Теория, практика, критика: Как и где в Сибири изучают кино

Городские симфонии, интересные курсы и очумелые мультики


Как организаторы фестиваля Makers of Siberia Film Festival (заявки еще принимаются, но осталось совсем немного времени!), мы продолжаем с большим интересом всматриваться в причудливый мир сибирского кино. Понятно, что кинематограф требует большого количества ресурсов технических, людских и прочих — но еще он требует некоторого уровня подготовки, знаний о том, как вообще снимается кино: куда и зачем ставится камера, каким образом принимаются эстетические и практические решения, какое в принципе кино бывает и так далее и тому подобное.
При помощи Николая Кондакова мы изучаем, какие образовательные проекты в области кино можно встретить в Сибири. Не очень большое их количество интересно коррелирует с довольно широким диапазоном подходов — в Красноярске готовят академически подкованных теоретиков, способных осмыслять кинематограф через призму визуальных искусств в целом, а в Томске подросткам предлагают с головой окунуться в мир практики создания кино и попробовать все на собственной шкуре. Но представители всех проектов, когда просишь их дать совета начинающим кинематографистам, единодушны в одном. Хочешь снимать кино — начинай его смотреть, другого пути нет.
Николай Бем, Красноярск

SiberiaDOC появился благодаря группе активных молодых кинематографистов в 2009–2010 годах. Проект объединил в себе направления, связанные с производством, образованием и кинопоказом. У многих есть стереотип о том, что документальное кино — это исторические материалы, фильмы про пингвинов, говорящие головы на экране и так далее, и что это, как правило, телевизионный формат. Мы занимаемся creative documentary — авторскими фильмами, сделанными для показа на экране, в которых зрители могут чувствовать связь героя, истории и создателя работы. SiberiaDOC старается развивать такое кино. В первую очередь наш проект направлен на молодых людей, которые интересуются кино, новыми формами самовыражения и творческими направлениями.

Образовательная часть SiberiaDOC выросла из семинаров для авторов документальных фильмов, которые мы организовывали с французскими методистами, нашими коллегами и партнерами. Идея школы авторского кино в Сибири принадлежит Элен Шатлен — русской эмигрантке первого волны, которая родилась за границей, но у нее русские корни. К сожалению, в ковидное время ее не стало. Она хотела создать такую школу в Сибири, где можно было бы найти людей, которые мыслят свободно и могут выражать свои взгляды, рассказывать интересные истории. Я сам был участником ее семинара в 2007 году, после чего сделал свой первый фильм.

Наши семинары проходили практически каждый год. Обычно собиралась группа из 10–12 человек, в зависимости от бюджета. Семинар длится около двух недель, в ходе которых авторы проходят путь от краткого описания своей идеи до полноценного сценария, который будет готов к дальнейшему привлечению финансов и производству. Методисты помогают автору раскрыть свою идею и оформить ее, продумать визуальную сторону и найти вопросы к своему фильму. Это индивидуальная работа, которая идет очень плотно. Мы проводили семинары в разных городах: в Новосибирске, в Перми, в Иркутске. Целевая аудитория таких мероприятий, как правило — авторы, которые хотят сделать свой первый, второй или третий фильм. Будет ли семинар в этом году или нет, еще не знаю.

Была еще Сибирская школа нового кино, но пока этот проект, к сожалению, закрылся. Нам не повезло запустить его в период пандемии — вторая волна нас накрыла. Мы не смогли сюда привезти преподавателей и собрать нужное количество слушателей из-за пандемических ограничений.

Когда мы запускали SiberiaDOC, нам важно было сделать входной порог как можно ниже — чтобы к нам могли прийти молодые авторы с идеями, а не только те, у кого есть средства для реализации этих идей. В Сибири не так много тех, кто хочет заниматься кино. Тогда система грантовой поддержки еще не была так развита, но существовали частные инвесторы. На ранней стадии нам очень помог фонд Михаила Прохорова — они наши партнеры до сих пор. В основном мы существуем на целевые грантовые деньги, на субсидии со стороны государства и помощь негосударственных фондов. Возможно, со временем мы откроем частную киношколу, чтобы все желающие, у которых есть ресурсы, получили доступ к современным образовательным технологиям.

Мы хорошо сотрудничаем с кинофестивалем «Флаэртиана», с Московской школой нового кино, являемся частью ассоциации Docmond. Это помогает фильмам, которые выходили через наши лаборатории, находить зрителей не только в нашей стране. Мы стараемся поддерживать тесный контакт с другими ассоциациями и с фестивалями. Сейчас стало сложнее из-за политической ситуации — некоторые партнеры от нас отвернулись. Воспринимаем ситуацию так, как есть, не испытывая какой-то злобы. Каждый принимает решения самостоятельно. Сейчас мы обсуждаем проведение семинаров в других странах. Мы сотрудничаем с Казахстаном, с Ираном, также продолжаем сотрудничать с некоторыми европейскими странами. Стараемся со всеми сохранить культурные взаимоотношения.

