Каждый месяц Олеся Позднякова, красноярский арт-критик и член команды Музейного центра «Площадь мира», рассказывает о выставках в музеях и галереях Сибири, советует лучшие и объясняет, почему их стоит предпочесть вечеру в обнимку с ноутбуком. В перечне могут быть как классические экспозиции из запасников, так и выставки современного искусства, перформансы, любые андеграундные и экспериментальные арт-проекты. Случается, что в дайджест попадают лекции и кинопоказы, арт-прения, арт-ярмарки и аукционы. Нам не так важны масштабы и формат мероприятия: будь то полу-публичный междусобойчик художников в гараже или торжественный показ внезапно найденного в запасниках оригинального полотна Рубенса — мы стараемся отбирать инициативы, меняющие культурную экосистему региона. Как минимум, искренние и нескучные.
Если вы художник, куратор, галерист, пиарщик, просто интересуетесь арт-повесткой и у вас / в вашем городе намечается выставка или любое другое арт-событие, присылайте анонс на makersofsiberia@gmail.com. Прикрепите афишу, примеры работ или любые другие релевантные медиа-файлы. Укажите все ссылки и обязательно тему письма — «Выставка». Публикацию не гарантируем, но без внимания не оставим.
Первая персональная выставка молодой красноярской художницы Леры Тыняной с монохромной живописью сибирского «загаражья». Среди героев картин — и узнаваемые везде Хаски с Толоконниковой, и неизвестные местные художники и фотографы. Заточенные в круги нимбов, они становятся «святыми» — так художница призывает видеть магию в окружающем мире. Одна из работ цикла, «Черный Иисус», «прославилась» тем, что была украдена с выставки уличного искусства и потом возвращена. С первого взгляда оскандаленные религиозно-золотым, а на самом деле наоборот, тихие, спокойные картины в рядке технического коридора музея просто стремятся подойти к зрителю поближе и быть понятыми. Это стремление читается в каждой детали — в трех полосках на олимпийке, тканевой маске на лице или сигарете вместо свечки.
Галерея «Отдел», надолго оккупированная художницей Анной Осиповой, решила разбавить вечно синее событием: художница представила новую картину «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте», посвященную знаменитой шекспировской паре. Впрочем, самобытная сибирская — с холодом, снегом и ветром — живопись своей лазурностью привлекает в целом, а не отдельными работами. Успевайте до 21 марта.
«Урало-Кузбасс» — выставка художницы Лукии Муриной. Это продолжение ее многолетней работы по изображению промышленности. Название серии — аллюзия на масштабный и нереализованный экономический проект соединения сибирского угля и уральской стали «Урало-Кузбасс» («Урало-Кузбасский комбинат») и выставку 1936 года, участниками которой стало более ста художников со всей страны, изобразивших предприятия Урала. Лукия вдохновляется заводами и другими промышленными объектами, но уже не пытается передать их натуралистичность, как в первых работах, созданных еще в 2012-2015 годах. Теперь статичные композиции с панорамными видами сменились абстрактными формами и фрагментарными композициями. Предприятия становятся частью урбанистического ландшафта, объекты и ритмы сложных конструкций на монохромных листах вызывают желание долго вглядываться в детали.
Рисунки, сделанные по следам музыкальных треков группы «Я не пьян, это». Каждая работа вдохновлена конкретной записью. Также представлена кислотная видеоверсия музыкального альбома группы. Погрузиться в атмосферу странного мира, воспетого в песнях с названиями вроде «Подъезд», «Компотик», «Любовь» или «Марина», можно в течение недели, но перед посещением обязательно напишите заранее.
Больше 70 произведений искусства Омска периода Гражданской войны в Сибири (1918 — 1919): живопись, графика, ДПИ из коллекции писателя Сорокина. В это время в Омск стекались художники, музыканты, артисты — коллекция сохранила уникальные работы неизвестных широкой публике, но ценящихся среди искусствоведов авторов. Работы на тему повседневной жизни «белой столицы» России попали в 1935 году в Западно-Сибирский Краевой музей, но через несколько лет должны были быть уничтожены, потому что не отвечали духу нового времени. Их сохранили тайно, а спустя полвека обнаружили, правда, в довольно плохом состоянии. К столетию «белой столицы» их отреставрировали, изучили и представили публике.
Прекрасное начинание в Новосибирске — первый арт-маркет, где художники будут сами продавать свои работы. Живопись, графика, фотография, керамика, открытки, значки и прочий мерч от более, чем 30 разных авторов. Это и стрит-артист Миша Мак, и член Союза художников России Михаил Паршиков, и коллажист Филипп Кучеренко, и много других художников из Новосибирска, Омска, Красноярска, Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи. В программе, кроме непосредственно продажи предметов искусства, запланированы лекции и мастер-классы. На фото — коллаж одной из участниц Виктории Лариной.
Возвращение на родину знаменитой картины «Взятие снежного городка» Сурикова обсуждалось уже очень давно — и наконец свершилось благодаря Универсиаде. Для Красноярска Суриков гораздо больше, чем удобное имя для названий улиц, скверов и памятников, поэтому можно быть уверенными, что на поклон выстроится огромная очередь. К тому же его работ из числа знаменитых в Красноярске не осталось — все уехали в крупные музеи. Хотя есть великолепные живописные работы и эскизы к тем самым картинам, но разве ими заинтересуешь широкую публику? Вместе со «Взятием» из Третьяковки, Русского музея и других музеев приедет еще много работ — обещают самую масштабную выставку Сурикова за всю историю края.
Черно-белые фотографии Роджера Баллена считаются на сегодняшний день одними из самых сложных, даже шокирующих изображений. В Красноярске их так и восприняли: за пару недель выставку успели назвать «уродливой», спутать фотографии с картинами и обвинить, что «рисовал ребенок». Тихая американская революция в ч/б, не иначе. Персонажи Баллена, лишенные то кожи, то жизни, взаимодействующие то с животными, то с металлоконструкциями, будто сошли с картинок, которыми пугают в детстве. Выставку дополняет пространство «Хижина», специально обустроенное музеем. Там в темноте воссоздана атмосфера, близкая Баллену: темно, свисают сталактиты. Кроме того, есть возможность как-то на это все отреагировать — например, сделать куклу из хрустящей под ногами соломы.
Персональная выставка Зураба Церетели
Галерея «Академия» открылась на базе отделения Российской академии художеств по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку, базирующегося в Красноярске. Новое выставочное пространство появилось на месте одного из рабочих помещений, библиотеки и бухгалтерии. В планах выставлять разное искусство: от авангарда до соцреализма. Первую выставку предсказуемо отдали президенту РАХ Зурабу Церетели — 25 графических листов, подаренных городу, живописное полотно и фотографии известных скульптурных проектов. Шелкография, например, посвящена Грузии: тут ослы, яркие цветы, экспрессивные портреты на фоне малиновых стен.
Выставка наивного искусства забайкальских художников Александры Тяпкиной, Тамары Золотухиной и Ивана Зорина. В Сибири их сравнивают с Анри Руссо и Пиросмани. Законченно простые, с милыми мордами животных и девушками посреди райских кущ, эти яркие и эмоциональные работы совсем не кажутся здешними. Остается загадкой, откуда в Чите тропические краски и такой простой взгляд на женщину, цветок и леопарда?