10 альбомов года из Сибири

Некоммерческая российская музыка выросла. Новая волна поднялась из социальных сетей — она накрывает заводы, батлиться сама с собой, ругает родителей, школу и президента, занимается любовью и покупает водку в магазине. Локальные музыканты перезнакомились друг с другом и начали творить удивительные вещи. Наконец-то российские инди-групы стали петь на русском языке. Наконец-то хип-хоп перестал быть чем-то стыдным. А поп-музыка переросла штампы нулевых и ударилась в ностальгию по девяностым.

Мы выбрали не лучшие альбомы года, а несколько самобытных релизов, которые дают представление о том, как и куда движется свободная локальная музыка. Каждый музыкант по-своему передает ощущение духа времени. Кто-то запирается в комнате и экспериментирует со старыми синтезаторами, кто-то устраивает перформансы в продуктовом магазине, кто-то — на заброшенном элеваторе, а кто-то громко смеется над собой и надо всем вокруг. Все альбомы в подборке классные, но разные настолько, что сравнивать их бессмысленно.

Shortparis — Пасха

Сибирская сцена прочно ассоциируется с пост-панком и, кажется, ситуация изменится не скоро. Недавно мы рассказывали о новокузнецкой группе Shortparis и их релизе «Пасха». Альбом смело можно назвать одним из самых главных русскоязычных релизов этого года. Это неглупый электро-панк со свистами, воплями, аккордеоном, кабарешным вокалом и национальными мотивами. Процесс работы ребята описывают как «опасные эксперименты», а все выступления превращают в перформансы. За этот год Shortparis прокатились с туром по Европе и пару недель назад добрались до берлинского Berghain.

Хаски — Любимые песни (воображаемых) людей

В этом году Versus Battle завоевал статус культурного феномена. Баттл Оксимирона и Гнойного набрал почти 4 миллиона просмотров, не говорили о нем только ленивые. Русскоязычный рэп стал взрослее, умнее и серьезнее. Подтверждение тому — альбом Хаски «Любимые песни (воображаемых) людей». Дима Кузнецов из Улан-Удэ — один из самых перспективных участников Versus. О родном городе вспоминает как о месте, с одной стороны, депрессивно-индустриальном, а с другой — мультикультурном: в юности он чаще ходил в буддистские дацаны, чем в православные церкви. В этом году Хаски выпустил свой второй полноформатный альбом и десяток клипов. Последний из них «Психотроника» — режиссерский дебют Хаски — десятиминутный психоделичный фильм с отсылками к Линчу и Кроненбергу.

Иван Ерофеев — ИНСТРУМЕНТ05

Иван Ерофеев из Омска стал пятым участником серии «ГОСТ ИНСТРУМЕНТ» московского лейбла «ГОСТ Звук». Запись концентрируется на звуках, которые Ерофеев повсюду находит и записывает самостоятельно. Музыкант уже пять лет экспериментирует с электронной музыкой под псевдонимом Alepha. Ерофеев один из немногих сибирских музыкантов, всерьез увлекшихся техно, сейчас готовит к выпуску пластинку на московском лейбле Resonance Никиты Забелина, а также ведет передачу «Настройка» на New New World Radio.

Буерак — Скромные Апартаменты

Сложно объяснить, как в нашем списке оказались «Скромные Апартаменты». Или из-за классной обложки, или из-за десятков подражателей и тысяч обожателей. «Буерак» — самый беззаботный и дурацкий пост-панк, при этом невозможно стильный. Этот год был для ребят непростым — они дали два больших тура по стране, выступили на 30 тысяч человек и поссорились с менеджером. В результате мелодии в «Скромных Апартаментах» стали ярче, а тексты — глубже.

02FC — JVCR Is Origin

02FC Ильдара Камырова — один из тех проектов, у которых 200 подписчиков «ВКонтакте», что впрочем, никак не характеризует музыку. Альбом JVCR Is Origin вышел на сибирском лейбле «Плутон» и посвящен Омску (набор букв Jvcr образуют слово «Омск» в английской раскладке). Каждый трек связан со значимым для Ильдара местом — весь альбом представляет собой своеобразный рассказ о городе. Так Kamergersky и Lenina St. посвящены культовым местам, где в последние годы проходит большинство андеграундных вечеринок. А грязный и шумный Irtysh — одноименной реке, на которой стоит город. Последний трек — Leaving — о людях, уезжающих из Омска и о ностальгии по дому детства. Сам Ильдар переехал в Новосибирск.

