Другие 48 часов: Фоторепортаж с фестиваля «48 часов Новосибирск»

Настоящее, эмоциональное и вещественное на фестивале искусств в Новосибирске


С 19 часов пятницы 13 сентября до 19 часов 15 сентября в Новосибирске прошел первый независимый фестиваль искусства «48 часов Новосибирск». За это время посетители смогли побывать более чем на 100 событиях, подготовленных современными художниками из Сибири и Германии на 20 площадках города. Сделать это можно было бесплатно.

Концептуально фестиваль в Новосибирске тесно связан со своим «старшим братом» из Берлина, фестивалем «48 часов Нойкёльн» (48 Stunden Neukölln). 20 лет назад этот район Берлина считался неблагополучным, отличался высокой концентрацией иммигрантов и негативно освещался в СМИ. В ответ на сокращение финансирования культуры объединения Kulturnetzwerk и Neukölln e.V устроили недельную витрину культурно-художественной сцены Нойкёльна. В последующие годы она ограничилась 48 часами, откуда и появилось название. Фестиваль существенно изменил судьбу района и сейчас является крупнейшим из подобных мероприятий в Берлине. Кураторы объединения Neukölln e.V выступили одними из организаторов события в Новосибирске. С новосибирской стороны над фестивалем работали обновленный Городской центр изобразительных искусств (ГЦИИ), теперь называющийся ЦК19, и «Гёте-Институт Новосибирск», при дружественной поддержке программы МИД Германии «Восточное партнерство».

В качестве центральной темы сибирско-немецкая команда выбрала «Новое настоящее», чтобы поговорить о настоящем времени и выходе за пределы новой эстетики. Тема также работала как отсылка к авангардному журналу «Настоящее», который сыграл важную роль в культурной жизни Новосибирска. Он издавался с января 1928 года по январь 1930 года литературной группой «Настоящее», члены которой следовали идеологии Левого фронта искусств (ЛЕФ) и пропагандировали «литературу факта» и производственное искусство, нацеленное на социальный показ. Журнал был радикальным для своего времени и даже спустя столетие темы статей звучат актуально — женская эмансипация, антиколониальная риторика, альтернативные патриархальные формы коллективности, парадокс факта и фикции. Деятельность редакции была прервана из Москвы, большая часть участников репрессирована, а тиражи журнала, иногда доходившие до 4000 экземпляров, изъяты из библиотек.

В обширной программе фестиваля можно было выделить три основных блока. Главный (тематический) предлагал взглянуть на повседневность заново — как работает память, какие мы видим сны, какое место у природы в городе, какие у нас отношения с ней и между собой. 15 российских и 10 немецких художников объединились и рассказали о городе, современной урбанистической культуре в целом и новосибирской специфике в частности. Главным требованием к участникам данного блока стало то, что работы должны быть простыми, легко транспортируемыми или создающимися на месте из подручных материалов. В центре культуры ЦК19 прошли две выставки и открытие фестиваля.

Арт-интервенция в городское пространство «Schwarzer himmel / Черное небо»

Барбара Кавенг



Перед самым открытием у здания ЦК19 Барбара Кавенг, совместно с режиссером Алексеем Крикливым (Мастерская Крикливого и Панькова lab4dram) и перформерами театра современного танца «Синестетика», провели перформанс, исследовавший способность человека к саморазрушению. «Кусочек неба» упал на землю, астронавт приземлился — это был полет в будущее, который закончился на пепелище сожженного настоящего. На протяжении всего перфоманса художники измельчали уголь и наносили пигмент на открытки в виде черного квадрата для посетителей фестиваля. Символ беспредметности у Малевича превратился в напоминание о выжженом мире. В последующие дни фестиваля перформанс повторялся в других общественным местах.

Перформативная инсталляция Skinned

Мириам Гуртнер, Софи Аршталь, Дитхилд Майер, Лиза Премке



Перформанс начался во время торжественных речей по случаю открытия, среди толпы. Три танцовщицы исследовали свое восприятие безопасности, находясь и перемещаясь в непосредственной близости от публики. Художницы показали, что стремлением к контролю можно играть, а уязвимость рассматривать как творческий акт. Тело может существовать на особом уровне между скульптурой и танцем, тишиной и движением. Получился своеобразный вызов привычным моделям поведения и нашим представлениям о риске и интимности.

Видеоинсталляция «What form should future take? / Relative shift»

Клаудия фон Функе



Берлинская художница в течение двух недель лета собирала в Новосибирске видеоматериалы для инсталляции. В видеоработе представлен Новосибирск в движении, фрагментарная и абстрактная картина города, где человек является частью городской матрицы.

Инсталляции

Ульрих Фогль



Свои инсталляции художник создает из материалов, которые можно найти прямо на месте экспонирования. В Новосибирске их было две — «Новосибирское окно» в ЦК19 было создано из зеркала, лампы и веток, а расположившаяся во дворе бара The Rooks работа «Хлеба и зрелищ» из воздушного шара, капельницы и водки.

Коммуникационный перформанс «Empathy 2.0.»

Евгений Гаврилов, Алексей Грищенко и Ксения Жукова



Перформанс прошел 14 сентября в зале ЦК19. На головах исполнителей были закреплены искусственные рога, а по всему тему — датчики. На рогах высвечивалась эмоция, обозначенная в виде определенного цвета; в процессе коммуникации перформеров цвета менялись. Эти изменения проявлялись и в звуке, вся драматургия музыкально-перформативного действа была построена на этой эмоциональной динамике. Представление стало, по сути, воплощением невербальной коммуникацией, а участники — своего рода ожившими эмодзи.