В этом году наш основной проект — международный кинофестиваль SiberiaDOC, мы очень долго над ним работали. Хотим сделать знаковое событие не только для Красноярска, но и вообще для всей страны. Министерство культуры включило наш фестиваль в список значимых кинофестивалей 2023 года. Мы хотим вернуть документальное кино на экраны. Хотим, чтобы зрители могли посмотреть какие-то новинки, которые до нас не доходят, и иметь какую-то альтернативу в прокате, не думать, что фильмы развлекательных жанров — единственные работы для больших экранов. Хотим привезти в Красноярск гостей и показать им наш прекрасный, красивый город, наш замечательный регион и наших очень добрых, отзывчивых зрителей. Наша задача — нести свет во тьму, показывать разнообразие этого мира. Стараться дать ориентиры и вектор молодому поколению, показать, что, имея техническое оснащение, которое, по сути, есть у каждого (телефон, компьютер), можно делать фильмы, которые могут посмотреть зрители во всем мире. Мы живем в отдалении от столиц, поэтому иногда мне кажется, что есть культурный вакуум. По сравнению с ними у нас не так много событий происходит, но я уверен, что у нас получится отобрать фильмы, которые будут интересны и понятны именно сибирякам.

К сожалению, сейчас мы работаем благодаря собственным инициативам и самостоятельно привлеченным средствам. Поэтому хотим, чтобы у нас было более стабильное существование. Так мы бы могли быстрее развиваться и быть более плодотворными. Недавно мы посчитали, сколько наш проект принес денег в регион за последние четыре года. С помощью образовательных проектов и производственных процессов мы привлекли 24 миллиона рублей. Это федеральные деньги из субсидий и гранты. Я не знаю других примеров, поправьте, если я ошибусь, но мы единственные, кто в таком объеме вкладываем средства в развитии регионального кинематографа.

Тем, кто хочет снимать кино, я бы посоветовал, во-первых, верить в себя. Во-вторых, получать от этого удовольствие — чувствовать себя свободно и думать о том, что они хотят сказать. Думайте в первую очередь над своими вопросами, которые заставляют вас делать фильмы. Если вы хотите делать кино только ради славы и финансовой наживы — это не ко мне вопрос. Я ничего не могу посоветовать. А если люди действительно хотят заниматься этим и придумывать новые кинематографические идеи — надо думать о том, какую идею вы хотите реализовать и почему именно в формате кино. Помните о том, что зритель — не глупый. Он не хочет, чтобы его развлекали. Часто у молодых людей возникает ощущение, что они никому никому не интересны. Это не так. Не бойтесь самовыражения, не бойтесь быть интересными для других людей. Не бойтесь высказывать свои взгляды и находить новые образы, которые можно раскрыть с помощью кино.



Когда мы запускали SiberiaDOC, нам важно было сделать входной порог как можно ниже — чтобы к нам могли прийти молодые авторы с идеями, а не только те, у кого есть средства для реализации этих идей.




Cтуденты учатся анализировать различные аудиовизуальные форматы, от фотографии и кинематографа до материалов онлайн-медиа, с точки зрения истории и теории, в национальных и глобальном контекстах.


Петер Лешник, Тюмень. Перевод: Иван Кащеев, студент SAS, 2 курс

Наша институция еще очень молода. Школе перспективных исследований Тюменского государственного университета всего шесть лет.Бакалавриат Школы перспективных исследований (SAS) работает в мультидисциплинарной образовательной парадигме. Он ориентирован на развитие у студентов навыков критического мышления, мультидисциплинарного кругозора, аналитических, коммуникативных и лидерских компетенций. После поступления студенты оказываются в едином образовательном пространстве. На первом и втором годах обучения студенты проходят курсы двух типов: ядерные курсы (обязательные курсы для всех направлений подготовки, развивающие междисциплинарный кругозор и мягкие навыки) и курсы по выбору, позволяющие реализовать индивидуальные интересы каждого студента.

Обучение на профиле «Кино и медиа» начинается на третьем курсе и строится на основе важных для профиля теорий, методологий, аналитических моделей и критических подходов из разных сфер знания (психоанализ, семиотика, лингвистика, марксизм, нарратология, теории репрезентации, постколониальные и культурные исследования). Таким образом студенты учатся анализировать различные аудиовизуальные форматы, от фотографии и кинематографа до материалов онлайн-медиа, с точки зрения истории и теории, в национальных и глобальном контекстах. Кроме того, студенты проходят практические курсы, на которых производят фильмы, видеоролики и другой контент.

