«У нас ничего не было, вероятно поэтому все получилось»: Хроники Каменки

Как умирающий Дворец культуры стал крупнейшим в регионе креативным кластером
За 5 лет своего существования культурное пространство «Каменка» переросло из ДК в неблагополучном районе на правом берегу Енисея в событийный и культурный центр города. Разбираемся, как работает и живет один из наиболее узнаваемых проектов Красноярска.

В 2012 году двое сотрудников тогда еще просто Дворца молодежи Анна Иванова и Михаил Егошин вдохновились питерскими «Этажами», московским «Флаконом», аналогичными проектами в европейских городах и загорелись идеей создания креативного пространства в Красноярске. Локация располагала — в их распоряжении было огромное здание, редкий образец сталинского ампира, окруженное шестью гектарами парка. Руководству ДК идея понравилась, и Анна начала поиск возможных резидентов: «Нам дали только здание и больше ничего. Я разослала знакомым сообщения "ВКонтакте“: "Привет! У нас есть 5000 м2. Приезжай, что-нибудь придумаем". После нескольких встреч сформировался первый пул резидентов».

На начальном этапе в «Каменке» открылись две фотостудии, мастерская лонгбордов и кофейня. Тогда целью было объединить всех, кто хочет улучшить город, вне зависимости от сферы деятельности. Политику отбора резидентов поменяли только в 2015 году — сейчас «заехать» в Каменку могут исключительно те, кто занимается ручным производством.

Спустя полгода после открытия Иванова и Егошин убедили правительство вложиться в ремонт здания и развитие пространства. Если бы тогда местные власти не доверились инициативе двух предприимчивых PR-специалистов, ДК бы наверняка уже снесли, а на освободившейся территории возвели очередной торговый центр. Однако Ивановой и Егошину удалось добиться первых результатов при полном отсутствии финансирования — вскоре после размещения резидентов пространство стало оживать: появились общественные мастерские, парк, магазин и кафе.

Здание

Дворец культуры Сибтяжмаш в Красноярске построили в 1956 году — советское правительство задумывало его как досуговый центр для рабочих. В 2001 году здесь расположился Городской, а затем Краевой Дворец молодежи. «Каменкой» здание стали называть в 2013-м. Пространство получило свое имя в честь одноименной речки, которая течет под парком, опоясывающим здание. «Спустя года три после переименования, в сети стали появляться объявления: "Сдам квартиру. Район Каменки". Водители такси уже не спрашивали: "К ДК?" Они стали говорить: "На Каменку?" Раньше этого слова никто не знал», — рассказывает Анна.

Проект запускался, когда часть помещений находилась в аварийном состоянии. Всего было четыре стадии ремонта. Сейчас идет последняя — реставрируют Большой зал. И каждый раз перед тем, как получить финансирование на новый этап ремонтных работ, команда «Каменки» доказывала правительству, что проект востребован — люди сюда приходят и будут продолжать приходить.



События

«Каменка» задумывалась в первую очередь как креативный кластер, соединяющий представителей творческих профессий и предпринимателей в сферах искусства, музыки, ремесел. Однако перед Ивановой и Егошиным стояла задача как можно быстрее сделать место популярным и среди широкой аудитории. В первую очередь в целях получения финансирования на ремонт, но не только: «Можно создавать среду, где будут находиться и взаимодействовать друг с другом мастерские, но если сюда не будут приезжать люди, то место скорее всего заглохнет», — считает Анна.

Естественным способом привлечения аудитории стали события. Особенно они были важны первые три года — жители Красноярска должны были привыкнуть приезжать в район, максимально отдаленный от центра (40 минут на автобусе без пробок). К тому же с сомнительной репутацией — в 2013 году гулять по вечерам тут считалось опасным.

В год на «Каменке» проходит около ста мероприятий: кинопоказы, лекции, мастер-классы, маркеты. Не все проводит команда креативного пространства. Сделать свое мероприятие может любой, при условии, что оно развивает городскую среду и/или близко «Каменке» по духу. Команда в свою очередь может включиться в организацию на любом этапе в зависимости от того, какая помощь требуется.

Удачным примером такого «события на аутсорсе» стал фестиваль «Двигай сам»: «Организаторы сами любили путешествовать автостопом и сделали фестиваль, состоявший из трех направлений: куда поехать, как и с кем. Вся программа была про самостоятельные путешествия по России и миру». Проекты, которые делает сама «Каменка», как правило, масштабные и повторяющиеся. «Кинолужайка», «Рестодэй» и «Бал в кедах» проходят уже несколько лет подряд и состоят из самых разных образовательных и развлекательных активностей. А этим летом впервые прошли форум о моде «Индустрия» и музыкальный фестиваль «О, музыка».

Парк

Наверное, самым нешаблонным событием в свое время стал «Культпосад». Когда возникла необходимость в сжатые сроки и без значительных финансовых вложений облагородить парковую зону, ребята организовали массовую посадку деревьев. Все желающие могли купить на «Каменке» дерево: от березы за 1500 до осины за 6000 рублей. Вместе с ростком участникам выдавалась коробочка, в которой были перчатки, табличка, маленькая стеклянная колба, карандаш и бумажка с надписью следующего содержания: «Если вы хорошо себя вели в этом году, то напишите желание, упакуйте в колбу, положите под свое дерево, закопайте, и оно обязательно сбудется». Именные деревья тогда посадили 300 человек.

