«Тогда, в 2013 году, вышивали все»

Иллюстратор о том, как превратить увлечение детства в профессию

Вышивка из занятия скучного и старомодного превратилась в актуальное искусство и популярное ремесло совсем недавно. В конце 2000-х годов к ней обратились художницы Хелла Джонгериус и Нава Лубельски. Затем — феминистки. Достаточно вспомнить нашумевший проект Элизы Бэннетт, прострочившей кожу на собственной ладони, чтобы сымитировать мозоли от уборки и прочих традиционно женских занятий. Наконец вышивка просочилась в масс-маркет, окончательно перестав восприниматься как пережиток прошлого. Одновременно в разных странах начали появляться локальные Instagram*-«звезды» вышивки. Среди них — новосибирский иллюстратор Лера Петунина.

Вышивкой я увлеклась в детстве — наверное, как и все девочки. Правда, в более-менее сознательном возрасте это хобби забросила. Закончив академию, работала иллюстратором, но быстро поняла, что эта профессия не очень мне подходит. Я не могла понять, чем хочу заниматься. Интересных вакансий не находилось, опыта работы, удерживающего в какой-то сфере, не было — и так получилось, что я снова стала вышивать. Тогда, в 2013 году, вышивали все — думаю, в какой-то мере это повлияло на то, что я занялась этим ремеслом. Первые работы были страшные, но они вызвали интерес не только у друзей — это воодушевило. И вот идет уже третий год, как я занимаюсь только вышивкой.

Я работаю с малой формой — масштабные работы удаются хуже. Так было и когда я рисовала: единичные иллюстрации получались хорошо, в отличие от больших серий. Может склад характера такой. У вышивки, однако, своя специфика — это долгий кропотливый труд.

Когда занимаешься коммерческой вышивкой, очень важно не пытаться вложить в конкретную вещь слишком много усилий и времени, иначе ее будет нелегко оценить и продать — удерживать этот баланс нужно учиться отдельно.

Преимущественно я делаю броши, причем одного и того же типа — из фетра, с одинаковым креплением. Вышивка на одежде более трудоемкий процесс: нужно учитывать разные свойства основы и представлять, как ткань будет сочетаться с вышитым элементом, чтобы он не выглядел инородным. К тому же вышивку на одежде нельзя переместить или убрать, как брошь. Иногда делаю миниатюрные копии картин известных художников — изучать мастеров полезно.

Сейчас я работаю быстро — почти любую сложную работу могу выполнить за день. Конечно, это результат тренировок. Когда занимаешься коммерческой вышивкой, очень важно не пытаться вложить в конкретную вещь слишком много усилий и времени, иначе ее будет нелегко оценить и продать — удерживать этот баланс нужно учиться отдельно.

Периодически мне пишут с вопросом, как начать продавать большие панно, вышитые крестиком. Приходится отвечать, что никак: их можно разве что на стенку повесить.

Преимущественно вышивку заказывают из Москвы, Петербурга, Хабаровска, реже — из Новосибирска. О заказе из моего города я обычно узнаю в тот момент, когда начинаю переписывать почтовый адрес — тогда предлагаю просто встретиться. Думаю, это можно объяснить довольно высокой ценой: она более чем приемлема для столицы, но для Новосибирска это довольно дорого. Были заказы из Европы и Америки, даже из Австралии писали пару раз.

В основном люди узнают о моих работах через аккаунт в Instagram. Сейчас там порядка 30 тысяч подписчиков — именно эти люди составляют ядро аудитории. Другие каналы менее эффективны. Возможно, из-за того, что я меньше ими занимаюсь. Аккаунт в Instagram, впрочем, не продвигаю и никак не рекламирую. Вести его не сложно, но поначалу мне с ним много помогали друзья — одна я бы не справилась.

В Instagram люди спрашивают о наличии товара, делятся радостью от покупки. Впрочем, бывают и нетривиальные случаи: например, периодически мне пишут с вопросом, как начать продавать большие панно, вышитые крестиком. Приходится отвечать, что никак: их можно разве что на стенку повесить. Мастер-классы провожу редко, на вопросы о технической стороне и профессиональных секретах почти не отвечаю. Знаю, многие мои коллеги охотно расписывают подробно весь процесс — мне этого делать не хочется.

Сама я вышиваю гладью, и все профессиональные знания почерпнула разве что из книг, которые прочла в детстве. Конечно, поначалу было трудно долго сидеть неподвижно и корпеть над маленькой вышивкой, но потом втянулась. Сейчас, бывает, вышиваю даже в поездках, пока сижу в хостеле. Руки тянутся. Так-то в моем ремесле работать можно повсюду. Материалы, телефон, интернет — это все, что необходимо.

На кого еще подписаться: