Встретимся там, где корова утонула: 5 подкастов о Сибири, выпуск 1

Безмятежные прогулки, борьба за землю и мудрость оленей


Сибирь — словно отдельный континент, и подступиться к нему можно по-разному. Мы уже делились подборкой подкастов сибиряков о самих себе, а в этот раз решили выйти на макроуровень и посмотреть, как и что говорят о Сибири в федеральных подкастах. В первую часть вошли два совершенно разных, но одинаково захватывающих подкаст-сериала, один сложносочиненный выпуск на грани с аудио спектаклем, максимально неспешный эфир о шаманах (без них, кажется, никак) и вариация на тему забытой, но все еще дорогой сердцу передачи «Смак», только о путешествиях по городам Сибири. И хоть сделаны эти подкасты не в Сибири, голоса из самого региона в них время от времени звучат. А решать, насколько они созвучны с тем, как в действительности все живет и работает в Сибири — вам. Часть первая, поехали!

Трэвел-подкаст авиакомпании Utair

Слушая этот подкаст, ощущаешь себя в школьном автобусе, на той самой экскурсии в соседний регион с классом: за окном весна, в рюкзаке бутерброды с плавленым сыром Hochland, гид складно и заботливо рассказывает в микрофон главное о церквях, парках и площадях за окном. Никаких потрясений и неровностей — размеренный темп повествования, информация, которую можно было бы найти и в путеводителях, но почему бы не послушать ее в диалоге ведущей подкаста Юли Купер с кем-то из местных? Беседа проходит под ненавязчивую музычку, этакий фанки лаундж, и это иногда выкидывает из школьного автобуса домой к экрану с передачей «Смак», где Макаревич беседовал с гостями вот так же непринужденно и неспешно, будто никаких проблем в мире нет.

В этом подкасте студии Red Barn и авиакомпании Utair все тоже очень благополучно и радостно. Поездка в Иркутск, Ханты-Мансийск или Нижневартовск обещает милые инстаграм-моменты и неплохие магнитики в подарок. Немного смущает вопрос «Как к вам добраться?» в начале выпуска, как будто Сибирь где-то на другой планете — но, скорее всего, его добавили, чтобы намекнуть, что туда летает Utair. Мы послушали выпуск о пряничном Иркутске, консервации снега, нефтяниках-первопроходцах и комарах в Ханты-Мансийске и о многочисленных учреждениях культуры Нижневартовска. В подкасте доступны также выпуске о Сыктывкаре, Нарьян-Маре, Омске, Новосибирске, Тюмени, Красноярске, Сургуте и Анадыре.


Бюрократия, экология и шаманы в подкасте, достойном наград

Подкаст «У шамана три беды» воспринимается как серьезный документальный сериал, где жизнь остросюжетнее боевика. В восьми выпусках рассказывается о борьбе коренных жителей Алтая и Кузбасса шорцев с промышленными корпорациями. Ведущие подкаста Саша Гаганова и Илья Чеберин, ребята из исследовательского объединения «Чернозем», отправляются в Сибирь, чтобы собрать материал из первых уст. Им удается войти в доверие к отчаявшимся шорцам, дозвониться до чиновников и лидеров общественных организаций, которые были вовлечены в историю передела коренных земель между шорцами и угледобывающими компаниями.

Звучит все очень живо и динамично — неотредактированные включения с железнодорожных станций, телефонные разговоры, беседы за чаем на кухне, в которых герои неожиданно под конец откровенничают. Благодаря этой многослойности повествования происходит глубокое погружение в ту реальность, где боль от проигранной борьбы примерно такая же большая, как и восхищение достоинством шорцев, которые, рассказывая о сожженных домах, оскверненных святилищах и других эпизодах своей разрушенной жизни, не срываются ни на нецензурную лексику, ни на крик, в отличие от героев по ту сторону противостояния, которые удержали лицо далеко не во всех случаях. Помимо качественной эмоциональной части, подкаст отлично поддержан фактами из самых разных областей — этнографии, геологии, природоведения, земельного права.


Захватывающая история одиночного перехода через Путорану девушкой из Красноярска

Подкаст, от которого невозможно оторваться. Выпуски записаны на основе дневниковых записей Юлии Вершининой, 22-летней девушки из Красноярска, которая в поисках себя решила пройти плато Путорана — сложнейший маршрут через горы, ледники, бурные реки и тайгу — в одиночку. Случилось это больше десять лет назад, но, как отмечают авторы подкаста, история до сих пор не отгремела.

