Коля Немамонт: «Поспать летом на лавочке после рисования — очень круто»


Летом 2023 года на улицах Омска появилось множество ярких уличных работ, которые привлекли внимание общественности и вызвали живейшее обсуждение. Все они были сделаны в рамках фестиваля стрит-арта «ПРОСТФест». Одним из его организаторов был художник Коля Немамонт. Когда-то он съездил на самоорганизованный фестиваль стрит-арта «Карт-бланш», стартовавший в Екатеринбурге, и с тех пор мечтал воссоздать ту же свободную, анархическую энергию, к которой удалось тогда прикоснуться. Слава Пацев поговорил с художником о разных степенях свободы — от идеологических ограничений, привычных моделей организации и, самое удивительное, необходимости зарабатывать деньги.
«МНЕ НРАВИТСЯ МОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОСТАЧКА»


Расскажи, где ты сейчас находишься?
Я в Выксе, городе в Нижегородской области. Здесь арт-резиденция, организованная благотворительным фондом металлургического завода.
Как ты туда попал?
Здесь проходил опен-кол, и моя подруга Саша Мельникова, художница из Тюмени, отправила за меня портфолио, которое она создала (у меня его даже не было до этого). После мне прислали приглашение на почту, которое я попросту не заметил. И через пару месяцев меня пригласили уже вне основной программы резиденции.
Скоро подойдет к концу мое двухмесячное пребывание здесь. Мне нужно было исследовать город, жителей и окружающую среду, делать свои художественные штуки и в финале представить выставку. Собственно, она прошла 20 января.
Слушай, у меня всегда был вопрос к такому подходу. Условно говоря, организатор набирает художников исходя из своих предпочтений, чтобы те исследовали какую-то среду, а затем сделали выставку об этом. Насколько вообще это художественно ценный подход
В целом меня никак не ограничивали. Здесь случилось мое первое в жизни взаимодействие с куратором — со мной работала Кристина Горланова из Екатеринбурга. Мы постоянно были на связи; она приезжает сюда, в резиденцию, каждый месяц, дает разные умные советы участникам. На самом деле я просто делал так, как считал правильным, а она не влезала в творческий процесс.
Если честно, чувствую себя здесь очень тупым! Приезжают резиденты из центральной России, говорят мне про какие-то отсылки, а я просто головой киваю: «Ну, да, прикольно!» Частично я с тобой согласен про подобный метод творчества.
У тебя случился коннект с заданными обстоятельствами?
Думаю, да. Прикольно, что дают жилье, мастерскую и «бабки», и ты постоянно в процессе.
Какие дальнейшие взаимодействия после выставки?
Она будет работать месяц, а какую-то из моих работ могут выкупить в фонд — я очень на это надеюсь!
Ты сказал, что чувствуешь себя тупым. Тебя как-то задевает собственный недостаток образования?
Да не особо на самом деле. Образовываться я уже точно никуда не пойду. Мне в целом нравится мое положение простачка. В моменты, когда я знакомлюсь с чем-то новым, это дает эффект сильного удивления.
Тут вчера общался с ребятами из Москвы, которые организовывают в Выксе школу современного искусства для подростков. Разговаривал с ними о процессах, которые там происходят, и сравнивал со всем движем, который есть в Омске, — это небо и земля. Есть чел, который взаимодействует в качестве куратора с 22 галереями столицы. Я иногда думаю: «Вот вы, москвичи, ох**ли, конечно!» (смеется). В столицах много искусства, но часто это какие-то рафинированные, опциональные вещи.
Ты больше про андер.
Да, летом поспать на лавочке после рисования — это очень круто!
«НА ЧТО Я ТРАЧУ СВОЮ ЖИЗНЬ?»