Большая часть обучения проходит на английском языке — в SAS работают преподаватели из 14 стран, получивших степени PhD в ведущих мировых университетах. К обучающимся применяется индивидуальный подход: учебные группы до 20 человек на 80% занятий и свободный выбор более 1/3 курсов.

Мы ценим баланс между теорией и практикой. При этом для SAS принципиально важен академизм — студенты должны понимать, что теоретические знания не только имеют самостоятельную ценность, но и необходимы для качественной практики. В ситуации автоматизации всех процессов аудиовизуального производства снимать кино становится технически проще, и на первый план выходит умение сформулировать и реализовать оригинальную концепцию, что невозможно без знания теории и истории медиа.

В SAS каждый год проходит курс по кинопроизводству, построенный на практическом создании кинематографических этюдов — аудиовизуальных произведений на стыке документалистики, публицистики и блогинга. Программа курса включает три основных этапа медиапроизводства: девелопмент (подготовка и развитие проекта), продакшн (съемки) и постпродакшн (монтаж и подготовка фильма к показу). Итогом курса являются групповые работы студентов, где каждый член группы берет на себя определенную роль съемочной команды: от сценариста и художника-постановщика до оператора и режиссера. В SAS также есть медиацентр, в котором студенты оттачивают свои навыки в работе над производством видео разных жанров и форматов. Можно начать с подготовки небольших видео и заниматься колористикой, созданием визуальных эффектов, работой с различным операторским, осветительным и звукозаписывающим оборудованием, а также монтажом, саунд-дизайном и созданием сценариев документальных фильмов. Есть и практические курсы по фотографии — созданные на них работы затем участвуют в студенческих выставках. Наконец, у нас есть пространство для самостоятельного аудиовизуального творчества, лучшие образцы которого публикуются в социальных сетях Школы.

Моей миссией стало включение как можно большего количества элективных курсов по продакшену в учебную программу, которые позволят заинтересованным студентам получить практические навыки управления камерой, программным обеспечением, светом и звуковым оборудованием. Во время курса по «Теории фильма» я прошу студентов в группе снять фильм-эссе. Кроме того, у нас есть элективы, посвященные продакшену, на которых студенты снимают фильмы. Наша теоретическая программа посвящена исследованиям в области кино и медиа. Мы занимаемся теоретическими, историческими и аналитическими исследованиями кинематографа и медиа в целом.

В следующем академическом году, вместе с Богданом Янсеном (глава медиацентра в SAS), мы планируем провести элективный курс по продакшену. Богдан будет преподавать практическую часть, а я буду работать над укреплением концептуальной основы идей студентов и рассказывать о значениях различных стилистических решений. С одной стороны — тематика, предмет, объект фильма, а с другой — пути поиска эстетических эквивалентов, чтобы передать центральную идею проекта.

В традиционных школах кино первым делом изучается практика. Там лишь немного истории кинематографа, теории фильма и так далее. В нашем случае практика не является основной частью учебной программы. Нужны ли теоретические курсы студентам, заинтересованным в технологиях съемок фильма? Я бы сказал: да, безусловно. Исторически, целое поколение кинематографистов вышло в свет во Франции в конце 1950-х, так называемые «La Nouvelle Vague» (французская «новая волна»). Это были люди, у которых не было формального образования, которые не проходили традиционную подготовку к карьере в кинематографе. Они начали выдающуюся главу в истории кино. Их работы по сей день являются опорой всем заинтересованным кинематографом. То же самое можно сказать про кинематографистов Нового Голливуда (Мартин Скорсезе, Роберт Алтман и другие), которые обновили Американскую киноиндустрию в 1970-х. Эти люди — часть самого первого поколения студентов, которые посещали киношколы в Соединенных Штатах. Перед этим кинематографисты в США работали как подмастерья. Интересное рождается из идеи, а идеи не берутся из ниоткуда, они не могут быть выучены простой практикой. Если ты знаешь, как управлять камерой — это не означает, что ты понимаешь, что с ней делать, и что ты можешь с ней делать, и почему ты должен с ней что-то делать в целом.

В этом году мы начали сотрудничество с Университетом менеджмента в Алматы (AlmaU, Казахстан), в котором «Школа медиа и кино» создана в партнерстве с АО «Казахфильм» им. Шакена Айманова. Обучение студентов проводится в дуальном формате на базе АО «Казахфильм» им. Ш. Айманова. Сейчас мы на стадии обсуждения совместных проектов.

