ЕГЭ, терапия и большой совиный секрет


В жизни нужно смотреть вперед — поэтому хватит разбираться с хвостом 2023-го, это последний раз, впереди только музыка 2024-го! Декабрьские остатки в рубрике «Альбомы Сибири и Дальнего Востока» вышли довольно-таки сладкими. В этой подборке есть и психотерапевтический рэп, и романтический песенный джаз, размышления о сдаче ЕГЭ и детские песни, взмывающие ввысь. Будет здорово, если музыка в 2024-м примет эстафету в области изобретательности и затейливости.

байкальск

В первом полнометражном альбоме молодого рэп-исполнителя Mantra аж 21 трек, но есть нюанс — за последние два года Мантра опубликовал 15 из них. Да и четыре из оставшихся шести — дежурные интерлюдии, пытающиеся выстроить видимость единой концепции. Стиль Мантры — романтический и доступный по саунду поп-рэп о поисках себя и преодолении препятствий, выдержанный в основном в задумчиво-воодушевляющем регистре.

Благодарные слушатели старшего возраста вполне смогут сказать артисту спасибо за то, что он не злоупотребляет обязательной в глазах многих рэперов игрой в пресыщенного плохиша — хотя сюжет про то, как исполнитель уворачивается от лживых сучек, которые хотят только манипулировать им (подозреваем, чисто фантазийный), пару раз таки приподнимает голову. В остальном же все на альбоме «Mantra City» сделано так сладко и ровно, что больше веришь словам «Воспитан хорошо, спасибо папе и маме» (заботливо вынесенным в припев, повторяющийся раз семь), чем чему-либо еще, сказанному на этой записи. В этой сладости, кстати, скрывается и изъян — для столь внушительной продолжительности музыке Мантры пока не хватает разнообразия. Но за блистательный совет «По всем вопросам вы можете обращаться к самим себе», вынесенный во вступление — отдельное прочувствованное спасибо; что называется, до слез.


новосибирск

Сборник сибирского габбера от новосибирского лейбла, который намеревается и дальше исследовать сибирское бытование этого танцевального жанра, если судить по приписке «vol.1» (выпуск 1). Габбер — один из самых экстремальных поджанров техно, придуманный в Нидерландах, музыка, основной смысл которой состоит в дикой молотилке басовой бочки, разогнанной до неимоверных скоростей. Оценивать музыкальные достоинства сборника габбера человеку, не посвященному в тонкости этой субкультуры, скажем честно, довольно непросто — неподготовленное ухо не слышит ничего, кроме неистовой долбежки в разных темпах. Поэтому подытожим так — здорово, что в Сибири в жанре есть не только свои артисты, но и свои исследователи, собирающие этих артистов на кучу. Продолжайте в том же духе, спасибо, а мы пока перейдем к более щадящим музыкальным материям.


красноярск

Довольно забавно, что слово «группа» до сих пор остается вписанным в название красноярского коллектива, но по факту единственным стабильным его элементом остается вокалистка Галина Халитова, вокруг которой постоянно меняются музыканты. В текущем составе роль музыкального лидера принял на себя абаканский джазовый бас-гитарист Роман Ясенков, так что новые песни «Группы Галия» благополучно уплыли в сторону такого романтичного песенного джаза, с саксофоном, вибрафончиком и всяким таким. Это не то чтобы неожиданное развитие событий — «Галия» всегда существовала в таком воображаемом ретро-пространстве, так что, когда песни Галины воплощаются силами пианино, контрабаса и саксофона, все как будто бы становится на свои места.


владивосток

Второй альбом дальневосточного проекта за год (первый успел загреметь в наш итоговый топ за 2023-й) рулит в немножко новую относительно предыдущей записи сторону. Большая часть треков тут снабжена припиской «Acoustic», но это обманка, пыль (или, хаха, песок) в глаза — не ждите проникновенных песен под базовые гитарные аккорды, которые разучивают в пионерлагере. Здесь, в общем, даже нет ни одной песни под одну только гитару — всегда есть еще инструменты, интересно расширяющие общую звуковую картину (бас, вторая гитара, клавишные, скрипка).

На повестке дня у Stereoslon — приглушенный инди-поп художественной выделки, ищущий собственный голос где-то на перепутье между Oqjav и «Синекдохой монток». В чем тут новости по сравнению с первым альбомом — там было больше ритма и пульсации, а здесь гитарная основа песен как будто настраивает исполнителей на более интроспективный лад. Там затейливая и талантливо придуманная музыка коллектива скорее иронично приподнимала бровь, а здесь она осторожно учится не стесняться своей красоты и эмоциональности, не прятаться за маской иронии и отстраненности. В песнях проступает не только угловатый постпанк, но и блюз и соул. «Испугались навсегда открывать свои сердца» — поется тут в одном из припевов; «Пески» как раз про то, как снова научится их открывать.


