Политика, знакомства в баре и красный лес, окутанный тьмой


Пришла пора прощаться с летом, но мы в рубрике «Альбомы Сибири» вполне готовы это сделать — торжественно, но с легким сердцем. Сегодня нам в этом помогут пять дуэтов, два трио и россыпь сольных проектов, а также прямые политические высказывания и разговоры о судьбах родины, шутки про знакомства с мальчиками и шумные импровизации, холодное техно и горячие подростковые слезы.

томск/омск/иркутск/москва

Совместный релиз от сборной сибирского андеграунда — новая песня «Шумных и угрожающих выходок», новая песня «Позоров», плюс трек разового проекта, объединившего участников обеих групп с соратниками из других коллективов. Самое прямолинейно-политизированное выступление для всех участников — не то чтобы они чурались политики в своих основных релизах, но там, как правило, политическое несколько растворялось в сюжетах песен-репортажей с полей очень личных и близких к телу боев. Здесь же о конфликте насильственного вторжения политического в личное говорится в основном прямым текстом: «Эй, пацан, ты — силовая структура», ехидно хрипит Лена Кузнецова, и это еще самые сдержанные слова, припасенные для власти исполнителями. Мощная штука, особенно когда подкрепляется столь же напористой музыкой; в песнях «Позоров» и «Выходок» она есть, а совместный проект «День России» немного провисает в сравнении, но берет страстью сразу четырех разных голосов, высказывающихся по теме.


омск

«Играю неплохо для девчонки» — омские девушки из трио «Курица по-пекински», практикующие лучезарный гитарный инди-рок в лучших традициях шугейза и Sonic Youth (в их романтическо-возвышенной ипостаси), неплохо осведомлены о том, что к женщинам, взявшимся за гитары, по-прежнему предъявляют чуть более завышенные (и менее обоснованные) требования. Осведомлены и готовы над этим от души поржать — центральный номер этой (слишком) короткой записи, неотразимая вещица «Пикап», остроумно попинывает замшелые каноны устройства межполовых взаимоотношений, не забывая в процессе посмеяться и над собственной лирической героиней тоже. В этой песне вообще идеально сходится все, что важно для «Курицы по-пекински» — простодушный, но подкупающий своей бесхитростностью беззлобный юмор, цепляющие поп-мелодии, психоделические гитарные фейерверки, шумные импровизации. В общем, уверенная заявка на великие будущие дела.


чита/мурманск/санкт-петербург

Мы тут вроде как прощаемся с летом в этом выпуске, и вот релиз, идеально заточенный под то, чтобы вспоминать об ушедших теплых деньках с радостью и легкой грустинкой — дебютный мини-альбомчик «Дома», питерской группы с сибирскими корнями. «Дом», «Весна», «Целоваться» — лаконично-простодушные названия неплохо характеризуют намерения коллектива; тут звучит легкомысленно-романтичный инди-поп для гитары, драм-машинки и двух голосов, девушки и юноши (и сэмплов из заставки сериала «Санта-Барбара»). «Я спою для себя и для тебя, если захочешь», — слова из припева «Весны» впору записывать «Дому» в общий творческий принцип; это песни, озвучивающие не большие внутренние драмы и не страдания разбитого сердца, а всякие пустячные штуки, приходящие в голову на беззаботной прогулке под летним солнцем.


красноярск

«Красный лес окутан тьмою» — это дуэт Grima, совместный проект братьев Сысоевых о сибирских лесных пожарах этого лета. Сысоевы, пожалуй, главные фигуры молодого блэк-движения Красноярска; два самых интересных проекта в этом жанре последних лет, Deafknife и Ultar, — их рук дело. Теперь есть и третий, Grima, устроенный еще интереснее. Следуя духу классического блэк-металла, искавшего вдохновения в брутальном скандинавском фольклоре, Сысоевы обращают взор на родную Сибирь и принимаются воспевать и оплакивать ее природу в песнях с названиями типа «Сибирская тоска», «Енисей», «Вой в ночи», исполненных, кстати, на русском. Так примерно и надо поступать с заимствованной из другой культуры музыкальной формой — не только максимально отточить владение ее звуковой и исполнительской стороной (играют Grima одновременно канонически и изобретательно), но и содержательно укоренить ее в чем-то исключительно своем.


