Влюбить в музыкантов: 5 сибирских передач о локальной музыке

«Никакой прибыли проект не приносит и существует только из большой любви»


Что локальные музыкальные сцены городов Сибири нуждаются в поддержке и развитии — идея, думается, довольно очевидная довольно немаленькому количеству людей. Другое дело, что большинство размышлений об этом понятным образом останавливается на первом же следующем вопросе: «А что именно делать-то?» В нашей сегодняшней подборке — проекты, созданные людьми, которые нашли для себя ответ на этот вопрос. Ответ этот звучал так: «Конечно, снимать о локальной музыке ролики! На регулярной основе!»
Само собой, для производства видео, тем более с участием музыкантов, что-то там исполняющих, требуются серьезные ресурсы. Герои нашей подборки решают этот вопрос по-разному — кто-то заручается поддержкой действующего телеканала или локального СМИ, развивающего собственное направление видео-контента, кто-то покупает на собственные средства камеру и ставит ее в звукозаписывающей студии. Результаты отличаются и по стилистике, и по базовой интонации, и по музыке, звучащей в кадре, но объединяет все проекты одно — любовь к тому, о чем рассказывается, главный ресурс, без которого ничего этого попросту не было бы.
Омск, 27 выпусков
Макс Ракета, автор программы, ведущий

Я люблю искать музыку. Мне интересно слушать ее и рассказывать о ней, мне нравится открывать людям что-то новое, о чем они еще не слышали. Мне кажется, что омская сцена обширна и многогранна, поэтому должен был появиться ресурс, который будет поддерживать местных музыкантов информационно и какими-нибудь другими посильными делами. Проект о локальной музыке я замыслил еще в 2019-м, но не относился к этой идее серьезно, потому что возможности реализовать ее не было. Потом я устроился работать на телеканал «Продвижение» — там я озвучил все свои разрозненные идеи и получил зеленый свет на производство. «Стереоклуб» существует как проект телеканала и делается на его средства. Премьерные показы всех выпусков происходят в сети, а потом уже они идут в телеэфир. Там их можно посмотреть в ночном эфире с пятницы на субботу.

Я был увлечен ретро-эстетикой, поэтому нам хотелось сделать шоу в стиле советских музыкальных телепередач. Если источником вдохновения первого сезона служили «Утренняя почта» и «Музыкальный киоск», то уже ко второму главным референсом была программа «Взгляд» Влада Листьева. Чтобы найти название для проекта, пришлось чуть-чуть погрузиться в детство. Я коллекционирую винил и люблю копать всякую разную советскую поп-музыку, известную и не очень — давным-давно мне попался диск группы «Электроклуб», в составе которой выступала Ирина Аллегрова. Слово «клуб» отлично характеризовало эстетику шоу, а частичка «стерео» нередко мелькала на магнитных лентах мамы и папы. В былые времена музыку переписывали друг у друга на кассеты и ленты, и таких записей в базовых конвертах со словом Stereo у моих родителей было немало. Сам я родился в 1993 году и Советский Союз не застал, однако дома было много унаследованного оттуда.

Конечно, с каждым новым сезоном (их вышло уже три) мы стараемся двигаться вперед — вести себя в кадре свободнее, не пародируя статичных и серьезных советских телеведущих, в общем, прекратить закутываться в это концептуальное одеяло с ногами и головой. Но отклониться от изначального курса оказалось не так просто. Все же медленно, но верно мы идем по пути того, чтобы оказаться в настоящем времени. Надеюсь, в новых сериях это будет видно. Они, кстати, уже скоро!

Пожалуй, изначально у нас не было понимания, что это будет продолжительный проект, для которого придется заниматься не только производством программ, но и задействовать другие медийные механизмы. Например, готовить кучу дополнительного контента для соцсетей или устраивать вечеринки — с прошлого года мы стали делать от «Стереоклуба» регулярные концерты. Конечно, увеличилась нагрузка на всех участников команды — а у нас итак много времени отнимают мозговые штурмы о том, как выдерживать концепцию, и различные переговоры, которыми занимаются продюсеры Соня и Даша. Но к этому невозможно относиться с негативом. У нас есть не только целая передача, но еще и ее активные соцсети и сопутствующие оффлайн-движухи — это крутая история для любого проекта. Просто теперь дальнейшие планы формируются с учетом всех этих факторов, вот и все.

