Спонтанная реализация великого блаженства: Фоторепортаж из Агинского дацана

Воспоминания о поездке к ламам


Анна Соболь — психолог из Красноярска, а ранее журналистка, сотрудничавшая в том числе и с «Мастерами Сибири». Почти 10 лет назад она побывала в путешествии в Тофаларии и поделилась фотографиями из него. А восемь лет назад Анна ездила в Агинский дацан, где смогла запечатлеть молодых лам в их жилищах, послушать, как проходят философские дебаты и весенние экзамены в Агинской буддийской академии. Специально для Makers of Siberia Анна вернулась к своим воспоминаниям из поездки, записям и фотографиям, чтобы показать красоту и уникальность этого места Сибири и людей, которых они увидели в пути.
В проекте «Сибирь и точка» мы с друзьями много исследовали Забайкальский край. Он манил своей отдаленностью от наиболее популярных туристических мест — Байкала и Горного Алтая — а также неизвестностью и уникальностью природного ландшафта и культур. Так мы сперва оказались в Даурском заповеднике на границе России, Китая и Казахстана, а потом в Чарских песках и Кодаре.
Когда я ехала в поезде в Тофаларию, я познакомилась с Дабой Дабаевым, фотографом и путешественником, позже ставшим моим другом. В то время он также был ламой в Агинском дацане в поселке Агинское. Эта встреча определила еще одно удивительное путешествие по Забайкальскому краю в 2016 году. В него я отправилась вместе с фотографом Антоном Петровым, а Даба и его друг Булат были нашими проводниками.
Поселок Агинское расположен на Юге-Востоке от Читы. Он получил свое название от реки Ага, возле которой появился в 1811 году. Большая часть населения в этих краях — буряты, а основная религия здесь — буддизм.
В этом же 1811 году в местности Булактуй, напротив горы Улиртуй и реки Аги, появился Агинский дацан — один из самых первых дацанов на территории РФ, который относиться к Буддийской традиционной сангхе России. Сейчас этот буддистский монастырский комплекс является наиболее крупной буддистской общиной в Забайкальском крае, а сам дацан — объектом культурного наследия федерального значения.
У Агинского дацана своя интересная история, в том числе архитектурная. Когда мы приехали туда в 2016 году, то гуляли по большому монастырскому комплексу со множеством самых разных построек — больших и маленьких дуганов (храмов), жилых домов, столовой, библиотекой и учебным корпусом. При этом первоначально дацан представлял собой войлочный дуган. Позже для строительства нового здания пригласили русских каменщиков и плотников, так как в это время уже появилась практика строительства каменных дацанов. Цогчен-дуган (так называется главный соборный храм буддистов) был первым каменным дуганом среди существовавших дацанов в Агинской степи. А его архитектура отразила основные этапы становления и развития культового зодчества у бурят в XVIII-XIX веках.
В 1816 году после окончания строительства агинские буряты пригласили на «рамнай» — освящение дугана — Ринчин ламу, шэрээтэ (настоятеля) Дырестуйского дацана «Лхундуб Дэченлинг». Ринчин Лама поменял местами слова в названии своего дацана, и новый дацан стали называть «Дэчен Лхундублинг», что с тибетского переводится как «обитель спонтанной реализации великого блаженства».
Агинский дацан включает не только действующий монастырь, но и религиозную духовную образовательную организацию — Агинскую буддийскую академию. Издревле и до середины XIX века местные ламы обучались в монастыре Лавран в Тибете, где, согласно истории дацана, получали «систематическое философское и тантрийское образование: получить его в бурятских дацанах не было возможности, и за знаниями ламы отправлялись в соседние Тибет и Монголию». Сейчас в Академии три факультета: буддийская философия, буддийская живопись и буддийская медицина. Историческая и географическая близость регионов повлияли на то, как формировались учебные дисциплины, поэтому Агинский дацан и сегодня следует традициям монастыря Лавран.
Во время нашего путешествия нам удалось увидеть, как проходят философские дебаты лам и весенние экзамены. Ламы были приветливы и открыты, с некоторыми из них нам удалось поговорить об их пути и сделать портреты в их жилых домах (сейчас мы, к сожалению, не знаем, все ли герои фотографий остались послушниками в монастыре). Мы также были на нескольких больших хуралах — молебнах. Это было очень интересно с точки зрения формы, музыкального сопровождения, языка (тексты во время хурала читаются на тибетском) и состояния во время всего действия.
Мы были в Агинском дацане недолго, но это место подарило нам друзей, добрые встречи и оставило теплый след внутри. Тихие учебные кабинеты и травы в стеклянных колбах. Шорох обуви монахов во время хурала и громкий звук гонга. Звон маленьких колокольчиков на ветру и вкусные буузы, спокойствие и таинство дуганов и самые разные люди, приходящие в это место — каждый за чем-то своим.