Международный Канский видеофестиваль

Встреча сибирской провинции с современным экспериментальным искусством
Основатели: Студия «ВидеоДОМ»
Год основания:2002
Сайт:festival-cannes.ru
ВКонтакте:International Kansk Video Festival

Канский фестиваль начался как шутка в среде московских художников — смотрите, мол, есть город Канск, надо устроить там фестиваль. Как ни странно, шутка воплотилась в реальность в 2002 году — тогда первый Канский видеофестиваль стал частью масштабного культурного проекта «Бросок на Восток». В рамках «Броска» целый вагон художников, музыкантов и прочих деятелей современного искусства ехал из Москвы на Байкал, развлекаясь организацией культурных и арт-мероприятий в городах на маршруте. Остановился и в Канске, небольшом индустриальном городке с населением меньше ста тысяч — вторая остановка поездов, идущих по Транссибу, на отрезке от Красноярска до Иркутска.

Первый фестиваль длился день — за это время успели показать в районе пяти (сегодня организаторы и сами точно не помнят, сколько) специально подобранных программ экспериментального видео-арта. За основу тогда взяли именно видео-арт, но с годами подход расширился — сейчас к участию в конкурсной программе принимаются любые фильмы длиной до 30 минут.

За годы работы фестиваль вырос во всех смыслах — однодневный смотр превратился в недельное мультидисциплинарное мероприятие. Тут показывают программы экспериментального кино и видео, организуют сибирские премьеры российского независимого полного метра, проходят музыкальные выступлениями и читки современных пьес. С 2008 года на фестивале действует проект «Город-музей под открытым небом», в рамках которого художники каждый год оставляют Канску минимум один паблик-арт-объект. В 2013-м в программу фестиваля влился самостоятельный литературный фестиваль «Зазубрина», куратором которого выступает поэт Андрей Родионов. В 2015-м участники и гости фестиваля приняли участие в работе над фильмом-альманахом «Россия как сон» — годом позже картина вышла в российский прокат.

Энтузиастам, когда-то рискнувшим показать экспериментальное кино в глухой провинции, удалось немыслимое — организовать полноценный профессиональный ивент не только не в столице, но в городе, куда, казалось бы, никто никогда добровольно не поедет. Вопреки прогнозам, Канский фестиваль уже не первый год собирает немалую аудиторию, успешно выполняя функцию связующего звена между молодыми и профессиональными режиссерами, кураторами, критиками и прокатчиками.