Русский авангард на новый лад, классика поп-арта и расшитые вручную балалклавы

Каждый месяц мы рассказываем о выставках в музеях и галереях Сибири, советуем лучшие и объясняем, почему их стоит предпочесть вечеру в обнимку с ноутбуком. В перечне могут быть как классические экспозиции из запасников, так и выставки современного искусства, перформансы, любые андеграундные и экспериментальные арт-проекты. Случается, что в дайджест попадают лекции и кинопоказы, арт-прения, арт-ярмарки и аукционы. Нам не так важны масштабы и формат мероприятия: будь то полу-публичный междусобойчик художников в гараже или торжественный показ внезапно найденного в запасниках оригинального полотна Рубенса — мы стараемся отбирать инициативы, меняющие культурную экосистему региона. Как минимум, искренние и нескучные.



Если вы художник, куратор, галерист, пиарщик, просто интересуетесь арт-повесткой и у вас / в вашем городе намечается выставка или любое другое арт-событие, присылайте анонс на makersofsiberia@gmail.com. Прикрепите афишу, примеры работ или любые другие релевантные медиа-файлы. Укажите все ссылки и обязательно тему письма — «Выставка». Публикацию не гарантируем, но без внимания не оставим.


ПОП-АРТ ФОРУМ


Новосибирск
Как минимум, до конца июля
Новосибирский художественный музей


Выставка охватывает все основные имена поп-арта от Питера Блейка до Бэнкси. Особый случай, когда этикетаж не менее важен, чем сами работы. Прижизненные плакаты, литографии и шелкографии банок с супом Кэмпбелл Энди Уорхола, танцующих человечков Кита Харинга, флагов Джаспера Джонса, комиксов Роя Лихтенштейна, обложек пластинок The Beatles и The Velvet Underground — это то, что придает вес выставке. Содержание ее — в пояснительных текстах, где примечательные факты (чего стоит история о том, как Дамиен Херст поставил красную точку на портрете Сталина, и цена его поднялась до 140 тыс. фунтов) перемежаются с историей становления поп-арта и его современностью.



Ты меня не забудешь



Художница Алеся Баламутина превращает армейские балаклавы в карнавальные маски, расшивая их вручную. Балаклава для нее — символ перевоплощения и возможности примерить другую роль. Хотя в наше время систем распознавания лиц, когда укрыться все труднее и, кажется, скоро по типу и выражению лица вам будет предлагаться товар, этот предмет гардероба скорее наводит на грустные размышления о приватности.



Живопись Адама Норина


Томск
17 — 24 июля
Салон «Подвал»


Всего неделю длится выставка томского художника-самоучки Адама Норина. «Батальные сцены с кровищей, животные в неприличных позах, портреты и даже один захудалый натюрморт», — гласит анонс на странице салона. Адам одинаково выразительно рисует все: сцены адских казней, ожившие ночные кошмары, набор инструментов, провинциальные пейзажи. Свой язык художник еще ищет, а пока успешно копирует великих.


Авангард: от Малевича до Шагала



В пространстве музея команда мультимедийной лаборатории «Реально» с помощью живописи и мультимедиа, 3D-mapping, анимации и интерактивности пытается оживить произведения русского авангарда. Это уже не совсем выставка на потеху из серии «Живые полотна», но за всей иммерсивностью легко теряется аналитическая работа кураторов, если она была. В конце концов, если навести смартфон и заставить картину двигаться, ощутишь ли ты ее лучше, чем оригинал? Вопрос спорный. Однако просветительскую миссию проект должен выполнять хорошо. Должное нужно отдать и музею «Искусство Омска» за разнообразие способов привлечения посетителей.



ЭКОСКОП



Видеохудожники семи стран осмысляют тему роста городов и загрязнения окружающей среды, вмешательства человека в жизнь животных и растений и накопление пыли в наших домах. Некоторые съемки по-настоящему завораживают — препарирование цветка, уборка водяного сада XII века в Киото, куриная тюрьма в Бурятии. А, пожалуй, самая масштабная работа «Панорама» итальянца Джанлуки Аббате (единственного мужчины-участника) — движущийся фото- и видеоколлаж всемирного мегаполиса, где смешались джунгли, многоэтажки и люди. «Экоскоп» следует музейным трендам и вместо нравственно-поучительных лозунгов на тему экологии дает посетителю почувствовать, испытать состояние аффекта.



NONAME


Новосибирск
До 1 августа
Творческое пространство«Арт Ель»


Художник Дмитрий Чернов, он же fobos grunt, создает полотна из паттернов, отдельных легко читаемых слов и элементов каллиграфии. Для простейшей аналогии — это примерно то же, что делает Покрас Лампас, но без миссии совместить мировые языки. Кружевная смесь из каллиграфических шрифтов издалека выглядит абстракцией, а вблизи расшифровывается, как поток событий, запечатленных в процессе рисования.



Молчание равнин



Однокурсник Георгия Гурьянова и Виктора Цоя по Ленинградскому художественному училищу им. В.А. Серова, видевший зарождение рок-клуба и протестной культуры, художник Владимир Дайбов нашел себя вдали от мегаполисов. Его вдохновляет несуетная провинция. Его работы — «своего рода метафизические пейзажи, способные порой заразить зрителя и тоской бытия, и неожиданной красотой повседневной реальности». «Пастозное, плотное письмо, четко очерченные формы, контрастные цветовые отношения», — судя по этой цитате из аннотации, томский художественный музей определенно умеет презентовать свои выставки.


(not) dissapointing abstract art extravaganza


Омск
Только 27 июля
Галерея «Левая нога»


Абстракции, местами жутковатые, местами бесхитростные, словно из тех, что рисуют в тетрадках на скучных лекциях, картины, вызывающие ощущение мистического трепета — все это работы Михаила Тварковского. Выставка для автора — повод не только показать свое искусство, но и поговорить о ментальном состоянии. На странице события минимум информации, зато к прочтению предлагается статья о пограничном расстройстве личности.



Барабаны желаний


Красноярск
До 15 августа
ТРЦ «Планета»


Музейный центр «Площадь Мира» уже во второй раз проводит выставку в самом популярном торговом центре Красноярска. Прошлогодний проект назывался «Дефицит» и был посвящен товарам, которых не хватало в СССР. На этот раз музей поселил на втором этаже торговой мекки серию необычных объектов: идола из брендов, елку, гриб и лопаты, отсылающие к гербу Красноярска. В числе авторов «митек» Иван Сотников, концептуалист Дамир Муратов и любимый художник «Площади Мира» Виктор Сачивко. Крутить барабаны желаний в месте, максимально далеком по духу от буддистского монастыря — какая ирония!



Выставочная акция, приуроченная к 85-летию Красноярского края



В экспозиции — творчество двух именитых красноярских художников Бориса Ряузова и Анатолия Знака. Первый специализировался на жанре пейзажа, второй писал все: пейзаж, натюрморт, портрет и жанровую картину. Ряузов большую часть жизни провел в Красноярске, Знак много ездил по стране в поисках идей. Похожи эти мастера статусностью — оба народные художники России, оба состояли в Российской академии художеств; а также тем, что хорошо чувствовали цвет.