Соне больше всего нравится наш новогодний выпуск 2020 года — там, по ее словам, был широкий простор для творчества и волшебная атмосфера на съемках. У Даши самые теплые воспоминания о летнем концерте в конце второго сезона. Я же все выпуски по-своему люблю — каждая передача на момент своего выхода была для меня самой лучшей. Естественно, есть программы, где мне, например, не нравится, как сложилось интервью, а Даше и Соне музыка героев была не близка уху. Но это все — скорее повод зафиксировать эти моменты, сделать выводы и провести работу над ошибками.







Тюмень, 10 выпусков
Сюзанна Иванова, ведущая, музыкальный продюсер

В начале 2022-го я планировала развивать фестиваль «Музсходка», которым я руковожу, при помощи серии онлайн-интервью с музыкантами, совмещенными с их выступлениями. Параллельно выяснилось, что молодежное СМИ «Мой портал» задумали делать онлайн-квартирники для местных музыкантов. Мы решили объединить усилия и в процессе обсуждения проекта пришли к нынешнему формату. Производство взял на себя «Мой портал», так как у них есть для этого и ресурсы, и опыт, а музыкальное продюсирование осталось за «Музсходкой». Долго думали над названием, потому что хотелось чего-то нового, что не обязательно бы ассоциировалось с нами или коллегами. «Вольта» оказалась на стыке наших задумок — в ней было и про музыку, и про визуальную концепцию.

Изначально мы планировали делать онлайн-встречи с прямым эфиром и тремя разными гостями — тут же и говорить, и петь, чтобы гости сменяли друг друга. В процессе поняли, что эти переключения будут съедать время и грязновато смотреться в кадре. Потом пришли к идеи съемок шоу с несколькими гостями, без прямого эфира. Но у нас была сформулированная цель — не просто познакомить с тюменскими музыкантами, а влюбить в них, а для этого нужна была какая-то глубина, возможность получше узнать ребят, что с первого взгляда в сборном выступлении было бы сложно. Поэтому мы оставили такой формат — один выпуск, один участник.

Еще года три назад у тюменских музыкантов не было сообщества, все было разрозненно. А сейчас сообщество есть; есть общий чат, в котором все состоят — музыканты, организаторы, звукорежиссеры, музыкальные менеджеры, есть постоянное общение, встречи. Каким-то не простым, но волшебным образом мы держимся вместе, общаемся, помогаем друг другу — советом, делом, критикой. Хочется не только самой любить это сообщество и музыку местных команд, но и передать эту любовь другим людям. Хочется создавать больше возможностей для талантливых ребят, и наше шоу как раз такие возможности дает — быть услышанными, зафиксировать свою музыку и живое выступление в качественном виде; пригодится для портфолио. Звук пишется прямо на съемках, вживую. Но мой интерес проще — как человеку, выросшему в большой семье, мне всегда хочется всех объединять. В объединении сила — не только моя, но всех, кто в него входит.

Делать такое шоу непросто — это же не только интервью, но и большая музыкальная часть, где включается множество специалистов, и важна их координация. Для меня сложность была еще и в том, что мы заходим на площадку на два дня безвылазной работы, а у меня грудной ребенок — и вот вся семья тусуется вместе со мной, поддерживает, скандалит. Ребята с «Моего портала» делают параллельно еще одну передачу, и им тоже было непросто одновременно снимать и монтировать два разных проекта. Но результат нас всех вдохновляет, мы мечтаем его продолжить. Вообще наш проект некоммерческий, мы все делаем силами «Моего портала» и нашими, но понимаем, что надо привлекать партнеров, спонсоров, подавать на гранты — затраты огромные, нам самим не потянуть. Сейчас обсуждаем все возможности, решаем, как быть с привлечением инвестиций. Мы искренне считаем, что делаем невероятно важный вклад в развитие региональной музыки, так что очень хочется продолжать.

