11 выставок, одна скульптура и одна лекция марта

Молодой дизайн, классика советской графики и проплывающий мимо на лодке человек

Каждый месяц Олеся Позднякова, красноярский арт-критик и член команды Музейного центра «Площадь мира», рассказывает о выставках в музеях и галереях Сибири, советует лучшие и объясняет, почему их стоит предпочесть вечеру в обнимку с ноутбуком. В перечне могут быть как классические экспозиции из запасников, так и выставки современного искусства, перформансы, любые андеграундные и экспериментальные арт-проекты. Случается, что в дайджест попадают лекции и кинопоказы, арт-прения, арт-ярмарки и аукционы. Нам не так важны масштабы и формат мероприятия: будь то полу-публичный междусобойчик художников в гараже или торжественный показ внезапно найденного в запасниках оригинального полотна Рубенса — мы стараемся отбирать инициативы, меняющие культурную экосистему региона. Как минимум, искренние и нескучные.



Если вы художник, куратор, галерист, пиарщик, просто интересуетесь арт-повесткой и у вас / в вашем городе намечается выставка или любое другое арт-событие, присылайте анонс на makersofsiberia@gmail.com. Прикрепите афишу, примеры работ или любые другие релевантные медиа-файлы. Укажите все ссылки и обязательно тему письма — «Выставка». Публикацию не гарантируем, но без внимания не оставим.


Primitive Realism


Красноярск
До конца апреля
Культурное пространство Каменка


Персональная выставка Евгения Спиридонова, больше известного как EvgenyAdd — художника и иллюстратора, работающего в диджитал-арт направлении. Автор известен своим сотрудничеством с Glamour Russia, Business Lifehack, Fashion Collection, Invoise Magazine. Ретроспектива за последние 5 лет включает работы, которые переосмысливают идеи и подачу фешн-иллюстраций, а также картины в стиле primitive art — визуальные композиции, истории и сюжеты, переданные с помощью реалистичных изображений частей тела человека.



Не для всех


Красноярск
30 марта
Mix Max


Двухдневная выставка ни много ни мало «самого известного андерграунд-художника из Красноярска» — правда, пока только по мнению этого самого художника. У выставки интересная предыстория — автор собирал деньги на ее проведение на Boomstarter, хотел четверть миллиона, собирал 50 тысяч, собрал 3. Поддержали его, откровенно скажем, не очень, но выставка все же случится — и обещает быть огромной. На «Не для всех» планируется музыкальное сопровождение, возможность потрогать или почувствовать запах изображенного на картине и «проткнуть сердце художника» (мы тоже пока не понимаем, как это), пространственная работа на 30 квадратных метров в пяти плоскостях, аукцион со скетчами и много чего еще.



Transformation


Красноярск
Свободный, 79


В Красноярске установили скульптуру Даши Намдакова, бурятского скульптора, который сейчас живет в Лондоне, но в городе безапелляционно считается «своим» (учился в местном художественном институте). Намдаков, постоянно воспроизводящий бурятскую мифологию, здесь фантазирует — скульптура представляет собой портрет человека, на голове которого череп животного, а черты лица, нахмуренные, вырубленные, распадаются на огромные камни. Герой словно символизирует древнего обитателя тайги, а будто бы каменные глыбы (бронза на самом деле) — природу Сибири; сходство со скалой «Дед» заповедника Столбы, например, неслучайно. Установленная возле университетского кампуса, «Трансформация», похожая на знаменитую «башку» Ленина из Улан-Удэ, «смотрит» в сторону города, а не университета. Есть вероятность, что кроме сосен и черного неба герой скульптуры ничего не разглядит.


Аз.Арт.Сибирь


Барнаул
До 15 апреля
На разных площадках города


Уже девятая по счету Межрегиональная молодежная художественная выставка, которая проводится раз в два года и становится стартовой площадкой для художников со всей Сибири. На этот раз она вместила в себя около 600 работ — произведений графики, живописи, скульптуры и дизайна, разместившихся на 15 выставочных площадках Барнаула.



Пространство Эшера



Андрей Чежин исследует городской пейзаж как фотомонтажную археологию — с помощью специально изобретенных «масок с секторами» он пересоздает геометрию пространства, скрещивает вертикали, перекраивает здания. Выставка посвящена Маурицу Эшеру, нидерландскому художнику-графику, который исследовал пластические аспекты понятий «бесконечности» и «симметрии». Фотограф использует необычную оптику для обнаружения нового, словно применяет законы калейдоскопа — и в получившихся картинках обнаруживает непредсказуемость, совпадение, красоту.



Классика советской графики



Больше полусотни литографий и линогравюр известных художников, чьи работы многие знают по книжной графике СССР. Среди них, например, художник Гага Ковенчук, оформивший книгу Маяковского «Клоп», которая стала сенсацией и была выпущена тиражом 30 тысяч экземпляров. Или Татьяна Капустина, проиллюстрировавшая больше 120 книг Толстого, Чехова и других отечественных классиков. Работы были переданы в фонд музея еще в 1991 году РОСИЗО, но многие будут представлены публике впервые.