Вспомни, как ты начал заниматься творчеством?
У меня была прикольная учительница по ИЗО и МХК — она заинтересовала искусством в целом. В старших классах я начал делать трафареты, наверное, как и многие после фильмов про Бэнкси и Пашу 183. Сначала что-то делал один, а потом знакомился с омской творческой тусовкой; тогда я и стал узнавать, что такое современное искусство в целом.
С кем именно ты тогда познакомился?
Одним из первых был Юра Забс (стрит-арт-художник из Омска, проживающий в Санкт-Петербурге, — прим. авт.) — он позвал меня участвовать в каком-то маркете. Это было в 2017-м.
Помню, ты работал в полиграфии, я еще печатал у тебя свой диплом. Наверное, у тебя графическое образование?
Нет, я учился в аграрном, на инженера водохозяйственного снабжения. Пошел, как и большинство, по фану, куда баллов по ЕГЭ хватило. Ведь у нас же всем нужно высшее образование! Я вообще не жалею нисколько, что получил техническое. После универа пробовал пойти на наш нефтезавод — меня не взяли, а устроили чела, которому я писал курсовые за деньги. Я на них очень обиделся! Больше никакого завода в моей жизни (смеется).
А полиграфия — это мы с другом «ипэшечку» открыли. Я там пять лет проработал и параллельно рисовал, пользовался оборудованием, делал что-то для себя. Потом мне надоело сидеть в цоколе и делать ксерокопии. Достала эта рутина, и хотелось больше времени уделять творчеству.
Ты искал какую-то работу?
Да не, мне как-то пофиг было. Даже другу сказал, что он может мне никаких денег не выплачивать; я просто устал от этой работы с заказчиками, мне это сильно не нравилось. Я же еще тогда, в 2021-м, съездил в Екатеринбург на фестиваль «Карт-бланш» (нелегальный самоорганизованный уличными художниками фестиваль стрит-арта, — прим. авт.), очень загорелся и подумал: «На что я трачу свою жизнь?»
С тех пор ты постоянно нигде не работаешь?
Ну, иногда подрабатываю где-то, но постоянно нет. Делал интерьерные лестницы — вот там я на полгода почти задержался. Периодически друзья и знакомые предлагают какие-то проекты.
Летом я покупал у тебя одну работу, и мы тогда говорили о деньгах. Ты рассказывал, что у тебя бывают периоды, когда денег нет вообще.
У меня и сейчас такой период.
Мелькают мысли о том, что стоило бы найти хоть какую-то работу?
Мысли мелькают, но пока только мысли. Боюсь этого: мне кажется, если я начну работать, опять стану х**ней заниматься, а не творчеством.


После универа пробовал пойти на наш нефтезавод — меня не взяли, а устроили чела, которому я писал курсовые за деньги. Я на них очень обиделся! Больше никакого завода в моей жизни.


Как тебе дается такая аскетичная жизнь?
Прикольно. Меня часто выручает, что у меня много друзей. В крайние моменты я могу у них попросить и отдать спустя какое-то время, когда у меня появятся деньги. Стараюсь продавать свои работы, иногда просто что-то донатят. Порой случаются какие-то крупные заказы. В прошлом году ездил в Тюмень: мы там раскрашивали рынок, месяц почти каждый день рисовали. Прокачал скил работы с аэрозольным баллончиком и заработал 100 тысяч рублей.
Со стороны кажется, будто ты очень избирателен в выборе каких-то сторонних проектов, которые принесут доход.
Иногда все же приходится делать то, что не очень нравится. Но я всегда стараюсь, чтобы это был какой-то интересный творческий процесс для меня. Не возьмусь рисовать какое-то оформление по картинке из Pinterest. Хочу, чтобы это было свое.
Вот в «Хуке» (бар в Омске, где часто проходят локальные концерты, — прим. авт.) мы с Колей Озеро разрисовывали стену, которая находится за артистами, когда там проводят гиги. Мне не хотелось добавлять теги, но они настояли. Сейчас жалею, что не продавил против этого.
Ты как-то фиксируешься на успешных продажах других художников? Например, когда видишь, как у Владимира Абиха покупают работу за шесть тысяч евро, что чувствуешь?
Хочу, чтобы у меня было так же (смеется).
Желание коммерческого успеха может мешать тебе?
Нет, главное — это выразить себя. К тому же у меня плохо с презентацией своего творчества и документацией в целом. Например, у того же Абиха хорошо отснятые работы. Я просто снимаю на свой шестой айфон, обрабатываю, выставляю и забываю.
Ты как-то иначе раскрылся после того, как ушел из полиграфии?
Да, это точно. Конечно, нет такого, что я круглосуточно занимаюсь творчеством: могу и весь день пролежать, глядя в потолок. Но силы копятся: все мышление в эту сторону работает. А с работой как: ты приходишь уставший домой и потом что-то еще должен делать.
На «Карт-бланше» я вкусил какого-то концентрата — когда вернулся в Омск, полгода сильно грустил от отсутствия здесь такой движухи. И потом стал тусить с граффитчиками — замечательные ребята! Они очень заряжены, им пофиг на погоду и время: если хотят рисовать, то просто идут и делают это. Это были SLAVA, Благо, Асим Залесов и Федя — он гениальный человек, такой своеобразный и рисует нетипичные для Омска вещи.
Что ты в этом плане подразумеваешь под типичным?
Ну, обычные куски и теги. Хотя я вообще ничего против граффити не имею, просто мне нравится другое.
«УВАЖАЙТЕ СВОЙ ТРУД! ДЕЛАЙТЕ ВХОД ПО 500!»


