Как тело чувствует город: 4 сибирских коллектива современного танца

Диалог, раскрепощение и поиск ответа на сложный вопрос


Танец — это не только пластические движения, но и душевная терапия, новый взгляд на мир и настоящее искусство. Полина Абраменко нашла четыре танцевальных коллектива в Сибири, которые учат работать с телом, пространством и эмоциями. Их организаторы расскажут о своем опыте работы с городским пространством и танцевальном сообществе в их городах.
Омск
Полина Прокопьева и Лидия Бурдель, свободные танцоры и перформеры, создатели творческого объединения

Изначально наша компания состояла из двух человек — собственно, нас. Так и появилось название, «Молодой дуэт из Омска Two Me Dance Company». Мы не строили планов, но всегда чувствовали, что это все может вылиться во что-то более масштабное. Мы несем мысль, что любое тело создано для движения, что создавать свой танец может каждый. Главное — доверять себе в процессе, прислушиваться к ощущениям и стремиться к свободе выражения. Нам хочется объединять разных людей, с разными мыслями. Нам незачем всех выравнивать — танец должен быть разным, только тогда он будет интересен и исполнителям, и наблюдателям.

Мысль о своем пространстве у нас была с самого основания дуэта. Мы сразу знали, каким оно должно быть — в первую очередь это место, которое должно объединять и вдохновлять разных людей, где чувствуется свобода самовыражения. Нет цели закрыться в зале со своими студентами и заниматься только своими проектами. Наоборот, мы хотим привлекать новых людей с другими идеями и энергией и помогать им реализовывать их затеи. Нам кажется, что люди должны поддерживать и помогать друг другу.

Наше творчество — часть городской культуры, даже тогда, когда мы участвуем в мероприятиях за пределами Омска. Ведь наши идеи появились и были взращены именно в родном городе. Долгое время в Омске о нас вообще мало кто знал, при этом за пределами города с нашим творчеством были знакомы довольно хорошо, приглашали во многие проекты. Сейчас ситуация немного поменялась — нам даже удалось показать несколько спектаклей и самим организовать ряд интересных мероприятий в Омске. Зритель у нас очень благодарный, отзывчивый. Хотелось бы, чтобы чаще создавались ситуации для различных коммуникаций с ним.

Одним из запоминающихся проектов был инклюзивный спектакль «Люди летают», в котором исполнителями были люди с особенностями развития и профессиональные танцовщики. Нас пригласила в этот проект в качестве хореографов омская организация «Планета друзей», это был действительно социально важный проект. На показ спектакля собралось много зрителей, поддержка была невероятная.

Нельзя сказать, что наша цель или миссия — доносить до людей через движение какие-то общественные проблемы. Мы хотим коммуницировать с людьми посредством танца, вести беседу, диалог на самые разные темы. Иногда это может быть что-то актуальное и злободневное, иногда это отвлеченный «разговор» о чем-то совершенно абстрактном. Творчество тем и прекрасно, что каждый может наделить тот или иной творческий объект своим смыслом. Если вы спросите зрителя после просмотра нашего хореографического спектакля, о чем он был, почти каждый расскажет вам свою версию и интерпретацию того, что он увидел. Здорово, что каждый может откликаться, чувствовать и привносить свое.

В апреле мы организовывали вечер живого танца в музее «Искусство Омска». Это была наша личная инициатива. Хочется, чтобы в Омске для таких проектов, как наш, была возможность выходить на подобного рода площадки. Чаще всего все упирается в финансы — сложно найти достойную площадку за щадящую цену.

В нашем городе есть локальные объединения групп танцоров разных направлений или разных студий, но большого танцевального сообщества в широком смысле слова у нас нет. Возможно, все еще впереди, а возможно, что это несбыточная мечта. С танцорами из других городов мы много общаемся, обмен опытом и новые знакомства для нас действительно важны и ценны. Мы стараемся сами выезжать на мастер-классы в качестве участников в другие города и страны, чтобы набираться опыта, следить за тем, как все развивается, общаться, смотреть спектакли, включаться в совместные проекты. Так же нас приглашают в другие города как преподавателей, исполнителей, хедлайнеров. Мы делимся тем, что есть у нас, а другие делятся тем, что есть у них. В таком процессе обмена и коммуникации есть возможность роста для всех участников — важно не только создавать, но и наблюдать за тем, что создается вокруг тебя.