Для меня все наши выпуски прекрасны, как и люди, которые к нам приходили. Но могу отметить, что интервьюировать более трех человек одновременно требует большой сноровки и подготовки — тут я поставила себе галочку, что над этим надо поработать. Был один выпуск, который морально взбодрил — у нас в гостях был исполнитель Aiscoot (Илья Митрясов), и он после написал, что его отец посмотрел интервью и прямо прослезился, сказал: «Мы тебя вообще не понимали». Это вдохновляет.

Красноярск, 39 выпусков
Ярослав Kvint Квинт, продюсер, оператор, технический директор

Проект появился весной 2022-го — идею первым предложил Евгений Кузьмин aka Kopernik, мы с ним делаем проект вместе. Рассматривали разные варианты названия — отталкивались от того, что это Сибирь, регион, участок. Тестовый выпуск отсняли 2 мая, но в свет он так и не вышел; на YouTube он загружен, но доступен только по ссылке, там было много недоработок, как визуальных, так и технических. Возможно, когда-нибудь опубликуем и его. Официальный первый выпуск вышел 30 мая.

Наша концепция — показать сибирскую сцену, различных диджеев, которые есть в Красноярске и не только (привозных артистов мы тоже снимаем). В Сибири дефицит подобных шоу, только новосибирские ребята из Lab23 делают похожий контент системно. Жанровых рамок мы артисту не ставим, наша задача — продемонстрировать его собственный вкус. На старте мы записывали видео только в студии, без зрителей и других участников. Сейчас снимаем и вечеринки в заведении — сняли три таких выпуска, один уже вышел, два на стадии монтажа.

Такие съемки — дело непростое. Поначалу были сложности с отсутствием необходимого оборудования — штативов, объективов, запасных аккумуляторов, или с настройкой техники и освещения. Монтаж и сведение с трех камер плюс звук тоже отнимает много времени. Финансирование у нас отсутствует, все делаем из своего кармана. Мы пытаемся продавать съемки артистам — суммы чисто символические. Несколько человек согласились сняться за деньги — мы на это купили штатив, аккумулятор и лампы. Ссылка на донаты у нас тоже есть, но пока никто не поддерживает. Но коммерция для нас не на первом месте. Мы делаем это для удовольствия, и чтобы оставить след в истории города.

Любимые выпуски мы сняли в прошлом сентябре на крыше 25-этажного дома. Шикарный вид на город под любимую музыку — это просто непередаваемые эмоции, даже подготовка к съемкам была не менее интересной, чем сам процесс. Это как раз то направление, в которым мы хотим развиваться — показывать выступления артистов в красивых и необычных локациях нашего региона. Уже готовим для этого почву, приобретаем необходимое оборудование. Впрочем, вечеринки, на которые может прийти каждый, без внимания тоже не оставим.






Иркутск, 40 выпусков
Роман Кирьянов, креативный продюсер
Даниил Ширшов, режиссер

Наш проект стартовал 28 августа 2021 года — в этот день мы выложили в сеть пилотный выпуск. Идея проекта и название принадлежит двум людям, этими людьми являемся мы, иркутские музыканты Рома Рикошет и Даня Lil Дождь. Мы представляем не только «ИРК Live», но и творческое объединение «Чибу FAM», созданное нами же. Рэпом мы занимаемся довольно давно, и за это время мы столкнулись с тем, что у нас в регионе практически нет действующих проектов и мероприятий, направленных на развитие хип-хоп культуры. Когда у нас появилась собственная студия, мы поняли, что не можем оставаться в стороне.

«ИРК» расшифровывается как «Иркутская рэп-кухня» — это название нашего портала об иркутском хип-хопе. Изначально мы просто приглашали музыкантов в студию для съемки бесплатного музыкального профайла — наши земляки получали возможность продемонстрировать свои творческие навыки и немного рассказать о себе. Со временем стало ясно, что у проекта большой потенциал — мы переименовали паблик студии, куда мы выкладывали эти видео, в «Иркутскую рэп-кухню» и приняли решение делать портал об иркутском рэпе. Теперь тут, помимо новых видео, можно найти треки и клипы местных исполнителей и видеоотчеты с локальных мероприятий, а также пообщаться с представителями сообщества. Формат самого шоу от этого особенно не изменился, разве что во втором сезоне музыканты стали исполнять больше треков.

