Первая совместная выставка резидентов Омской Арт-резиденции. Титульный господин С — это свитер; на выставке представлено больше 50 свитеров, каждый из которых имеет свою историю. Тут есть свитеры из ткани, пряжи и бумаги, металла и фотографий. Есть даже свитер из дерева — старые доски превратились в объект, отсылающий к прадеду художницы, который был охотником и прожил 103 года.
Художник Евгений Кирьянов пытается показать зрителям внешнюю и внутреннюю красоту обычного предмета — промышленного, бытового, любого, но изначально никак не художественного. Титульные странные вещи — более-менее прямолинейное описание работ художника, выполненных в технике ассамбляжа или исторического коллажа (представлено 50 штук, созданных автором за последние одиннадцать лет). Интересно, что художественную практику автор продолжал даже во время службы в Афганистане и создавал коллажи из гильз и обгорелых элементов танков.
В основе выставки — идеология искусства как подарка. Прямо к Новому году «Сугроб» запустил маркет с участием своих резидентов. Кроме произведений Дениса Русакова, Ивана Шатова, Антона Куприянова и других, здесь можно купить деревянные изделия и одежду с авторскими принтами.
Выставка Ирины и Ольги Ертахановых, известных как IOErt, представляет погружение в настоящую зимнюю сказку в формате digital art. Работы выполнены в различных современных техниках: авторская живопись, цифровая графика, пластификация. В последнее время Ертахановы иллюстрируют книги — на выставке можно увидеть, например, иллюстрации из «Снежной королевы», изданной художницами в Англии. Сюжеты их работы навеяны мотивами старинных легенд и преданий — фэнтезийные персонажи оживают в залах галереи благодаря современным технологиям.
Премьера художественно-гуманистического проекта «Медвежьи сны» известного красноярского художника Василия Слонова. Это авторская интерпретация 100-летнего отрезка новейшей русской истории. Главный герой выставки — ватный медведь, «герой наших дней» и «медведь-беспризорник русского подсознания».
Часть медведей Слонова после разгрома выставки «Небесный Иерусалим» в Москве продолжает оставаться в полиции, поэтому художник решил объявить о формировании новой добровольческой дивизии ватных медведей. Первый смотр пройдет в стенах «свободной галереи». Среди косолапых свидетелей истории — мишки-матрешки, мишки-икононосцы, мишка с транспарантом, мишка, ведущий на цепи бесноватую Машу из мультика. Есть также супрематический шатун и самый первый из созданных Слоновым Ватный Медведь с номером Щ262, удачно снятый с московской выставки к юбилею писателя Солженицына. Игрушка в круговую заварена в решетку — Слонов называет это «Русский кубик», а «Gulag Toys» намерен зарегистрировать как товарный знак.
У каждой ежемесячной гаражной выставки Алексея Грищенко есть название, но нет куратора, концепции и какой-либо длительной подготовки. Основная идея — показать последние сделанные работы или рабочий процесс, поэтому там можно увидеть и незавершенные произведения, и экспериментальные вещи, которые не могут быть однозначно названы произведениями искусства.
В этот раз гаражная выставка Грищенко пройдет под заголовком «Рандом». То есть в декабре принцип отбора материала для традиционного подведения итогов месяца будет настолько случайным, насколько это вообще возможно. В ролях художников, делящихся всем «самым свежим и сомнительным» — Филипп Крикунов, Надя Максина, Миша Карлов, Иван Авдеев, Никита Аззи, Софья Шрамова, Петр Жеребцов и другие.
Выставка объединила трех художников, впервые встретившихся в сентябре и тогда же решивших сделать совместный проект. «Приветпока» — это попытка подвести итоги, попрощаться с одним жизненным этапом и встретить новый. Каждый из трех художников (Алена Салоедова, Илья Казанцев, Юра Zabse) выразился по-своему: кто вместо того, чтобы рисовать на стенах, перешел на холсты, кто-то просто символично прощается с этим годом. Легко сказав друг другу «привет», ребята не исключают, что после выставки скажут друг другу «пока».
Выставка фотографов Томска и Москвы в жанре «ломографии», который ставит своей целью заснять мир таким, какой он есть. Это запечатление момента без оглядки на традиционные критерии качества фотографии: наличие резкости, правдоподобную цветопередачу, равномерную плотность кадра. Ломографические снимки на выставке мозаично сгруппированы в ломо-стены, при этом художественную ценность имеет не только каждый отдельный кадр, но и их совокупность. Каждый снимок аутентичен и индивидуален, но при этом вместе они являют собой коллективный поток сознания.
Персональная выставка челябинского художника Николая Панафидина, известного созданием удивительных движущихся скульптур. Его кинетические объекты не имеют практического смысла, часто геометрически близки стилистике композиций художников-конструктивистов или концептуально заряжены на передачу того, чего в реальности не существует. Эффекты реального движения в произведениях Панафидина создают интересные сочетания света и тени, иногда даже звучат. То, что делает художник, относят к метамеханике — созданию фантастических машин и конструкций, находящихся в постоянном движении. Всего на выставке 20 объектов, причем несколько было создано специально для мероприятия в Омске: «Созвездие», «ДНК» и «Космос».
Пейзажи, натюрморты и портреты алтайской художницы Надежды Зеленой, фотопроект Станслава Подусенко, современная каллиграфия Sacha Shore. Дизайнеры из колледжа АлтГУ (ычмухристы) представят сибирский ироничный концептуализм на тему Нового года, а иллюстратор Александр Кожевников в стиле мифологического сюрреализма проиллюстрирует различные произведения прозы и поэзии. Все это под коллективным заголовком «Молодежные выставки».
В Красноярске стартовала ретроспектива Николая Касаткина, которую провезут по городам России (в числе привезут в Пермь, Тюмень и Нижний Новгород). На выставке представлено больше 70 работ из всех ключевых серий художника — здесь можно найти окна, коврики, первые концептуальные работы, портреты, пейзажи, где в одну картину буквально встраивается другая. Название выставки — «Двойная реальность» — недвусмысленно указывает на этот удвоенный реализм живописи Касаткина. В центр экспозиции поместили инсталляцию с сеном — пустые рамы меняют восприятие и будто создают дополнительную реальность. Одну из картин художник доделал специально к выставке («Начало»). Приятный бонус от музея — гид по выставке в Instagram*.