Мать Бурятия, портрет сибирской глубинки и второе по величине выставочное пространство в Сибири

Каждый месяц мы рассказываем о выставках в музеях и галереях Сибири, советуем лучшие и объясняем, почему их стоит предпочесть вечеру в обнимку с ноутбуком. В перечне могут быть как классические экспозиции из запасников, так и выставки современного искусства, перформансы, любые андеграундные и экспериментальные арт-проекты. Случается, что в дайджест попадают лекции и кинопоказы, арт-прения, арт-ярмарки и аукционы. Нам не так важны масштабы и формат мероприятия: будь то полу-публичный междусобойчик художников в гараже или торжественный показ внезапно найденного в запасниках оригинального полотна Рубенса — мы стараемся отбирать инициативы, меняющие культурную экосистему региона. Как минимум, искренние и нескучные.



Если вы художник, куратор, галерист, пиарщик, просто интересуетесь арт-повесткой и у вас / в вашем городе намечается выставка или любое другое арт-событие, присылайте анонс на makersofsiberia@gmail.com. Прикрепите афишу, примеры работ или любые другие релевантные медиа-файлы. Укажите все ссылки и обязательно тему письма — «Выставка». Публикацию не гарантируем, но без внимания не оставим.


Межрегиональная художественная выставка «Форма»



Эта выставка открывает новый Сибирский центр современного искусства, совместный проект местного отделения Союза художников России и «Кузбасской ярмарки». Заявленная выставочная площадь внушительная, порядка 3150 квадратных метров, но она не отнимает у Музейного центра «Площадь Мира» в Красноярске титул лидера в Сибири: у последнего для показа современного искусства есть 5000 квадратных метров («Википедии» верить не стоит, я спрашивал у директора). «Форма» (модное нынче название) представит современное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока — и молодых, и заслуженных авторов. Более 1000 произведений живописи, графики и скульптуры 243 художников, среди которых Зураб Церетели, Валерий Гошко, Александр Муравьев. Для настоящего духа современности хотелось бы добавить какие-нибудь формы искусства XX века: реди-мейды, инсталляции, ассамбляжи, энвайронменты, перформансы.



Русский проект



Выставка Юрия Юрасова, московского художника родом из Кемерово. 54 полотна 1990-х — 2010-х годов, представленные в экспозиции, иллюстрируют творческий путь автора. В постсоветские годы его работы сотрясали устои традиционного искусства. Ранним картинам свойственны образность, нарочитый примитивизм, театральный дух (Юрасов много сотрудничал со столичными театрами), склонность к фарсу. Чего стоит несущий крест Христос, за которым следуют герои сериала «Симпсоны»! В последние годы художник отошел в сторону внутреннего драматизма: тому подтверждение монохромные живописные работы с названиями «Доля», «Мама», «Ищите и обрящете», наполненные русской медитативной тоской.



The Young Siberia


Новосибирск
До 25 августа
Пространство «Арт Ель»


Выставка молодых сибирских художников из Новосибирска, Омска, Томска и Кемерово. Попытка ответить на сложные вопросы: самобытно ли сибирское искусство, насколько повлияли на него географически-климатические условия и особый исторический путь региона? «Специфика "сибирского искусства" — это эстетика пустынных ландшафтов, холодных ледяных ночей и слезящихся глаз от ветра или душевных терзаний», — заявляет в программном тексте выставки художница Вероника Сарычева. Тем интереснее будут смотреться заявленные работы сибиряков о чистоте души, любви к природе и поиске счастья в мелочах.


Негород


Новосибирск
До 25 августа
Новосибирский краеведческий музей


Выставка красноярского фотографа Александра Кустова. Это серия черно-белых фотографий, сделанных в родном селе автора Российка Красноярского края в период с 1973 по 2013 год. В своем творчестве он развивает тему существования человека на периферии, в провинции. Опытный фотограф-любитель десятилетиями снимает то, что душе угодно, и в своих черно-белых снимках показывает неожиданный портрет современной российской глубинки. Александр Кустов: «В моем фотопроекте "Негород" нет поломанных комбайнов, плохих дорог с заросшими бурьяном полями и валяющимися мужиками. Я снимал лица крестьян, их детей, так, как фотографирую своих родных, не теряя надежду на то, что наступит прекрасное время. Я хотел показать людей, особенно детей, будущее поколение — вот они, обратите на них внимание!»