Чтобы получить специализацию по кино и медиа в SAS, необходимо поступить на любое из семи направлений подготовки, представленных в Школе. Студенты выбирают специализацию после второго года обучения. Направления при поступлении не имеют значения. Зачисление в бакалавриат для абитуриентов из России производится на основании ЕГЭ: русский язык, английский и третий предмет из списка (обществознание, история, литература или математика). В SAS много бюджетных мест, и большинство студентов учатся бесплатно. В этом году прием документов на бюджетные места идет до 25 июля, на договорные — до 20 августа. Иностранные граждане также могут поступить на программу, для них есть вступительные испытания.

Мой основной совет тем, кто хотел бы снимать кино — смотрите много фильмов. Возвращаясь к французской «новой волне»: Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо и их соратники были киноманами. Они ходили на показы во Французской Синематеке, участвовали в ярких и оживленных дискуссиях после показов. Я часто замечаю, что люди хотят просто взять камеру в руки и начать снимать, но у них нет не только знаний в теории и истории фильма, но они и попросту не смотрят кино. Они смотрят свои любимые сериалы на Netflix и свежие блокбастеры, но не имеют никакого представления о кинематографе в целом. Моя первая рекомендация — смотрите как можно больше разного кино. Я имею в виду культурные, географические различия, различия в кинотрадициях, кинокультурах и кинопрактиках. Смотрите не только нарративное кино, но и документальное, экспериментальное и так далее. Обсуждайте кино с другими, кто также увлечен, как и вы, как вы бы делали это в киноклубе или синематеке. Создайте собственную широкую кино-библиотеку в своем ментальном архиве.

Для того, чтобы люди встречались, чтобы подобные встречи возникали, институции очень важны, если не необходимы. Например, организация кинофестивалей и других поводов для встречи людей, готовых принести новые идеи вместе с их работами. Я уже дважды упоминал французскую «новую волну». Она возникла благодаря двум институциям: синематека — архив, который не только сохраняет, но и показывает фильмы; а также сеть киноклубов, организованных ими. Институции здесь играют важную роль.

Николай Коновалов, Томск

В нынешнем виде киношкола существует семь лет. Когда она создавалась, был упор на то, чтобы максимально серьезно, насколько возможно в провинции, воспитать человека, понимающего, как устроено искусство кино. Если это дело его жизни, то за киношколой простраивается дорога в кинематографический вуз и в киноиндустрию.

Зарабатывать, снимая фильмы, я начал в 2003 году. Снял порядка 300 любительских короткометражек про веселую студенческую жизнь, получил несколько наград, из которых три — международные, и решил обобщить опыт, как не нужно снимать кино. Собрал людей и в 2005 году открыл бесплатный киноклуб. Из этого киноклуба люди стали поступать во ВГИК, уходить в индустрию.

Киношкола в нынешнем виде — результат нескольких лет педагогического опыта. В первый год было жесткое расписание: дети пропадали там все выходные. В последующие годы режим стал полегче — занимались только по субботам, но бывали отдельные встречи посередине недели по разбору большого кино. С каждым годом нижняя планка возраста поднималась. Сейчас самым младшим 15 лет. Школа скорее недетская. Выхода из школы два: поступление в киновуз (а в России таких немного, например, ВГИК, где сейчас четверо моих учеников), либо съемка фильмов на месте. Тут куча ограничений, тихая работа в авторском кино и наполеоновские планы сделать как в Якутии.

Прежде всего мы готовим режиссеров — людей, которые рассказывают свои истории своим киноязыком. Режиссер, как клоун в цирке, должен понимать, как действуют все остальные профессии: сценарное, операторское и актерское мастерство. В школу затаскиваю максимально возможных мастеров в Томске. Сценарное мастерство преподает Сергей Захаренко, операторское — Евгений Зимин. Дружим с большими режиссерами, общаемся онлайн, ездим на учебу в другие города. Мы работаем с игровым и неигровым кино. Программа рассчитана на два года, но часть учеников остается и дальше, чтобы прогрессировать на практике.

Человек приходит в школу знакомиться с тем, как устроено кино, и достаточно быстро понимает, его это дело или нет. Дальше начинается практически индивидуальное развитие, каждый идет своей дорогой. Матвей Криволапов пришел в школу в первый год — ему было чуть ли не 10 лет, но он был чрезвычайно одарен, и не было никаких сомнений, что он сможет прогрессировать в кино. Ему просто надо было выбрать, на чем сконцентрироваться.Но обычно приходят в кино по-серьезному в более позднем возрасте.