Поход с самого начала был отмечен 80% риском смертельной опасности. В эпизодах подкаста все они переданы ярко и волнительно, но без перегибов и драмы. Рассказ не лишен и каких-то сказочных поворотов, вроде того, как когда река, которая чуть не убила Юлию во время переправы, порвав лодку и забрав все снаряжение, на следующий день прибила к берегу ее спальник и часть пропитания. К началу перехода у Юлии, конечно, был опыт походов и путешествий по свету, но все равно восхищает ее знание тайги, съестных трав и грибов, повадок волков и медведей, а также навыки строительства плотов, определения силы течения реки по прибрежным веткам и природная смекалка, которая для сегодняшнего среднестатистического жителя города уже сродни умению летать.

Если вам понравилась книга (и фильм) «Дикая», про переход пустыни Мохаве в Штатах, подкаст о Юлии впечатлит еще больше. В подкасте прекрасно подобрана музыка, профессионально поставлена озвучка и в целом все выполнено на очень высоком уровне, но есть в нем, пожалуй, и кое-что поважней — напоминание о том, что природа может быть источником знаний, если уметь к ней прислушиваться. В какой-то момент Юлия рассказывает, что за месяц пути научилась доверять оленям и идти строго по их тропе. Каждый раз, когда человеческий разум подсказывал ей, что тропа петляет, и с нее стоит сойти, она натыкалась на болота, скалы и непроходимые дебри. Девушке пришлось признать, что олени мудрее ее — и сегодня не покидает ощущение, что сделать это нужно не ей одной.


Аудиореконструкция велопутешествия по Сибири советских времен

Для создания этого подкаста команда московской Библиотеки им. Н. А. Некрасова подняла архивы. В основу его сюжета легли несколько книг разных авторов и радиобеседа главного героя, энтузиаста Глеба Травина, который в 1928 году решился на неочевидное приключение — проехать вдоль границ СССР, а потом и по береговой полосе Северного Ледовитого океана на двухколесном велосипеде. Всех героев, кроме самого Травина, озвучивают голоса, сгенерированные нейросетью.

Так как повествование основано на текстах советского времени, подкаст вышел довольно канонический: скромный, положительный главный герой Травин, протокольный участковый, обязательный член райкома, который считает всю эту вело-затею «нецелесообразной» и так далее. У Травина не было с собой ни оружия, ни денег, поэтому на всем пути он чувствовал себя безопасно. Ехал по восемь часов в день, ел в шесть утра и в шесть вечера, почти всегда его угощали любопытные местные. Маршрут Травина был скорее спортивно-прагматичным, чем исследовательским, поэтому заметок о природе, людях, нравах в подкасте почти нет, разве что беседа с товарищем из казахской степи о роли женщины как друга и соратника. Сибирский отрезок от Владивостока до Иркутска Травин проходит довольно монотонно: едет все время по грунтовой дороге вдоль железнодорожных путей, в основном тренируя выдержку и привыкая жить без воды. Весь путь от Камчатки до Москвы, включая заезд в Среднюю Азию, занял у Травина год. И хотя от подкаста не следует ожидать каких-то откровений, сделан он качественно и вполне подойдет для первой весенней велопрогулки.


Трое мужчин очень неспешно говорят о сибирских шаманах

Kuji — это трое ребят с одной из самых крупных подкаст-аудиторий в России (более 700К подписчиков на Youtube). Первый выпуск этого года Kuji записали с Дмитрием Дорониным, антропологом, который больше 20 лет изучает сибирский шаманизм.

Разговор идет максимально неспешно и длится около двух часов — к важному гости подбираются издалека, поэтому первые минут пятнадцать вполне можно перемотать. В какой-то момент Доронин интересно рассказывает про сакральную геометрию юрт и о том, как городские шаманы пытаются воспроизвести ее элементы в пространстве хрущевки в Горно-Алтайске. Неожиданным может быть знание о том, что первое время после революции Советы не воспринимали шаманизм как религию, и колхозы, наоборот, нанимали шаманов, чтобы увеличить плодовитость скота и в целом наладить хозяйство. Гонения начались позже, когда советская власть более-менее разобралась с православием. И именно в этот момент, по мнению Доронина, начинается романтизация и мифологизация шаманизма среди местных. Тогда происходит всякая чертовщина, вроде как конфискованный шаманский бубен сам по себе стучит в кабинете комиссара, который остается напуганным до смерти, и другие подобные эпизоды. Подход в подкасте совсем не академический, но Доронин рекомендует довольно много статей и книг, которые могут помочь заполнить этот пробел.