У меня есть ощущение, что ты был одним из первых, кто сделал самоорганизованную выставку в Омске платной. Это очень хорошая практика, я считаю.
Мы общались с ребятами из центральной России, и, когда говорил им про это, в ответ я слышал: «Какой донат? Какие 200 рублей? Делайте вход хотя бы по 500! Уважайте свой труд!» Не знаю, насколько у нас это будет работать.
Нередко у тебя мелькают остросоциальные работы. Были какие-то проблемы с законом?
В 2020-м меня поймали на митинге с работой. Это был знак с указателем второстепенной дороги, который я переделал под дубинку с ручкой и назвал «Поворот не туда». Был суд, мне назначили штраф 10 тысяч рублей за неповиновение сотрудникам и нарушение ковидного режима.
Когда ты делал персональную выставку в Омске в конце 2023-го, не было опасений, что могут быть проблемы?
Вообще нет. Я не особо афишировал эту выставку и старался сделать так, чтобы пришли только знакомые люди.
За последние пару лет у тебя усилилась самоцензура?
В первое время было очень страшно. Когда выходил на улицу и что-то рисовал на стенах, меня не покидала тревога. А потом смотрю, что все как-то спокойно, и стало легче. Я не цензурирую себя — просто как-то завуалированее и метафоричнее стал выражаться.
Подсвети каких-то интересных тебе художников.
Мне нравится, когда делают всякие странные и непонятные штуки. Если брать из уличных — Федя и Асим. Из галерейных/музейных — группа «Никаких оправданий», я вообще офигеваю от их искусства. Мне совершенно непонятно, что они делают, — здесь просто срабатывает что-то на уровне чувств.
На самом деле много прикольных художников у нас: например, Алена Немудрена плетет интересные гобелены, классно рисует Фрогушка, Фроля делает прикольные штуки и перформансы, Коля Озеро начал делать маски, они здорово выглядят.
Если брать художников из других регионов, то это Вова Абих, Витя Забуга. Именно картинки Забуги не вызывают ничего особого, но всякие уличные штуки (например, его взаимодействия с Железкером) — это прикольно. Мне очень нравится Олег Кузнецов — это один из моих любимых художников. Есть одна история про него, которая очень нравится.
Расскажи.
Он согласился участвовать на первом фестивале «Карт-бланш» по приглашению одного из создателей — Славы ПТРК. Олег попросил организаторов только о шести баллончиках черной краски и взял на себя все расходы по билетам и проживанию. Спустя какое-то время после его приезда в чат участников начинают писать, что кто-то испортил арты. Это была его работа: он выразил свой протест и несогласие с манифестом фестиваля. Его потом кошмарили, ему угрожали, вскрылись какие-то видосы. Сейчас он, кстати, преподает в Британской высшей школе дизайна.


