Игрушки для взрослых, новые облики прошлого с современной точки зрения и художник, который ушел за дошираком

Каждый месяц мы рассказываем о выставках в музеях и галереях Сибири, советуем лучшие и объясняем, почему их стоит предпочесть вечеру в обнимку с ноутбуком. В перечне могут быть как классические экспозиции из запасников, так и выставки современного искусства, перформансы, любые андеграундные и экспериментальные арт-проекты. Случается, что в дайджест попадают лекции и кинопоказы, арт-прения, арт-ярмарки и аукционы. Нам не так важны масштабы и формат мероприятия: будь то полу-публичный междусобойчик художников в гараже или торжественный показ внезапно найденного в запасниках оригинального полотна Рубенса — мы стараемся отбирать инициативы, меняющие культурную экосистему региона. Как минимум, искренние и нескучные.



Если вы художник, куратор, галерист, пиарщик, просто интересуетесь арт-повесткой и у вас / в вашем городе намечается выставка или любое другое арт-событие, присылайте анонс на makersofsiberia@gmail.com. Прикрепите афишу, примеры работ или любые другие релевантные медиа-файлы. Укажите все ссылки и обязательно тему письма — «Выставка». Публикацию не гарантируем, но без внимания не оставим.


Быль времен



Владимир Распутин — сибирский художник, официальный оформитель альбомов музыкальной группы «Калинов Мост» и иллюстратор книг Дмитрия Ревякина. Его работы объединяет тема героического прошлого Древней Руси. Илья Муромец и Микула Селянинович, Святогор и Волх Всесловович, Добрыня Никитич и Марфа Всеславьевна изображены в уникальной авторской манере графической живописи, схожей с мозаичным исполнением. Фигуры, которые, кажется, в памяти застыли картинами Васнецова и Рериха, автор изображает в четком и лишенном объема стиле компьютерной графики, не заигрывая при этом с современностью.



Мой Вавилон


До 13 июля
Барнаул
Музей Город


Художник Алексей Чеканов известен в Барнауле и за его пределами зарисовками небольшого формата с абсурдными подписями («Я выиграл в лотерею миллион, и теперь хочу на них прикупить ресторан, чтобы было куда пойти ужинать»). Не зря одна из персональных выставок Чеканова называется «Пока ходил за дошираком» — видно и отношение к своему искусству, как к фастфуду, и что создается оно между делом, или так автор хочет, чтобы мы его воспринимали. Название «Мой Вавилон», очевидно, намекает на тему людских страстей и несуразностей, которые абсурд и помогает выявлять.



Лабиринт искусства, или Искусство лабиринта



Выставка, которая ищет связи между омским и мировым искусством, между концептами лабиринта и искусства (и то, и другое — попытки структурировать окружающий мир). Привычное пространство музея с помощью картонных коробок и инсталляций обретает новую структуру: вы не просто гуляете по залам, а движетесь по маршруту, который сами и выбрали, собирая свою историю искусства. Здесь лиричные пейзажи соседствуют с авангардом и работами омских художников-соцреалистов, представителей сурового стиля. В рамках одной выставки можно увидеть картины советского «наследника импрессионистов» Валентина Кукуйцева и колориста Николая Молодцова с моделью машины DeLorean из фильма «Назад в будущее». Вот что пишут посетили в отзывах: «Мы коснулись полуистлевших останков рококо и прекрасной строгой классики, нырнули глубже, в неоархаику, вынырнули в золотой век омской живописи и испытали эстетический восторг от полотен Кукуйцева и Маслова; умилились, глядючи на сложную законспирированную эротическую мечту соцреализма, порадовались за наличие в запасниках музея отличного соц-арта, погрузились в глубины подсознания, пройдя через магнитофонную Лету».



Апокриф



Творчество новосибирского художника Вадима Иванкина связано, в первую очередь, с библейской темой. На выставке представлено около шестидесяти живописных и графических работ разных лет. «Откровение», «Полуночный мир», «Лицевая книга» и другие картины показывают знакомые христианские сюжеты с евангелистами, серафимами и нимбами, однако художник увидел их через призму абстрактного искусства. Герои безликие, фигуры на переднем плане сливаются с фоном, и лишь композиция позволяет угадать, от какого оригинала отталкивался автор. В сегодняшнее время переоценки роли религии и христианских ценностей работы выглядят попыткой честного взгляда на застывший, словно насекомое в янтаре, канон.



(Не)обязательное потребление


Томск
До 30 июня
Галерея «В Главном»


Авторы задались целью показать, что художники и дизайнеры работают с актуальными проблемами общества так же активно, как политики и ученые. Темой стало избыточное потребление. В проекте «МусорОК» Анны Сербиновой утилизируемый мусор превращается в основное сырье для города будущего, печатающего себя на 3-D принтере. Кирилл Яндулов и томская группа «Сну-сну» нарядили местную художественную богему в шапки из фольги, которые спасают от гипнотизирующего электромагнитного излучения потребительства. Митя Главанаков представил технические интерфейсы для общения с растениями. Екатерина Медведева создала работу, в которой художественная визуальность произведена нейронной сетью, выступившей в роли «живописца», что наводит на вопрос — если это искусство, созданное роботом, должно ли оно предназначаться роботам? Выставка не про красоту исполнения, а про красоту замысла.


