«Дизайн ради дизайна никому не нужен»

Архитектор Артем Бегишев о принципах оформления интерьера

В девяностых Артем Бегишев помогал отцу с производством моделей головных уборов из норки, затем были архитектурный вуз в Красноярске и двенадцать лет практики, полных проектов в стол. Тогда Артем решил попробовать себя в сфере предметного дизайна и начал делать мебель. С тех пор основанное им бюро Coolhaus регулярно номинируется на международные премии, а самого Артема журнал Tatlin Mono включил в список 48 лучших молодых архитекторов России.

С предметным дизайном я познакомился еще в детстве — отец разрабатывал и производил болванки для головных уборов из меха, а я ему помогал. Его шапки из норки тогда, в 1990-х, носили по всей стране. Поступил я тем не менее в архитектурный и на третьем курсе пошел работать по специальности. Меня вдохновляла мысль о том, что я могу быть частью больших проектов. Мне хотелось экспериментировать, искать новые решения, я верил в то, что смогу сделать этот мир лучше.

Архитектурное проектирование зачастую лишь инструмент урегулирования экономических и политических интересов.

Я не боялся принимать решения и отстаивать их. И утомляли не споры о том, как правильно, а как нет. Меня не устраивало то, что архитектурное проектирование зачастую лишь инструмент урегулирования экономических и политических интересов. В один момент, сидя на работе, я понял, что занимаю чье-то место. Я не был готов к следующему шагу, но и оставаться не мог. Один из моих друзей предложил организовать общее дело, связанное с производством предметов интерьера, и я согласился.

Фото предоставлено студией дизайна Coolhaus

В 2014 году мы основали фирму Coolhaus. Начали с того, что решили воспроизвести копию известной модели кресла-ракушки Shell из фанеры дизайнера Марко Соузы Сантоса. Нам было интересно самим «прочувствовать» дизайн — получилось не сразу, а попытки с третьей. Однако первый успех нас вдохновил.

Сейчас работаем как с заказами, так и с собственными задумками. Рабочий процесс начинается с кристаллизации идеи. Чаще всего человек понимает, что ему нужен какой-то особенный предмет, но он его не представляет в точности, а может опираться только на множество примеров, которые когда-то где-то видел. Мы начинаем с того, что описываем задачу. Заказы бывают разные: от изготовления одного предмета до оформления всего пространства. У нас есть свое небольшое производство, есть специалисты по деревообработке и металлообработке. Сейчас в команде работают три человека на разработке, четыре — на производстве. Мы плотно сотрудничаем с другими мастерскими. Бывает так, что не можем что-то произвести на своих мощностях — тогда отдаем изделия на аутсорсинг. Чаще всего работаем с массивом разных пород, металлом, стеклом, фанерой.

Люди, которые раньше покупали дешевый диван в съемную квартиру, второй раз за таким уже не придут.

Рынка предметного дизайна, на мой взгляд, сейчас нет не только в Сибири, но и в целом в России. Потребность в нем только начала формироваться, и происходит это из-за производственного упадка. У нас в стране огромное количество фабрик, которые делают одно и то же, чуть ли не по одному шаблону. Рынок перенасыщен дешевым ширпотребом, и все к этому привыкли. Однако люди, которые раньше покупали дешевый диван в съемную квартиру, второй раз за таким уже не придут. Скорее всего, пойдут в IКЕА, потому что мебель там стильная и удобная.

Сотни производств стоят и думают, что же делать — заказов нет. Кто-то уже осознал, что пришло время перестроиться, кто-то — нет. Причина неразвитости рынка не в том, что в России нет «насмотренности». Она есть благодаря тому же Pinterest. Дело в другом: оформление пространства должно быть таким, чтобы на него не обращали внимания. Это наука, которая способствует наиболее благополучному существованию как общества, так и отдельного индивида. Для того чтобы было удобно и комфортно, не нужно много предметов — клиенты начинают это понимать.

Я искренне считаю, что дизайн ради дизайна никому не нужен. Он необходим для того, чтобы сделать среду обитания более комфортной для жизни, поэтому в работе стараюсь следовать здравому смыслу, а уже потом уделяю внимание эстетике.