Второй блок программы состоял из внешних кураторских проектов, подготовленных активными участниками сибирской сцены. Это были персональные шоу и групповые выставки, эксперименты отдельных независимых площадок и коллаборации художников из Германии и России, а также отдельный полномасштабный музыкальный спецпроект.

Выставочный проект «Новая материальность»

Герман Преображенский



Проект реализовали в арт-платформе НГОНБ. На месте проведения еще недавно стояла избушка, в которой была библиотека, а теперь тут элитный многоквартирный комплекс Rich House. Согласие на снос старого здания и строительство нового было получено с условием, что библиотеке отдадут этаж в новом доме. Это история также вложила определенные смыслы в проект. Художники создали условия для проявления материальности без идеи или формы: человек-творец выступал с вещами на равных, не подчиняя их. Авторы размышляли над природой произведения, статусом галереи как технического устройства создания и функционирования искусства, сути веществености и материальности, парадоксами восприятия и выставленности. На выставке новая материальность была представлена во всех возможных видах, не всегда связанных с формой или идеей. Тут были и вещи, попавшие под воздействие стихий, сгоревшие или находившиеся в воде и выброшенные на берег, и более привычные, «сделанные» объекты и рисунки.

Выставочный проект «Грязные женщины»

Ольга Посух, Ирина Каратаева



Выставка посвящена осмыслению бытующего на сегодняшний день в обществе отношения к женщине и ее праве на свое тело, ее праве на свое удовольствие от этого тела, а также праве говорить про это и об отношении общества к такому высказыванию. Основой экспозиции выступил массив работ разных художниц, посвященных телесности, которые ранее были отвергнуты другими галереями из соображений цензуры. Помимо этого, были представлены проекты, сделанные специально для фестиваля.

Иммерсивная выставка «я н и г д е»

Полина Кардамон, Евгений Лемешонок



Каждый участник выставки получил в распоряжение комнату в мастерской lab4dram, организованной театральными режиссерами Крикливым и Паньковым. Таким образом их художественное высказывание получило физические границы, которые каждый заполнил важным для себя содержанием. Показательно, что главной темой в конечном итоге оказалась теснота.

Музыкальный спецпроект Infra_thin лейбла Klammklang (Москва) и творческого объединения FFAF (Новосибирск)

Станислав «HMOT» Шарифуллин



Название отсылает к теоретическим работам исследователя звука Франсуа Бонне, который использовал термин «инфратонкое» для иллюстрации зыбкой, эфемерной природы звука. В качестве визуального символа спецпроекта выбрано изображение муравья, насекомого способного слышать и воспроизводить инфразвуки в диапазоне от 0,3 до 5 кГц, недоступные человеческому уху. Часть проекта проходила в здании кинотеатра «Синема», а основная музыкальная программа была представлена в баре Jonathan в ночь с 14 на 15 сентября.

Выставочный проект и перформанс «Назло Родине»

Маяна Насыбуллова



Проект, осмысляющий судьбу заключенных в России. Исторически тюрьма не воспитывала, а ломала, уничтожая человеческое достоинство, лишая уважения к труду и личности. Последней границей собственной независимости для заключенных оставалось тело, где они могли что-то высказать. Символьно-знаковым языком татуировки выражались позиции, привязанности, ненависть к власти. Выставка прошла в галерее «Пост», которая расположена в бывшем помещении подразделения КГБ. Там же прошел двухчасовой перформанс «Шаламовские чтения», во время которого художнице делали татуировку.

Музей-бар «Синих носов»

Вячеслав Мизин



Презентация общесибирского декларативного проекта 2004-2018 годов, основанного на иронии, самоиронии и гротеске. Были представлены как известные произведения, так и не самые характерные. В рамках открытия музея-бара состоялся концерт группы Nuclear Losь.

Сеансы портретирования «Портрет — не только портрет»

Константин Скотников



Акция была задумана как способ продолжить традицию, плотно укорененную в российском академическом визуальном искусстве. Любой случайный посетитель кофейни Pitchii Coffee имел возможность быть зафиксированным художником Константином Скотниковым.

Перформанс и интервенция в городское пространство «Алайский рынок»

Филипп Крикунов, Ерог Зайцев



Основой проекта стало стихотворение поэта-конструктивиста Владимира Луговского «Алайский рынок» (1942 год), лирический герой которого, находясь в эвакуации в Ташкенте во время Великой Отечественной войны, сидит и просит подаяние, пока вокруг него день и ночь кипит бурная жизнь. Кураторы заверяют, что текст и участники перформанса были выбраны с помощью древнесибирского шаманского обряда, в ходе которого имена проявились в языках пламени. Перформанс прошел в торговых рядах Центрального рынка и совместил в себе поэму Луговского, театральные практики, работы новосибирского фешн-дизайнера Златы Белокобыльской и художника Луки Емельянова из Ишима, а также живую реакцию настоящих работников и посетителей рынка.

Свободная форма

Разные авторы



Последний блок — независимая программа под общим названием «Свободная форма», которая формировалась силами и замыслами самих художников без привязки к центральной теме. Практически все участники программы были приглашены через открытый прием заявок, поэтому программа объединила авторов из совершенно разных контекстов и поколений.

Целью всего мероприятия была не только идея сделать современную художественную сцену Новосибирска более заметной, но и способствовать ее тесной интеграции в международный художественный контекст. После окончания часть сибирских участников пригласили принять участие в фестивале в 2020 году в Берлине.