хабаровск

«Я познакомился со всеми, кроме себя», — так озвучивает ключевой тезис этого альбома сам Громкий тихий; терапия в заголовке упоминается совсем не зря. Второй альбом хабаровского рэп-исполнителя — полчаса сурового и драматического разговора с самим собой, многословное выворачивание себя наизнанку, положенное на размеренный упругий биток. Здесь есть хорошие сюжеты, через которые можно интересно заходить на магистральную тему самокопания — размышление о семейной истории и ее влиянии в песне «Анатолий Семенович», разговор о страхе смерти в «Танатофобии», виртуозная песня «Это я», в которой стандартный для рэпера разговор о собственных успехах ловко разворачивается обратной стороной. Но в остальном к задаче самоанализа Громкий тихий подходит слишком уж буквально. В смысле, наверняка найдутся слушатели, которые смогут соотнести с собой те внутренние проблемы, которые вытаскиваются на свет в здешних песнях. Но если тебе не повезло оказаться в их числе, то чувствуешь себя несколько неловко, словно третий лишний на чужом сеансе терапии.


красноярск

Группа «Монголоид» — интересный случай; как-то так складывается, что в проектах, которые для других музыкантов могли бы казаться второстепенными, проходными, они лучше всего расцветают. Так было с записью акустического выступления, так же происходит и с выпущенным под конец года альбомов детских песенок (в основном собственного сочинения). Почему-то эти коротенькие, как бы несерьезные песенки про коалу, кота-пожарного, тигра, который светит в небе, и большой совиный секрет («Совы не то, чем кажутся, а что же такое сова?») выходят у «Монголоида» в разы обаятельнее и живее чего бы то ни было другого.

Возможно, некоторая игривость самой идеи записать альбом детских песенок развязывает участникам руки, но «Детский альбом» — пожалуй, лучшее, что выходило у группы, звонкая, добрая и изобретательно оформленная открытка с приветом раннему «Аквариуму». Песни, сыгранные в основном под акустическую гитару, обрастают разными прекрасными дополнительными звуками вроде бодрых хоров, духовых инструментов или сэмплов из Скримин Джей Хокинса. Также тут есть, возможно, лучший случай признания преемственности между локальными музыкантами — изумительный хрустальный кавер на песню красноярской группы «Дом моделей» «Про собаку», взлетающий куда-то выше и всего «Монголоида», и всего «Дома моделей», и много чего еще. В общем, созрело предложение — записывать только несерьезные и второстепенные альбомы, а серьезные в топку.


томск

И рок, и рэп за последние лет 25–30 развивались такими путями (в том числе в плане скрещивания одного и другого), что вполне могло и несколько подзабыться, что когда-то первые экспериментаторы приходили к перекрестку двух этих направлений потому, что от него шарашило мощнейшей живой энергией. Томский квартет предлагает вспомнить те благословенные времена, когда выкрикивать ритмически организованный речитатив под гитарные риффы было делом в первую очередь веселым. Песни «Вариантов» держатся на корявеньких, но обаятельных фанк-роковых грувах, в духе ранних альбомов Red Hot Chili Peppers — попроще и поувесистей, но с похожей энергетикой. Вникать в суть того, о чем читается, как будто и необязательно — это музыка не про содержание, а про шумную и дурную (в самом хорошем смысле слова) энергию, которая высекается на стыке голоса и музыки.


владивосток

Большой отчетный альбом дальневосточного рэп-объединения «Чердак23». Из архива достаются неизданные треки, накопившиеся за последние пять лет, в том числе записанные теми участниками объединения, что с тех пор вышли из его состава. Интересно, что вместо того, чтобы распределяться по сольным трекам, участники «Чердака» читают все вместе — на сборнике нет ни одного трека, на который залетало бы менее трех чтецов. Здесь звучит сумрачный, суровый хип-хоп дальневосточных улиц — пацаны с района собрались на серьезный разговор и рассказывают о том, как все обстоит на самом деле, без прикрас.

Сделано все довольно здорово, и по читке, и по сторителлнгу, и по звуку, но есть один нюанс — выбрав себе формат нахмуренного и иронично-злого разговора о том, как все плохо, положенного на выразительно-мрачненький биток, «Чердак23» держится за него до самого конца альбома, состоящего из, правильно, 23 треков. Получается ощутимый передоз — если выхватить из альбома треков пять практически в любом месте, то будет довольно здорово, резко, смачно, местами смешно, местами трагично, но на длинной дистанции эта насупленность с определенного момента начинает тебя зажевывать. Тут можно, конечно, сказать что-то вроде: «Не мы такие, жизнь такая» — довод понятный и справедливый, окей. Но жизнь не выбирают, а вот альбом очень даже можно поменять.


