Сатана, девчонки и смерть на танцполе


Переживая этот довольно непростой отрезок истории, мы с большим интересом наблюдаем за тем, как происходящее отражается в творчестве наших подопечных, попадающих в поле зрения рубрики «Альбомы Сибири». Диапазон возможностей довольно широк — есть те, кто бросаются на самые болезненные темы со злостью и пылом, но хватает и тех, кто полностью их игнорирует и продолжает грезить о лете или живописать романтические переживания. Мы не планируем говорить кому бы то ни было из артистов о том, как надо или как не надо, но обязательно продолжим фиксировать существующее положение вещей.

томск

«Мама, положи мне в гроб новые кроссовки» — панк-хохмачи из Томска на новом альбоме отчего-то особенно много шутят про Сатану и смерть. При таких темах важно отметить, что это предельно несерьезная музыка, легкомысленный поп-панк с прилипчивыми припевами, периодически с удовольствием заезжающий с пищащими синтезаторами на территорию поп-музыки. Сатана тут появляется скорее как комический герой, а смерть — такой же повод радостно поржать, как и очередная романтическая встреча или расставание. Воспринимать серьезно хоть что-нибудь, о чем поется на альбоме «Следов», точно не стоит — да и в том, как группа оформляет эту свою несерьезность, есть какое-то максимально легкомысленное удовольствие. Примерно такое же, как когда залпом выпьешь газировки и смеешься от того, как отдает газиками в нос.


иркутск

Важное слово для творческого подхода иркутского коллектива Chekky Brekky (уберите детей от ваших голубых экранов) — «е**шить». В той или иной форме оно встречается на этом альбоме многократно, в том числе в качестве ответа на невысказанный вопрос «Что делаем?» — «Мы е**шим». При всей грубости это самое точное описание метода коллектива — панк-рейв Chekky Brekky намеренно сделан в ключе максимально возможной напористости. Рецепт довольно простой — поверх яростно пульсирующего техно наложен злой ритмичный речитатив, а дальше никаких сложностей, просто выкрутить все ручки в красное. Прием у Chekky Brekky всего один, но они довольно чутко понимают ограниченность собственного метода — альбом заканчивается ровно тогда, когда его пульсирующая напористость начинает поднадоедать.


красноярск

Вопрос о том, как нужно взрослеть панку, последователю движения, казалось бы, навеки зафиксировавшему себя в противопоставлении миру организованности, осмысленности и взрослости, покажется довольно непростым. Но у красноярского трио «Хамло» есть на него интересный ответ — надо просто говорить о проблемах, свойственных твоему текущему возрасту, с той же открытостью и энергией, что казались естественными в молодости. Отметим, что в плане звука «Хамло» обходится исключительно акустическими гитарами, но это вовсе не стремление к более респектабельному и умиротворенному саунду — фигачат участники трио на своих акустиках от души, и поорать хриплым общим хором под них тоже получается отлично. Под этот бодрый струнный звон они задаются вопросами о том, почему так быстро улетает время, как не растерять в будничных заботах тягу к активной жизни, в чем можно искать вдохновение, а под занавес и вовсе выкатывают злой и злободневный номер «Не про нас», задающийся куда более глобальными вопросами о том, как жить в этой непростой стране. Ответ получается примерно такой — годы идут, а у типа в зеркале все больше седины в бороде, но это все совсем не значит, что с порохом в пороховницах наметились какие-то проблемы.


иркутск

На третьем альбоме иркутского проекта «Аграфена Enterprises» интересно сходятся разные музыкальные подходы. Вокально и мелодически тут используются интонации такого около-фольклорного пения, а музыкально все это оформляется несложными, но энергичными и громкими гитарными риффами альт-метала. Оба направления здесь исследуются не сказать, что очень глубоко, но в то же время как-то правильно и точно, с четким пониманием того, как работают и за счет чего становятся классными обе музыкальные формы. Отдельно стоит отметить и работу с текстами — коллектив бесстрашно забирается в довольно непростые уголки нашей сегодняшней повседневности и размышляет в песнях об алчности и равнодушии, о жестокости и отсутствии перспектив. Получается, короче говоря, довольно здорово.


