Один из двух флагманских выставочных проектов фестиваля (второй ниже), базирующихся на площадке организатора «48 часов», центра культуры ЦК19. Двадцать пять художников (15 из России, 10 из Германии) объединяются для того, чтобы поговорить о городе, о современной урбанистике вообще и новосибирской специфике в частности. Причем кураторской группой выдвинуто интересное формальное требование — работы должны быть простыми и легкими, без труда транспортироваться или создаваться на месте из легко добываемых подручных материалов. Современный городской житель существует налегке, важные для него вещи умещаются в рюкзак, а то и вовсе в смартфон, и художники принимают вызов этой новой компактности. В программе выставки — видео и объекты, инсталляции и перформансы, скульптура и фотография. Как работает память, какие мы видим сны, каково место природы в городе, каковы отношения между городскими жителями и общественным и личным — на все эти вроде бы довольно обыденные и очевидные вопросы участники «Нового настоящего» попробуют найти новые и небанальные ответы.
«Настоящее» — так гордо и громко именовался журнал, выходивший в Новосибирске с 1928 по 1930 год. Радикальный и смелый по тогдашним меркам вестник советского авангарда, журнал исследовал настоящее, как нечто «сегодняшнее, неподдельное, предвидение будущего» — спустя почти столетие исследуемые им темы (женская эмансипация, антиколониальная риторика, альтернативные патриархальным формы коллективности) по-прежнему актуальны, как никогда. Команда современных художников из Новосибирска и Красноярска, Иркутска и Москвы вдохновляются журналом и отправляются на поиски постулированных «Настоящим» ценностей в сегодняшнем дне.
Развитие идей выставочного проекта «Поиск новой вещественности», реализованного в прошлом году куратором Германом Преображенским в томском отделении ГЦСИ. Девять художников из Томска, Новосибирска и Санкт-Петербурга при помощи фотографии и объектов, инсталляции и видео займутся развитием размышлений над природой произведений, статусом галереи как технического устройства создания и функционирования искусства, а также над парадоксами восприятия и выставленности и сути вещественности и материальности. Площадкой для этого масштабного исследования станет пустующее пока новое отделение областной научной библиотеки. Современный жилой комплекс Rich House вырос на месте старого здания, в котором находилась библиотека — разрешение на строительство было получено при условии, что в новом доме будет предусмотрено пространство для библиотеки. Строители условие выполнили, но библиотека уже три года никак не может открыться — а теперь станет площадкой для выставочного проекта.
Вежливая интервенция в реальное — так обаятельно аттестуют свой проект его кураторы, новосибирская арт-группа Bertollo. «Коридор — место ничье, общее, — поясняет художница Елена Бертолло. — Традиционно в коридоре оказывается то, что отслужило, неактуально, не имеет большой ценности, но выбросить жаль. Деликатным, но настойчивым вмешательством мы надеемся изменить традиционный контекст места — превратить его в площадку для диалога, эмпатии, обмена чувственным и интеллектуальным опытом с вовлечением в эти особые обстоятельства людей». Коридор в здании Союза художников поделят между собой авторы из Ярославля и Милана, России и Дании — для зрителей будет сделана специальная карта. Туристическая образность из названия выставки предполагает некоторое путешествие — куда именно отведут и отправят вас участники «Горящих туров», станет ясно только на месте.
«Рынок — это последнее прибежище хаоса в стерильно-отстраненной капиталистической картине мира», — пишут художник Филипп Крикунов и поэт Ерог Зайцве, авторы художественной интервенции в антиэстетический мир запахов, жира и толкотни. Исследование пространства центрального рынка Новосибирска и присущих ему социальных контрастов примет форму перформанса, разворачивающегося прямо в торговых рядах; в ход пойдет поэма Владимира Луговского «Алайский рынок», посвященная рынку Ташкента времен Великой Отечественной, работы новосибирского дизайнера одежды Златы Белокобыльской, ишимского художника Луки Емельянова и многое другое. «Проект позволяет взглянуть на себя со стороны, удивиться и/или ужаснуться своему отражению», — считают создатели. Мы считаем, что рынок — подходящее место для подобных эмоций.
Lab4dram — театральная мастерская, организованная режиссерами Алексеем Крикливым и Ильей Панковым в подвале жилого дома. Одно из направлений ее деятельности — попытка преодолеть замкнутость локальных культурных сообществ, организовать пространство для живого диалога самых разных людей между собой. Иммерсивная выставка «я н и г д е» — как раз такой проект; художники, перформеры, композиторы, тату-мастера получат в свое распоряжение каждый свою отдельную комнату, свою пустотность, которую можно будет заполнить важным для автора содержанием. Вернее, не совсем так: «Художник создает пустотность, которую зритель заполняет сам», — поясняет режиссер Полина Кардамон, одна из кураторов проекта. «Пусть погружает и конструирует». Погружение, кстати, будет происходить под музыку новосибирского коллектива presidiomodelo. Для посещения требуется регистрация.
«Грязные женщины» — это размышление и вдумчивый разговор о «неподобающем». Основной массив этой выставке будет собран из работ резиденток студии печатной графики Zoskaprint, которые в разное время были отвергнуты различными галереями в силу их предполагаемой откровенности и, да, неподобающести. К разговору на тему женского тела и того, насколько женщины свободны им распоряжаться, присоединятся семь художниц — помимо графики планируется анимация, инсталляции и интервью, подготовленные специально к фестивалю. Тему допустимости и недопустимости и того, как общество в принципе определяется с этими понятиями, можно будет не только проследить в художественных интерпретациях участниц, но и обсудить вслух — 14 сентября пройдет открытый «разговор на ковре» об этом. Отдельно отметим, что все мероприятия в рамках этого проекта имеют возрастной рейтинг 18+.