Самый важный подход в работе с детьми — не загонять с самого начала в жесткие схемы. Пусть набивают шишки, рассказывают истории, смотрят, что получилось, и анализируют, понятно или непонятно. Только так можно вырастить мастера. Если заставлять с самого начала работать по шаблонам — на выходе будет средний ремесленник. И вот этот индивидуальный прогресс удивительно интересно направлять. Подростки снимают кино, важное для них. Из-под палки невозможно получить что-то стоящее. Сами выбирают темы, сами выбирают решения. Кто-то работает над историями про отношения, кто-то развлекает зрителя бытовыми историями. Естественно, все пытаются выпендриться. Если дети помладше поголовно пытаются снимать ужасы, то подростки почему-то начинают с историй про раздвоение личности.

Очень классно работают над документальным кино! Три фильма мы сняли, четвертый сейчас в работе. Начинали с городских симфоний, посмотрите «Видь!» 2019 года — удивительный портрет Томска в последний доковидный год. Режиссеры Влад Алинский, Антон Викторов, Александра Козина брали камеры и шли фиксировать жизнь. В конце дня собирались и отбирали кадры, а потом был коллективный монтаж, когда кадр волшебным образом цеплялся к другому, и создавалась контрастная атмосфера. Получился очень притягательный образ Томска, пропущенный через взгляд авторов.

Дети, к сожалению или к счастью, умнее, — у них гораздо лучше развита оперативная память, гораздо более быстрое осознанное схватывание визуала. Они могут в кадре вычленять больше объектов, а кадр может быть короче по продолжительности. Мы еще тренируем эти способности. Формула «7 ± 2» говорит, что человек в оперативной памяти не может столько держать отвлеченных понятий, на практике это опровергается. Понятно, что детям не хватает жизненного опыта, зато у них гораздо острее ощущения несправедливости мира. Эмоции настоящие! В игровом кино берут темы, понятные и интересные авторам. В «Одиссее» Кристины Залозной главная героиня решила прогулять школу. Прогул превращается в путешествие по городу и к родственникам — идет поиск настоящего дома. В неигровом кино недостаток опыта частично восполняет жизнь, которая льется из фильма. В хулиганском «Слышь!» Антону Викторову пытается запретить снимать агрессивный алкоголик, и стержень фильма — как Антон мастерски перегружает мозг мешающему ему герою. Получилась документальная комедия, редкий жанр.

Наша школа — это платная история, но у меня во главе подготовка будущих мастеров. Разглядеть и вытащить талант — достойная задача, потому дело живо. На этот год запланированы совершенно дикие реформы — пересматриваю программы и прочее, планирую выходить на иную ступень в техническом плане. Школа должна прогрессировать и жить. Также появятся новые курсы для новых сегментов. Мечты у нас очень простые — открыть больше новых учеников, для которых кино будет делом жизни, которые создадут качественные фильмы. Процесс интересен. Когда человек хочет высказываться фильмом, что может быть лучше для киношколы, чем научить его это делать.

Совет тем, кто хочет снимать кино, очень простой — больше смотрите. Причем фильмы должны быть самые разные: от последних новинок до супер-классики. После первого года ученики признаются, что никогда бы не подумали, что черно-белое кино будет смотреть и восхищаться. Больше снимайте. Больше анализируйте. Теория хороша, но так можно и критиком стать. Мы же учим реализовываться в творчестве! И приходите в киношколу в любой момент. Никогда не поздно и никогда не рано!



Естественно, все пытаются выпендриться. Если дети помладше поголовно пытаются снимать ужасы, то подростки почему-то начинают с историй про раздвоение личности.



В Сибири в принципе довольно слабо развита киноиндустрия, но в последние годы можно наблюдать ее развитие — появляются режиссеры, студии, снимают фильмы. Я надеюсь, что наши выпускники будут интегрироваться в эту сибирскую киноиндустрию, тогда можно будет понять, влияет ли это на качество фильмов.


Александра Ситникова, Красноярск

В Сибирском федеральном университете (СФУ) образовательный процесс ориентирован на подготовку специалистов в сфере искусствоведения на базе оригинальной концепции В.И. Жуковского и Н.П. Копцевой. Профильное направление «Кинематограф и визуальные искусства» предполагает расширенное изучение и применение искусствоведческих знаний (философско-искусствоведческого анализа, методологического анализа и статусного анализа) для исследования кинопроизведений. На протяжении четырех лет обучения студенты изучают историю мирового и отечественного киноискусства. Это дисциплины, ориентированные на получение энциклопедических и хрестоматийных знаний по истории кино, а также расширение насмотренности студентов.