6, 60 и 600 причин дописать Человеческую картину



Огромная, на три уровня музея, выставка Виктора Сачивко — пожалуй, главного красноярского художника — в которой масштаб его живописи наконец нашел выход в масштабе пространственном. Главная идея — заполнить живописью все стены от пола до потолка — в некоторых углах превращается буквально в тотальную инсталляцию. Матричные полотна, разбитые холстами метр на метр, напоминают африканскую, палеотическую живопись; яркие, чистые и просторные фрагменты сменяются наполненными множеством героев. Художника интересует собственная реальность, в которой он стал тем, кем стал. Рисовальщик, способный увлечь одной простой линией или стрелкой, Сачивко размышляет о мире при помощи отпечатков ладони на скале. Но важно здесь не пионерские галстуки на детях и не автопортреты, а тот факт, что ты словно наблюдаешь за кем-то внутри себя.



Техники тела 2.0


Томск
До 20 апреля
Галерея «В Главном»


Художественное исследование опыта телесности современного человека, все более закованного в «бункер» различных технологий: интернет, смартфоны, планшеты, «умные гаджеты», социальные сети, «новые медиа». Свои работы представят четыре художника, работающие с новыми медиа. Среди них — Наталья Алфутова (Москва) и Владимир Абих (Санкт-Петербург). Алфутова в прошлом году оживляла аватары посетителей, изучая, как жизнь человека становится целиком виртуальной, а Абих изобрел «фасадную видеоигру», где два игрока управляли скульптурами, проецирующимися на здание.


Молодой дизайн



Фотография, войлок, керамика, графика, инсталляция — все это сложились в выставку молодого дизайна и выплеснулось в невероятные образы абстракции, безумия и искусства. На открытии была живая коза, а в другом углу — крокодил с сумкой из человеческой кожи. Надувные дельфины прыгают из рояля, а из стены торчат разноцветные лица, как животных, так и людей. Буйство фантазии молодых авторов (кстати, не только из Новосибирска) поражает и приятно радует не только красивыми, но и смысловыми блестками.



ТРУД - ЦЕЛЬ, ИДЕЯ…




Фотовыставка про труд в искусстве, в условиях фабрик и заводов от Мурманских верфей до Саяно-Шушенской ГЭС, а также про то, как изменилось понятие труда с 80-х и до сегодня. Это больше 150 фотографий 18 авторов из Томска, Новокузнецка, Новосибирска, Челябинска, Екатеринбурга, Магнитогорска и Кемерово: репортажи с предприятий и любительское фото на память, портреты рабочих для доски почета и современная мультимедийная фотография. Будут и знаменитые, классические фотографии участников легендарной группы «ТРИВА» из Новокузнецка, с их восхищением будничным героизмом трудом металлургов.


Русская пикториальная фотография XXI века


Енисейск
До 1 апреля
Городской культурный центр


Современных авторов пикториальной фотографии объединила выставка с эпичным названием, заставляющим вспомнить римские цифры. Пикториальной — то есть с использованием изобразительных и технических приемов, сближающих фотографию с живописью, с ее языком, символизмом, эстетикой, эмоциями (течение зародилось 100 лет назад, и вот опять). Участники выставки — финалисты фестиваля художественной фотографии 2017 года; из 2500 фотографий 286 авторов из России, Белоруссии, Узбекистана, Украины и США отобрали 71. Работы напоминают рисунки, выполненные мягкими материалами: углем, соусом, сангиной или пастелью. Среди сюжетов — тишина улиц и домов, застывшая природа и присутствующий в ней только по касательной (в некоторых случаях буквально проплывающий мимо на лодке) человек.



Кому важны и нужны профессиональные выставки?


Омск
7 марта в 19:00
Мира, 7а


Лекция о том, как организуется выставка, что бывает даже интереснее самих экспозиций: маркетинговое продвижение, реклама, PR, личные продажи, стимулирование сбыта. Пройдет в рамках «Арт-четвергов» Омской арт-резиденции. Каждый четверг представители различных творческих профессий делятся секретами своего мастерства со всеми желающими: от построения модели персонального бренда до современных трендов осознанного потребления и ресайклинга. 7 марта спикером будет Светлана Лещинская, директор выставок Международного выставочного центра «Интерсиб» и куратор EXPO-направления Омской арт-резиденции. Полное расписание «Арт-четвергов» можно найти тут.



From Street For Eat 5


Новосибирск
До 14 апреля
Разные площадки города


Известная граффити-тусовка From Street For Eat, проходящая уже в пятый раз, переделала формат, став серией недельных выставок, персональных и коллективных. Название проекта, который в ближайший месяц прямо-таки захватит Новосибирск, можно перевести как «С улицы для еды» — граффити и уличное искусство в данном контексте становятся пищей для ума. С 1 по 7 марта прошла персональная выставка уличного художника Романа Есина, подводящая итоги 13 лет рисования на улице — проб на стенах и холстах, со шрифтами и портретами, аэрозолем и акрилом. С 8 марта начнется коллективная выставка пленочной фотографии, а с 15-го — выставка авторской плакатной графики. Потом будут художники из Томска и Ангарска, а завершится все выставкой спрятанных в городе работ.