Антон Куприянов: «Вся идентичность пропала за сайдингами и пластиковыми окнами»

«Не знаешь, что рисовать? Рисуй все вокруг»


«Тарский рай» — так однажды назвали свою выставку молодые художники из города Тара Омской области. Название как-то прижилось и обросло своими собственными смыслами, хотя изначально использовалось не без иронии — появилось оно благодаря фотографии надписи «Тарский район», от которой стратегически отвалилась пара букв. Такое сложное равновесие между критическим и романтическим взглядом на окружающую сибирскую провинциальность, раем с ухмылкой и раем всерьез — фирменный почерк тарского художественного объединения «Сугроб», в состав которого входит и Антон Куприянов.
Дизайнер, фотограф и художник-декоратор в театре, Куприянов говорит о своем призвании и творчестве в приятно приземленной манере — в то же время за этой простотой много всего интересного проступает. С его работами так же — в самых будничных вещах, на которых падает взгляд художника, в панельках, машинах на улице и огнях за окном, прорезается что-то магическое. Николай Кондаков съездил к художнику в Тару, чтобы поговорить о том, как выстроить творчество под себя, и что надо рисовать, когда не знаешь, что рисовать. Ну, и о тарском рае, конечно.
ТЫ РИСУЕШЬ И НЕ РАЗГОВАРИВАЕШЬ


Расскажи о себе. Где ты учился? Как начал рисовать?
Меня зовут Антон, мне 32 года. Я закончил тарский филиал ОмГПУ по профилю «Дизайн и компьютерная графика». Еще в 2004 году, когда мне было 13 лет, и я учился в школе искусств, я понял, что мне нужно туда поступать. Окончил школу, поступил и отучился. Сходил в армию и после устроился работать в местный театр (Омский государственный северный драматический театр имени М.А. Ульянова в Таре — прим.ред). Мой друг Ванька Шатов — артист этого театра.
С первых дней работы я познакомился с Денисом Русаковым, который тогда работал там третий месяц. В какой-то момент увидел, что Денис рисует, и я понял, что могу так же — я же на это учился. Время от времени я все равно рисовал, но серьезно не осознавал это, не отдавал этому все время. До этого основными моими занятиями была музыка, компьютерный дизайн и работа художником-фотографом.
В театре еще работает Владимир Дмитриевич Сафронов — член Союза художников, художник-постановщик. Он давал советы наставнические: «Не знаешь, что рисовать? Рисуй все вокруг». Так постепенно вырисовывалось мое искусство, и со временем я нашел свое направление.
Как-то повлияла на творчество служба в армии? Это как минимум год. Вообще была какая-то возможность рисовать там или делать наброски?
Я просто год не рисовал. Да и вообще тогда не сильно часто рисовал — умел и все, но не рисовал, как сейчас.
А если говорить про твое образование — оно как-то повлияло на подход к творчеству?
Слушай, такое видение есть. Поработав дизайнером, художником и фотографом, я возненавидел свою работу. Сидишь за компьютером, болит спина, глаза, а если компьютер зависнет, то для клиента все равно виноват будешь ты.
Когда я пришел из армии, то понял, что дизайном заниматься не буду. Поэтому если говорить об искусстве, то я его построил максимально удобно для себя — ничего не прорисовываю, если говорить о структуре. У меня цветовые формы, меняю, как хочу. Сделал максимально кайфно для себя, получилось вот так. Из-за этого мой стиль такой. Я называю это «наивным реализмом». Наивный — потому что упрощенный, но кто-то спорит и говорит, что это Сибирский символизм или поп-арт.
Чем ты больше всего любишь рисовать?
Основные краски, которые я использую — акрил. Иногда масло, иногда акварель.
Разницы сильно нет, если бы я показал работу маслом. Тут зависит, каким лаком покроешь. Я рисую все темным, поэтому покрываю матовым лаком, чтобы не было отблесков. Если бы покрыл глянцевым, то все бы светилось, но были бы отблески в экспозиции от прожекторов, как подсказал опыт.
Мне нравится, как ты теги вписываешь — постоянно в антураж аккуратно. Это не мешает картине и помогает идентифицировать автора.
Ну, мне не нравилось постоянно в углу подписывать. Может и умышленно так делаю, но внимание этому не уделял. Сложно говорить о своем искусстве — это прям атас, потому что для меня это повседневность. Ты рисуешь и не разговариваешь в этот момент.
Это медитативный для тебя процесс?
Нет, просто делаю, что умею. Беру и рисую. Об этом же не задумываешься.



ДОМИКИ ГОРЯТ, А НА ИХ МЕСТЕ «МАГНИТЫ» СТРОЯТ




Вся идентичность пропала за сайдингами и пластиковыми окнами. Никто за это не впрягается.