Мы работаем со всеми, кто приходит к осознанию, что именно сейчас ему необходимо движение. У нас смешанные группы, нет ограничений по возрасту — у нас занимаются люди от 12 до 40 лет. Но это не означает, что если тебе меньше 12 и больше 40, то тебе нельзя присоединиться. Главное — желание, а не возраст.

Монетизация творческой деятельности зависит от сочетания самых разных факторов: место/люди/события вокруг. Кому-то это удается с легкостью, для кого-то этот путь долгое время остается тернистым. Важную роль играет команда, поддержка людей. Идеально, когда есть разделение по направлениям — кто-то генерирует творческую составляющую проекта, кто-то отвечает за техническую, а маркетологи и СММ-специалисты занимаются продвижением. Тяжелее тем, кто пытается все осилить сам. Нужно очень сильно любить и верить в то, что вы делаете, чтобы справляться с такими объемами работы.

Спрос на танцевальные шоу в нашем городе однозначно есть, но и танцы бывают разные. Какие-то пользуются большим успехом, какие-то меньшим. Мы не хотим развлекать зрителя, мы хотим выходить с ним на честный диалог, задумываться вместе с ним о разных вещах, осмыслять и чувствовать. Спрос на такое не очень высок, но аудитория, которой это интересно, все-таки есть. Мы работаем для нее.

Мы просто будем делать то, что всегда делали: дарить людям возможность полюбить движение и танец, получать от этого процесса удовольствие, почувствовать свободу. Придумывать и воплощать новые проекты, знакомить людей с нашим творчеством, импровизацией и с миром современного танца. Привлекать и вовлекаться. Создавать, творить, танцевать, быть! Хотим уже наконец-таки приступить к созданию нового спектакля для нашего дуэта, для которого и идея есть. В последнее время все силы и энергию посвящали продвижению и обустройству пространства, и на реализацию новых идей сил уже не оставалось. Пока только думаем в этом направлении, надеемся, что в ближайшее время получится перейти к действиям.

Человеку, который хочет открыть что-то свое, мы посоветуем хорошенько подумать — взвесить все «за» и «против», постараться просчитать все риски, собрать команду единомышленников, которые смогут помочь и поддержать. Быть готовым к тому, что к творческому процессу будет примешано множество организационных дел и задач, на решение которых потребуется немало сил, времени и энергии. Верьте в свое дело, будьте ему преданы и любите. Но помните, что иногда любовью сыт не будешь.



Если вы спросите зрителя после просмотра нашего хореографического спектакля, о чем он был, почти каждый расскажет вам свою версию и интерпретацию того, что он увидел.



Новосибирск
Рустам Лукин, хореограф, профессиональный танцор, создатель танцевальной студии

Студия появилась в карантинное время и изначально базировалась в небольшом помещении. Мы сами делали ремонт и вкладывались в нее не только финансово, но и душевно, поэтому она и получила название My Vibe. Здесь особая атмосфера, которую я несу с собой и хочу передать другим, это не менее важно, чем сам образовательный процесс. Сейчас у нас уже два больших пространства в Новосибирске, и каждое создано с комфортом — здесь все коррелирует с музыкой, с танцами.

В городской культурной жизни мы еще не успели поучаствовать, так как ездим по всей стране и стараемся нести наше творчество по России. Но в этом году мы запланировали мероприятия по взаимодействию именно с городом — уже нашли людей, которые помогут нам в этом, направят. На самом деле каждый хореограф в студии так или иначе несет определенную философию и затрагивает разные общественные проблемы — в своих работах, в номерах, в преподавании. Мы не ставим это во главу угла, но эти лейтмотивы присутствуют во всех наших постановках.

В Новосибирске классное танцевальное комьюнити, оно неординарное и даже полярное — ты и поддержку от него получаешь, но и соревнуешься с другими тоже. Но аудитория действительно большая, это очень радует. Кроме того, мы всегда в тесном контакте с танцорами не только из России, но и из других стран — обмениваемся опытом на фестивалях и чемпионатах, где ходим друг к другу на мастер-классы. Совсем недавно я ездил в Дубай, где изучал их танцевальный мир.