красноярск

Когда мы в прошлый раз обсуждали что-то из записей красноярского электронщика Gauss-124, на повестке дня у музыканта был индустриальных размеров дабстеп. Текущая работа выдержана в несколько ином ключе — здесь музыкант выключает басы и биты, а в результате остается тягучий электрический дарк-эмбиент, растекающийся этакой нефтяной пленкой. Здесь тоже присутствует некоторая индустриальная атмосфера — в качестве саундтрека первой половины хоррора, действие которого развивается на каком-нибудь огромном заброшенном заводе, зашло бы на ура. В целом, впрочем, нельзя не заметить, что все пять здешних номеров отрабатывают одну и ту же программу.


иркутск

Романтически настроенный поп-панк из Иркутска. Сразу, впрочем, стоит оговориться, что романтика в представлении коллектива выглядит примерно так: «У меня — ничего, у него есть машина, с кем будешь трахаться, еще не решила». Тексты тут живописуют романтические взгляды и мытарства молодого безголового балбеса даже с несколько чрезмерной реалистичностью образа главного героя — есть, например, песня с простодушным припевом «Скинь мне в личку сиськи». Но в то же время для компенсации этой беспечности, опасно соседствующей со свинством (а периодически и переходящей в), у коллектива есть серьезный козырь — как будто бы бесконечный запас цепких поп-мелодий, прикрученных к столь же эффектным гитарным риффам. У Me2u получается практически такой платонический идеал поп-панка, музыки ужасно цепляющей, эффектной и сыгранной на самом правильном градусе щенячьего энтузиазма — которого даже почти (почти) хватает на альбом длиной в 15 треков.


барнаул

«Занимаемся музыкой, а не хайпом», — торжественно сообщает нам в заголовке своего паблика барнаульский коллектив Plastic Art. Тем самым квинтет пытается нам сказать, что не гоняется за музыкальной модой, а хранит верность довольно старомодному формату мягкого и мелодичного поп-рока под гитарки, что-то в духе условного Максима Леонидова или группы «Браво» периода Роберта Ленца. В принципе, общее задушевное направление вполне можно разглядеть уже в одних только здешних заголовках — «Мечта», «Как дела», «Любить», «Самолеты», «Старый двор» и так далее. У Plastic Art вполне хватает чутья и таланта, чтобы довольно точно попадать в нужный в таком формате звучания духоподъемный мелодизм — если им чего и не хватает, так это некоторого индивидуализма, способности не просто вписаться в жанр, а пропустить его через себя. Из шести песен этого альбомчика лучше всего что-то похожее просматривается в песне «Как дела», в которой Plastic Art сочетают свою, возможно, самую легконогую аранжировку с несколько критичным взглядом на окружающую их провинциальную реальность, демонстрирующим, что романтизм их не просто перенят целиком от каких-то ролевых моделей, а вполне себе выстрадан.


якутск

Дебютный мини-альбом якутской металкоровой пятерки. Главное умение, которое группа уже освоила — это создание ощущения постоянного неумолимого движения вперед, словно мы все находимся на борту несущегося на всех парах бронепоезда, который, вероятно, скоро слетит с рельсов. С песнями именно как песнями, с какими-то запоминающимися моментами, мелодиями и всяким таким, пока выходит не так хорошо, но этот смертоносный грув, поднимающий в воздух и подминающий под себя — уже половина успеха.


новосибирск

Любопытный проект дарк-эмбиентного лейбла Black Mara — собрать своих артистов и сделать вместе с ними воображаемый саундтрек к «Вию» Николая Васильевича Гоголя. Здесь много торжественного тревожного гудения и сгущающейся атмосферы хоррора; временами вклиниваются и какие-то довольно буквально отсылающие к событиям повести звуки, то отдаленные крики и зловещие шепоты, то треск факельного огня, то торжественное чтение (хотя буквально воспроизводить текст или сэмплировать фильм, как случается время от времени, все-таки не стоило). Интересней всего получается у тех участников, кто выбирается за пределы понятной дарк-эмбиентной парадигмы на какие-то смежные музыкальные территории — как в номере «Первая ночь» от Cut the Light, размеченном прекрасными судорогами струнных и духовых, или в «Лютом зраке» проекта Nubiferous, где появляется прекрасная фольклорная музыкальная тема, исполненная, кажется, на цимбалах.


