Коробочка лент полна чудес: Альбомы апреля, часть 1

Древо жизни, записи в дневнике и вечеринка во дворе девятиэтажки


Если в первой апрельской подборке «Альбомов Сибири и Дальнего Востока» и вырисовывается какая-то объединяющая тема, то сформулировать ее можно в духе многозначительных цитат из пабликов с многозначительными цитатами. Ну, там — все течет, все изменяется, ничего не стоит на месте. Если что-то уходит, то что-то приходит. Открой счастью дверь. Есть два стула — ой, тьфу, это из другой оперы. Короче, смысл в чем — за старой панк-рок волной обязательно придет новая панк-рок волна. Одна группа распалась, другая возникла на ее пепелище. Артист, набивший оскомину многолетней предсказуемостью, поворачивается новой стороной. Музыкант, оставшийся без группы, не сдается и продолжает дело в одиночку. Волны на то и волны, чтобы приходить и уходить беспрестанно.

новосибирск

Круговорот проектов в природе — хорошей новосибирской нойз-рок группы «Встал упал» больше нет (хнык), но теперь вместо нее есть хорошая нойз-рок группа «Пашинский вор», ура! Не обошлось без некоторой перетряски обязанностей — вокалист пересел за барабаны, гитарист запел — но в целом это даже пошло делу на пользу. Если «Встал упал», при всей любви, можно было плюс-минус точно описать формулировкой «новосибирский ответ Idles», то поймать «Пашинского воря» в перекрестье точного определения куда сложнее.

«Диония» — обжигающий и кайфовый дебют, на котором находится место и драм-н-бейсу под шумовую гитарку, и атональному акустическому блюзу, и классному завывающему вокалу на перепутье между Даниилом Аршавским из «Смеха Зелибобы» и юным Леонидом Федоровым. Но самое главное, что есть на «Дионии» — это ощущение, что эту музыку буквально несет вперед ногами от распирающей ее изнутри энергии.


омск

Напористое ностальгическое техно от омского музыканта Кирилла Поспелова. Техно Поспелов понимает как неумолимое движение вперед — в этой музыке минимум мелодической и гармонической информации, она живет в мире ритмов и электронных эффектов. Такой подход одновременно вызывает уважение своей несгибаемой лаконичностью и заметно ограничивает аудиторию такой музыки — нужно быть довольно подкованным в том, как устроено техно (и почему оно устроенно именно так), чтобы по полной включиться в эту суховатую в своей размеренной монотонности музыку.


кемерово

Новый альбом дуэта Boredpic называется отрицанием, но на деле движется в обратную сторону — не минуса, но плюса, не отсутствия, но присутствия. Boredpic начинали с разговорно-интимных песен, слепленных будто бы из повисающих в пустот шепотов, но постепенно двигались к музыке, скажем так, более воплощенной. «Не то, чем кажется» продолжает это движение — здесь вокруг песен Boredpic вырастают вполне полноценные аранжировки, с вибрирующими басами, атмосферными гитарками, ленивым танцевальным пульсом и прочими штуками. Авторский почерк, отметим, никуда не делся, песни дуэта все еще отказываются разгоняться быстрее движения солнца по небосводу, так что если это и танцы, то в понимании не столько дискотеки, сколько, скажем, группы The xx. Что тоже вполне хорошо.


чемал

«Бай-Терек» — древо жизни из тюркской легенды; понятно, что с таким название алтайский дуэт стремится, что называется, припасть к корням. Это стремление чувствуется во всем на их новом альбоме — не только в том, что они поют и на чем играют, но и в самой организации этих песен тоже. Два голоса, два инструмента — что-нибудь струнное и какая-нибудь перкуссия, иногда дудочка; собственно, все. Этого вполне хватает, чтобы получался отличный степной фолк, драйвовый и кайфовый. Любимый прием «Бай-Терек», которым они с удовольствием пользуются на этом альбоме (не буду пытаться делать вид, что понимаю, как его название читается) — это переход с горлового пения на обычное; не одна песня тут выбивает из-под слушателя седло этим искусно исполненным переходом.