Когда выходил на улицу и что-то рисовал на стенах, меня не покидала тревога. А потом смотрю, что все как-то спокойно, и стало легче.


«Я ОФИГЕЛ С ЛЕВОГО БЕРЕГА: ТАМ МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ МОЛОДЫХ ЧУВАКОВ»


На следующий год после первого участия в «Карт-бланше» ты был одним из организаторов отделения фестиваля в Омске.
Асим тогда предлагал делать свой фестиваль, а ребята из Екатеринбурга решили организовывать «Карт-бланш» в разных городах — я откликнулся. Для нас это послужило небольшой репетицией нашего фестиваля.
Как тебе было побывать в роли организатора?
У нас неплохо получилось, но организовывать что-либо я вообще не люблю: очень много сил уходит на коммуникацию.
В 2023-м прошел ваш первый фестиваль «ПростФест». Когда вы организовывали в Омске «Карт-бланш», финансирование шло от родоначальников из Екатеринбурга — здесь же пришлось искать деньги самим. Расскажи, как у вас проходили эти организационные процессы?
После «Карт-бланша» у нас была договоренность с предпринимателем Максимом Борцовым на 100 тысяч рублей, но в год проведения «ПростФеста» у него что-то не получалось, и он выделил сумму меньше в два раза. Я и Асим стали писать всем знакомым — некоторые отзывались. Женя Бойченко сам донатил и помогал в поиске денег.
В этом году хотим повторить, но хочется сделать все презентабельнее, так что нужно собрать больше средств. Хочется привезти художников из других городов, а это дополнительные траты. Получилось так, что омские художники были не очень вовлечены в процесс.
Это было понятно еще на этапе подготовки или вскрылось в процессе?
В процессе. Изначально люди начали вписываться, я обрисовал ситуацию с материалами, что краски хватит всем, и если будут нужны другие материалы, то будем докупать. Краска лежала у меня дома, и я старался ее подвозить, но получалось далеко не всегда. Некоторые отваливались только потому, что им было лень приехать за баллончиками. Но в целом фестиваль прошел хорошо — Озеро очень помогал, Федя тоже, SLAVA очень заряжен был. Когда приехали ребята из Красноярска, я понял, что такое заряженные ребята!
Давай подробнее.
Гриша Шаров и Саня Закиров захотели поучаствовать, и мы смогли оплатить им только билеты. Ребята сказали, чтобы мы не парились, и по приезде сразу начали искать свободные билборды. Они взяли в аренду туру и вообще всем занимались сами. Я им только помогал на месте разгружать — и все.
Работу «Туда/Суда» на опорах Ленинградского моста, которая потом разлетелась в СМИ и пабликах, они тоже делали своими силами. Нашли на Avito лодку в аренду и ночью рисовали. По итогу они сами потратили гораздо больше, чем мы им заплатили за билеты, но зато очень круто похайпили.
Что будете менять в следующем фесте?
Понимаю, что денег нужно гораздо больше. Мне приходилось экономить и развозить краску на велосипеде, а еще к кому-то постоянно обращаться за помощью по доставке. И нужна более сплоченная группа, чтобы разбить задачи и заниматься отдельным делом.
Как появилось арт-пространство «ТеплоУзел»?
Мы с Пашей (один из основателей пространства, — прим. авт.) собирались найти помещение, чтобы можно было снимать как коллективную мастерскую и поставить там шелкографический станок: он в этом шарит. Так можно было бы собраться нескольким художникам и минимально платить за аренду. По итогу я нашел помещение, но многим оно не понравилось из-за отдаленности, что это на Левом берегу, так что в процессе это стало выливаться во что-то иное.
Интересно, что это превратилось в тусовочное место с большим количеством самых разных мероприятий. Кстати, у вас дорогая аренда? Вы ее отбиваете?
С трудом и не всегда. Вместе с коммуналкой — примерно 25 тысяч.
Паша тоже не работает сейчас. Ты его переманил на эту сторону?
Можно и так сказать (смеется). Пока я в Выксе, он очень много делает в «ТеплоУзле»: и организовывает мероприятия, и выполняет какие-то заказы на печать. Сейчас, пока я здесь, могу его только словесно поддерживать.
У вас прошло уже несколько выставок, были концерты и поэтические чтения, даже снимали кино. Вы все организовываете исключительно сами или сдаете площадку сторонним людям?
Организовываем сами и предоставляем площадку для других с их добровольным донатом. Например, была выставка «Бесконечное вечное», где участвовало много хороших омских художников, курировали Даня Леви и Анжелика Горюнова. Когда на площадке снимали кино, это тоже было организовано режиссером, который выстраивал внутри декорации.
Я видел анонс о чемпионате по Mortal Kombat. Как это появилось?
Челы из творческой тусовки решили провести. Это совершенно далеко от искусства. Говорю Паше: «Проси деньги за аренду». Он мне: «Да я хочу таким образом расширить тусовку». Дело его, но мне хотелось бы больше упор на искусство делать.
У вас же очень интересное соседство. Были какие-то конфликты с посетителями «Хмелька» (кафе, которое ежегодно становится лидером по выезду полиции на объект, — прим. авт.)?
Насколько я знаю, нет. Мы стараемся, чтобы во время мероприятий у входа постоянно кто-то стоял и в «ТеплоУзел» не заходили пьяные.
Как думаешь, какая-то творческая и интересующаяся тусовка в Омске расширяется?
Сложно судить. Есть же и какой-то постоянный отток людей. Но вот я офигел с Левого берега: там какая-то своя тусовочка, с которой я не был знаком. Там много интересных молодых чуваков.
В целом здорово, что в Омске столько всего творческого появляется. Довольно часто мероприятия проходят в один день или даже параллельно, и будто бы везде есть люди.
Паша сказал, что к нам на прошедший поэтический вечер пришло около 90 человек и одновременно было много ивентов в других местах. Круто, если все так и продолжится!


