Братство всех со всеми: Как прошел фестиваль художественного самиздата «Корешки»

Как сбросить покров тайны с культуры самиздата и познакомить всех между собой


«Для Новосибирска в целом культура самиздата немножко тайная», — признаются организаторы фестиваля художественного самиздата «Корешки», который прошел в Новосибирске в апреле и мае. На афише даты были указаны как «22-24 апреля», но на самом деле программа получилась куда обширнее — выставки, организованные в рамках «Корешков», работали еще месяц, и к ним были приурочены различные события, дискуссии, встречи, импровизационные концерты, на которых музыканты использовали созданные художниками зины в качестве источников текстов.
Как и жители Новосибирска, мы тоже немного удивлены тем, сколько всего интересного и разностороннего можно встроить в программу мероприятия под названием «фестиваль художественного самиздата» — поэтому мы попросили участников организационной команды рассказать нам о своем детище, о том, откуда появилась идея «Корешков», что удалось и что не удалось, а также о том, как художественный самиздат помогает выживать в непростые времена катастроф.
Янина Болдырева
Художница, организатор

Фестиваль был задуман еще году в 2015-м — Лера Ветошкина тогда делала фестиваль, который назывался «Сам издам!». Это был такой чемоданчик с книгами, которые ей присылали самиздатчики со всего мира. Там были разные жанры и направления самиздата, и вот она все, что люди присылали, показывала на разных книжных фестивалях — на «КРЯККе» в Красноярске, на фестивале «Белое пятно» в Новосибирске, в Томске тоже был какой-то литературный фестиваль. Собственно, так я и познакомилась с Лерой — изначально я хотела делать вместе с ней ее же фестиваль, чтобы была полноценная программа на несколько дней, полноценные выставки. Мы долго с ней про это говорили, так ни к чему и не пришли. А потом у нее изменился вектор деятельности, она ушла в совсем другие занятия, и я поняла, что надо делать все самим.

Мы собрались с друзьями и написали заявку на грант — это было еще до карантина, в 2019 году. Это была наша вторая попытка сделать фестиваль. Заявка какое-то время лежала, а потом в прошлом году, с концом пандемии Аня Галеева написала смету и решила все отправить. Таким образом мы получили на «Корешки» какие-то деньги.

По сути, всем занимаются три человека — Зося Леутина, Оля Таирова и я. Но в этом году подключилось много волонтеров — в итоге над фестивалем работала команда больше десяти человек. Институции тоже подключились — ЦК19, Научно-техническая библиотека и Областная научная библиотека тоже помогали, как могли. Фестиваль в результате получился достаточно масштабным, поскольку было задействовано сразу несколько площадок.

Основной идеей было объединение — и художников, и самиздатчиков, и издателей, и потенциальных художников, которые могли бы что-то издавать, но еще этим не занимались. Хотелось вообще создать такое братство, объединение всех со всеми — потому что у нас художники не знают, что делают фотографы, фотографы не знают, что делают поэты, никто ни с кем не общается. А мы хотели создать какую-то общую среду, чтобы все на всех посмотрели. Мы для этого делали и художественно-поэтическую лабораторию, и детскую лабораторию; такие мультидисциплинарные штуки нужны, чтобы люди не только проявили себя как-то, но и вдохновились на какие-то новые проекты. В общем-то, это получилось — у нас очень много отзывов от начинающих художников, или от людей, которые давно работают в какой-то области искусства, но самиздатом не занимались, а теперь шлют нам свои первые зины и книжки или рассказывают о том, как будут их делать. Это для нас очень важно.

Очень жаль, что все это наложилось на события в Украине. Фестиваль готовился заранее, и мы хотели сделать большую иностранную программу — у нас были спикеры, которые готовы были приехать рассказать про классический и современный европейский самиздат, например. Настроения в принципе были у всех достаточно мрачные. Было много слез — но было и ощущение, что все были объединены в каком-то общем потоке, всем хотелось общаться. Для многих фестиваль стал такой отдушиной. Мы тоже старались не игнорировать какие-то актуальные проекты — например, художница Вера Петровская сделала для фестиваля artist book о событиях в Украине, и это был не столько политический жест, сколько художественный, достаточно тонкий, и он был очень к месту. Мне кажется, многие его оценили — эту книгу много фотографировали, мы получили много отзывов именно на нее.

Были и другие проекты — нам удалось показать много украинских авторов и других книг, которые были для нас важны с точки зрения прав человека и его свобод, в том числе и свободы самовыражения. В целом есть ощущение, что основная цель фестиваля немножко сместилась из-за текущих событий. Мы хотели говорить не только об объединении, но и о развитии, о дальнейших планах — а сейчас о планах как-то говорить не приходится. Много опций из тех, что мы показывали на фестивале, например, фотокниги, или какие-то другие сложные проекты, стали сейчас недоступны, их дико дорого напечатать в тираже. Что с этим делать, пока непонятно, и в рамках фестиваля мы все это тоже обсуждали. Все в итоге свелось к объединению между собой, к поддержке друг друга, к какой-то гуманитарной миссии поддержания культурного действия, культурного процесса во время катастрофы.

В принципе, все, что мы хотели сделать, удалось, за исключением, может быть, пары онлайн-встреч — с онлайном почему-то до сих пор все сложно, хотя, казалось бы, все уже привыкли к онлайну за пандемию. А все остальное достаточно успешно прошло — очень много людей пришло на события, на выставки, даже это неожиданно как-то было. От авторов мы тоже получили хорошие отзывы, все нас благодарили. В общем, можно сказать, что все удалось, что мы планировали — и даже чуть больше, потому что к нам приехало несколько человек, которых мы вообще не планировали. Причем они приехали за свой счет — это Владимир Селезнев, фотограф из Москвы, это Оля Зайцева из «Манежа» в Питере. Было еще несколько человек, которые приехали за свой счет, поучаствовали и сделали нашу программу насыщеннее и интереснее. Спасибо им большое.

