Экзистенциальный блюз, дискотека в ПТУ и вечная осень


Так сложилось, что в этом выпуске рубрики «Альбомы Сибири» много размышлений — о дне вчерашнем и дне сегодняшнем, о социальном и персональном, о том, как непросто жить в мире, о собственном месте и собственном творчестве. Что интересно, есть здесь и ответы на большинство проклятых вопросов типа «что делать» — просто пойти и продолжить играть и петь, так, как тебе хочется, не оглядываясь на требования мира и тяготы жизни. Жить — тяжело, говорят нам сибирские музыканты, но если делать то, во что веришь всем сердцем, то вроде не так уж и давит вся эта тяжесть. Просто играй, как можешь, остальное подтянется.

омск

Омское трио Taiyga привыкло изъясняться предельно лаконично, сохраняя некоторый налет мистицизма — выложить раз в полгода-год песню или три, с минимумом комментариев, без общего названия и стилистического единства. Новый релиз трио — пожалуй, самый прямолинейный пока их шаг; здешние три композиции выдержаны в более-менее едином ключе атмосферного эмбиентного техно, выполненного с ажурной точностью в работе с деталями. Звучит приятно и ласково, но по сравнению с предыдущими записями кажется некоторым шагом назад.


томск

Команда из Томска в составе «ритм-секция плюс клавишные плюс саксофон» исследует инструментальную музыку где-то на пересечении пост-рока, пост-джаза и музыки для кинофильмов. Ритм-секция «Немого» предпочитает конструкции поближе именно к роковой парадигме; но в то же время эта условная простота используемых группой ритмов создает отличный контрастный фон для их любимого приема. Он такой — группа ведет приятно-необязательно мелодическую линию, а потом в какой-то момент композиция вдруг притормаживает, словно чтобы дополнительно вдохнуть полной грудью, и меняется, становится объемней, сложнее, шире. Музыка «Немого» — штука, вознаграждающая терпение; на старте их композиции по большей части кажутся настроенными на понятные красивости несколько открыточного толка, но чем дальше, тем больше интересного и сложного в них проступает.


ангарск

В аннотации к своей дебютной полнометражке ангарская пост-металлическая группа My Lonely Sea обещает «вечную осень». Это не привет группе «ДДТ», это довольно точное описание общего настроения альбома — на «Havoc» торжественно и грандиозно разворачивает свои щупальца эпический и бесконечно меланхоличный пост-металл. Заимствуя торжественную и неспешную поступь пост-рока, способного взбираться к эмоциональному пику своих композиций под дюжину минут, MLS оперируют такими же размашистыми полотнами — в хронометраж меньше пяти минут тут умещаются только два номера, один из которых просто инструментальная зарисовка. И хотя в их музыке есть и сокрушительная гитарная тяжесть, и даже периодические вкрапления блэк-металлической лютости, основной эмоцией все-таки остается этакая всеобъемлющая бесприютность, экзистенциальный холод безбрежной космической пустоты, который подминает под себя даже песню группы Placebo, которую ангарцы перепевают в своей оглушительно-эпической манере.


омск

Один из своих предыдущих альбомов омский коллектив назвал «Обычный грустный реализм» — и новые осенние песни выдержаны, в общем-то, в таком же ключе. В голове пустота, на сердце суета, за окном холодно, в стране который год бардак, так хочется уехать подальше от проблем — и такие умонастроения «Конец солнечных дней» озвучивает лаконичным и грустным пост-панком, делающим акцент не на холодной поступи ритм-секции, а на уютном звоне гитар. У трио получается предельно несложная музыка, но они умеют вложить в эту простоту достаточно искренности и уязвимости, чтобы она не казалась общим местом. Примерно так же могут работать детские рисунки мелом на асфальте — да, изобразительное мастерство юного художника может находиться на довольно невысоком уровне, но желание что-то передать перевешивает все.


