Пустыри, призраки и поиски отца: Как в Нижневартовске снимают независимое кино

«Изначально мы хотели снимать боевик с элементами мистики»


В Нижневартовске этой зимой прошли съемки фильма «Д-76», первого полнометражного проекта драматурга и режиссера Алексея Житковского. Мы поговорили с участниками съемочной группы о том, каково это — снимать независимое кино с нулевым бюджетом зимой, а фотограф Роман Гостев (тоже, кстати, входивший в команду создателей фильма) подготовил для нас фоторепортаж о том, как проходили съемки.


Маргарита Гроваль
Второй режиссер

«Д-76» — первый полнометражный фильм Алексея Житковского — история о хрупкости человеческих взаимоотношений, о том, как люди обретают друг друга, но в погоне за фантомами мгновенно теряют. «Д-76» — самый известный проявитель фотографической пленки, так что название у нашего фильма говорящее. Тут и прямое указание на то, что аналоговое фото становится основной движущей силой всего сюжета, и одновременно ключ к центральным идеям фильма. Все проявляется со временем. Люди сбрасывают морок наваждения и выбираются из собственного кокона. Появляется ясность. Мы начинаем видеть жизнь такой, какая она есть.

Изначально мы хотели снимать боевик с элементами мистики, но в процессе проработки сценария пришли к чему-то совершенно иному — трагикомичной зарисовке в стиле Каурисмяки о жизни простых людей, живущих в сибирском городе на Оби. Наша история повествует о городских призраках и пустырях, о значении газеты в жизни современного человека и игре в маджонг на планшете, о фикусах и поисках заблудшего отца.

Решение о съемках приняли еще в августе. Алексей в общих чертах рассказал мне о своей задумке и показал свои фотографии, снятые на 35-миллиметровую пленку. Мы оба пришли к выводу, что ожидание подходящих условий и возможностей засасывает похуже таежных болот, и решили не медлить со съемками. Все, что нужно для съемки художественного кино, — авантюризм, инициативность команды и вера в развитие локального сибирского кинематографа, — на тот момент у нас уже было в наличии. Запланировали все на январь: нам было важно снять нашу историю именно в зимнее время. В этом плане ХМАО-Югра — уникальное, самобытное место: люди большую часть года буквально проживают в белом космосе бесконечных сибирских просторов. Здесь есть о чем снимать и о чем рассказать.

Работа над картиной проходила в нефтяной столице, Нижневартовске. Все актеры — местные, часть людей из съемочной группы — тоже, но были и те, кто давно уехал в Петербург и Москву и вернулся на малую родину работать над фильмом. Например, операторы Роман Лозинский и Марат Галиев, вартовские основатели теперь уже московского видеопродакшена Vie Films. Главного героя сыграл Дмитрий Килин, телеоператор и фотограф, — в этот раз он встал по другую сторону камеры и попробовал себя в роли почтальона Витали.

Создание независимого кино в округе, где практически никто ничего не снимает, — одновременно и квест, и проверка на прочность. Низкая температура: мы снимали в январе—феврале при —20ºC. Нулевой бюджет: мы не подавались на гранты и искали средства среди вартовчан и друзей — удалось собрать около 30 тысяч, которые благополучно ушли в первые дни съемок. Были проблемы с локациями, так что практически все интерьеры мы создавали «с нуля». Наш главный герой, согласно сюжету, работает на почте, но оказалось, что Почта России (любой ее филиал) является закрытой организацией и для организации съемок нужно получать отдельные разрешения. Нам пришлось строить павильон, причем делать это быстро. Несмотря на все сложности и препятствия, мы сняли «Д-76» в рекордные 10 съемочных смен.

Сейчас наш фильма находится на стадии постпродакшена: идет монтаж, композитор Travvvma записывает для нас саундтрек. Мы продолжаем собирать средства для того, чтобы воплотить наши замыслы и показать картину на большом экране, — наш проект можно поддержать.


Дмитрий Килин
Исполнитель главной роли

Интересный был опыт — не знаю, повторится ли подобное. Когда Алексей сказал, что пишет сценарий под мой типаж, было неловко отказываться. Волновался, переживал, не знал, как решить эту задачу: я же не актер, к тому же заикаюсь. Спасибо актерам Кате Григорьевой и Михаилу Светашеву, теперь уже моим коллегам, за помощь. Они опытные актеры — подсказывали, помогали. С Михаилом еще до съемок встречались и обговаривали некоторые моменты по актерской работе, с Катей мы репетировали.

В процесс съемок я не вмешивался: у меня была другая задача, актерская, хотя очень хотелось. Все-таки за видеокамерой я чувствую себя увереннее! А вообще, у нас собралась хорошая команда, и было грустно, когда все отсняли и все закончилось. Но есть надежда на продолжение, и это радует.


Алексей Житковский
Сценарист, режиссер

Прошло уже несколько недель с окончания съемок. Сейчас, на дистанции, вся эта затея выглядит авантюрой, но авантюрой, которая закончилась хорошо.

Я бы хотел отметить энтузиазм и самоотверженность людей, которые во всем этом участвовали. Начиная с актеров и заканчивая людьми, которые просто приходили помогать на площадке. У нас были большие смены с утра до вечера, по девять-десять часов.

Мы хотели рассказать историю и сделать это кинематографическими средствами. Сейчас, просматривая материал, я думаю, что эта история есть и главное сейчас, на монтаже, на посте, — вытащить ее и придать ей нужную форму. Наша задумка менялась несколько раз, и в конечном итоге мы пришли к той форме, которую нащупали еще в коротком метре, в фильме «Когда я была маленькая, я любила смотреть на костер». Это трагикомедия, что-то в стиле Каурисмяки или Роя Андерсона. И комичный элемент там очень важен. Время сейчас достаточно суровое, и всем нам не хватает человеческой теплоты и доброго юмора. Он не яркий, не эксцентричный, но он у нас присутствует.

Я надеюсь, что у нас получится не просто какая-то блажь, какой-то очередной провинциальный фильм, а скромная в хорошем смысле история. В этом плане меня вдохновляют примеры разных великих товарищей, таких как, допустим, американский режиссер Джон Кассаветис. Он снимал свой фильм «Тени» на чистом энтузиазме: по радио обратился к своим друзьям и попросил у каждого по доллару, пообещав, что если фильм окупится, то все это вернется им в двойном размере. Не знаю, окупился у Кассаветиса фильм или нет, но «Тени» сейчас входят в фонд классики мирового кино. Мы на подобное не претендуем, а просто хотим рассказать хорошую историю. Скромную, но со вкусом.