9 выставок, 2 дискуссии, одни арт-прения и одна световая инсталляция октября

Рубенс и Родченко против мусора и комиксов на фоне светящейся «Свободы»
Два раза в месяц мы будем рассказывать про выставки, которые стоит посетить в музеях и галереях Сибири. Это могут быть классические экспозиции из запасников музеев, выставки современного искусства, перформансы, любые иные андеграундные и экспериментальные арт-проекты. Мероприятия в перечне могут иметь абсолютно различные масштаб и направление — основным критерием выбора здесь является то, что они меняют культурную экосистему региона.



Главная гиковская тусовка Comic Con, вариант «Siberia» — это, конечно, не только кино/сериалы/аниме/настолки/игры, но и комиксы. Недавно появившееся красноярское «объединение комикс-культуры» Kras Comics Сult представит там тематический сборник, собравший под одной обложкой двадцать работ авторов из разных городов России. Общая тема — «Культ»; не обойдется без тайных обществ, опасных убийц и гигантских монстров.

Красноярск
27 октября
Comic Con Siberia



Меньше всего ожидаешь увидеть в Омске полотно Рубенса — но тем не менее в музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля вы найдете масштабную работу «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» (1615-1620, размеры: 180×152 см). Интересно, что картина попала в Ирбитский государственный музей изобразительных искусств (откуда приехала в Омск) как копия неизвестного художника с оригинала Рубенса, и только в 2012 году после реставрации и исследований подтвердилось, что ее написал Рубенс. Картину сопровождают гравюры европейского барокко — предшественников художника, копии со знаменитых и не очень живописных и графических оригиналов Рубенса, и гравюры, созданные в одно время с ним или после его смерти.



Тем временем в Красноярске засветилась огромная «Свобода» — световая инсталляция на крыше здания музейного центра «Площадь Мира». Музей построен архитектором по образу и подобию местных скал заповедника «Столбы». Там на одной из них сто лет назад революционер написал слово «свобода». С тех пор раз в несколько лет надпись подкрашивают, лелея как символ движения «столбистов». С подачи автора инсталляции, арт-директора музея Сергея Ковалевского, музей вступает в этот коллективный акт, объединяя вокруг себя людей, неравнодушных как к содержанию высказывания, так и к созиданию в целом. Интересно, что почти сразу инсталляция породила опасения в том, что «скоро уберут», «за автором выезжают», «статья 282 УК».




Самый северный город на планете, который до сих пор выглядит ожившим футуристическим пейзажем, не совсем пригодным для жизни, создавался с оглядкой на некоторые из идей русских конструктивистов начала XX века. Выставка, приуроченная к юбилею Норильска, снова напоминает об этих фантастических городах будущего. Здесь представлены больше 200 работ Александра Родченко, Захара Быкова, Ольги Розановой и других — живопись, графика, дизайн, фотография. В центре экспозиции — исследования Родченко по поиску предметных форм и мечты о городах, строящихся по вертикали, с башнями, воздушными переходами, космическими кораблями и лестницами в небо.

Наследие Родченко рифмуется с фотографиями молодого художника Александра Александрова. Серия его снимков Норильска называется «В поисках Родченко» — так город принимает столетнюю эстафету, обнаруживая параллели с футуристическими образами знаменитого визионера в собственном настоящем.

Норильск
До 20 января
Музей Норильска



Выставка представляет частную коллекцию из квартиры двух томских художников, перенесенную в пространство музея. Попытка как будто впервые «музеефицировать» Наташу Юдину или Ростана Тавасиева выглядит немного несвоевременной, но коллекция действительно дает некий срез современного искусства в разнообразных техниках и жанрах. Что тут есть — живопись Евгения Бухарина, «сибирский романтический концептуализм» Наташи Юдиной, наивный реализм Никиты Позднякова, галерея-кардиган и моментальные рисунки Аксиньи Сарычевой, «бегемотопись» Ростана Тавасиева, скульптуры из металла Светланы Метсо, документация перформансов лаборатории ТРИП, абстрактная живопись Дениса Октября и Полины Шубкиной и многое другое. Всего больше двухсот работ.

«Воображаемый музей» — интересный случай коллекционирования вне музейных стен, и не меценатами, а простыми художниками. В конце концов «третьяковки» начинаются с квартиры. Хотя в этом случае правильнее было бы ее оттуда и не выводить, предпочтя домашние стены чуждому здесь и уже не воображаемому White Cube.

Томск
25 октября – 18 ноября
ГЦСИ Томск



На персональной выставке народного художника Бурятской АССР Владимира Уризченко найдутся работы с собственной мифологией — трепетным отношением к свету, женскими образами, особой декоративностью и эстетикой. Выставка открыла новый зал музея, появившийся на месте запасников. Теперь это самая большая выставочная площадка в Улан-Удэ, с современным светом и трансформируемой системой стен.

