Документация вдохновения: Скетчбуки Яны Ивановой

Творческая хроника длиной в десятки страниц коллажей и иллюстраций


Яна Иванова — дизайнер, иллюстратор и коллажист из Омска. Яна училась в бывшем ОГИСе (теперь ОмГТУ) на кафедре «Дизайн костюма». Сейчас она работает в команде бренда Staff Brothers, параллельно занимаясь собственными творческими проектами — создает коллажи и проводит мастер-классы по коллажированию, занимается дизайном театральных костюмов и работает с локальными фотографами.


Свои творческие поиски Яна документирует в серии скетчбуков — эта привычка появилась еще в школе и сохранилась во время учебы в вузе. Освоив технику коллажа на спецрисунке (дисциплине, на которой студенты прорабатывают способ рисования фешн-эскизов), она нашла быстрый способ передачи идей, ощущений и смыслов: «Как паззл собираешь картинку».

Самый любимый «пухлый красный скетчбук, который только благодаря резиночке можно закрыть» — стал первым в серии из десятков разных форм и размеров. «В нем случились одни из самых классных экспериментов на тот момент, там был замес зеркал, тканей, чеков, билетов, блесток, бусин. Вообще, скетчбук для меня — это всегда про эксперимент с техникой, материалами, размерами», — рассказывает Яна. Так в скетчбуках соседствуют билеты на автобусы и в музеи, чайные пакетики, чеки из магазинов, журнальные вырезки и графика. «Зеркала до сих пор случаются в моих работах, как пригласительный билет в мир коллажа/иллюстрации. Зритель может "войти" в него, "примерить" на себя», — комментирует художница.

Используя эксперименты внутри скетчбуков, на их основе Яна создает иллюстрации, принты и большие работы на холстах: «Просматривая старые развороты, могу соединять "картинки" между собой или воспользоваться новым приемом. В скетчбуке меньше страха чистого чистого листа, чем перед холстом или большим проектом». Художница также использует скетчбуки для творческой разрядки: «Для меня самым простым способом расслабиться является рисование стилизованных лиц — могу после работы или в выходные в быстром темпе позаполнять таким образом пару страниц. В целом все мои работы скорее про эмоцию, импровизацию и быстрый процесс, чем про долгие поиски, выстраивание композиции. Мне так интересней».