Ynkyy: Танец Солнцу в арт-проекте Светы Максимовой

Фольклор как универсальный язык для разговора с миром и собой


В январе прошлого года, еще до того, как трансляция этнического кода стала одновременно и необходимостью, и спасением в новой реальности, Света Максимова начала работу над историей, в которой обратилась к основополагающему культу народа саха, а именно поклонению Солнцу. С ним связан самый важный обряд в культуре саха — танец Осуохай, который ежегодно исполняется в Якутии в честь светила. Для Максимовой оба эти явления фундаментально важны: именно через Осуохай происходила синхронизация с культурой саха с самого детства. Эксперименты со светом в фотографии начались во время учебы и переросли в мультидисциплинарный проект Hidden, которым Максимова занимается сейчас в Венгрии. «Я заметила это год назад: Солнце как символ всегда было частью мировоззренческого базиса, на котором я строю свою арт-практику», — рассказала Максимова.
Хотелось понять, что такое быть саха

Несколько недель до начала съемок проекта Максимова просидела в Библиотеке имени Ленина в Москве, читая книги о якутской культуре. «Мне всегда хотелось понять, что такое быть саха. Я зацепилась за танец как знакомый для себя язык и сконцентрировалась на его значении в культуре», — поделилась художница. Максимова занимается танцами более пятнадцати лет, поэтому движения Осуохай были ей давно знакомы. Разобраться же в значении танца на глубинном уровне и найти то, что может описать мироощущение саха, Максимовой помогла хореограф и режиссер Изабелла Егорова. «У меня сразу появился визуальный образ», — вспоминает Света, и уже в марте художница приехала в Якутск на съемки проекта Ynkyy, что в переводе с якутского означает «танец».

Вот как описывает Осуохай художница. «Классическая версия танца Осуохай состоит из трех частей. Первая часть — "са5алааhын", что в переводе с якутского означает "зачин", "приглашение на танец". Она состоит из выразительных многократных поклонов, символизирующих моления, устраиваемые на древних Ысыахах (ежегодных якутских праздниках лета в честь духов Айыы). Вторая часть называется "хамы ункуу" или "танец шагом". "Хамы ункуу" характеризуется ритмическими шагами по кругу и пением. Траектория ходьбы по кругу вторит ходу Солнца, что также символизирует подъем к Верхнему миру. Каждый виток Осуохая — новая ступень, перетекающая из одной в другую и переходящая в вознесение, полет. "Кетуу" — третья, кульминационная часть танца. По длительности она короче остальных, отличается большей эмоциональной насыщенностью и является концентрацией главных идей Осуохая, а именно идеи вознесения к божествам айыы. Прыжки с ноги на ногу в этой части убыстряются влево и достигают апогея, экстатического состояния души».



В проекте помимо фотографии есть видео и аудиоряд — одной из задач Максимовой было уложить в полторы минуты хронометража саму суть танца, его символизм. Для Ynkyy Осуохай был немного переработан под руководством хореографа Изабеллы Егоровой для небольшой группы перформеров. Реализовать идею в Якутске помогала целая команда — актеры из Театра Танца РС(Я) имени С.А.Зверева-Кыыл Уола и ребята из Колледжа культуры и искусств имени А.Д. Макаровой под кураторством театрального режиссера Оксаны Феофановой. Съемки проходили на Зеленом лугу, в культурном центре «Арчы дьиэтэ» («Дом Арчы»), в студии «Пространство» и во время поездки в национальный парк «Ленские столбы». Художником по костюму стала Бема Лазарева, у которой за спиной несколько полнометражных якутских фильмов. Художниками по гриму были специалисты из студии Place 8 под руководством Нинель Даниловой. Соединил всех продюсер проекта Артемий Чукров. «Я удивляюсь, как нам удалось собрать такую сильную команду из местных специалистов. Благодарна каждому. Ynkyy — коллективная работа», — признается Максимова.

Бессознательно ищу горизонт там, где обитаю

Свете важно подкреплять визуальные эксперименты теоретической базой. «Я много размышляю, много читаю, изучаю книги об истории Якутии и Сибири в целом. Для меня это все еще открытый вопрос», — объясняет художница. С переездом в Москву, а потом и в Венгрию необходимость переосмыслять и представлять себя и свою землю во вне постоянно росла. «Мне важно, чтобы меня воспринимали как саха. Слово "Nationality" здесь обозначает гражданство. В России же это относится к этничности. Саха — это в первую очередь моя этничность, базис мировоззрения, связь с домом. Проекты про Якутию помогают мне в первую очередь исследовать себя и уже через это приходить к общей картине локального социума. Движение от частного к общему — формула, которая является фундаментом моего процесса», — поделилась Максимова.




В поисках формы для трансляции самобытности Максимова осознанно обращается к фольклорным нарративам. «Фундамент многих культур зиждется на базовом понимании окружающего мира, в первую очередь — природы. Несколько лет назад я заметила явные пересечения между древнегреческой мифологией и фольклором древних саха. В то время я активно изучала первое. Не думаю, что знания перетекали географически. Дело в том, что вода для всех — Вода, а солнце — Солнце. Коннотации — это уже следующий вопрос. Культуры обращались и обращаются к базовым элементам мирового устройства, что и создает взаимосвязи. Поэтому мне видится важным обращаться к фольклору», — признается художница.

«Я бессознательно ищу горизонт там, где обитаю, потому что родилась с ощущением дали. В Якутии горизонт можно увидеть практически отовсюду. Чувствовать пространство — удивительно», — рассказывает Максимова. «Домой» Свету возвращает природа и родные звуки. Художница возит с собой хомус и слушает трэки якутских коллективов Ayarkhaan, Elements of Dust и Uraan. Живя и работая на стыке культур, Максимова исследует, как быть носителем определенной этнической идентичности, признавая неизбежный синкретизм мировоззрения современного человека. «Параллельно открываю для себя новые медиумы, учусь играть на хомусе, генерировать звук, делать аудиовизуальные эксперименты. Впереди очень много работы!» — делится Максимова.