Наша танцевальная студия учит танцевать с пяти лет. Возрастной контингент у нас разнообразный, к нам ходят и дети, и их родители. В основном же наши ученики — подростки от 16 до 18 лет.

В России очень просто монетизировать свою творческую деятельность, потому что у нас прекрасно развита танцевальная индустрия, да и вообще сфера культуры. В основном это из-за проектов, которые выходят на телевидении и дают большие возможности творческим людям — такие проекты меняют отношение к нашей сфере.

Основное направление, на которое есть сейчас спрос — владение своим телом, избавление от внутренних барьеров и зажимов, раскрепощение. Люди в первую очередь идут за внутренней свободой и чувством легкости, чтобы изменить свою жизнь и получить отдушину.

Самая трудное в работе с творческими людьми — это их волнообразное состояние: в один день утром вы можете быть на подъеме, а вечером сидеть в депрессии из-за какого-то пустяка. Перепады настроения и не самые эффективные навыки самоорганизации — материи, с которыми сложно работать.

Планы на этот год масштабные. Как я уже сказал, поработать с городом, а также продолжать работать над собой, чтобы наше обучение было еще более качественным, дарило людям еще больше комфорта, помогало им творчески реализовываться. Всем, кто хочет открыть свое дело, совет — подумать 10 раз и быть уверенным в своей готовности. Если вы уже решили это сделать, то делайте все качественно — несите культуру в массы, несите правильные знания.

Красноярск
Мария Власова, участница танцевальной лаборатории, хореограф и преподавательница

Наш коллектив называется «Танцевальная лаборатория "Точка зрения"» — это в первую очередь люди, а не место. Мы появились в 2011 году и за это время сменили много мест, участников и целей. Мы сообщество, для участников которого танец стал неким путешествием и языком выражения чувств. Само пространство для нас — переменная. Нам нравится придумывать сложный вопрос и искать ответ. Высказывание одного участника цепляется за высказывание другого, и так создается целая цепочка повествования, из которой и получается перформанс или спектакль. Недостаточно что-то обсуждать друг с другом, поэтому мы идем к зрителям, которые добавляют что-то свое.

Мы не участвуем напрямую в городской культуре, но нам интересно, как тело чувствует город, какие движения рождаются под влиянием той или иной архитектуры. Да и тело само по себе — архитектура. Наш коллектив не старается привлечь внимание к какой-то общественной проблеме, для этого есть социальная реклама.

Нам удавалось поработать с городскими театрами и музеями, в этих структурах всегда есть сотрудники, которым мы интересны. Последний год мы постоянно сотрудничаем с Музейным центром «Площадь Мира». К нам часто обращаются за проведением лабораторий, лекций, показов перформансов на открытиях выставок, например. Мы любим создавать что-то вместе, делать коллаборации.

Комьюнити в Красноярске постоянно меняется. По духу нам ближе сообщество контактной импровизации, современных художников, актеров. Сейчас много танцевальных терапевтов, шаманов и проводников, мы стараемся от них отстроиться, хотя наши методы и взгляды иногда пересекаются. Мы также занимаемся просвещением — читаем теоретические лекции об истории современного танца, приглашаем красноярских преподавателей на мастер-классы. Мы всегда рады приезжим танцором и счастливы с ними поработать. Регулярные занятия будут интересны уже созревшим, взрослым личностям, которым интересно работать с абстрактным мышлением, своим телом. У нас нет акцента на технике, импровизация — вот это важно.

Монетизировать свою деятельность сложно; никто из наших преподавателей не живет только на деньги от танца, потому что это маленький и нерегулярный источник дохода. Для нас это не бизнес и не дело; в первую очередь наша деятельность — искусство, и мы рады, когда это приносит хоть какие-то деньги.

Мы планируем в скором времени провести фестиваль современного танца — именно такого формата мероприятий не хватает в нашем городе. Делаем все без финансирования, силами лишь волонтеров. А вообще в планах снимать красивые хореографические номера и привлекать новые лица в наш коллектив.



