Свой маленький Винзавод: Хроники арт-пространства «Клумба»

Креативный кластер на заднем дворе

Год назад в кузбасском городе Кемерово появился арт-кластер «Клумба» — продукт совместных усилий местных дизайнеров, художников и бизнесменов. C момента открытия там прошло несколько сотен мероприятий — в итоге «Клумба» из просто визуально приятного места, куда обычно приезжают ради снимков в Instagram*, превратилась в один из немногочисленных центров притяжения молодых людей города. Это не первая попытка сделать городское креативное пространство, однако «Клумба» оказалась куда более жизнеспособным проектом, чем все другие кемеровские инициативы вместе взятые.


Свой маленький Винзавод: краткая история кемеровских арт-пространств

Первым кемеровским творческим пространством можно назвать театр-студию «Встреча», который в 2014-м отпраздновал свое 35-летие. Выросший на базе студенческого театра Кемеровского государственного университета, он стал своеобразным центром современного искусства в Кемерове. Среди проектов «Встречи» был фестиваль уличных театров «Театральная площадь», фестиваль студенческих театров, фестиваль современных искусств «Тезисы». Был даже отдельный проект читки драматических произведений горожанами, не имеющими актерского образования.

В 2016 году театр переехал, фактически прекратив свое существование не только на прежнем месте, но и в прежнем составе: создатели «Встречи» покинули студию, а в ее помещении руководство КемГУ задумали обустроить гардероб или кафе. Сейчас театр существует исключительно как студенческая структура внутри вуза. Паблик «Встречи» не обновляется с конца 2016 года.

Еще одно творческое пространство Кемерова — лофт Vovne. Идейным вдохновителем выступил бывший режиссер театра «Встреча» Александр Маркварт. «Свой маленький Винзавод», как называли это пространство в СМИ, появился в Кемерове в ноябре 2016 года. Vovne задумывался как временное творческое пространство, где пятницы отдавались бы под театр или перформансы, а по субботам проводились концерты в рамках проекта Unknown Artist (имя исполнителя до последнего оставалось в тайне). Творческий эксперимент продержался два месяца; организаторы заявили, что за окупаемостью не гнались, а вкладывали в проект собственные средства, которые банально закончились.

Первый в городе полноценный креативный кластер «База» просуществовал полгода, с апреля по октябрь 2017-го. «По нашему плану должно было получиться что-то вроде "Каменки", — комментирует основатель "Базы" Кирилл Показий. — Когда часть пространства — это цеха, где можно работать руками, общественное место, где любой дядя Вася может прийти, заплатить и ваять, и еще есть ивент-площадка».

Но создатели не смогли правильно спланировать пространство и сделать его привлекательным для новых резидентов, да и самих резидентов не нашлось в достаточном количестве. Вложившись в ремонт и аренду, создатели «Базы» — костяк команды состоял из свадебных декораторов — не смогли окупить помещение. На мероприятия приходило не больше 200 человек — такое количество собрал, например, концерт группы «Звезды». Основатели арт-пространства запустили краудфандинговую кампанию на ресурсе «Планета.ру», чтобы на собранные деньги сделать ремонт второго этажа и расширить пространство. У видео было почти 30 тысяч просмотров, но вместо запланированных 145 тысяч рублей ребята набрали лишь 20 тысяч.

На этом попытки создания творческих пространств в Кемерове не прекратились. В феврале 2018 года городское издание Avocado объявило об открытии арт-пространства Kolba, о котором известно еще меньше, чем о предыдущих. Организаторы планировали запустить в городе новый проект вечеринок Rave Garage с андеграундным диджейским составом и обилием техно-музыки. В социальных сетях можно найти несколько мероприятий Rave Garage, а о судьбе Kolba выяснить ничего не удалось.

В августе 2018 года областные чиновники объявили о своих планах создать арт-кластер на уровне Кемеровской области, которое объединит творческих людей в разных городах Кузбасса, однако актуальной информации по этому поводу найти невозможно. В сентябре в Кемерове открылось еще одно пространство — «кARTa». Администрация Кемеровской области создала его на базе Дома актера, который, в свою очередь, служит площадкой для развития городских театров. «Мы приглашаем художников, музыкантов, поэтов, педагогов, тренеров и всех, кто хочет заниматься творчеством, — рассказывает автор проекта Роман Валеев порталу А42. — Со временем планируем создать культурную карту города». Внешне «кARTa» представляет собой стандартную «творческую гостиную» с тяжелыми шторами и массивной мебелью. Все мероприятия, которые там проводятся, бесплатны. Сейчас на площадке работают несколько проектов: Karta Theatre, Karta Club (концерты и квартирники), Karta Talk (встречи с интересными людьми), киноклуб Karta Cinema и воркшопы Karta MK.

Пока единственным действующим и самым долгоиграющим креативным пространством в городе остается «Клумба». Этому проекту удалось то, что не получилось у остальных — выдержать формат, не закрыться и даже начать зарабатывать.