Первыми трудностями, с которыми мы столкнулись, были неорганизованность некоторых участников, а также нехватка ресурсов, как человеческих, так и финансовых. В принципе, все эти проблемы актуальны до сих пор. Наш проект некоммерческий, единственный источник его финансирования — наши личные средства. Основные наши расходы — это ежемесячные затраты на содержание студии, а также средства на покупку и апгрейд оборудования для съемок и монтажа. Никакой прибыли проект нам не приносит и существует только из большой любви к рэпу — мы его делаем не ради заработка, а для развития хип-хоп культуры в регионе. Участие в нашем проекте для гостей бесплатное, но мы открыты к любым формам сотрудничества.

Если на старте мы делали всю работу сами, то сейчас в проекте появились и новые лица — «Иркутскую рэп-кухню» вместе с нами делают Игорь Елизарьев, Игорь Яковлев, Константин Щенников. Мы чувствуем, что «Рэп-кухня» уже вышла за рамки одного шоу. У нас масса задумок для ее развития — в частности, есть идея документального фильма об иркутском рэпе и идеи других проектов за пределами студии.

Новосибирск, 2 выпуска
Екатерина Холод, продюсер

Разработка проекта началась еще в октябре 2022-го, а съемка первого выпуска состоялась 7 декабря. Идея принадлежит Ивану и Катарине, которые являются основателями и непосредственными руководителями нашей «Аудиомастерской». Название придумал Иван, оно буквально означает «музыкальный факультет». Проект планировался как обучающий, и название требовалось соответствующее. «МузF.A.Q.» звучит коротко и лаконично, полно отражая суть задумки.

С самого начала мы собирались делать видеопроект в формате «вопрос-ответ» и приглашать музыкальных экспертов из разных областей. Они должны были стать проводниками для тех, кто только начинает путь в музыке. В планах было делать ролики длиной 10 минут, однако эксперты делились большим количеством полезной информации, которую не хотелось вырезать. В результате мы решили снять это ограничение.

«Аудиомастерская Квартира» в целом представляет собой пространство, созданное, чтобы помогать новосибирским музыкантам развиваться. Всем музыкантам города помочь не получится, но обучающий видео-контент — это возможность охватить как можно больше творцов, которым нужна помощь для старта и развития. Для нас это важно, потому что в Новосибирске действительно много талантливых музыкантов, но им сложно найти свой путь из-за того, что музыкальная индустрия в нашем городе очень плохо развита. Вот мы и пытаемся всеми способами ее как-то продвигать и расширять. «МузF.A.Q.» хорошо этому способствует, потому что мы показываем реальных экспертов, к которым можно обращаться за помощью. К тому же гости рассказывают, где можно найти других специалистов.

Часто было непросто найти время, удобное и для эксперта, и для команды, которая участвует в съемках. Наши гости — очень занятые люди, некоторых приходилось вылавливать неделями. С кем-то нам повезло: мы организовывали съемки на следующий же день после того, как первый раз связались, а в следующие месяцы у героя уже не было на это времени. Самое нелюбимое и занимающее много времени занятие при производстве шоу — это монтаж. Чем больше людей ты снимаешь, тем монотоннее становится работа. Приходится по многу раз вносить исправления и заново сохранять выпуски. К окончанию работы ты уже целиком цитируешь эксперта, зная, что и в какой момент он скажет, и даже как вдохнет.

Никакой финансовой выгоды наша команда с этого проекта не получает. Всем необходимым для воплощения нашей задумки мы располагали благодаря ресурсам, имеющимся у нас в «Аудиомастерской», и у наших друзей в Livecam Media, при чьей поддержке реализуется проект. Пока у нас вышло два выпуска, дальше они будут выходить раз в неделю в течение двух месяцев. В дальнейших планах — съемка второго сезона. Еще остались профессии и эксперты, которых хотелось бы осветить, и о которых будет полезно узнать новосибирским музыкантам.