Далее студенты изучают более специализированные предметы в сфере кино: «Мастерство кинокритики», где практикуются в написании рецензий и даже иногда отправляют их на интернет-ресурсы; «Социология кино», где проводят социологические опросы, фокус-группы и берут экспертные интервью для изучения проблемных вопросов кинематографа; «История и теория неигровых видов кино», где изучают кинодокументалистику; а также «Историю и теорию кино» и «Историю и теорию анимации».

Другие дисциплины покрывают более широкую проблематику в сфере искусств и гуманитарных наук. Есть длинная дисциплина на все четыре года, окончание которой студенты обычно с шумом отмечают — «История и теория визуального искусства», от Древнего Египта и Древней Индии до XXI века. Причем на изучении современного искусства делается отдельный акцент, и добавляется дисциплина «История изобразительного искусства XIX–XXI веков». Как преподаватель, который читает эту дисциплину, отмечу, что XIX век мы изучаем очень быстро, а основной акцент делаем на второй половине XX–XXI веках.

Основные форматы образовательного процесса: лекции и семинары. Современные лекции носят диалоговый характер, то есть, если что-то сильно захотелось узнать поточнее или побольше, можно спросить. На семинары студенты готовят ответы на вопросы, заданные преподавателем. По итогам практически каждого семестрового курса студенты готовят самостоятельную работу — обычно это исследовательский текст или творческая работа. Результаты исследовательской работы студентов иногда публикуются в научных журналах.

Новый образовательный формат, который получилось проработать в этом учебном году — «Теория и практика прикладных культурных исследований». Здесь преподаватели и студенты представляют доклады по результатам своей исследовательской работы: анализ картин или фильмов, творческие биографии, научные искусствоведческие проблемы и т. п. Во второй части семинара проходят творческие встречи с художниками и режиссерами. В этом году студенты встретились с Василием Слоновым, Иваном Миловановым и другими. Летом проходит учебная и производственная практика, либо в самом СФУ и заключается в написании исследовательских работ, либо в Музейном Центре «Площадь Мира». Еще есть выездная практика — последние годы она проходила в Московском музее современного искусства.

Преподают у нас доктора наук, кандидаты наук и аспиранты. Все преподаватели имеют богатый опыт педагогической работы, экспертизы в разных областях культуры и искусства. Многие преподаватели являются практиками, работающими в учреждениях культуры и искусства Красноярска.

Наше направление ориентировано на изучении теории и истории искусства и кинематографа. Образование предполагает огромное количество практики именно в сфере научно-исследовательской работы: написание научных статей, участие в научных конференциях и семинарах. Снимать кино на этом направлении не учат — никто здесь в руки студентам камеру не дает, хотя в этом году кафедра выделила студентам финансирование на покупку самой простой камеры, организовала кабинет-студию, где можно вести съемку. Это дополнительная практическая работа для студентов — созданы условия для того, чтобы они могли практиковаться в записи подкастов, видеороликов, блогов, анимационных фильмов и т. п.

Снимать кино без знания теории, безусловно, можно, но здесь как раз студенты хорошо знают и историю, и теорию, у них, наоборот, нет практики, которая сделала бы их режиссерами, операторами, продюсерами и представителями других киношных профессий. При этом студенты все-таки снимают: короткометражки, анимационные фильмы, заказные материалы, в том числе для университета. В курсе «Истории и теории анимации» вместе с преподавателем Екатериной Сертаковой студенты изучают различные анимационные техники и пробуют снять свои фильмы. Задача не снять шедевр, а именно попробовать и понять логику создания мультфильмов изнутри. Сам Гуманитарный институт периодически проводит конкурсы видеоработ и короткометражных фильмов. Студенты участвуют.

Сибирский федеральный университет — огромный город со своей инфраструктурой. У нас есть серьезные технические мощности для съемки, есть Телевидение СФУ, съемочные студии, включая студию с самым большим хромакеем в городе, студию для профессиональной записи видеолекций и оборудование для съемки VR. Это никак не связано с образовательным процессом на нашем направлении, но мы ходим с экскурсиями на эти студии, и совместные проекты возможны. Кинематографического сообщества в университете нет. Но кто-то снимает влоги, клипы, записывает видео и подкасты. Наши студенты помогают другим записывать подкасты — например, подкаст «От научного к насущному» направления «Издательское дело». Есть внеучебные мероприятия по кино — студенческий киноклуб, где смотрят и обсуждают фильмы. Участвуют не только наши студенты, но и с других направлений и других институтов. Высшее образование в любой сфере, кажется, не способно навредить. Человек получает возможность осваивать особенности выбранной им профессии. В случае с творческой специальностью он также попадает в коллектив единомышленников, где складываются социальные отношения, которые в будущем способные привести к профессиональному сотрудничеству. О влиянии нашего образования на качество фильмов сказать трудно. Наверное, критические статьи студентов нашего направления пока на качество фильмов не особенно влияют. В Сибири в принципе довольно слабо развита киноиндустрия, но в последние годы можно наблюдать ее развитие — появляются режиссеры, студии, снимают фильмы. Я надеюсь, что наши выпускники будут интегрироваться в эту среду, тогда можно будет понять, влияет ли это на качество фильмов.