Мы планируем в скором времени провести фестиваль современного танца — именно такого формата мероприятий не хватает в нашем городе.



Иркутск
Владимир Лопаев, художественный руководитель театра

В 2013 году я нашел единомышленников и предложил им развивать свое творчество — так наше хобби начало превращаться в профессиональную деятельность. Через пару месяцев мы поставили нашу первую небольшую миниатюру. Изначально у нас не было помещения; просто снимали что-то в аренду и занимались, ставили маленькие постановки. В 2016 году мы смогли открыть собственное помещение, где и базируемся по сей день.

Наш театр находится в Иркутске, и сами спектакли — прямое участие в городской культуре. Мы первый театр танца в городе, первые, кто хочет донести что-то до горожан при помощи тела.Люди привыкли воспринимать что-то через слово, создавать образ и через него расшифровывать информацию, но телесное восприятие сложнее, здесь больше символизма. Телесный образ раскрывается через время, все эмоции, которые мы стараемся передать, осознаются позже. Зритель еще очень мало знает о театре танца, воспринимает это как просто подтанцовку, а не самостоятельный жанр, где можно понимать спектакль через тело.

У нас работают ребята с инвалидностью, и нам сложно привлечь на данные спектакли зрителей — чем дальше на Восток, тем толще социальная граница, и спектакли людьми принимаются сложнее. Но после показов мы слышим много положительных отзывов. Наша задача — поменять именно отношение к людям с инвалидностью, сделать так, чтобы их воспринимали как настоящих актеров. К этой проблеме нужно привлекать внимание, зритель должен не сопереживать, а понимать, что это такой же человек, актер.

Мы делали проекты с городскими музеями, показывали наши спектакли на открытиях выставок в галерее Виктора Бронштейна. Танцевальное сообщество в нашем городе небольшое, но мы общаемся между собой, обмениваемся опытом. Мы также держим контакт с ребятами из других городов — иногда мы к ним приезжаем, иногда они к нам, можем пересекаться где-то на фестивале. Выезжать куда-то всем коллективом бывает сложно, чаще ездим урезанным составом; с одной из участниц нашего театра, Верой Кращук, мы активно гастролируем по всей стране. Недавно выиграли на конкурсе «Территория» и будем выступать в Магадане со спектаклем «Двенадцать присяжных».

Мы работаем с разным возрастом. У нас есть группа с 4-х лет, и они уже выступают на сцене, а верхнего порога нет — реализовать свой потенциал можно в любом возрасте, пока физическое состояние позволяет.

Заработать на творческой деятельности сложно; если у государственных театров есть какой-то бюджет, то в нашем случае мы все делаем сами. Основной заработок — показ спектаклей, ведение групп, какие-то мастер-классы и совместные проекты. Окупить спектакль очень сложно, только если с помощью благотворительности или денежных призов на фестивалях. Продажа билетов — тоже вопрос непростой; люди еще не понимают, что такое театр танца, как его воспринимать. Но в то же время у нас 4–5 спектаклей в месяц, и наш камерный зал всегда полон.

Спрос на шоу в танцевальной среде всегда есть, но он специфичный. Я стараюсь, чтобы в каждом движении, помимо смысла, были ощущения, эмоции. Чтобы зритель внутренне смог участвовать в нашем спектакле, актер должен быть откровенным. Работа с творческими людьми не столько сложная, сколько интересная — хочется раскрыть самого актера, не нарушив баланс, не нагрузить его задачами, но позволить найти внутренние инструменты для собственной реализации. Так же строится работа и с людьми с инвалидностью — я хочу, чтобы они смогли превратить свои особенности в плюсы.

В ближайшее время, к концу сезона, хотим сделать два спектакля — «Детали» и по творчеству Ван Гога. С особенными ребятами мы поставили спектакли «Вера» и «Путь».

Если вы хотите открыть свое дело, то самое главное — верьте в себя и не отчаивайтесь, если что-то не получается. Если ты задаешь миру определенный «заказ», будьте готовы подождать какое-то время. Как говорится, всему свое время, главное — идти вперед и не останавливаться.