омск

Проект неутомимого омского эксперименталиста Дмитрия Лапутина, первый из двух в этой подборке. «Как читается название, сам не знаю, — пишет Дмитрий. — Прикус Майкла Джиры, Оскал Середины Мезозоя, Олигоцен Углерез & Лазерные Винтовки, придумайте сами, короче». Эти записи собирались на кучу в течение пяти лет, с посильной помощью омских соратников — участвовали Даниил Белоусов, Антон Гудков, Максим Рудой, Василий Пищухин, Андрей Чурсин, Илья Лехов. Звучит тут инструментальный экспериментальный рок, две главных особенности которого — стена гитарного звука и напористый ритм, словно группа Swans выруливает на автобан имени группы Can и втапливает в пол. Кому-то эта музыка может показаться несколько однообразной, но в этом отчасти и смысл — если хотелось когда-либо познать редкий опыт того, как тебе прямо на голову по 10-15 минут кряду пикирует не то электропоезд, не то Звезда Смерти, то это здесь.


омск

Никакое уплотнение омскому дуэту не требуется, они и так работают довольно плотно — это уже их второй альбом с начала года. Заголовок подобран не зря — на «Холоде» эмбиент-техно «Уплотнения», обычно атмосферное и даже немножко хулиганистое, становится строже и сдержанней, будто музыканты сочиняют саундтрек для какой-то минималистичной художественной инсталляции, проходящей в зале изо льда. Не последнюю роль в альбоме играет рокочущий пост-панковский бас — его вторжения довольно неожиданны, но в то же время на удивление уместно вписываются в общую подмороженную атмосферу.


красноярск

Импровизационный живой сет красноярца Александра Пустынского, выступающего под вывеской AJOKKI. С импровизацией Александр на короткой ноге уже довольно давно — на его счету не только участие в двух коллективных импровизациях «Элеватор» и «Корпус», но и совместное импровизационное выступление с Андреем Бардиным, органистом Красноярского органного зала. На «Музыке для конца лета» звучит многослойный межзвездный эмбиент — накатывает и отступает, убаюкивает и приподнимает уверенными волнами, сменяющими друг друга строго в нужный момент. Даже как-то странно думать о том, что рождалась эта музыка прямо в свободном полете концертной импровизации — столько в ней осмысленности и грациозности.


омск

Импровизационная сборная героев омского (хотя частично уже московского) андеграунда. Играют Антон Гудков («Сверхнож», Tuna Can), Дмитрий Лапутин («Автожир», лейбл Crumbnoise, а также проект V/\W/\V, о котором мы писали выше) и Егор Федоричев. Запись состоит из двух масштабных треков по 20 с хвостом минут каждый; начинается все, как правило, с нервного краут-рока с шумной гитарой, с которым затем по мере развития происходят разные неожиданные метаморфозы. Композиции тут устроены по принципу коллажа — шумную гитарную импровизацию проглатывает напряженный эмбиент, из тревожной тишины выплывают сэмплы пения или разговоров, стена гитарного шума рассыпается на атомы разрозненных звуков. Коллажным методом эта музыка, собственно, и собирается — трио играет в студии продолжительные шумовые импровизации, из которых сам Лапутин потом склеивает многослойные полотна.


томск

Дебютный альбом томского дуэта — Олеся Маркина играет на домре и фортепиано, Александр Сандик отвечает за гитару, бас и барабаны, оба поют. Домра, признаться, немного путает карты — никогда не подумаешь, что с ее участием можно фигачить русскоязычный рэп-кор, но именно этим Unseen Tiger и занимаются. Гитарно-ритмическая сторона, вотчина Александра, выдержана убедительно, но немного ортодоксально; а вот аранжировочные вензеля со стороны инструментов Олеси заметно оживляют звуковую картинку. Участники дуэта также поют и читают рэп, примеряют на себя социальную критику (несколько обобщенного толка) и фолковые сказания — в общем, идей у них много. Не все удается воплотить действительно интересно (расширение состава в пользу гитариста и барабанщика могло бы существенно помочь делу), но с другой стороны, по тропе, которую прокладывают себе Unseen Tiger, помимо них больше практически никто и не ходит.