красноярск

«Помнишь, как мы в этом холле танцевали под "Пошлую Молли"?», — спрашивает в одной из песен красноярская певица Василина Вершинина. Ее второй альбом выдержан в духе такого дружелюбного поп-рока — это не столько «Пошлая Молли», сколько певица Гречка, да и то приведенная в такой вид, что совсем не страшно включать песни родителям. Это необязательно критика — в конце концов, если есть молодежная музыка, которая воспевает тусовки и тотальный отрыв, почему бы не быть музыке про то, как сдавали ЕГЭ и сидели во дворе до вечера, разговаривая о том, каким будет будущее?

У «Накопительного эффекта» есть какой-то объединяющий сюжет — про то, что разбитое сердце, первые ошибки и те моменты, когда беззаботная юность неотвратимо переходит в нечто чуть менее беззаботное («И все же мы еще слишком малы, и глаза твои уже не так веселы»), даются тяжело, но вовсе не являются концом света. Все идеи, которые заложены в «Эффект», прекрасно понятны, но в то же время есть ощущение, что Василина и ее музыканты оперируют в основном общими местами, что с музыкальной, что с поэтической точки зрения. Это славные, приятно сделанные песни вполне попадают в нужную эмоцию, но как будто боятся копнуть глубже, задеть посильнее. Получается похоже на старательное школьное сочинение по заданной теме — тоже хорошее дело, когда надо получить оценку, но в суровой взрослой жизни нам, прожженным ее трудностями слушателям, нужно что-то посильнее.


тюмень

Хорошо встал этот альбом рядом с предыдущим — здесь тоже звучат песни про то, легко ли быть молодым, только доносящиеся откуда-то с задней парты, из раздолбайского сектора студенческой аудитории. Тюменский музыкант Андрей Бобылев играет шершавый лоу-файный рок, выдержанный в специальной заспанной интонации, которая бывает под утро бессонной ночи, что провел в сплошных размышлениях о всяком, необязательно даже с похмелья. Сидишь на подоконнике, глядя на то, как неотвратимо светлеет небо, задумчивая меланхолия переходит в преувеличенную бодрость и обратно, утренний солнечный свет высвечивает весь бардак в твоей жизни во всей его неприглядной и смешной четкости — из какой-то такой точки написаны эти обаятельные в своей помятости песни под гитару, драм-машинку и шумы.


кызыл

Ансамбль «Тыва кызы» (дочери Тывы) — не только ветераны, но и своего рода столпы тувинской традиционной музыки; 25 лет назад они были первым женским фольклорным коллективом в Центральной Азии, взявшимся исполнять горловое пение. Традиционно хоомей считается территорией мужчин, но на самом деле с исторической точки зрения все довольно запутанно — вроде бы в тувинских эпосах вполне можно найти героинь, практиковавших горловое пение. В общем, пусть выяснением того, можно ли тувинских женщинам практиковать горловое пение или нет, занимаются специалисты, а мы со своей слушательской стороны констатируем вот что — когда они этим таки занимаются, получается довольно классно. Четвертый альбом ансамбля придерживается традиционных ценностей — тут поют народные тувинские песни в традиционном музыкальном обрамлении. Женские голоса привносят в тувинский фольклор интересное тембральное разнообразие — суровые степные песни, красивые шершавой сыромятной красотой вручную выделанной сбруи, становятся тоньше и звонче, изящней и игривей.


бийск

Пульсирующая электроника абстрактного толка по заветам представителей экспериментального крыла IDM. В названиях — случайные буквосочетания и цифры, в музыке — ретро-футуристические синтезаторные мелодии, гулкие ритмы в духе даб-техно, россыпь цифровых шумов, периодически тотально заменяющая все композиционные построения. Живущая в этой музыке тревожность довольно хорошо ложится на сегодняшний день


иркутск

Три (слишком) коротких новых песни от хорошего рэп-исполнителя с иркутского лейбла Citron Music. «ККК» берет в первую очередь тонкой и искусной работой со звуком — начинается все с изумительной красоты потустороннего эмбиента, но и дальше, когда хип-хоповые биты все-таки прорезаются в песнях, атмосфера все равно остается таинственной и завораживающей. Тематически все тоже сходится — здешние песни как будто долетают до нас откуда-то с границы сна и яви, рассыпаясь у нас в пальцах точно так же, как воспоминания о сновидениях, в которых ты точно только что видел что-то очень важное про себя. В общем, единственное, что можно предъявить этой записи — чего так коротко-то? Точно надо еще.