чита

Слово «пати» для читинской команды One Last Day — что-то вроде путеводной звезды. Их новый мини-альбомчик звучит, как вечеринка во дворе девятиэтажки, спонтанно собравшаяся вокруг «девятки» с распахнутыми дверями, в которой на магнитоле врубили все самое угарное разом. Хип-хоповый речитатив, ураганный рейвовый дынц-дынц, плотный вал гитарных риффов — кто сказал, что надо выбирать, если можно не выбирать? Для тех, кто не въехал с первого раза, есть все объясняющая речевка в заглавном треке — там хриплыми голосами выкрикивают «Слэм! Бит! Бас! Рипит!»

Вся эта колбасня выполнена, во-первых, на очень правильном уровне веселой злости — это бешеные танцы, не столько предлагающие забыть окружающую реальность сегодняшнего дня, сколько вырастающие из ее четкого осознания, как подсказывает текст номера «Габба». А во-вторых, One Last Day, судя по всему, не менее четко понимают разницу между реальной вечеринкой и альбомом. Если на вечеринке под подобное можно коллективно рубиться довольно долго, то в персональном режиме прослушивания альбома узкий фокус на концентрированном угаре довольно быстро начнет утомлять. Поэтому уже через 15 минут «Пати бас» благополучно исчезает за горизонтом, не успев утомить.


омск/санкт-петербург

Группа «Бесконечный отпуск» берет своим позитивным и романтичным настроем. Музыки в подобном духе у нас более чем в достатке — постпанк, подбирающийся к пост-хардкору, гулкий летящий бас, акварельные дрим-поп гитары, все лучшее сразу, в общем. Но «Отпуску» лучше многих удается концентрировать в своей музыке тот романтический порыв, ради которого такие коллективы в принципе и выходят на сцену. Взять, например, тот момент в песне «Лето», когда в нее заходит саксофон — если представить себе «Бесконечный отпуск» на сцене большого летнего фестиваля с хорошим звуком, то коллективный катарсис слушателям в этом месте вполне обеспечен. В общем, пожелаем всем, и группе, и ее слушателям как можно скорее оказаться всем вместе именно в описанных обстоятельствах.


новосибирск/алтай

Какие бывают загогулины в карьере сибирского музыканта — играл ты, например, в городе в группе, а потом перебираешься из миллионника в деревню и продолжаешь занятия музыкой уже в одиночку, в свободное время между уходом за пчелами и ремонтом бани. В таких отношениях, насколько можно понять со стороны, находятся проекты E_L_N и Sisäinen Eläin, указанные на обложке этого альбома вместе — от полного названия новосибирской группы осталось лишь несколько букв, представляющих одного музыканта, перебравшегося в Алтайский край.

Творческая связь при этом вполне чувствуется — сольно у E_L_N выходит все тот же тревожный гитарный рок, в котором теперь вынужденно стало заметно больше синтетического. Но нерв, которым в первую очередь и брал первый альбом группы, слава богам, все такой же живой и все так же болит — новые песни выходят даже злее и прямее, чем раньше. Яркие примеры — «Мир, каким мы его знали», в котором этот самый мир, по сути, отпевается, или злющий номер «Дом укрывает лес». В общем, хороший пример того, что даже в одиночку вполне можно делать что-то мощное и бьющее куда нужно.


омск

Как хорошо, когда за примерами далеко ходить не надо — сказали выше про «Бесконечный отпуск», что музыки, сделанной в том же ключе, у нас хватает, а вот и подтверждение. Земляки «Отпуска» оперируют плюс-минус тем же набором приемов, с одной маленькой поправкой — вокалист здесь работает в чуть более театрально-актерском амплуа, что приближает песни Predoorcowatt к чему-то эстрадному. «Реабилитация» тоже состоит из трех песен, как и «Навсегда», но с этим мини-альбомом по итогу немного сложнее определиться. В смысле, три здешние песни копают немного в разные стороны — в «Волшебства момент» творится романтичный постпанк, эстетизирующий прошлое, а рокочущий «Ид» стремится в воображаемые стадионные 80-е — и это немного размывает итоговый посыл.