Проект новосибирской художницы Маяны Насыбулловой, посвященный исследованию судеб заключенных в России и художественно-символического языка тюремных татуировок. Заголовок вдохновлен мотивацией, заставлявшей потерявших все заключенных наносить на свое тело татуировки антисоветского содержания — так тело становилось последним рубежом персональной свободы. «Тюремная культура, насыщенная историческими слоями, сопряжена с культурой гражданской, но находится в ее тени, просачиваясь через песни, стихи, татуировку, — поясняет художница. — Изучая смыслы, заложенные в рисунках на теле, я открыла страшный трагизм, в который было погружено множество людей. Так я пришла к выводу, что о судьбе заключенных в России нужно говорить. Нужно много говорить».
Новосибирский художник Алексей Грищенко с 2016 года устраивает открытую для всех желающих поучаствовать выставку, которая проходит в гараже его отца. Ежемесячная выставка «как обычно, всего самого свежего и сомнительного» устроена максимально просто — нет ни объединяющей концепции, ни главного куратора, а только пространство гаража и свобода использовать его каким угодно способом. Состав меняется от месяца к месяцу, но есть постоянные участники. Среди них сам Алексей Грищенко, Филипп Крикунов, Маяна Насыбуллова, Михаил Карлов. Другие завсегдатаи — Петр Яцына, Ирка Солза, Никита Овсюк, Сергей Тарасов, Петр Жеребцов, Евгений Гаврилов. Что получится в результате, не знает никто, в том числе, само собой, и сам Грищенко. Удивляться будем с ним вместе.
«Картинки навесим и наливать будем», — с максимальной прямолинейностью объясняет Вячеслав Мизин, один из основателей скандальной арт-группы «Синие носы», отцов сибирского иронического концептуализма. Музей-бар откроется на время «48 часов» в мастерской самого Вячеслава: «Думаю, может, построить стойку и все работы выставить в баре. Музыкантов позовем. Сам спою». В общем, все чисто по-панковски (напитки «только простые, водка и пиво», предупреждает Мизин) — атмосфера, идеально подходящая «Носам», хулиганам и скандалистам, еще не встречавших в жизни «священной коровы» (хоть из области истории искусства, хоть из мира авторитарной повседневности), которой им не хотелось бы побыстрее отвесить остроумного художественного пинка. Мизин обещает достать не только все положенные «грейтест хитс» (целующиеся милиционеры, «NATO, Welcome»!, «Ильич, вставай!»), но и работы, выставлявшиеся редко или давно.
Десятиминутная видеоработа семейного тандема художников Нади и Тимо Кааби-Линке посвящена исследованию запутанного комплекса взаимодействий, складывающегося между зрителем и изображением в кинозале. Зритель видит все, что происходит на экране, но сам он при этом скрыт уютной темнотой, анонимен, растворен в коллективном понятии «аудитория». На экране могут происходить самые немыслимые события, катастрофы, разрушения и так далее, но зритель в зале спокоен и защищен. То же можно сказать и о положительных сценариях и эмоциях. С «Соло» положиться на привычные схемы взаимодействия будет нельзя. Начнем хотя бы с того, что каждому зрителю придется разбираться с ситуацией самостоятельно — войти в зрительный зал можно будет только одному. Лучше приходить заранее.
Масштабный музыкальный спецпроект фестиваля «48 часов», организованный силами локальных творческих объединений FFAF и Echotourist совместно с Klammklang, московским музыкальным лейблом с сибирскими корнями. Три дня, три площадки (не по одной в день, а вперемешку), десять исполнителей-экспериментаторов, исследующих тонкости устройства звука и его взаимодействия с пространством и слушателем — новосибирцы Minereed и presidiomodelo, москвичи Zurkas Tepla и Lovozero, берлинец Лукас Грюндманн и австралийка Фелисити Манган. Рукотворный фолк-эмбиент и оглушительный электронный шум, техники растяжения звука во времени и художественные интервенции, танцевальная вечеринка и записи звуков австралийских лягушек — все это так или иначе проиллюстрирует то «инфра-тонкое», что и составляет зыбкую, эфемерную природу звука.
Это не столько отдельный проект, сколько общий ярлык для того, что в материалах фестиваля именуются «независимой программой» — серии мероприятий, организованных в городе самостоятельно от фестиваля, но в то же время под его крылом. Основных направлений тут три, каждое со своим подзаголовком — «Перцепт», «Перформ» и «Контакт». «Перцепт» — выставочный проект в культурном пространстве «АртЕль», в рамках которого семь художников (шесть местных и одна московская) будут при помощи видео, инсталляций и арт-объектов размышлять о сущности современных коммуникаций. «Перформ» — программа выступлений, которая на три дня захватит лекторий-бар «Поток»; планируются танцы, разговоры и перформансы, все в основном за рамками конвенциональных жанров. «Контакт» — гибридная художественная программа (живопись, графика, видео), собранная по инициативе лофт-квартала «Мельница», на территории совсем нового контейнерного парка.