Скажи что-нибудь по-сибирски: Окунево

Место силы, пуп Земли и центр сибирской толерантности


Короткий ответ на вопрос о том, что такое Окунево, звучал бы так — «деревня в Муромцевском районе Омской области». Небольшую, самую обыкновенную на первый взгляд деревню в пару улиц, где по дорогам меланхолично прогуливаются животные, в Омской области часто называют местом силы, энергетическим центром и «пупом Земли»; сюда едут за чудесами, мистическим опытом, пара- и действительно научными изысканиями и просто отдыхом на природе.
Окунево состоит примерно из пяти улиц, переходящих друг в друга; из инфраструктуры — два магазина, клуб, фельдшерско-акушерский пункт и множество гостевых домов. В некоторых публикациях деревню называют и «центром сибирской толерантности» — здесь соседствуют избы христиан, мусульман, кришнаитов, бабаджистов и неоязычников. В этом выпуске рубрики «Скажи что-нибудь по-сибирски» разбираемся с «Окуневским феноменом» под акомпанемент из фотографий финалиста MoS Photo Prize Алексея Мальгавко.

Первые упоминания Окунево датируются 1770 годом. До этого времени деревню называли Резино; это название было зафиксировано на карте приблизительно в 1697 году в «Хорографической чертежной книге Сибири» Семена Ремезова. После переселения сюда крестьян из других районов Российской империи Резино расширилось, поглотив соседние поселения, а новое название, сохранившееся до настоящего времени, деревня получила по фамилии первого поселенца.

Однако эта территория была заселена задолго до формирования государства и тем более составления первых карт Сибири. С 1970-х археологи активно исследуют Окунево и ближайшие территории — наличие реки подразумевало наличие поселений. Здесь находили материалы различных эпох — от неолита до позднего средневековья; обнаружили грунтовые и курганные могильники, поселения и несколько жертвенных мест. Особое внимание привлек композитный погребальный комплекс на Тарском увале. Примечательно, что в этом районе не было обнаружено поселенческих комплексов; они расположены поодаль, «сопровождая» погребальный, но не нарушая его границ. Археологи рассматривают Татарский увал прежде всего как место, удобное для осуществления культовой деятельности — расположение на возвышенности с хорошей просматриваемостью на все стороны света. Обычно открытия археологов находятся в рамках научного дискурса и не привлекают внимания общества, если их мифологическая интерпретация активно не продвигается. Однако именно к археологическому наследию апеллируют представители религиозных течений, присутствующих в Окуневе.

Страницы из «Хорографической чертежной книги Сибири» Семена Ремезова


Архивное фото первой экспедиции в Окунево (rechkin.org)

Трансформация деревни Окунево в новый сакральный центр началась в 90-е, когда в Омск приехала латвийка Расма Розитис. По указанию своего учителя, индийского гуру Шри Бабаджи из Хайдакхана, она отправилась на поиски места, где находился древний храм бога Ханумана. Именно в этом храме должен был храниться кристалл, что спасет человечество от самых страшных напастей. При выборе места сыграла свою роль созвучность первых двух букв в названии региона с мантрой «Ом»; на само Окунево Расме, по легенде, указал вещий сон.

Расма прожила в Окуневe несколько лет, продвигая идею о том, что Окунево — центр древней цивилизации и энергетический центр Земли, а затем уехала. Но это событие повлияло на имидж деревни — сюда начали стягиваться последователи различных убеждений и верований. Кто-то приезжал, наполнялся особой сибирской энергией и уезжал, кто-то не наполнялся, а кто-то находил тут дом. Так постепенно в деревне появились общины: вайшнавы (кришнаиты), бабаджисты, православные и славянские неоязычники стали жить бок о бок с местными сибирскими жителями. Если последователи индуизма приезжают в поисках храма Ханумана, то староверы мечтают посетить Беловодье. С покосившимися деревенскими домиками соседствуют храм бога Шивы, центр кришнаитов, поляна Перуна и другие культовые места и объекты.

Большой вклад в популяризацию Окунево внес Михаил Речкин, написавший несколько книг: «Окуневский ковчег», «Сибирский ковчег», «Окуневский феномен» и четырехтомник «Сибирь спасет человечество!?», где рассказывается про уникальный энергетический феномен на севере Омской области. Кроме написания книг и изучения «Окуневского феномена» в поле, Речкин организовывал экспедиции археологов, биологов и биофизиков, отправлял пробы из местных озер на экспертизу, чтобы доказать их целебные свойства, занимался организацией фестиваля, развитием туристического бренда деревни и даже хлопотал о реставрации дороги из Омска до Окунева — например, предлагал засудить бренд «Пять озер», а полученную компенсацию отдать муниципалитету. В 2019 году Михаил Речкин ушел из жизни, но информацию о работах и организованных экспедициях можно найти на его личном сайте: от отчетов об экспедициях до связи Окунева с сюжетом «Конька-горбунка».