«Это событие пришло из потребности, — рассказывает Анна. — Когда ничего нет, в голову приходят гениальные мысли. Есть молодежные центры по краю, и государство ставят нас им в пример. А они говорят: "Конечно, у них есть деньги, им легко". На самом деле это не так. У нас ничего не было, вероятно поэтому все получилось».

Постепенно парк преобразился. Кроме традиционных лавочек и аллей, появились рампа для скейтбординга и еще одно кафе — Best Friends. Летом парк служит основной событийной площадка — тут регулярно проходят маркеты, фестивали и спортивные тренировки. По понедельникам на лужайке смотрят кино, а каждую среду можно прийти на бесплатное занятие зумбой.

Резиденты

Однако основной идеей проекта было и остается развитие малого бизнеса в сферах креативных индустрий, а основным способом ее осуществления — резиденство. Сейчас резиденты «Каменки» — это ремесленники, то есть те, кто создает что-либо своими руками. Всего их не более десяти — это вызвано ограничениями пространства для мастерских и форматом бизнес-инкубатора с льготной арендной ставкой. Стать резидентом может каждый, но нужно пройти отбор. Прежде всего, необходимо иметь портфолио, а заявленное занятие должно быть основным видом деятельности. Отбор происходит два раза в год.

«Нам важно, чтобы резидент находился здесь в мастерской и работал. Чтобы не простаивало помещение. Чтобы изделие можно было потрогать и продать в магазине „Каменки“. Желательно, чтобы продукт отражал локальную идентичность региона», — комментирует Анна.

Отбор проходит в три этапа: подача заявки, беседа об экономической составляющей бизнеса, затем презентация проекта, на которой присутствуют администрация «Каменки» и представители власти как соучредители. Формат бизнес-инкубатора значит, что компания (или ИП) имеет право находиться тут не более трех лет. В течение первого года арендная ставка минимальная, каждый следующий год незначительно повышается. Система ориентирована на бизнес, находящийся на ранних этапах развития. По мере того, как растут обороты, растет и арендная плата. Спустя три года предприниматель уже может позволить себе снимать помещение в другом месте. Так случилось, например, с Basic Longboards, кожевенной мастерской Maple, а Monochrome и вовсе переехали в Петербург.

Цех

В тот момент, когда фокус отбора сместился с креативного бизнеса в целом на ремесленное производство, обнаружилась еще одна проблема — для развития резидентам часто требовалось оборудование, которое слишком дорого и не рентабельно было покупать в одиночку. Тогда создали «Цех»: опросили арендаторов, составили список техники, закупили самое необходимое и поставили в отдельно отведенные для этого помещения.

Так в «Каменке» появились лазерный станок, принтеры, резаки, трубогибочный станок для создания мебели, швейные машины и полный спектр принадлежностей для предметной съемки. Ориентирован «Цех» в первую очередь на резидентов, однако прийти и воспользоваться необходимым оборудованием может любой — только цена будет чуть выше.

Коворкинг

Коворкинг «Труд» — последняя из осуществленных инициатив, задумывавшаяся, однако, еще на этапе открытия. Помещение, где решено было разместить коворкинг, находилось в полностью разрушенном правом крыле здания. «Труд» открыли лишь после завершения второй очереди ремонта. Помимо пятидесяти мест, в нем есть зона отдыха, мини-библиотека, переговорная «Терпение», безлимитные чай, кофе и печенье.

С самого начала «Каменка» находилась в очевидно неблагоприятных условиях: невыгодное географическое положение, полное отсутствие стартовых инвестиций, здание и то в аварийном состоянии. Несмотря на это всего за 5 лет проекту удалось изменить культурный ландшафт города, значительно повлиять на качество жизни целого района и не отклониться от первоначальной цели развития креативных индустрий в Красноярске. И если в федеральных городах подобные инициативы были скорее ответом на уже существующий спрос со стороны малых производств, то «Каменка» выступила в роли зачинщика. Облегчив вход на рынок и создав конкуренцию, она, по сути, инициировала появление профессионального сообщества. Те, кто подумывал начать свое дело, увидели, что это реально, а предприниматели с минимальным опытом получили возможность выйти на качественно новый уровень развития.

«Постепенно люди поняли, что можно заниматься только любимым делом. Если сначала они что-то делали, совмещая это с работой, то со временем многие ушли из офиса, посвятив себя своему увлечению. Они осознали, что их продукт востребован. Нашей задачей было найти таких людей, помочь им и вдохновить», — говорит Анна. Конечно, дефицит, например, ремесленных производств вряд ли удастся преодолеть быстро, но «Каменка» положила этому процессу начало. Заодно стала образцовым кейсом, доказав, что желание и усилия несравнимо важнее обстоятельств.