Если говорить о наших совместных проектах, то мы сотрудничаем с Музейным центром «Площадь Мира», Художественным музеем Сурикова, красноярским «Домом кино». Некоторые студенты являются организаторами клуба «Окно в кино» по современному документальному кино в МЦ «Площадь Мира». Еще одно из важных направлений в работе кафедры — изучение культуры коренных народов Севера и Сибири. По этому направлению на кафедре проходят постоянные экспедиции в места компактного проживания коренных народов и города на севере Красноярского края: Носок, Ессей, Дудинка и т. д. Студенты могут подключаться к этим проектам для съемки этнографических материалов. Также студенты ездят на практику в Российский этнографический музей и в Московский музей современного искусства. В перспективе места для проведения практики могут меняться. Международное сотрудничество у нас преимущественно со странами СНГ. Мы можем участвовать в культурных исследованиях, включающих в себя видеосъемки — такие проходил, например, в городе Ош в Кыргызстане.

Как поступить на наше направление «Искусства и гуманитарные науки» (50.03.01), описано на сайте СФУ. В этом году на бакалавриат есть 16 бюджетных мест и 9 платных. Для поступления нужно сдать ЕГЭ по истории, русскому языку и на выбор обществознание или литературу. По опыту выпускников — многие работают в красноярском «Доме кино», включая должность директора, и запускают интересные курсы. Кто-то становится кураторами выставочных проектов в МЦ «Площадь Мира», а кто-то специалистами по проектам в молодежных центрах культуры, специалистами в «Енисей кино». Надо помнить, что бакалавриат — базовая ступень высшего образования. Дальше магистратура. Некоторые выпускники поступают в профильную магистратуру в столичных ВУЗах.

Что можно посоветовать тем, кто хочет снимать кино? Получить интересный и разнообразный жизненный опыт: съездить в дикие края, пообщаться с людьми самых разных социальных классов, найти в собственной жизни ответы на какие-то волнующие тебя вопросы, которыми захотелось бы поделиться с миром. Кто хотел бы изучать кино — смотреть много разного кино, плохого и хорошего. Важно понимать, зачем ты хочешь изучать кино: открывать читателям смыслы? Ругать и хвалить создателей фильмов, научиться отличать плохое и хорошее кино? Или стать продюсером? В общем, определитесь с целью и подбирайте соответствующие инструменты для своей профессиональной деятельности.

Маргарита Титова, Омск

Все началось в 2015 году, когда я училась в ОмГУ на руководителя кино-, фото-, видеостудии. У нас проходил курс по анимации, где буквально на коленке мы делали перекладку на фотоаппарат и знакомились с компьютерными программами. Тогда мне хотелось что-то изменить в жизни, и анимация стала для меня открытием. На тот момент я уже шесть лет была фотографом, и мне казалось, что мой опыт можно интересно преподавать любому возрасту через создание мультфильма. Об этой идее я рассказала подруге, психологу и педагогу Эмилии Соболевской, она поддержала меня, помогла разобраться в психологических особенностях каждого возраста, и вместе мы разработали первую серию мастер-классов.

В то время в Омске это направление не было развито, поэтому, с одной стороны, нам было легко. Представить себе не могла, что стану педагогом-мультипликатором. Сегодня студия анимации «ОчУмелый мультик» существует совместно с «Бизнес-школой». Мы создаем различные проекты, которые побеждают во Всероссийских и международных конкурсах и фестивалях.

Анимационная педагогика — достаточно новое направление. За все годы своей работы я использовала разные методы ведения занятий, от создания этюдов и индивидуальных мультфильмов до больших партнерских проектов. Последнее было невозможно без большой команды единомышленников, в нашем случае — двух руководителей-педагогов и разношерстной талантливой команды учеников. Сейчас студия развивается в трех направлениях — компьютерная анимация, где в основном мы осваиваем бесплатное ПО (ToonJoy animatics, Krita, Open Toonze, Movavi), базовый курс анимации для начинающих, кто только хочет попробовать себя в таком творчестве, и проектная деятельность, совместная история с «Бизнес-школой», в которой преподает Эмилия Соболевская.

