Mагия работает: Шорт-лист Makers of Siberia Film Festival, часть 1

Ностальгия, акустика и «Вундервафля-2000»


Показы фестиваля сибирского короткометражного кино Makers of Siberia Film Festival неотвратимо приближаются (скоро все объявим), так что самое время познакомиться с участниками нашей конкурсной программы поближе. Мы начинаем серию материалов, в которых авторы фильмов, отобранных в наш шорт-лист, рассказывают нам о своих работах. В первом выпуске — ностальгическое размышление о дружбе из Братска, музыкальный эксперимент из Красноярска, анимация с участием веточек и листьев из Новосибирска и документальная сказка, снятая на берегах Байкала.
СОН ПОЧТАЛЬОНА
Александр Краснов, Братск

Кино меня интересовало с раннего возраста, в основном благодаря отцу — он часто мне показывал советскую и французскую классику в детстве. В период с 7 по 9 класс я начал делать короткометражки в играх и программах, тогда еще была популярна «Машинима». В те годы я познакомился с целой кучей талантливых ребят, которые были гораздо старше и опытнее меня в этом деле. Я очень многому научился у них. Когда я окончил 9 класс, мне подарили фотоаппарат, я начал на него фотографировать и снимать небольшие видео. Все это хранится в моей группе SAEF в ВК.

«Сон почтальона» — моя самая большая работа, хотя съемки проходили довольно скромно, в наших квартирах, поскольку у нас не было денег. Из оборудования у нас было только два фотоаппарата. Сама идея появилась примерно в 2017 году. В то время моим самым любимым занятием было гулять по родным окрестностям с 4 до 6 утра. Пустые улицы зеленого города в те дни подарили мне большие впечатления на всю жизнь, и я часто думал, какая история могла бы произойти в этих локациях.

Первую версию сценария я начал писать в 2018 году, но история не складывалась. Вернулся я к этому сценарию только в 2020-м, когда начал замечать, как сильно изменились наши отношения с друзьями. Тогда-то я и начал понимать, какую историю мне бы хотелось рассказать. Во время работы над сценарием я часто смотрел советское кино, заслушивался разной советской музыкой. Меня всегда впечатляла магия советского кино, и в какой-то момент я решил, что мне бы хотелось не просто перенести действия картины в советские годы, а попробовать передать то теплое и романтичное настроение, которое я наблюдал и слушал на протяжении многих лет в любимых фильмах и песнях. Показать историю, которая будет независима от временного контекста, если можно так сказать.

VODA, ZEMLYA I PROVODA
Александр Пустынский, Красноярск

Я музыкант, занимаюсь электронной музыкой довольно давно и в своем творчестве использую преимущественно электронные и виртуальные инструменты производства звука. Но иногда, чтобы добавить в композицию жизни, я прибегаю к полевым записям и акустическим девайсам различного рода. Среда, в которой происходит творчество, сильно влияет на конечный результат, и я в качестве эксперимента решил попробовать сменить свою домашнюю студию на открытый мир в поисках новых идей.

Я много ездил на велосипеде по окрестностям Красноярска и стал искать места, которые были бы интересны не только с визуальной, но и с акустической точки зрения, и при этом были бы достаточно уединенными. В такое место я приезжал с каким-нибудь инструментом, импровизировал и фиксировал этот процесс на видео и аудио-рекордер. До этого у меня уже был подобный опыт — мы с ребятами привозили оборудование в заброшенное место и играли там, пока не получалось что-то интересное. Так родились «Элеватор» и «Корпус», два аудиовизуальных альбома безымянного проекта. Но теперь я действовал один — это было концептуальное решение, присутствовать в интересной локации один на один с ней и попытаться извлечь из нее что-то скрытое, побыть медиатором процесса высказывания места.

Получившиеся ролики я все же дорабатывал в студии и потом выкладывал к себе в соцсети, стараясь делать это регулярно. За период с начала лета до начала зимы 2021-го я снял 65 эпизодов. Первые из них были совсем сырыми, да и телефон для видеофиксации у меня был похуже, но к концу лета уже получалось довольно интересно. Я стал придумывать собственные средства извлечения звука, как-то все это комбинировал, искал новые места, становился смелее в творческом методе. В общем, это было невероятно увлекательно, намного интереснее, чем сидеть в домашней студии.