новосибирск

Группа «Буерак» — одна из тех историй, про которые вроде бы давно все понятно; со стилем и интонацией они давно определились и придерживаются их таким образом, что разговаривать отдельно о каждом новом альбоме особого смысла не имеет. Но какие-то реально неожиданные новости из стана коллектива периодически все-таки поступают — например, вот этот дебютный мини-альбом сольного проекта Артема Черепанова, на котором (ничего себе) происходит что-то новое.

Музыки тут совсем немного, меньше 10 минут, и общее лаконично-отстраненное, монотонное устройство песен вполне укладывается в сложившийся контекст «Буерака». Но оформление и общий посыл тут совсем другой — во-первых, здесь звучит примитивистский дарк-фолк, лаконичные и скупые песни, оформленные звонкой акустической гитарой с периодическими вкраплениями звуковых красивостей, за которые отвечал наш старый знакомый по Echotourist Михаил Гаврилов. Во-вторых, Черепанов тут отказывается от свойственных «Буераку» ироничности и троллинга и выходит к слушателю с открытым забралом. Это мрачненькие песни с размышлениями, которые посещают где-то за полночь — «Я мечтаю, чтобы мир весь охватила темнота», «Я не понимаю, как можно не пить и быть человеком, кого сложно ранить», «Быть человеком — условность неудобная». В принципе, тут можно даже достроить связь с тем, о чем поет «Буерак». Если предположить, что песни «Буерака» — это такие злые карикатуры на актуальную окружающую реальность, придуманные из стремления собрать под них как можно больше лайков, то «Призрак» — то, что их автор записывает вечером себе в дневник.


иркутск

«Я уйду на закате луны» — иркутская тяжелая группа I Smile at the Dead переходит на русский язык и сразу же вслед за этим откланивается; новый мини-альбом объявлен прощальным. Если группа реально уходит в закат, то делает это с высоко поднятой головой — четыре последние песни I Smile at the Dead выполнены размашисто и лихо. Во-первых, это довольно здорово сделанный дэт — злой, мощный, стремительный, но в то же время сохраняющий рокерский грув, узнаваемый и прямолинейный, не злоупотребляющий конвульсивными ломаными ритмами. Во-вторых, группа тут вполне уверенно выходит за рамки своего привычного жанра — открывается «Черноземь» мощным номером «Догма», подтаскивающим тяжмет коллектива поближе к пост-хардкору. То есть, можно было бы вполне похлопать I Smile at the Dead за то, что они начинают осваивать новые для себя творческие территории (причем довольно успешно), если бы они на этом не заканчивали все свое существование.


кемерово

«Пусть знает каждый уе*ан, мы новая панк-рок волна!» — так представляется кемеровский квартет «Ламповая голова». На своем втором альбоме «Головы» хотят поговорить о практиках рокерской субкультуры, в максимально традиционном ее понимании — пиво, портвейн, косухи, длинные патлы, это вот все. При этом разговор будет необязательно комплиментарный — «Голова» и прославляет рокерский угар, и иронизирует над теми, кто его практикует, а ко второй половине альбома переходят от иронии к довольно злой критике разных сопутствующих аспектов. Музыкально диапазон у «Головы» тоже довольно приличный — в основе саунда у них не столько панк, сколько такой разогнанный традиционалистский рок, но внутри него находится место и диско-ритмам, и злым металлическим риффам, и даже чему-то вроде симфонического манифеста с фигой в кармане. За 12 треков альбом заметно выдыхается под конец, но все же по «Переполоху» довольно очевидно, что мы имеем дело с коллективом талантливых музыкантов, которым есть что сказать. Будет интересно послушать, как они будут расти.