Лофт Vovne. «Тезисы», 2016 год
Вера, надежда и мопс: как обустроить арт-пространство на заднем дворе

Фасад здания, в котором находится «Клумба», абсолютно типичен для дома культуры 50-х годов — тут и колонны, и лепнина. Находится оно на улице с очень подходящим названием — «Коммунистическая». Если подойти к нему с тыла, то взгляду открывается удивительная картина: среди пятиэтажных облезлых панелек друг на друга смотрят нарисованный мопс несколько метров в величину и девушка, сложившая руки как будто бы в молитве. Девушка — часть рисунка-композиции «Вера, надежда, любовь»; мопс — работа томского художника Олега Шубина. Так выглядит задний двор Кемеровского муниципального ДК, где расположилось арт-пространство «Клумба».

Центр арт-пространства — настоящий газон, который служит сценой и площадкой для проведения мероприятий. Вокруг него разместились шезлонги, палеты и металлические бочки, которые играют роль барных стульев; в качестве столов выступают катушки для кабелей, расписанные художниками. По периметру двора «Клумбы» в 20-фунтовых грузовых контейнерах разместились кофейня, бургерная, винный бар, кальянная. Все они оформлены в одном стиле и напоминают бунгало под навесом.

Один из основателей — создатель йога-студии «Тринити» Евгений Петров. Ему же принадлежит все здание, на заднем дворе которого появилась «Клумба» — тут, к слову, нередко занимаются йоги. Среди компаний, которые арендуют офисы в здании ДК, есть студия INC design, которую возглавляют Никита Лысенко и Кирилл Лобур. Кроме дизайна они занимаются граффити и стрит-артом, участвуют в фестивалях уличной культуры, привозят различных художников в Кемерово.

Впечатлившись опытом московского дизайн-завода Flacon, Лысенко и Лобур задумали открыть творческое пространство в родном городе. Арендовав студию у Петрова, они обратили внимание на задний двор. Там царило запустение — обшарпанные стены, строительный хлам, под слоем грязи скрывался асфальт, уложенный еще во времена СССР. Никита и Кирилл предложили своему арендодателю сделать в этом месте арт-пространство, и тот согласился. Но вложений трех человек было явно недостаточно, тогда Лысенко связался с другими знакомыми бизнесменами — владельцем кальянной Андреем Макаренко и хозяином одного из баров Михаилом Беляевым. Сейчас все они входят в команду управленцев «Клумбы».

На вопрос, откуда взялось название пространства, арт-директор Павел Конев пожимает плечами: «Ну, мы растем здесь, как цветы». За два месяца основатели полностью его реконструировали — завезли несколько грузовиков земли, заново положили асфальт. На все работы, включая электричество, мебель и роспись стен, ушла сумма в один миллион 300 тысяч рублей. Художники, оформившие стены, работали бесплатно или за символическую плату — Лысенко воспользовался своими контактами в области стрит-арта. «Мы их селили, кормили и оплачивали материалы», — рассказывает арт-директор Павел Конев.

Так на стенах появился реалистичный мопс с золотой цепью, а также граффити Zak Mini Monster и других художников, в числе которых — Mack Миша, Марина Ягода, Айгуль Laku, Катана Wu, Культ, Олег Scout, Stereoheat, Semor. Критерии отбора — легкий, понятный, запоминающийся сюжет. «Получилось ярко, красиво, красочно, по-европейски, — комментирует Павел Конев. — Люди заходили, и сразу включался вау-эффект: "Все не как в Кемерове"».

Среди граффити и муралов «Клумбы» нет неоднозначных, провокационных рисунков. Но без казусов все равно не обошлось. «Часть рисунка на стенке напротив жилого дома состояла из крестов. К нам несколько раз подходили бабушки и спрашивали, что это у нас за православные кресты такие», — рассказывает Конев. Сейчас на нарисованных крестах, как на ветках, висят в качестве отвлекающего маневра настоящие скворечники.



Не только для хипстеров: арт плюс коммерция

Привлеченные красивыми картинками, люди стали приходить в «Клумбу» посмотреть и сфотографироваться, а заодно перекусить и отдохнуть. Потом появилась событийная составляющая. «Мы не хотели, чтобы люди просто ели и уходили. Поэтому стали наполнять место музыкой, приглашать разные группы. Практикуем разные жанры мероприятий — детские праздники, лектории, юмористические и импровизационные шоу, кинопоказы, стритбол, батутные занятия, танцевальные батлы, лото, мастер-классы по рисованию и йоге, тематические дни, кальянный фестиваль», — перечисляет Павел.

По словам арт-директора, создатели хотели сделать пространство открытым и доступным, поэтому подавляющее большинство событий бесплатные. Причем не только для посетителей, но и для исполнителей. «Приходилось объяснять артистам, что мы не заплатим им за выступление, к чему они, конечно, не привыкли, — рассказывает Конев. — Поэтому самые популярные, коммерчески успешные кемеровские группы, которые играют обычно на свадьбах и праздниках, к нам не приходят. У нас другая история. Акустическая, душевная».