омск

Омский дуэт выходит на сцену в детских масках и практикует поджарый нойз-роковый примитивизм для гитары, барабанов и периодических вступлений нечленораздельных воплей. Немного пост-панка, немного пост-хардкора, немного пост-блэка, немного ближневосточных мелодий — и сыграно все одновременно напористо и клаустрофобично, словно участники «Головы отца» играют в каком-то слишком тесном для них помещении, крохотном подвале или шкафу. Это ощущение придает их музыке дополнительное напряжение, приковывающее к ней внимание; ничего особенно вроде бы и не происходит, но в то же время возникает некая интенсивная эмоция, от которой не выходит просто отмахнуться.


красноярск

Анне Степановой девятнадцать, у нее на аватарке фото с подписью «я из дешевой драмы»; в кадре темненькая девушка в спортивном костюме на лавочке грустно смотрит сквозь растрепанные ветром волосы. «Мгновенный суицид» — дебютный альбом красноярской певицы, выдержанный в духе новой одростковой интернет-искренности; такой исповедальный акустический поп-минимализм жилами наружу, положенный на аскетичный рэп-бит, как будто Гречка зашла в гости к группе «Макулатура». Максимально сырые гитарные аккорды, простой и неспешный бит — эти двухминутные песенки звучат так, словно Анна напевает первое, что приходит в голову. Но в этой простоте и сырости, в общем-то, и главная сила проекта; благодаря им этот альбомчик звучит практически прямой трансляцией из головы обычной девятнадцатилетней девчонки. Что бы там кто себе не представлял, на практике это не самое уютное место — там в основном тревожно и одиноко.


новосибирск

Свой новый сольный проект новосибирский гитарист Иван Мельцов построил в основном из кирпичиков звука, созданных при помощи сэмплера. Местами это довольно очевидно — в открывающей композиции «Малхолланд драйв», «любимом моими друзьями треке», как поясняет сам Мельцов, переосмысливается кавер-версия на песню Роя Орбисона «Crying» в исполнении Ребекки Дель Рио, звучавшая в одном из самых запоминающихся эпизодов фильма Дэвида Линча «Малхолланд драйв». Местами все хитрее — все ударные тоже засэмплированы из самых разных источников, от Эми Уайнхаус до группы Led Zeppelin, но сделано это, скажем так, не столько оптом, сколько в розницу; Мельцов пересобрал совершенно новые ритмические рисунки из заимствованных одиночных звуков, ударов по тарелке или рабочему. При таком подходе получается что-то вроде атмосферного инструментального хип-хопа, с ударением на слове «атмосферный» — музыка одновременно ритмичная и лиричная. Движение тут подразумевается, но неспешное и задумчивое, словно катаешься на велосипеде без особой цели, лениво жмурясь на августовском солнце, провожая последние летние деньки.


томск

Итоговый архивный сборник от сольного проекта битмейкера и саунд-продюсера Ильи, сейчас играющего в дуэте Elele. В собственном проекте у музыканта на повестке — кинематографически-атмосферная инструментальная электроника; отчасти звонкий многослойный IDM, отчасти конъюнктурный саундтрек для трейлеров, отчасти довольно убедительное резюме саунд-продюсера. Сочинена, быть может, эта музыка не то чтобы особенно интересно (атмосферной электроники, играющей примерно в те же эмоциональные ворота, в мире хватает более чем), но сконструирована все же довольно здорово. Если не ждать натурального катарсиса, а сосредоточиться на хитро устроенных взаимодействиях слоев электронного звука, то будет довольно интересно.

Подписывайтесь на нас в