томск

«Социально неадаптированный хип-хоп с сибирских окраин» — так представляется этот томский дуэт музыканта Алексея Лермонтова и чтеца Александра Чикано. Комментарий про недостаточную адаптированность оставим на совести авторов, а вот само слово «социальный» тут абсолютно уместно — томичи не боятся влезать в социальные наблюдения и обобщения, читать об истории страны, раздавать диагнозы и так далее. Где-то получается грубовато, где-то остроумно (номер о гэбистах, оформленный в стилистике трека с респектами братухам по банде), где-то угрюмо и прямо в лоб. С музыкальной стороны тут звучит такой наскоро собранный, но вполне качающий олд-скул, периодически усиленный для верности рок-гитарой. Альбом «Отдела «К» временами звучит так, будто он был собран при помощи телефона где-то в подъезде, но в этом и его сила — говоря максимально прямо, ему веришь.


иркутск

Иркутское трио «Рэй Пал» выросло из сольного проекта вокалиста Егора Богданова «Старательно рефлексирую» — и выпускает свой первый альбом под новым названием на питерском лейбле Ionoff Music. Старательность рефлексии при этом вполне на месте: тут звучит исповедальный инди про то, что быть молодым — это когда довольно часто довольно хреново. К чести «Рэй Пал», с этими ощущениями они пытаются работать с разных сторон — тут есть и энергичный дрим-поп для звонких гитар, и хоровые пост-хардкорные выкрики, и упаднический эмо-рэп под сомнамбулическую гитарку, и солнечные мелодии, приятно контрастирующие с описываемым в большинстве текстов мироощущением.


омск

Художник и музыкант Егор Федоричев, основатель проекта «Союз озверелых» и участник выставки «Немосква не за горами», выкатывает свой новый проект, выросший из фоновой музыки, написанной для чужой выставки. «Порок гостеприимства» — это сорок пять минут накатывающего волнами эмбиента, аккуратно собранного из слоев гитарного шума. Метод тут не меняется на протяжении всего релиза, оформленного в виде двух треков длинной по 22 с небольшим минуты — пульсирует гитарный дроун, одновременно настойчивый и умиротворяющий, и больше ничего не происходит; но в поднимающихся волнах звука на самом деле вполне хватает эмоции и драмы.


красноярск

Дебютный альбом красноярской певицы Виктории Бахтигозиной, четыре разреженных и красивых номера, выполненных в духе эфемерно-гипнотического дрим-попа — чувственные гитарные колыбельные, снабженные заголовками вроде «Одиночество» или «Сон». Вместе со своим основным соратником Александром Павловым, отвечающим в проекте за аранжировки, Виктория входит в довольно обширно разработанный жанр, но фокус в том, что саму его фактуру они с Александром чувствуют довольно точно. Четырех песен, конечно, маловато для далеко идущих выводов, но пока кажется, что этот тандем еще проявит себя.


новосибирск

Нервный гитарный рок на подкладке из электронных ударных, ищущий вдохновение в наследии русского рока и сибирского панка. За основу новосибирское трио берет формат такого исповедального разговора о том, как непросто жить — песни здесь называются «Нести этот груз», «Экзистенциальный блюз», «Все пошло не так» и «Меня зовут Тлен» и оформляются таким мрачновато-отрешенным пост-панком с минимумом аранжировочных изысков. С одной стороны, получается довольно скупая, сумрачная музыка, звучащая, как множество других коллективов — с другой, вполне чувствуется, что такой звук Soil Frormation делают не потому, что и так сойдет, а потому что искренне верят в его возможности. Эта вера в первую очередь и держит их альбом на плаву.


омск/новосибирск

Бодрейшая коллаборация двух музыкантов, пускающихся в увлекательное путешествие по современным электронным звукам. Эти пять коротеньких, брызжущих энергией номеров с односложными названиями воодушевляются брейкбитом и трэпом, глитчем и мультикультурной электроникой с разных концов света и собирают из этих вдохновений такой 10-минутный вводный курс о том, как сегодня можно делать драйвовую инструментальную электронику, не прибегая при этом к прямой бочке.


томск

Томское трио представляется как «панк-рейв» — имея под этим в виду, что к хохмаческим песням под рок-гитару тут прикручиваются пиликающие синтезаторы и чеканные драм-машинные ритмы. То есть и панк, и рейв в данном случае стоит понимать довольно условно — песни «Избиения» не про какие-то приметы стилей, а про максимально прямолинейный угар, когда на танцпольный бит накладывается рок-гитара просто потому, что и то, и другое поддает музыки мощности само по себе, а уж если совместить, и подавно. Получается такой грубоватый дэнс-рок, дискотека в ПТУ, где можно скакать и под прямую бочку, и под «Сектор газа».