Зимой я решил сделать перерыв и планировал новый сезон на осень 2022-го — собирал новые музыкальные инструменты и искал локации. Военная операция выбила меня из колеи сначала эмоционально, а потом и физически — сейчас я не в России, а собранные музыкальные инструменты лежат на хранении у мамы.

Я не думал об этом, как о фильме, но, узнав об опен-колле фестиваля, подумал, что можно попробовать собрать эпизоды, которые вместе рассказывают какую-то историю. Некоторые ролики, которые мне очень нравились, в фильм не вошли, потому что их трудно было состыковать эстетически. Я перетасовывал их раз за разом — отправлял другу, который отлично разбирается в монтаже, он давал мне обратную связь, и я переделывал снова, пока не остановился на текущем варианте. Изначально все это я для себя называл Outdoor Recordings, но для фильма такое название было слишком техническим. Поэтическое же название «Zemlya, Voda I Provoda» получилось так — я просто закинул в работу собственного мозга несколько тегов, погулял пару часов, и он мне выдал результат. Почему транслитом, не спрашивайте — просто мне так нравится.

АУ
Тимофей Шилов, Новосибирск

Этот фильм я снимал почти три года: первые эксперименты начал в августе 2020 года, а чистовую версию фильма закончил в июне 2023-го. Идея пришла мне во время ковидного августа 2020 года, когда я много времени проводил у себя в мастерской. Я экспериментировал со светом и однажды достал с полки старый диапроектор. Мне показалось, что в нем живет очень важный и нужный свет, про который все забыли. И мне стало его жалко. Поэтому я переделал диапроектор в анимационный станок. Я так и не нашел ничего похожего на технологию, которая получилось в итоге, так что назовем ее «проекционной анимацией». (Кстати, сам станок носит гордое название «Вундервафля-2000»).

Вообще, технология в анимации — это не про изображение, которое видит зритель в итоге: любую картинку можно создать в любой технологии, если постараться. Технология — это путь, который проходит аниматор, чтобы отыграть сцену. Это прежде всего мировоззрение, взгляд на природу движения; если угодно, на природу жизни. Самое сложное в «проекционной анимации» — создание декораций. И в этом же самая суть. Диапроектор увеличивает в десятки раз все, что в него попадает, и я решил снять мультфильм о мире высушенных растений, корней, листьев — о том, на что мы редко обращаем внимание. Я решил не загонять растения в границы кадра, не ломать их под сюжет, не прогибать под персонажей, а встраивать мультфильм в изгибы листьев — и свести свое вмешательство к минимуму. А растения не очень-то и хотят выполнять режиссерские задачи! Они диктуют свою драматургию, и приходилось постоянно перестраивать планы под нее.

Сейчас я пишу новый сценарий, готовлюсь к питчингам. В новом мультфильме «проекционная анимация» тоже будет играть важную роль.



В прошлом году я была со своим проектом в SiberiaDOC и увидела, как много в документальном кино классных проектов и интересных героев. И сейчас у меня есть ощущение, что правда в доке.


КОРОЛЬ БАКЛАНОВ
Дарья Разумникова, Москва, Иркутск, Сарма (Иркутская область)

Я попала в кино в 2008 году и сразу же в него влюбилась. Я снимала фильм о фильме и тогда решила, что хочу быть оператором. В 2010 году на фестивале «Текстура» я познакомилась с Павлом Костомаровым, мы как-то сразу подружились и стали вместе работать. Я занималась PR и клубным прокатом их с Александром Расторгуевым фильма «Я тебя люблю», продолжала хотеть быть оператором, надеялась, что Паша возьмет в меня в операторскую группу. Но Костомаров мне тогда ответил: «Хочешь быть оператором — иди во ВГИК, а хочешь снимать кино — купи камеру». И я купила — сначала снимала на нее отзывы людей, которые смотрели фильм, потому что весь PR мы делали на свои деньги, а потом стала снимать свою жизнь, пытаясь обрести свободу, как и герои фильма «Я тебя люблю», которые сами себя снимали.

