«Резко-континентальные шумы»: 6 видео-интервью с сибирскими экспериментальными музыкантами

Про опыт создания экспериментальной музыки в провинции


Выпуски:

I. Александр Маркварт, Кемерово/Санкт-Петербург/Берлин
II. Владимир Ясинский, Красноярск
III. Вадим Дикке, Томск
IV. Евгений Гаврилов, Новосибирск
V. Дмитрий Абдусалямов, Иркутск
VI. Дмитрий Лапутин, Омск

Международный Канский фестиваль не привык ходить проторенными тропами. Вот и в этом году, когда обстоятельства заставили, как и многих других, перебраться онлайн, фестивальная команда решила отнестись к этому как к интересному творческому вызову и объявила шестидневный круглосуточный марафон вещания в прямом эфире. Программу подобного размаха надо было чем-то наполнять — на помощь пришли знакомые художники, режиссеры, критики, лекторы и журналисты, создавшие для онлайн-вещания фестиваля свои циклы передач на самые разные темы. В их число вошел и редактор Makers of Siberia Сергей Мезенов, сделавший цикл интервью с сибирскими экспериментальными музыкантами. В этом материале мы публикуем эти интервью и знакомим с их героями.




I. Александр Маркварт


Музыкант из Кемерова Александр Маркварт — самый частый гость наших страниц; у нас выходило уже как минимум два интервью, героем которых он становился. Импровизатор, исследователь и экспериментатор, Маркварт долгое время был одним из тех музыкантов, кто не боялся брать на себя обязанности продюсера и организатора — его стараниями в Кемерове и не только состоялось огромное количество интереснейших мероприятий, а фестиваль «Тезисы» и кемеровский театр-студия «Встреча» на несколько лет стали важнейшими сибирскими проектами в области экспериментальной музыки. Сейчас Александр продолжает продвигать экспериментальную музыку, работая в этой области в Санкт-Петербурге и Берлине, но его сибирский опыт был поистине бесценен, так что обойти вниманием такую фигуру сибирской экспериментальной сцены, пусть она уже и покинула ряды сибиряков, никак было нельзя.




II. Владимир Ясинский
Сольный музыкант


Музыкант-импровизатор, коллекционер этнических инструментов и духовный наследник идей индийской музыкальной школы, в которой любой должен был уметь импровизировать, Владимир Ясинский работает в несколько непривычном для нас жанре. У него нет ни своего постоянного проекта или коллектива, ни записей — его музыка живет исключительно в формате живой импровизации. Начинал Владимир еще в 90-е в составе отличной красноярской группы «Второе внимание», соединявшей акустические блюзы с экспериментами с этническими мотивами и свободной психоделической импровизацией, но с годами перешел к формату сольного выступления. В Красноярске Владимира можно регулярно встретить на улице — он дает импровизационные концерты на волынке или дизайнерской гитаре на набережной или в городских парках. По образованию, кстати, Ясинский — актер; он много лет проработал в красноярском Театре кукол, где ставил собственные спектакли. Встретить его на набережной можно не только с музыкальным инструментом, но и с небольшим кукольным представлением.




III. Вадим Дикке


Бас-гитарист Вадим Дикке начинал в составе экспериментально-индустриальной формации «Секта Феникса», которая в начале нулевых умудрилась даже заработать в родном Томске что-то вроде скандальной репутации — не столько благодаря своему радикальному творчеству, правда, сколько из-за не совсем верно истолкованного слова «секта» в названии. Сейчас Вадим играет в составе коллектива Strangelet Ensemble, взявшего за основу творчества метод контролируемой импровизации — спонтанной игры под руководством дирижера, роль которого берет на себя как раз Вадим.




IV. Евгений Гаврилов


Евгений — один из основателей прекрасного новосибирского лейбла Echotourist, который они запустили вместе с братом Михаилом. Они также вместе играли в группе FPRF, а сейчас развивают сольные проекты — Евгений работает над электронным проектом Dyad and the Sleepers’ Club, в рамках которого он также выполняет обязанности дизайнера и режиссера клипов. Его долгоиграющий проект 20:20, в рамках которого он уже полтора года раз в месяц выкладывает по клипу, снятому за последний месяц на трек, так же написанный за последний месяц — одна из самых интересных действующих авантюр сибирской музыкальной сцены.




V. Дмитрий Абдусалямов


Самый молодой участник проекта, Дмитрий играет в различных группах со старших классов и сейчас работает в сольном режиме в собственном проекте «Дневная доза дискомфорта». Он также помогает развивать локальную сцену в качестве востребованного технического специалиста — за помощь в записи его благодаря участники таких команд, как Humelly или Supersonic.




Дмитрий Лапутин


Специалист по шумовой импровизационной музыке свободного масштаба, Дмитрий практикует проектный подход. Фокус его внимания — не группа с постоянным составом и не сольный проект с постоянным звучанием, а лейбл, на котором каждая выходящая запись становится самостоятельной историей, требующей собственного отдельного взгляда. От релиза к релизу поменяться может все — состав исполнителей, название, инструменты, на которых играют; неизменным остается лишь исследовательский дух и готовность мыслить крупными формами.