омск

Омский музыкант, журналист и наш внештатный автор на своих записях обычно исследует различные ответвления электронной музыки. Его новый альбом засматривается куда-то в прошлое, причем вполне конкретное — Паша Креслинг тут пускается в ностальгический забег по звукам электроники 90-х. Уютный IDM, положенный на хип-хоповые ударные, теплое эмбиент-техно, бодрый драм-н-бейс — причем Креслинг во всех случаях довольно тонко чувствует саму материю каждого жанра и воспроизводит ее аккуратно и внимательно.


омск/москва

Новый альбом экс-омича Антона Иващенко, человека, посвятившего практически всю свою жизнь диджейской культуре. В своем проекте LTF Иващенко конструирует старомодный инструментальный хип-хоп на основе сэмплов, собранных со старых советских пластинок — и в фокусе поиска явно были не столько узнаваемые артисты или какие-то отрывки или фразочки, подчеркивающие советскость, сколько чисто музыкальные соображения. Здесь звучит упругая, качовая музыка — хип-хоп, построенный на органичных звуках живой ритм-секции, уютных ретро-клавишных, приятных духовых. Жаль, кстати, что к альбому не прилагается список композиций, использованных при создании этих вещей — было бы тоже интересно приобщиться к той части наследия советской музыки, что благоволит динамичному фанковому груву.


томск

Томский лейбл «Яма с землей» занимается не только изданием новых альбомов, но и архивацией недавнего прошлого — этот сборник записей томского проекта Pihkal, организованного музыкантом Даниилом Харченко, к примеру, выпущен как раз к прекращению деятельности проекта. Что именно эту группу выпускают на лейбле под названием «Яма с землей», кажется вполне закономерным — мантровый, медитативно-повторяющийся материал Pihkal, собранный под гитарное зудение и драм-машинку по заветам пост-индастриала около-фолкового толка действительно заметно отдает некоторой подвальной сыростью.


омск

Третий альбом и третий разворот в немножко новую сторону — омский дуэт «Едамаме» уже практиковался и в сияющем инструментальном краут-роке, и в бодрых гаражных песенках, а теперь нащупывает новую территорию. Базовые звуки и ритмы более-менее те же — шумная гитара, пульсирующие ударные, но итоговая форма чуть другая; где-то искрящийся стремительный инди, внимательно смотрящий вслед великой группе Sonic Youth, где-то монотонно-ритмичный пост-панк, где-то расторможенный блюзовый нойз-рок. Склеивать вместе шумно жужжащую гитару и нащупывающие железобетонный грув барабаны «Едамаме» удается отлично — чего не всегда можно сказать о встроенном в этот звонкий инди-шум вокал, часто выдержанный в ключе отрывистого, лишенного мелодии речитатива.


иркутск

Трио (или квартет?) из Иркутска называет себя «наивными сибирскими панками» и сопровождает свой новый релиз смешным мини-манифестом, объясняющим его название. Мол, нас часто спрашивают: «Когда Беляш уже начнет петь или хотя бы учиться петь? Когда мы сделаем нормальную студийную запись? Когда мы начнем играть настоящий панк-рок?» Дальше группа радостно сообщает: «Наш ответ — НИКОГДА». Эти смешные разборки со слушателями и их претензиями отлично описывают творческий метод «Суперсоников» — тут звучит хаотичный и шершавый гитарный рок, живописно и гордо тыкающий средними пальцами в сторону всевозможных правил и представлений о том, как надо, начиная от благозвучности вокала и заканчивая серьезным отношением к себе. Они поют (точнее, орут) про встречи с попрошайками и работу в книжном, втыкают в песни записи разговоров в «Зуме», заставляют гитары выть и скрежетать, в общем, отлично проводят время, сочиняя и исполняя свою музыку. Эта их щенячья дерзость и неготовность идти на поводу у кого бы то ни было порядком бодрит.