Можешь рассказать о вашем творческом объединении и галерее «Сугроб»? Как все появилось?
Все началось осенью 2016 года. У нашего общего товарища, Ромы Николаева, простаивал домик, с которым он решил что-то делать — решили, что будет арт-пространство. Постепенно начали собираться, обсуждать, делать, планировать. Вообще, мы еще до «Сугроба» все общались, он будто всегда был. Для меня «Сугроб» — это Денис Русаков, его инициатива. Мы все просто были рядом.
Что для тебя значит «Сугроб», если не только Денис?
Если не только Денис, то это творческое объединение художников. Есть акцент на месте, где мы живем — это не столица, не областной центр, а старый сибирский город, где есть проблемы во многом, например, мало тротуаров, не говоря уже про дороги. Я когда приехал сюда в 2000 году, тут было много приколов: архитектура, бревенчатые домики, двухэтажные бараки еще в хорошем состоянии. Большинство из них — постройки XIX — начала XX века. Сейчас они горят, разрушаются, а на их месте «Магниты» строят. Вся идентичность пропала за сайдингами и пластиковыми окнами. Никто за это не впрягается. Это я о том, что место не идеальное. Единственное, что прикольное — это чистый воздух. Ну, и зимой тут классно.
Благодаря чему «Сугроб» становится популярней?
Благодаря интернету, соцсетям. У нас большое сообщество ВКонтакте, многие увидели наше творчество там. Во время пандемии у меня был рост подписчиков, я тогда рисовал акварели. Несколько лет до этого я занимался творчеством, это мало кому было интересно, но все изменилось. Скажем прямо — рисовал в стол, не бросал, продолжал искать новое и интересное (для себя).
С 2019 у нас прошла выставка в Челябинске, был фестиваль «Белый квадрат», потом с Денисом съездили на SAM Fair, ярмарку современного искусства в Санкт-Петербурге. И после этого, 2020 год — пандемия — и самая прекрасная пора для художника: сидел дома, вокруг холсты и краски, что еще делать?
Можешь сформулировать, что такое «Тарский рай»?
Понятие «рая» у меня в первую очередь ассоциируется с земным спокойным местом, где нет забот и проблем. Это может быть и период в жизни (отпуск), ее цель или состояние души — или все сразу. Я же считаю, что это место, куда мы все попадем, если проживем жизнь, не совершая плохих поступков.
Сколько смотрю, у вас в мастерской представлены работы разных художников, но они будто объединены одной темой — вы все рисуете тарские пейзажи?
Нет. Тут к месту ничего не привязано. Тут можно исследовать географию России, но в случае Дениса — и Европы. Я беру сюжеты оттуда, где я бываю. Есть пейзажи Москвы, например, станция Электрозаводская. Стараюсь зафиксировать момент, магию места и времени, где оказался.
МЫ ТУТ ЖИВЕМ, ПРИХОДИТСЯ ВДОХНОВЛЯТЬСЯ



В прошлом году 200 лет Омской области праздновали, а я отмечал 200 лет, как Тара превратилась в логистический тупик.


Насколько Тара влияет на ваши творчества? Вдохновляет ли она?
Косвенно. Мы тут живем, приходится вдохновляться. Я в основном черпаю сюжеты отсюда. Объединение в том числе и про место, но я считаю, что это не основное. Больше про неосязаемое и неописуемое.
Что тебе больше всего здесь нравится?
Наверное, воздух — это практически ни от кого не зависит, он все равно не идеальный: нужно помнить про котельную, которую щепой топят. Но после дождя очень прикольно.
А если говорить про места?
Все такое же, как и везде. Здесь много пятиэтажек, потому что местность болотистая, и что-то большее не так просто возвести. Я не сильно с этим знаком, но пятиэтажки обычно ставили там, где болото. Еще экономически выгодно, потому что вода без насоса поступает до 5 этажа, а выше уже нужно системы ставить. Удивлялся, когда в поселке едешь, а там двенадцатиэтажки стоят. Наверное, все от грунта зависит. Еще лифт в пятиэтажку не надо. Тара — то же самое, что Чкаловский в Омске, на обывательский взгляд.
Может быть, есть какое-то направление, в котором ты идешь в плане рисунков?
У меня основная тема — дорога. Я не могу. Дорога — что-то этакое для меня. Вроде скучно и грустно, она надоедает, но не знаю, как это описать. Если говорить конкретно о Таре — это логистический тупик, хотя это второй по населению город в области. В прошлом году 200 лет Омской области праздновали, а я отмечал 200 лет, как Тара превратилась в логистический тупик, когда построили железную дорогу через Омск. Тара же главнее была — был Тобольск, Тара и вокруг что-то, а в итоге дали Омску жить.
Ревность?
Юмор.
БЫВАЕТ РИСУЮ, ВСЕ НРАВИТСЯ, А НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ВСЕ НЕ ТО



Есть семья, есть жизнь, а есть искусство.