Поздеев Жуковский


Красноярск
До 11 августа
Музейный центр «Площадь Мира»


Выставка произведений двух красноярских художников Андрея Поздеева и Владимира Жуковского из частной коллекции их общего друга Людмилы Щегольковой, посвященная ее памяти. Работы Жуковского здесь — это большие деревянные игрушки с эротическим подтекстом, в которые могли бы играть взрослые: двухголовая лошадка, обнаженная неваляшка, разные, как называется одна из коллекций автора, «дикзве» (от словосочетания «дикие звери»), сучки и задоринки. Поздеев — «сибирский Матисс», умевший передать детское восприятие мира, абсолютно контрастный серому промышленному городу, в котором творил. В общем, гремучая смесь. Некоторые работы выставляются впервые.



Время быть первыми



Выставка является частью трехлетнего проекта «Вектор Кузбасса», посвященного 300-летию промышленного освоения региона. «Время быть первыми» рассказывает о первопроходцах: о Гурьевском металлургическом заводе, старейшем в области, первой сельской электростанции в Сибири, самой масштабной кузбасской стройке XX века — Кузнецкстрое, и заодно о коренном населении, телеутах. В экспозиции — полотна Александра Кирчанова, представителя старшего поколения в искусстве Кузбасса, который создал цикл живописных работ о жизни телеутов. Представлены также работы Анны Самойловских, московского графика, в начале 30-х годов работавшей на Кузнецкстрое, куда была направлена Накромпросом. «В ее работах индустриальной тематики ярко отражено время грандиозных строек», — отмечает научный сотрудник Кемеровского областного музея ИЗО Светлана Кравченко. Также будут впервые выставлены альбомы с фотографиями из архива Гурьевского металлургического завода.



Инструкция по применению искусства и себя. Часть 1. Органы восприятия художеств


Красноярск
До середины августа
Музейный центр «Площадь Мира»


Александр Закиров, красноярский художник, продолжающий традиции сибирского иронического концептуализма, впервые выступает в роли куратора. Он предложил оригинальную концепцию выставки: музейная коллекция была рассортирована, исходя из органов, с помощью которых мы воспринимаем искусство. У глаз, мозга и сердца — по отдельному залу. «Идея пришла, когда я участвовал как сотрудник музея в выставке "Горизонты возможного", и приходилось очень часто объяснять людям, почему просто красивые работы соседствуют с работами не очень красивыми, иногда почти из одного текста состоящими, — поясняет Александр. — Я все это проговаривал, объяснял, и появилась идея оформить это в выставку, где все будет разложено по полочкам». По задумке, «классическое» искусство можно воспринимать глазами, не зная контекста, истории жизни автора или концепции работы. Содержание работ для мозга, в духе «Кухонного супрематизма» арт-группы «Синие носы», можно передать простым пересказом: например, это фото, где воспроизведена выставка «0,10» Казимира Малевича, только все абстрактные фигурки заменены на колбасу и сыр. Сердцем же нужно воспринимать, по словам Закирова, подавляющую часть коллекции музея: именно о таких работах часто спрашивают, что хотел сказать автор. Всего в трех залах будет выставлено больше ста экспонатов.


Геоглифы


Новокузнецк
До конца лета
Галерея «2 Суворова»


Геоглиф — это нанесенный на землю геометрический или фигурный узор, как правило, длиной свыше четырех метров. Многие из них настолько велики, что видны только с высоты птичьего полета. Художник из города Уфы Ринат Миннебаев предлагает взглянуть на современные города как на гигантские геоглифы, которые образуют сложные узоры на поверхности земли. Ландшафтные схемы Амстердама, Нью-Йорка, Санкт-Петербурга и других городов угадываются в рельефах на бумаге ручного литья — получается своего рода доисторический Google Maps. Проект показывался на 4 Московской биеннале современного искусства, за границей и в столичных музеях.



Страна Гайдарика


Норильск
До 3 ноября
Музей Норильска


Совместный проект Музея политической истории России (Санкт-Петербург) и Музея Норильска. Выставочный проект рассказывает современным детям о жизни их сверстников в 1930-х годах. В 2010 году «Страна Гайдарика» стала победителем в номинации «Технологии музейной экспозиции» конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Посетители выставки участвуют в приключениях Тимура и его команды, совершают подвиги: перелет через Арктику с Чкаловым, ликвидируют аварию на Кировском заводе, чинят соседский забор. Все это подано в формате квеста — выполненное задание дает ключ к следующему и представляет воспоминание живого свидетеля 30-х годов. Именно в таком формате погружения, кажется, и нужно знакомить с историей, покрытой бронзовым героическим панцирем, и показывать, что внутри бились живые сердца.



СтритАртСибФест «Окрашено»


Новосибирск
30 июня


Шестой стрит-арт фестиваль, собирающий граффити-художников со всей Сибири, будет называться «Тачка-фест». У «Окрашено» в ходу два формата: художники разрисовывают либо городские фасады, либо движимые объекты. В прошлом году забомбили специально подготовленные автомобили, трамвай и даже огромную бетономешалку. На этот раз куратор Иван Ягода планирует добыть фуру или грузовик и провести все в день города на набережной, чтобы увидело больше людей. Уличная выставка работ, сделанных на майском фестивале 2019 года, работает по адресу  Романова, 23.