Как-то я показывала Расторгуеву свои фотографии из Ирана, и он сказал, что у меня взгляд туриста. А потом он увидел мои съемки с камеры, то, что я снимаю про себя и своих друзей, позвонил мне в два часа ночи, и мы долго разговаривали. Он тогда сказал, что у меня есть взгляд и что я способная. Потом я поступила учиться и стала заниматься игровым кино. У меня есть несколько короткометражных фильмов, которые путешествовали по фестивалям в России и за рубежом. Но камеру никогда не бросала, потому что мне очень нравится снимать. Вместе с фондом Потанина я сделала несколько короткометражных фильмов в стиле документальной журналистики про лучшие реализованные музейные проекты. Но мне всегда было интересно сделать что-то самостоятельно — и вот я наконец-то это сделала. В прошлом году я была со своим проектом и в SiberiaDOC и увидела, как много в документальном кино классных проектов и интересных героев. И сейчас у меня есть ощущение, что правда в доке.

Моей первой идеей был сделать фильм о своей подруге Маше, которой я восхищаюсь. Мы познакомились 6 лет назад в самолете, когда я впервые летела в Иркутск, а Маша со своим мужем возвращалась с конференции по орнитологии. Лететь нам было долго, пять с половиной часов, и она успела мне рассказать про Байкал, который очень любит, про то, что она орнитолог и с детства проводила лето на биостанции со своим отцом. Когда она узнала, что я никогда не видела Байкал, она сказала: «Так мы тебя туда свозим». Через несколько дней мы уже мчались на машине в Большое Голоустное, где я впервые увидела Байкал. Не думаю, что хоть какое-то фото сможет передать его мощь, но это было одно из самых сильных впечатлений в моей жизни. И я тогда, наверное, подумала, что хотела бы снять фильм на Байкале.

На следующий год я приехала уже конкретно к Маше, и мы вместе ездили на острова, где Маша изучала питание чаек. Я не знаю, как другие орнитологи, но Маша всем своим друзьям показывает любимые места, любимую работу, и от этого невозможно не заразиться ее любовью ко всему этому. В свой второй приезд я влюбилась в Байкал еще сильнее. А когда Фонд поддержки регионального кино объявил конкурс, и там была тема «Человек труда», я твердо знала, что хочу снять фильм про Машу, потому что мне хотелось, чтобы все через нее заразились этой любовью к природе, птицам, Байкалу.

Когда я приехала на съемки, первый вопрос, который я себе задала, был такой: «Как орнитология соотносится с жизнью любого человека? В чем вызовы орнитологов? Как они помогают природе и влияют на общество?» Мы много разговаривали об этом с Машей и ее родителями, орнитологом Сергеем Пыжьяновым и гидробиологом Ольгой Пеньковой. И в разговорах вдруг выяснилось, что Маша со своим отцом были в числе тех ученых, кто исследовал питание бакланов. В прошлом году Народный хурал Республики Бурятия поднял вопрос, кто съедает байкальского омуля, и почему он стремительно исчезает. Хурал рекомендовал правительству региона отстрелить 3000 особей баклана, потому что их развелось слишком много. И вот орнитологи исследовали вопрос о питании бакланов, и их ответ на этот вопрос есть в нашем фильме.

Во время съемок я много наблюдала за сыном Маши Андреем, который везде следовал за своей мамой. Ему так хотелось во всем ей помогать, быть взрослым, участвовать во всех ее делах. И одновременно с этим он знакомился с миром вокруг себя: с сусликами, которые вылезают из нор рядом с их домом, с черепами коров, которые лежат на земле. И все эти чувства жизни и смерти как-то укладывались в его голове и воображении. Глядя на него, я стала вспоминать себя в детстве — вспомнила, как разговаривала с кошками, пела им песни, сочиняла про них стихи и была уверена, что они меня понимают. Я верила, что если загадаешь желание, то оно обязательно сбудется. Во время монтажа мы с моим продюсером Леонидом Рыбаковым гуляли по улицам и подслушивали разговоры детей: как они рассказывают о своей жизни, как строят предложения, какой логики придерживаются. Это тоже очень помогло в создании фильма. История возникла из этого детского чувства, когда веришь в свою магическую силу, но взрослые почему-то тебе не верят. Хотя, на самом деле, магия работает. Ну, не буду спойлерить.