ФДЕЛИО — Цветомузыка (в двух частях)

Об альбоме «Цветомузыка» анонимного музыканта из Новосибирска мы уже рассказывали. Это история о хитах девяностых, ботинках на платформе, крови на танцполе и гибели Цоя. Самый классный, на наш взгляд, трек — мрачный «Холодок». ФДЕЛИО не ориентируется на живые выступления, но в этом году успел зажечь на московской вечеринке «Русский Аттракцион» и записать трек для фильма adidas Skateboarding.

Mårble — Opal. Structure

Лейбл Echotourist в этом году выпустил две кассеты с незаштампованым аналоговым эмбиентом. О последнем релизе AJOKKI — KK мы уже рассказывали. Mårble — Opal. Unique Structure — работа музыканта Антона Глебова и сооснователя лейбла Михаила Гаврилова. Помимо релиза на Echotourist ребята в этом году записали треки для петербургского кассетного лейбла Hair Del, выступили в московском ММОМА и на фестивале «Архстояние».

Hair Del — Jungle selecta.

На кассете Jungle Selecta. записаны работы музыкантов из Петербурга и Сибири. Большинство лейблов, о которых мы рассказываем, не имеют ничего общего с коммерческими звукозаписывающими компаниями и миллионными контрактами. Hair Del, Echotourist, Dopefish Family, Klammklang — это, скорее, сообщества музыкантов со схожими вкусами и взглядами на мир. Лейбл помогает издаваться на физических носителях (нередко кассеты выбирают потому что они дешевле винила), находить новую аудиторию, но прежде всего, поддерживать единомышленников. Такие сборники, как Triplet или Jungle selecta. скрепляют «короткие» связи между всеми участниками процесса, музыку нельзя назвать «сибирской» или «российской», в этом случае география не имеет значения.

ВХОРЕ — Лето 2017

Девушки из Томска этим летом выпустили новый мини-альбом, где отчетливо прослеживаются феминистские мотивы (послушайте «Мантру» с повторяющимися строчками «я сама для себя»). Самоирония и цинизм в минималистичной упаковке — сегодня подобную музыку пишут многие, но мало у кого получается что-то приличное. Еще меньше в жанре проектов, выпустивших более одного релиза и сумевших развиться, а не скатиться. В этом смысле Наташа, Яна и Лена молодцы.

the2vvo — Archcode

The2vvo — аудиовизуальный дуэт Лены Поздняковой и Эдуарда Таги. Он отвечает за музыку, она — за картинку. Строго говоря, ребята не из Сибири, родились они в Алматы, а живут и работают в Лос-Анджелесе. Полтора года назад запустили в Америке собственный лейбл Aetherial Records, на счету которого уже 6 релизов. Их последняя работа — Archcode — посвящена родному городу. Это сложный эмбиент с мягкими текстурами, ломаным ритмом, вставками традиционной казахской музыки и звуковой дорожки из старых документальных фильмов об Алмате. И это снова история о поисках исконности, об обращении к раннему детскому опыту.

Какое отношения the2vvo имеет к сибирской музыке? До переезда в штаты ребята работали в России и выпускались на красноярском лейбле Klammklang, основанном Станиславом Шарифуллиным (HMOT). Год назад лейбл выпустил компиляцию с 12 работами музыкантов из России, Украины, Германии и Казахстана. К сожалению, этот релиз стал последним. Но для большинства музыкантов (Chikiss, Maria Teriaeve,KP Transmission, the2vvo) это было только начало. Пару лет назад Klammklang действительно заставил о себе говорить — о лейбле даже вышла статья на The Guardian, а его музыку ставила Мэри-Энн Хоббс на BBC Radio. Верим, что новые работы разлетевшихся по свету «выпускников» Klammklang будут доноситься до нас еще много лет.

Музыка сейчас глобальна, как никогда прежде. Это универсальный язык, доступный и понятный людям всех стран и национальностей. Вчерашние подписанты местных лейблов сегодня работают с музыкантами с других континентов, их треки слушают по всему свету — локальное становится глобальным, и это лучшее, что происходит с музыкой сегодня.