Улан-Удэ
До 11 ноября
Музей им. Ц.С. Сампилова



Ночной кошмар современного искусства, мусор как материал для создания работ, снова выходит на свет. Две молодые художницы, Алена Пожиленко и Мария Шинкевич, пытаются картинками из мусора привлечь внимание к загрязнению окружающей среды и информационному шуму. Художницы идут дальше обычного мусорного редимейда: прежде чем внести в галерею, предметы тщательно отмыли. Дало ли это возможность сделать мусор чем-то большим, извлечь из него содержание, поместив в художественный контекст — тема для дискуссии. Эта выставка — еще одна попытка ответить на один из важнейших вопросов мироздания: может ли упаковка от роллтона рождать художественные образы, заплетясь в одну картину с киткатом и дошираком? Остановить художников искать ответ на этот вопрос сможет разве что переезд в Швецию.



Серия работ питерского художника Александра Борисова «Верхний мир» посвящена архитектурной скульптуре Петербурга как карте памяти — с античными богами, героями, легендарными персонажами и орнаментом. Авторские фотографии были обработаны методами шумографии и пиксельной графики — так изображения приблизились к легко узнаваемой цифровой фактуре. Герои из «верхнего мира» становятся продолжением городских уличных экранов и экранов персональных гаджетов с их постоянным потоком шумной во многих смыслах информации.

В названиях работ — имена героев и геотеги, по которым можно узнать местоположение объектов и даже установить с ними виртуальный контакт через Google Maps. Это особенно важно при переезде выставки в Томск, где тема сохранения архитектуры заложена в идентичности города — память трансформируется в тему путешествий, а виртуальный мир не только «шумит», но и оказывается местом обитания богов (буквальным).

Томск
6 октября в 13:00
Splendor Gallery


Региональная версия московского фестиваля Beat Film Festival, одного из самых масштабных фестивалей документального кино в России, включает показы фильмов про зарождение современного рэпа, художника Жана-Мишеля Баския, концерт Depeche Mode и жизнь девочек-скейтбордисток. В Новосибирске пройдет семь показов, в Красноярске — шесть.

Не менее интересна публичная программа дискуссий фестиваля. В Новосибирске планируется мини-лекция московского стилиста, дискуссия с блоггерами и круглый стол про Баския с участием художников, писателей и фотографов. В Красноярске обсудят миграцию стрит-арта в галереи — участвуют местные художники и искусствоведы.

Новосибирск, 3, 4 и 7 октября в «Победе»
Красноярск, 3 октября в 20:00 в «Доме кино»



Омский художник Антон Гудков — настоящий многостаночник; он не только активно экспериментирует с формами и материалами, но и рисует афиши и футболки, сотрудничает с музыкальными коллективами и управляет собственным лэйблом Hiroshima Toy Pet Records. «Упражнения в белой комнате» — его персональная выставка, главным инструментом которой является черный цвет. Рисунок наносится углем или акрилом, эмалью или тушью, а дальше используется разнообразные химикаты для деформации изображений и создания подтеков. Работы выполнены на бывших в употреблении материалах: старых холстах, тряпках, баннерах, фанере. Эти упражнения — не только поиск новых форм художественного выражения, но и переосмысление накопленного опыта и попытка в сериях выразить свое внутреннее состояние.

Омск
2 — 14 октября
Музей «Искусство Омска»




Проект-исследование «Тихие голоса» из Северо-западного филиала ГЦСИ посвящен блокаде Ленинграда. Художники используют современные технологии и открывают малоизвестные источники, пытаясь найти новые способы говорить на такую противоречивую и сложную тему. Это лучший кураторский проект 2017 года по версии Премии им. Сергея Курехина и первая попытка вплотную подойти к теме блокады методами современного искусства.

Образный, не буквальный язык искусства опирается на архивы, дневники и частные свидетельства. Две инсталляции установлены прямо на улице возле музея: монументальный куб «Земля», отсылающий к взрыву Бадаевских складов («сладкую землю», оставшуюся от пожара, употребляли в пищу) и полная ажурного света «Геометрия памяти», напоминающая кресты на окнах и противотанковые ежи. Появление выставки в пространстве Красноярска особенно интересно — это чуть ли не первое место в России, где стали говорить о войне языком современного искусства (проект «Послебеды» 2010 года).

Красноярск
4 октября — 25 ноября
Музейный центр «Площадь мира»



Возможность познакомиться с современным европейским технологическим искусством — интерактивная инсталляция швейцарской художницы Мелоди Муссе (Melodie Mousset) «ХанаХана» (HanaHana 花華). Инсталляция на основе цифровых технологий виртуальной реальности (используются VR-очки HTC Vive) приглашает в мир художественного опыта, напоминающего сюрреалистическую вселенную или видеоигру. Пустыня, куда «телепортируется» тело и где можно творить с помощью рук, расширяется до всеобщего пространства — виртуальные посетители встречают друг друга, подключаясь к интернету.


В Барнауле обсудят цену и ценность произведений искусства. Огромный вопрос — существует ли вообще рынок искусства за пределами столиц? Медиатор прений — комиссар галереи «Республика ИЗО» Вадим Климов; выступить может каждый.

Барнаул
6 октября в 15:00
Республика ИЗО