Мы работаем с ребятами от 8 до 18 лет. Дети приходят с целью «снимать свое». Каждый ребенок хочет за короткое время получить собственный мультфильм. Особенность творческих людей в том, что они, как правило, не могут себя организовать: рисуют образы, пишут истории, часто затягивают со сроками.Мы считаем, что в XXI веке важно развивать еще и soft skills, в чем нам помогает сотрудничество с «Бизнес-школой».

Конечно, младшие группы сразу проектной деятельностью не занимаются — сначала проходят базовый курс, где смотрят и анализируют профессиональную анимацию, а также снимают учебные мультфильмы. Мы стараемся сразу погрузить ребят в командную работу, даже в упражнениях. Важно определиться с целью анимационного творчества: самореализация, арт-терапия, работа или развлечение — для каждой из этих целей требуется разный подход в обучении. Дети принципиально ничем не отличаются от взрослых. Это понимаешь, когда начинаешь погружаться в процесс съемок. Конечно, накопленная с годами насмотренность во всех сферах, может, и даст фору взрослому, но может сыграть в минус — взрослый начнет усложнять сюжет.

Нам за несколько лет удалось создать большую команду ребят, которые работают как профессионалы: они спорят и предлагают свои идеи, каждый выполняет свою роль. Мы стараемся показать им реальную работу в проектах, чтобы взрослая жизнь не стала для них сюрпризом.

Процесс создания мультфильма начинается с идеи — что хотим рассказать зрителю. Потом мы пишем сценарий и делаем черновую озвучку, для понимания длительности сцен. Потом создаем анимационную раскадровку, фоны, персонажей, предметы, после чего создаем анимацию и чистовую озвучку. В конце монтаж и показ работы. Каждый этап может прорабатываться последовательно, либо параллельно разными группами. Иногда, пока происходит поиск идеи и создание сценария, другие ребята могут рисовать образы и искать стиль, которые потом будут использованы художниками. Поиск референсов и сбор информации — важный процесс в создании мультфильма. Например, при создании «Жихарки» Олега Ужинова были проведены натурные съемки на Урале, использовались музейные документы и исторические фотографии. То же самое мы проводим с ребятами.

Каждый этап создания мультфильма — часть учебного процесса. По времени создания проекты чаще всего укладываются в учебный год. Редко получается вести два проекта одновременно, только если в разных группах. Но зато каждый анимационный фильм — наша гордость. С нашими работами мы участвуем в различных фестивалях, а партнерские проекты ждут живые показы. Например, фильм про садовода Герберта Гензе «Елки не цветут» был показан на Дне открытых дверей в Дендросаду им. Гензе и на многих экскурсиях. Ребята сами презентовали зрителям свой фильм и слушали обратную связь и впечатления зрителей, что очень ценно для команды.

В творческом процессе ребята младшего возраста могут свободнее фантазировать — им нравится процесс, они легко вовлекаются. Возможно, им не всегда хватает сил довести до конца начатое, но как раз в команде можно распределить задачи, и всем будет легче работать над проектом.

Студия и бизнес-школа пока находятся на базе государственного учреждения. Это позволяет охватить большое количество ребят, а также проводить мастер-классы для тематических лагерных смен и обучать других педагогов. Наша цель и мечта — воспитать в детях нужные навыки для этой профессии: усидчивость, целеустремленность, умение рисовать, придумывать, работать в команде, решать конфликтные ситуации, заявлять о себе и выступать на публике. Все это нужно, чтобы делать по-настоящему крупные проекты. Это билет во взрослую профессиональную жизнь.

Благодаря мобильным программам для съемки и создания анимации, начать снимать можно хоть с детского сада, когда ребенок учится рисовать, лепить, придумывать истории. Анимация может быть хорошим подспорьем в закреплении этих навыков. А если хочется получить опыт создания настоящего мультфильма, который будет интересен и увлечет зрителя, то стоит идти в студию и настраиваться на длительный, но увлекательный процесс познания законов и принципов создания анимационного кино.

Мы бы посоветовали развивать в себе базовые навыки, не бросать художественные школы, не пропускать программу детского сада, где учат придумывать, прививают навыки актерского мастерства, учат дружить и делать все вместе. Также важно формировать насмотренность в изобразительном искусстве и литературе, смотреть фильмы, авторскую анимацию и раскладывать их на составляющие: стиль, композиция, музыка, звук, анимация, идея. Ну и практиковаться — именно это приведет к успеху!



Дети приходят с целью «снимать свое». Каждый ребенок хочет за короткое время получить собственный мультфильм.