT рассказывают о том, что все вокруг плохо, но по этому поводу надо не столько лечь и помереть, сколько закипеть и взорваться — и альбом как раз фиксирует эту точку между закипанием и взрывом.


омск

Центральный номер дебютного мини-альбома омского девичьего трио, 10-минунтный комический шугейз-эпос «Пикап», говорит о «Курице по-пекински» сразу много всего: и об их амбициях, и об их ограничениях. Прекрасно слышно, что отлично придумать 10-минутный гитарный эпос, вдохновленный психоделическим роком и группой Sonic Youth, девчонки уже умеют — но вот исполнить его с нужной степенью виртуозности и точности выходит пока не совсем. Но, черт, в музыке же, как и в знакомствах в баре, о которых песня (да и в жизни в целом, если задуматься), главное не столько мастерство, сколько готовность радостно броситься в бой и постараться получить в процессе как можно больше удовольствия. И с этим у «Курицы по-пекински» нет вообще никаких проблем.


новосибирск

Плясовой прифанкованный диско-рок для гитары, драм-машинки и нагловатого вокала в нос. Новосибирец Артем Липатов в своем сольном проекте, записываемом в одного в собственной гостиной, уверенно заходит на территорию условной группы Pompeya и показывает, что полировать такие двигательные поп-песенки и превращать в блестящие пластмассовые безделушки, конечно, можно — но если поддать чуть-чуть гаражной небрежности и стратегически выверенной шероховатости, кайфа сразу же станет значительно больше.


томск

Если бы у сибирских музыкантов был персональный зачет, в нем бы безусловно в этом году лидировал томич Егор Вольф — это уже второй альбом в списке, записанный при его непосредственном участии. Причем если в «Зачарованных» он играет на гитаре, то здесь стучит в барабаны — разносторонний человек! Вместе с ним в «Смехе» состоит гитарист и вокалист Даниил Аршавский — вдвоем они дают песенного альтернативного рока а-ля 90-е, такой воображаемый ответ группе The White Stripes, если бы они росли не на пластинках со старым блюзом, а на передаче «120 минут» канала МТВ.


омск

Экстатический краут-рок, записанный молодой омской семейной парой в домашних условиях. Звонкая гитара, не чурающаяся восточных мотивов, ритуальные барабаны, радостные вопли, ослепительный драйв — все, что мы знаем об Омске, кажется, норовит поспорить с тем, что такую музыку возможно создавать в этом городе. Своим настроением Edamame принадлежит не Омску, а какому-то совсем другому, удивительному месту, полному солнца и захватывающей свободы.