По мнению исследователей, пространство Окунева разделяется на несколько зон. Первая — территория самой деревни, прежде всего Центральная улица, которую также можно разделить на сегменты. В одном из них расположен ашрам последователей Бабаджи, кришнаитский храм и несколько домов с индуистской символикой, а другой участок занят постройками славянских общин — магазином сувениров «Ладное Подворье», кафе и жилыми домами. На воротах многих домов — реклама услуг: самые предприимчивые открыли гостевые дома и мини-отели, а также освоили профессию гидов-проводников, сопровождающих туристов к легендарным озерам неподалеку. Вторая зона — Яр, где располагается туристический лагерь на небольшом расстоянии от деревни; здесь чаще всего проходят фестивали и массовые празднества.

Третья — Тюп; это поляна у излучины Тары. В центре Тюпа растут по кругу ивы разнообразных форм, это место также называют Ведьминым кругом. Четвертая, главная сакральная зона (Омкар, Пуп Земли, Энергетический центр и так далее) — территория Тарского увала. Здесь возник целый комплекс сакральных объектов разных религиозных направлений. На поляне на высоком берегу реки Тары расположились коловрат, алтарь для подношений и православная часовня святого Михаила. Часовню построили в 1990-х после визита митрополита омского и тарского Феодосия — РПЦ была обеспокоена расцветом сектантства.


Неподалеку oт Окунева находятся озера — Линево, Щучье, Данилово и Урманное или Шайтан-озеро. Согласно местным легендам, есть еще и пятое — Потаенное озеро, которое открывается только избранным. Считается, что вода и грязи в озерах Данилово, Линево и Щучье обладают целебной силой. Местные жители говорят об этих озерах, что в них «живая» вода. По одному из поверий, Шайтан-озеро наполнено «мертвой» водой, по другой — именно на его дне находится древний индуистский храм с волшебным кристаллом внутри, который имеет неземное происхождение. Ученые подтверждают, что озера вполне могли появиться от упавших осколков метеорита. Эта гипотеза находит подтверждение в форме озер и их глубине. Кроме разнообразных легенд, поверий и мистического опыта, здесь фиксируют магнитные аномалии, сейсмические колебания и прочие отклонения от обыденного хода вещей.




С 2009 года в двадцатых числах июня в Окуневе проходит ежегодный этнофестиваль «Солнцестояние» — самое массовое мероприятие, на которое собираются сотни человек. В течение нескольких дней традиционно организовывают разнообразные народные забавы, проводят духовные и телесные практики и устраивают состязания на силу и ловкость. Также в программе — ремесленная ярмарка, шаманские камлания и дефиле одежды в народном стиле. Кульминация праздника и настоящая купальская мистерия традиционно проходит в ночь с 21 на 22 июня. Неотъемлемая часть праздника — большой костер и связанные с ним обряды. Костер разжигают каждый год, несмотря на запреты в связи с пожароопасной ситуацией в регионе; организаторы фестиваля заранее готовы к штрафам. Также в Окуневе празднуют зимнее солнцестояние, Масленицу, Радогощь (день осеннего равноденствия), день Перуна и индуистские праздники Наваратри, Махашиваратри и Дивали.

Стабильный спрос на недвижимость в Окуневе связан не только с туристическим потоком и особой энергетикой места — свою роль играют предсказания о конце света и том, что в Окуневе можно его пережить. Пик спроса на недвижимость пришелся на 2012 год, когда ждали конца света по календарю майя. Тогда даже самые хлипкие дома продавались за миллион рублей. Стоит отметить, что сейчас недвижимость в Окуневе все еще дороже, чем в других деревнях Омской области.

По официальным данным, в Окуневе проживают 265 человек. Однако ежегодно приезжают сотни туристов, исследователей и журналистов, которые описывают как события, так и мистический опыт гостей и жителей деревни. Так, в сети есть рассказы о пространственно-временных воронках, прибытии пришельцев и волшебном выздоровлении, а в одной из статей автор рассказывает, что житель Окунева в непринужденной беседе предсказал события 2022 года.



Окуневский феномен до сих пор привлекает внимание археологов, историков, антропологов, паранаучных специалистов и художников. События и явления, находящиеся за пределами понимания и научного объяснения реальности, сложно подтвердить или опровергнуть, а дружелюбная, инклюзивная среда Окунева способствует развитию разнообразных теории и убеждений об особой энергетике места. Возможно, эта атмосфера — отдельный феномен, который если и не порожден той самой особой энергетикой места, которую все стремятся отыскать и почувстовать, то поддерживает ее. В Окуневе каждый находит то, что ищет или во что верит, будь то утерянный храм Ханумана, Беловодье или же просто тихая жизнь в сибирской глубинке.