Зося Леутина
Художница, организатор

На фестивале у нас было три основные площадки — одна была посвящена самиздату, вторая была посвящена фотокнигам, а на третьей были представлены и зины, и книги художника. Была еще сборная демонстрационная площадка, где проходили мастер-классы, и там было всего помаленечку. В основном там были зины, а еще небольшая выставка знаменитого местного художника Олега Волова. В свое время он объединил вокруг себя художников и поэтов андеграунда, и у него была огромная коллекция — и вот работы из его коллекции и его живопись мы выставляли на площадке библиотеки НГОНБ. У людей была отличная возможность пройти в течение фестиваля по всем площадкам, посмотреть совершенно разные виды самиздата. В программе было много встреч с художниками, мастер-классов, причем людей на этих событиях было достаточно много. Может быть, именно такой широкий формат, непривычный и редкий для России (нам так, по крайней мере, кажется), стоит благодарить за то, что многие художники, собиратели самиздата и эксперты в разных областях согласились к нам приехать, прочитать лекции, провести мастер-класс.

Для Новосибирска в целом культура самиздата такая немножко тайная. У нас хоть и есть люди, которые делают авторские книги, и благодаря тому, что мы провели фестиваль, они стали видимыми, заметными — но в принципе в каком-то художественном мэйнстриме самиздата нет. Подобных выставок, делающих на нем акцент, здесь не было. Поэтому мне кажется, что наши выставки и фестиваль в целом были очень вдохновляющими для местных творческих людей. Ведь он показал, что творить, заниматься независимым авторским высказыванием можно в любом медиуме, при любой тематике и с любым количеством бюджета. И даже нас самих фестиваль вдохновил на какие-то новые проекты — лично меня, по крайней мере, точно.

Антон Метельков
Куратор исторической и литературной программы

Я работаю в ГПНТБ СО РАН, и на базе библиотеки мы с друзьями организовали Студию 312, неофиициальное объединение новосибирских поэтов и художников. Недавно на базе студии нам удалось открыть сектор самиздата и нетрадиционной печати. За годы работы студии в ней был собран большой архив, посвященный неофициальному искусству Сибири. Это живопись, графика, самиздат, машинописи, рукописи, книги, зины и многое другое из коллекций поэта, художника, коллекционера и издателя Олега Волова, архивариуса новосибирской поэзии Евгения Иорданского, организатора Дней поэзии в НЭТИ Евгения Шурыгина, поэта и прозаика Виктора Iванiва, поэтессы Юлии Пивоваровой, организатора фестиваля «Сам издам!» Валерии Ветошкиной и так далее. Последний «Сам издам!», кстати, прошел у нас в библиотеке в 2015 году, а позже Валерия подарила нам свою уникальную коллекцию — так что для нас было важно это наследование ее фестивалю.

В рамках нашей программы «Корешков» мы организовали выставку исторического и современного литературного самиздата «Более слово, чем слева», где были представлены, помимо материалов из фондов нашего сектора самиздата, многочисленные материалы из частных архивов (рок-самиздат из архива председателя Новосибирского рок-клуба Валерия Мурзина, предоставленный Юрием Фомиченко и Марией Черновой, христианский самиздат из архива Натальи Осокиной, отдельные образцы самиздата из архивов Андрея Курченко, Андрея Жданова, Макса Батурина и других). В Новосибирской государственной областной научной библиотеке была организована персональная выставка Олега Волова, на которой были показаны не только живопись и графика художника, но и многочисленные образцы изданий из его архива (альманахи «Зелень», «Бестиарий» и другие). Прошли лекции и круглые столы о принципах исследования самиздата и альтернативного книгоиздания, о самиздате эпохи Перестройки, о музыкальном самиздате, о самиздате и прото-самиздате в Сибири, а также о понятийном аппарате и методологии исследования самиздата и об одной из ключевых фигур в истории самиздата и диссидентского движения — Анатолии Марченко.

Мы пригласили на фестиваль гостей, занимающихся исследованиями самиздата — Елену Струкову, заведующую фондом социально-политической истории при ГПИБ России (это единственное структурное подразделение в библиотечной системе России помимо нашего сектора, целенаправленно занимающееся изучением самиздата), Геннадия Кузовкина, одного из главных исследователей истории инакомыслия у нас в стране, Сергея Гурьева, ключевого деятеля рок-самиздата, основателя журнала «Контр Культ Ур’а» и Наталью Ибрагимову, редактора кемеровского журнала поэзии «После 12». Для нас было важно, что фестиваль дал возможность выйти в научную плоскость — самиздат исследуется не очень системно, а тут была возможность взять местную накопившуюся базу и выстроить вокруг нее при помощи лекций, дискуссий и прочего какой-то более широкий контекст.

Участники Студии 312 также провели две лаборатории «Змеи и лестницы», посвященные художественно-поэтическому исследованию города, и выпустили два номера одноименного зина — первый был посвящен улице Фабричной, второй улице Станиславского. В этом плане сообщество, сформировавшееся вокруг студии, отлично вписалось в фестиваль «Корешки» и в качестве заинтересованных зрителей, и в качестве участников. Мне кажется, очень здорово, что самиздат сохраняется в материальном виде, а современные поэты и художники могут продолжать взаимодействовать с этим наследием.