якутск

Слово «наброски» в заголовке следует трактовать буквально — здесь собрана коллекция домашних, уютных в своей шершавости демок, в которых само качество записи становится главенствующим эстетическим маркером. Здесь звучат песни или инструментальные пьески, схваченные практически в самом моменте своего рождения, в самом минимальном, но уже прочитываемом виде — гитара, тихий голос, иногда бас, иногда пару дополнительных мазков на клавишных и какая-то минимальная перкуссия. Получается такой тягуче-прозрачный дрим-поп, музыка нежного гитарного звона и заспанных мелодий. Вместе с шумом кассетной записи тут складывается такое меланхолично-пронизывающее переживание, в котором, впрочем, стоит отметить, сильнее запоминается именно само общее ощущение, нежели какие-то отдельные песни.


барнаул

«Нас, готов, осталось мало», — сообщает вокалист барнаульской группы Died Horvat и дальше предлагает «вместе гулять по кладбищам и читать надгробные надписи». Исполняются эти прекрасные слова под аккомпанемент сумрачного и шершавого гаражного рока такого неспешно-подвального толка, выполненного в духе проектов питерского музыканта Арсения Морозова (Sonic Death, «Арсений креститель»). Ивану Чувыкину, заправляющему делами в Died Horvat, при этом свойственна не столько морозовская едкая ирония (хотя временами что-то такое проглядывает: «Однотипные аккорды, я, наверное, не модный», — размышляет он в одной из песен), сколько такая звонкая искренность молодого человека, ищущего понимания и единомышленников. Местами, даже несмотря на заявленную готичность, в музыке появляется какая-то бодрость и рок-н-ролльный драйв.


тюмень

«Где я? Я в каком-то лесу, здесь какие-то звери», — так тюменский коллектив «Библия» как бы демонстрирует нам, что он в курсе, о чем положено петь в том жанре пост-панка с готическим флером, который они избрали. Такими же тропами по всевозможным готическим закоулкам шляется огромное множество команд (вот хотя бы группа Died Horvat из этого же обзора) — и в пользу «Библии», помимо смелости в выборе названия, говорит их ловкость в работе с музыкальным материалом. Элементы, из которых они собирают свой саунд, те же, что и у всех — петляющая гитара, динамичный бас, лаконичная драм-машинка; но в то же время есть некоторое перевыполнение плана в области того, насколько выразительно эти элементы используются. Скажем, открывающая «Тайна» накатывает на волне очень здорово простроенного нервного бита, в котором затейливо и интересно сталкиваются разные звучки, придающие песне легкий индустриальный оттенок, а в разреженном номере «Лес» гитара, бас и перкуссия ведут затейливый таинственный танец, имеющий отчетливо восточный привкус. Интересно и то, что песни на этом коротеньком альбомчике будто специально строятся вокруг разных элементов — если в «Тайне» солирует бит, а в «Лесе» звуковое плетение гитары и баса, то «Небеса» держатся на атмосферных клавишных. Весь этот диапазон «Библия» умудряется продемонстрировать за какие-то 11 минут.


новосибирск

Всегда любопытно, когда в рамках одного обзора выстраиваются вдруг какие-то общие линии, возникают магистральные темы. Неожиданно немало коллективов этого выпуска исследуют формат такого мелодичного поп-рока, как будто бы специально придуманного для массовых радиостанций (если бы они еще были живы). Дебют новосибирского коллектива «Радиомосты» копает в ту же сторону — здесь периодически можно вспомнить то о «Мумий тролле», то о «Зверях» и «Братьях Грим», хотя стоит отметить, что «Радиомосты» будут все же легковесней сразу всех упомянутых коллективов. Тут, пожалуй, будет уместна та же критика, что и в случае с группой Plastic Art — все звучит вполне живо и приятно (хотя и не без случаев того же свинства по отношению к девушкам, как у группы Me2u, столь же неосторожно подаваемыми под видом романтических мытарств лирического героя), но как-то не торопится выходить за пределы набора приемов, давно освоенных многочисленными предшественниками.