На вопрос, каким образом отбираются мероприятия для «Клумбы», Павел Конев объясняет, что главный принцип работы пространства — «Быть не как все, но держать руку на пульсе». Подавляющее большинство желающих провести мероприятие связываются с организаторами сами. Этим летом в «Клумбе» проходило по четыре ивента в неделю, каждое из которых собирало в среднем по 100-150 человек. Самое большое число посетителей (400 человек) собрал кальянный фестиваль.

Говоря об окупаемости, арт-директор подчеркивает, что «Клумба» — в первую очередь бизнес-проект, хоть и творческий. Часть затрат на создание арт-пространства уже окупилась, в планах создателей — увеличивать прибыльность. Спонсоров искать получается не всегда — в копилке «Клумбы» немало отказов от местных и федеральных компаний. Однако команда заключила партнерство с «Мегафоном» и еще несколькими фирмами, например, создателями мерча MySiberia. С партнерами «Клумба» работает на бартерной основе — «Мегафон», например, проводит здесь свои мероприятия и собирается установить спортивную площадку с тренажерами, а MySiberia сделали команде брендированные кепки. Помимо этого, в «Клумбе» появились муралы с логотипами этих компаний.

Описывая аудиторию пространства, арт-директор отказывается называть посетителей хипстерами: «В Кемерове не слишком развита субкультурность». Люди скорее делятся по любимым занятиям — танцоры, музыканты, скейтеры. Организаторы намеренно не сужают аудиторию пространства: например, закрывшееся в этом году арт-пространство «База», по их словам, сосредотачивалось на мероприятиях, которые были интересны лишь им самим и маленькому кругу посетителей. В Кемерове такие проекты не приживаются, считает Конев.

Создатель «Базы» Кирилл Показий говорит, что «не уверен, что "Клумба" подготовила почву для других, потому что арт-пространство, в первую очередь, это комьюнити, а у "Клумбы" его нет». «Может быть, не комьюнити, но ядро аудитории у нас есть, — возражает Конев. — Это примерно сто человек, которые посещают мероприятия "Клумбы" постоянно».

«Клумба» против сибирских зим: что получилось, а что нет

Основной минус «Клумбы» — ее сезонность. В середине сентября арт-пространство закрыло сезон и перебралось в «Клумба Loft», подвальное помещение в том же здании. Туда же переехал бар и кальяны. Но в лофт-версии мероприятий проводится куда меньше, они менее динамичные и интерактивные. В основном это выставки, кинопоказы или небольшие концерты — акустика маленького помещения не позволяет проводить более масштабные ивенты.

«Основная проблема "Клумбы" — холодные сибирские зимы, — считает Никита Лысенко. — Мы не смогли создать должную атмосферу в зимнем пространстве, и проработка этого зимнего сезона пока идет тяжело».

Еще одна из задумок создателей «Клумбы» — собрать вокруг себя сообщество творческих предпринимателей, художников и музыкантов — пока осуществляется с переменным успехом. Сейчас точки арендуют тату-студия, магазин натуральной косметики, барбершоп и еще несколько маленьких бизнесов. «Клумба» постоянно пишет в социальных сетях о свободных помещениях с доступными условиями аренды, но отклика не находит. Организаторы пока не могут ответить на вопрос — то ли творческих коллективов, которые могли бы стать частью арт-кластера, так мало, то ли они просто не знают о «Клумбе» или не видят смысла туда переезжать.

«В прошлом году у нас арендовали помещения хендмейдеры, делавшие декор, но они либо закрыли свой бизнес, либо съехали от нас. Я вижу причину в том, что Кемерово все-таки маленький город, здесь не очень много возможностей. Открыть модную кофейню — это относительно легко, и люди "клюют" на такое, но если речь заходит о более масштабном бизнесе, то все сложнее», — говорит Павел Конев.

На вопрос, почему «Клумба» остается единственным более-менее долгоиграющим арт-пространством в городе, когда аналогичные проекты не приживаются, ее основатель называет три главные причины. Во-первых, это широкая аудитория. Изначально создатели «Клумбы» делали ставку на понятность, доступность и популярность мероприятий, которые проходят в пространстве. «Мы не будем показывать артхаус и экспериментальные виды творчества, — говорит Никита Лысенко. — Люди приходят в "Клумбу" не чтобы глубоко куда-то погружаться или искать смысл там, где его нет. Мы не рассчитаны на небольшие сообщества, представителей которых в Кемерове очень мало».

Вторая сильная сторона «Клумбы» — хорошо стоящие на ногах бизнес-партнеры. У представителей общепита, которые вложились в проект изначально, уже были работающие и приносящие доход бизнес-проекты. «Поэтому у них была возможность не ждать от арт-пространства сверхприбыли сразу», — поясняет Лысенко.

Третья сильная составляющая пространства — это эстетика и понятность. Сделав ставку на понятный арт, «Клумба» в оформлении намеренно ушла от андеграундной стилистики. Любой человек, который попал в пространство «со стороны», почувствует себя в своей тарелке. «Все закрывшиеся кемеровские проекты — это такая практически подпольная, нишевая история, — говорит сооснователь. — В "Клумбу" же может прийти любой — мама с ребенком, пожилой человек, школьник. И ему там не будет как-то странно, ему будет комфортно».