Ты чем-то занимаешься кроме рисунков?
Фотографирую, мне последнее время фотографии нравятся.
Как ты пришел к этому?
Мне всегда было интересно фотографировать, просто в какой-то момент нашел пленку и фотоаппарат. Пленка бывает разная, и мне интересны сочетания цветов, которые только она может дать. Я черпаю вдохновение оттуда. Есть ночная пленка, которая дает сочетания цветов, которым я удивляюсь. Сфоткаешь на телефон — не увидишь. Поэтому пленочная фотография привлекла меня своей цветовой гармонией.
Часто рисуешь по фотографиям?
Фотографии всегда для меня как памятка: что, где и в каком углу стоит — этого не запомнишь, а все цвета и гармонию создаю сам. Я могу рисовать работу пару дней, а могу несколько месяцев, буквально перерисовывая заново, пока не найду гармонию. Бывает рисую, все нравится, а на следующий день прихожу, и все не то. Беру заново начинаю. Может быть, со временем с таких работ начнут отпадать слои, лет через сто, картина начнет обратно меняться. И на картине небо может стать совсем другим.
Есть ли дальнейшие планы у всего объединения? Куда-то, может быть, все вместе идете?
Четких планов нет. Искусство это все равно сочетание светлых идей и умыслов. Куда-нибудь придем.
Расскажи про выставку, которая проходила в Стокгольме в январе 2023 года. Как удалось ее организовать, как она прошла?
Выставка задумывалась давно, мы общались с галереей Artsight еще во время локдауна. Представители галереи выбрали 14 работ для экспозиции. Большинство сюжетов было посвящено зиме.
Прошла выставка хорошо. Я в Швеции не был — в моем представлении, которое сложилось благодаря документальным и художественным фильмам, скандинавская зима такая же снежная и морозная, как и у нас. Только ландшафт более горный, а не равнины, как у нас.
Как часто твои выставки проходят?
Да не часто.
Как часто покупают твои работы?
Раз на раз не приходится. Бывает несколько раз за месяц купят, раз в месяц бывает, если вспомнить. Если между нами говорить, то много покупателей уехали после 24 февраля из России. Это я на себе ощутил. В другие страны переехали. Много кто из людей переехал, кто часто покупал.
Можешь описать своего покупателя?
Знаком с 2–3 людьми лично. Что-то единое вычленить из этого не осмелюсь.
Сколько сейчас стоят твои работы? От чего зависит цена?
От 30 тысяч.
Пробовал в NFT?
Как-то раз пробовал, но случился февраль 2022-го. У меня много таких фотографий — я могу один момент заснять кадров на 15 и делать из этого гифки. Например, еду за рулем и фотографирую. Пришла идея загрузить на OpenNFT, но после февраля я перестал об этом думать. Короче хотел сделать NFT, но совсем другие.
У тебя есть идеи сделать что-то кроме холстов?
Пока нет — делать кадры и рисовать.
Как ты считаешь, рисование — твоя работа или хобби, которые ты смог монетизировать?
И да, и нет. Работа — синоним рутины, а это что-то иное. От этого мало устаешь. Есть семья, есть жизнь, а есть искусство.
Ты как-то зарабатываешь еще, кроме картин?
Я работаю в театре, художником-декоратором. Зарплата довольно скромная, поэтому основным доходом является живопись.
СОХРАНИТЬ СЕБЯ СЕБЕ


Финальный блиц. Кто тебя или что вдохновляет?
Чего-то единого нет. Вдохновлять может все что угодно: времена года, люди.
Кто из людей?
Моя супруга Юля и сын Кирилл.
Какими качествами должен обладать творческий человек?
Творческие люди разные бывают, если говорить о таланте, пообщавшись с людьми со временем понял, что талант может появиться у любого человека и не зависит от твоих личностных качеств. Талант часто не состоит из чести или совести. Даже не знаю, что выделить. Люди разные и талант разный. Наверно все-таки быть честным... Опять-таки, говоря от себя: нужно быть честным и искренним для зрителей — не врать себе и тем более людям. Автор в творчестве должен быть искренним и что-то передать зрителям.
Какие у тебя принципы?
Главное оставаться человеком. Как говорит один мой друг — сохранить себя себе.
Что главное в жизни?
Сама жизнь.


Талант часто не состоит из чести или совести.