Разговор с небом. Новокузнецк. Москва. Намибия


Новокузнецк
До 1 сентября
Новокузнецкий художественный музей


Более пятидесяти работ Леонида Ступенькова — художника, родившегося в Новокузнецке, учившегося в московской Академии художеств, а последние годы жизни проведшего в Намибии, где его называли «русским Гогеном». Выставленные работы выполнены преимущественно в технике сграффито, то есть процарапывания верхнего слоя краски до обнажения нижнего. Именно в Намибии расположена долина Твифелфонтейн, где сосредоточено самое большое собрание скальных рисунков в Африке и мире. Так что связь очевидна. Сама смерть художника связана с популярным персонажем наскальных рисунков: его ударила в основание черепа антилопа, бросившаяся через дорогу. Открытие состоится 7 августа.



Искусство казанских татар: история и современность


Новокузнецк
До конца сентября
Новокузнецкий художественный музей


Проект, отражающий культуру и духовные традиции мусульманского мира, который обещает стать одним из наиболее выдающихся событий 2019 года. На выставке будет представлено более 200 предметов живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, предметов быта и обихода из собрания Национального музея Республики Татарстан — одежда, образцы вышивки, ткачества, кожаной мозаики, ювелирного искусства, предметы культового назначения. Искусство каллиграфии представлено в живописных, графических и вышитых шамаилях — декоративных панно религиозного и нравственного содержания. Произведения народного и декоративно-прикладного искусства соседствуют на выставке с полотнами татарских художников XX–XXI веков.


Волновой эффект


Иркутск
До 22 сентября
Галерея Виктора Бронштейна


Кураторами проекта выступили экспериментальные авторы из США Габриела Булисова и Марк Айзек, путешествующие по всему миру и создающие искусство на остросоциальные темы. Год они провели в Сибири, изучая культуру Прибайкалья, общаясь с местным населением, учеными и художниками, исследуя местную природу, звуки ветра и воды, флоры и фауны. На выходе получился разносторонний художественный проект — тут и фотографии, снятые через специальные линзы, и данные об изменении климата в формате электронных треков, и фильм о прошлом, настоящем и будущем Байкала. В экспозицию также вошли инсталляции молодых скульпторов из Бурятии, Красноярского края, Кемеровской области и Хакасии — авторы работали с металлическими трубами, стеклом, вторсырьем и пластиком. В результате получились яркие художественные образы, которые так или иначе интерпретируют последствия антропогенного влияния на природу Байкала. «Волновой эффект», по мнению авторов, это последствия той небольшой ряби на воде, которую создают такие проекты: вместе они могут создать волну и способствовать большим переменам.



Персональная выставка Эрдэни Цыденова



Первая персональная выставка автора знаменитой скульптуры «Мать Бурятия», народного художника Бурятии Цыденова Эрдэни Дамбаевича (1934-1984). Так вышло, что при жизни ему не довелось узнать, как его женщина с хадаком (ритуальный длинный шарф, даримый в Тибете и Монголии в знак почтения) стала символом республики Бурятия. Она была воплощена в бронзе и размещена на въезде в Улан-Удэ в 2008 году. Эрдэни Цыденов — первый бурятский художник, получивший академическое образование: он окончил факультет монументальной скульптуры Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной. В работах скульптора европейский академический стиль сочетается с «традиционным мироощущением, в котором отражается душа бурятского народа».



Омск: здесь и сейчас. 2019 Омск индустриальный



Ежегодная выставка-конкурс, которая проводится в рамках дня города. Профессионалы и любители размышляют на тему индустриального прошлого, настоящего и будущего города, где проложили Транссиб, куда эвакуировали крупнейшие промышленные предприятия, где построен нефтеперерабатывающий завод. На выходе получаем продуктовый концептуализм, мусорную инсталляцию, серию патриотических фотопортретов, индустриальную живопись и импрессионизм, играющий в соцреализм.