Мы собирались снимать коллективную мастерскую и поставить там шелкографический станок. По итогу я нашел помещение, но многим оно не понравилось из-за отдаленности, так что в процессе это стало выливаться во что-то иное.


Сейчас ты думаешь переезжать в Питер?
Собирался переехать еще в январе, но, скорее всего, это сдвинется до весны. У меня пока недостаточно «бабок» на это. Мне же еще придется выкупать все купе из-за большой собаки.
Жена уже перебралась. Она танцует и преподает, сейчас поступила на бюджет в Академию нового танца Ольги Цветковой — это и есть основная причина переезда. В Омске у нее с подругой была своя студия, и она получала там очень мало. Незадолго до отъезда супруга устраивалась на работу. Сомневалась по поводу переезда в Питер из-за денег, но, мне кажется, надо кайфовать и заниматься искусством, пока молодые, в чем я ее убедил.
Это отдаление не портит ваши отношения?
В целом мне нормально, но иногда бывают с ее стороны нападки: «Давай приезжай, ну сколько можно уже?!» Но мы понимаем, что это временно. Уже скопили какие-то деньги — будем снимать квартиру в следующем месяце.
Я тебе в какой-то степени завидую, что ты так легко относишься к этим денежным вопросам.
Просто стараюсь относиться к этому всему проще. Иногда бывает, что гнетет безденежье, но только тогда, когда подключаются какие-то внешние факторы: сам я к этому спокойно отношусь. Недавно мне звонит мама: «Пришло письмо из банка. Ты чего не говорил, что долги по кредитке не оплачиваешь? Я сейчас возьму кредит, чтобы закрыть твой, и буду работать в две смены». Говорю: «Мам, ну что ты начинаешь? Не лезь и даже не думай об этом: все сам закрою потихоньку».
Есть какие-то определенные планы на Питер?
Не, я уже давно планов не строю, просто хочется заниматься творчеством. Там много знакомых — Юра Забс меня зазывает к себе. Говорит: «Приезжай: у меня тут мастерская. Если что, будешь подрабатывать где-нибудь. Я в „Самокате“ за четыре часа 3,5 тысячи рублей заработал!» Вот, может быть, и в «Самокате» подработаю.