Любовь, аскеза и пограничные состояния

Каждый месяц мы рассказываем о выставках в музеях и галереях Сибири, советуем лучшие и объясняем, почему их стоит предпочесть вечеру в обнимку с ноутбуком. В перечне могут быть как классические экспозиции из запасников, так и выставки современного искусства, перформансы, любые андеграундные и экспериментальные арт-проекты. Случается, что в дайджест попадают лекции и кинопоказы, арт-прения, арт-ярмарки и аукционы. Нам не так важны масштабы и формат мероприятия: будь то полу-публичный междусобойчик художников в гараже или торжественный показ внезапно найденного в запасниках оригинального полотна Рубенса — мы стараемся отбирать инициативы, меняющие культурную экосистему региона. Как минимум, искренние и нескучные.



Если вы художник, куратор, галерист, пиарщик, просто интересуетесь арт-повесткой и у вас / в вашем городе намечается выставка или любое другое арт-событие, присылайте анонс на makersofsiberia@gmail.com. Прикрепите афишу, примеры работ или любые другие релевантные медиа-файлы. Укажите все ссылки и обязательно тему письма — «Выставка». Публикацию не гарантируем, но без внимания не оставим.


Аскеза



Аскеза — духовная практика, помогающая в ускоренном ритме жизни острее прочувствовать мир. Графические работы Сергея Рукавишникова стремятся при помощи драматичности сюжетов и лаконичности их воплощения привнести ясность в душу и разум, помочь разобраться в сомнениях и двойных смыслах. Изящество и аскетичность графики созвучны острой злободневности образов. Более 50 работ, выполненных в 2018-2019 годах, представлены зрителю впервые.



На поверхности



Выставка «особого формата», в рамках которой молодые авторы решали нетривиальную задачу — пытались отбросить господствующие арт-стереотипы и создать работу, смысл которой лежит на поверхности. Команда Stickermania подготовила авторские стикеры, перекликающиеся с холстами, которые можно унести с собой.



Монтенегро



Черногория или Монтенегро — это маленькая и дружелюбная страна. Здесь интересным образом сочетаются православие и ислам, Запад и Восток. Летом 2018 года художники Лидия Заремба, Наталья Пронина и Сергей Прохоров попали на творческую дачу в Черногории и участвовали в пленэре, организованном Международным Фондом «Культурное достояние». Пленэрные работы авторов отражают красоту и своеобразие Боко-Которского залива ипр маленьких городков на побережье Адриатики.


THE LOVE


Иркутск
До 15 марта
Галерея В. Бронштейна


Иркутская галерея продолжает знакомить с монгольскими художниками. Художница Ану Наран из Улан-Батора размышляет о любви: чувствах влюбленных, отношениях внутри семьи, привязанности к близким людям и друзьям, заботе о маленьких детях и животных. Ану комбинирует на холсте акриловые и масляные краски, аппликации из шелка и хлопка и даже древесный уголь. Пастельные оттенки символизируют нежность, доброту и мягкость. В экспозицию вошли 15 картин и инсталляция, олицетворяющая круг жизни.



Теплушка



Выставка новосибирской художницы Янины Болдыревой отсылает к истории Сибири и представляет регион как место выживания, ссылки и становления человеческого духа. В экспозиции — фотографии новосибирских улиц, прилавков и людей, а также иллюстрации, выполненные в монохромной гамме с вкраплением ярко алого цвета. Привычный мир в работах автора инвертируется и отражается под иным углом. «Это путешествие внутрь темного леса, солдатский сон в окопе, дневник экзистенциального выживания и хроника борьбы с абсурдом», — объясняет художница.



Персональная выставка Елизаветы Рыловой


Новосибирск
До 2 февраля
Пространство «Арт Ель»


На выставке представлена авторская графика новосибирской художницы Елизаветы Рыловой, отличительной особенностью которой является большое количество мелких деталей. В каждом квадратном сантиметре автор умещает множество элементов, на изучение которых требуется время. Декоративность, бессюжетность и немного лесковского «Левши».



POP ART



Первая персональная выставка барнаульской художницы Екатерины Громовой — высказывание автора на тему сексуальности как способа манипуляции массовым сознанием. Художница обращается к поп-арту как языку иронии: будто бы сошедшие со страниц комиксов обнаженные женщины, брутальные мужчины и фрагменты постельных сцен словно бы продают сексуальное желание как товар. Однако во всех героинях Екатерина изображает и себя, размышляя таким образом над тем, как много в ее самовосприятии навязанного массовой культурой.


Изъятая повседневность


Новосибирск
До 1 марта
ЦК19


Выставка из двух частей. Первая часть включает в себя порядка 150 отпечатанных снимков легендарной новокузнецкой группы «ТРИВА». Фотографы работали в штате Кузнецкого металлургического комбината и снимали советскую жизнь на натуре, погружаясь в событие, уходя от постановочности и любой художественности. Вторая часть «Изъятой повседневности» — результат визуальных исследований художника Александра Никольского, лауреата MoS Photo Prize. Это текущий фотопроект автора «Рефракция» (2018 — 2020). В нем демонстрируются пограничные территории и состояния — от советского к постсоветскому, от природного к измененному человеком — в ландшафте городов и малонаселенных пунктов Западной Сибири и Урала. А также это богатый найденный фото- и видеоархив всесоюзного общества фотожурналистов «Панорама», иллюстрирующий типичные приметы труда и отдыха заводских работников минувшей эпохи.



Печки-лавочки


Красноярск
До 27 января
Арт-галерея «13А»


Выставка работ красноярского художника Юрия Деева. Он наиболее известен своей лубочной живописью, изображающей мир маленького провинциального городка. Герои — дедульки и бабульки, которые «обитают в кругу лоскутных одеял, добрых собак, горластых петухов, ярких половичков и ковриков и всего того прекрасного и радостного, что дарит жизнь». Можно было бы отнести искусство Деева к наивному, если бы не его профессиональное образование и даже художественная карьера.



Виталий Смагин и его школа. Декоративное искусство


Иркутск
До 23 февраля
Галерея сибирского искусства


Виталий Смагин — один из самых почитаемых современных художников Иркутска. Его называют символистом, отмечают в работах «светоносность», а сам он считал главным, чтобы в искусстве была тайна. В экспозиции — произведения, выполненные в техниках монументально-декоративной живописи: мозаика, витраж, гобелен, фьюзинг, горячая эмаль, аппликация из ткани. На выставке представлены произведения как самого Виталия Смагина, так и его учеников.