Сибирский иронический концептуализм: Фотоотчет с новой выставки ЦК19

Критическое осмысление мифов и штампов о «сибирскости», «сибирской идентичности», а также негласных правил «высокого» искусства


29 ноября в ЦК19 открылась выставка-манифест «Сибирский иронический концептуализм» в рамках XIII Международного рождественского фестиваля искусств. Движение зародилось в конце 90-х, в противовес уже устоявшемуся «московскому романтическому концептуализму», а его участники — одни из самых заметных сибирских художников на российской и международной арт-сцене. Среди них новосибирская арт-группа «Синие Носы», красноярец Василий Слонов, омич Дамир Муратов и многие другие.

Текущий проект развивает идеи нашумевшей выставки «Соединенные штаты Сибири», организованной Муратовым в 2013 году — тут представлен более широкий архив работ и новое поколение авторов. А Вячеслав Мизин, один из основателей «Синих носов», недавно возглавивший отдел художественных проектов в ЦК19, выступил в качестве одного из кураторов — это первый проект при его непосредственном руководстве.

Самым популярным экспонатом на открытии стала серия «Имперские кокошники» Василия Слонова, обыгрывающая стереотипы о «сибирской суровости». Впервые в Новосибирске была представлена скульптура «Ленин в зимнем уборе» и другие работы томички Натальи Юдиной, которая ранее экспонировалась на выставке Art Riot: Post-Soviet Actionism в галерее Saatchi в Лондоне.

Дамир Муратов и «Синие носы» показали как свои самые известные архивные работы, так и новые. Всего в выставке приняли участие порядка 40 художников и вся экспозиция едва помещается в залах ЦК19, экспонаты буквально расположены от пола до потолка. Она продлиться до 12 января следующего года, а 19 и 25 декабря, в рамках публичной программы, можно попасть на кураторские экскурсии от Сергея Самойленко и Петра Жеребцова. Вход на них по регистрации.